Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения
презентация к уроку на тему
Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_bezopasnost.pptx | 298.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная среда понятие , которое в последнее десятилетие широко используется при обсуждении и изучении проблем образования. В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда
Психологическая безопасность и образовательная среда Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессового воздействия и пребывания человека в боевой обстановке. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как : состояние сохранности психики человека ; сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверитель-ном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения является среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к неи ̆), характеризующаяся преобладанием гуманистической̆ центрации у участников (т. е. центрации на интересах (проявлениях) своеи ̆ сущности и сущности других людеи ̆) и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.
При проектировании образовательной среды учитываются следующие требования : - личностная ориентированность, т. е. направленность на личность обучающегося как цель; - синергетичность развития ученика (его способность к самоорганизации): чем больше учащийся влияет на цели, содержание и ход своего образования в образовательной среде, тем большее влияние она на него оказывает, тем больше она может называться личностно-ориентированной; - назначение образовательной среды состоит в том, чтобы ее элементы воздействовали на обучающего и побуждали его к самообучению, саморазвитию; - критериями функционирования образовательной среды являются качества личности обучающегося, формирующиеся в данной среде; - образовательная среда должна обладать такими качествами, как креативность, гибкость , изобретательность, оригинальность, самобытность, продуктивность; - образовательная среда должна способствовать развитию внутренней мотивации
Модель психологически безопасной образовательной среды включает: защищенность от психологического насилия; референтную значимость окружения; удовлетворенность в личностно-доверительном общении .
Работа в направлении создания психологической безопасности образовательной среды должна основываться на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. Психологически безопасная образовательная среда должна способствовать удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей индивида, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивать личностное развитие участников образовательной среды.
Концепция психологическои ̆ безопасности образовательной̆ среды – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия . При анализе общей концепции безопасности отмечается, что центральным ее понятием является угроза. Что же угрожает участникам образовательной среды в процессе взаимодействия? Что может выступать препятствием на пути их взаимодействия? От чего следует их защищать, чтобы создать психологическую безопасность? Источник угрозы при данном подходе носит социально-психологический характер и выступает в качестве проявления психологического насилия, создающего как внутреннюю, так и межличностную напряженность. Основную угрозу представляет психологическое насилие, снижение уровня которого во взаимодействии может выступать основным направлением по созданию психологической безопасности образовательной среды в школе .
Проблема безопасности стоит крайне остро в связи с непрекращающимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ. Физическое насилие имеет юридическое определение, осуждается с педагогических позиций, понятно по формам своего проявления. А что же мы знаем о психологическом насилии? К сожалению, не очень много. Общее определение звучит так: насилие — это такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое неправомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания. То же самое относится и к угрозе такого воздействия .
При анализе данной проблемы чаще всего обращают внимание на ситуации открытого противоборства, агрессии, жесткого столкновения сторон. Но есть сфера человеческой жизни, где насилие не выражено так ярко и его воздействие не выглядит таким очевидным, однако в действительности оно имеет самые разрушительные последствия для человека как Личности. Речь идет о сфере взаимоотношений Взрослого и Ребенка — о воспитании, образовании и каждодневном общении. Насилие — знак неравенства между людьми, властный компонент межличностных отношений. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие, которому множество детей и подростков подвергается в школе, имеет часто очень серьезные последствия для их психического здоровья .
Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешним — когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что взрослые называют нарушением дисциплины, непослушанием, «актом неповиновения». Внутренним — когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия . И внешнее, и внутреннее сопротивление осложняет систему взаимоотношений взрослого и ребенка, разрушая, прежде всего, личностно каждого из них. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где человек подвергается насилию. Снижение психологического насилия в образовательной среде школы, являясь основным направлением по обеспечению психологической безопасности, может также выступать одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной — наркотической) и к укреплению психического здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Среда, пораженная насилием, создает желание уйти, избавиться от деструктивного для личности воздействия и, как следствие, порождает безнадзорность — одну из важнейших социальных проблем современного общества.
1 . Образование есть отрасль человекопроизводства . Это означает, что школа как социальныи ̆ институт, производящий «сверхсложный̆ продукт» – личность, способную к самоактуализации , – должна создавать стабильные условия для его производства, использовать технологии, которые в минимальнои ̆ степени несут в себе риск вреда процессу формирования и развития личности, обеспечивать его устойчивость и сопротивляемость негативным воздействиям социальнои ̆ среды. В психологическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарнои ̆ системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля над человеком, то в гуманистическои ̆ парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения», создают условия для развития и раскрытия личностного потенциала. Таким образом, можно выделить основные положения концепции психологическои ̆ безопасности образовательнои ̆ среды :
2 . Образовательная среда является частью образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурнои ̆ идентификации детеи ̆ и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационнои ̆ структурои ̆, обеспечивающеи ̆ решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической̆ сутью которых является создание образовательнои ̆ среды. Важным условием, придающим образовательнои ̆ среде развивающий̆ характер, является ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательнои ̆ политики, направленнои ̆ на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологическои ̆ безопасности образовательнои ̆ среды. Основные положения концепции психологическои ̆ безопасности образовательнои ̆ среды:
3 . Для психологической̆ безопасности образовательной̆ среды существуют угрозы. Основной̆ угрозой̆ во взаимодействии участников образовательной̆ среды является получение психологической̆ травмы, в результате которой̆ наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей̆ , т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации . Основной̆ источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия. Основные положения концепции психологическои ̆ безопасности образовательнои ̆ среды:
Весь педагогический состав совместно с родителями должен искать пути и средства для решения вопроса — как избежать насилия в школе? Им необходимо быть последовательными и постоянными в следующих действиях: — Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес. — Если что-либо испортило репутацию подростка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет ребенка, показав его в выгодном свете. — Учителям важно различить и дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса. — Недопустимо учителю оценивать и обсуждать неблагополучные личные качества ребенка на глазах всего класса. Недопустимо сравнивание способностей учеников между собой. — Мудрый, не безразличный к детям, классный руководитель будет объединять класс совместными мероприятиями: поездками, спектаклями, участием в школьных мероприятиях. — Наиболее активных учеников нужно поощрять проявлять свои способности для самоутверждения, но в мирных целях. — Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы избегать давать детям почувствовать себя невостребованными или отвергнутыми. — Избегать соревнований и соперничества. — Беседовать с агрессивными учениками о причинах их злобы.
Правильно организованная воспитательная среда дает детям богатые возможности для развития и формирования личности. Это возможности: свободы принятия школьником решения о его вхождении в воспитательную среду; свободы выбора ребенком деятельности (ее содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения; построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; более интенсивного проживания различных ролей; выбора различных коллективов, общностей и их интенсивной смены; освоения различных сред: культурной, природной, информационной и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информационная образовательная среда образовательного учреждения и программа информатизация школы»
ИОС...
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Определение образовательной среды образовательного учреждения
В работе даётся описание определение организационной и образовательной среды школы. данная работа проводилась с целью подготовки проекта программы развития школы....
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Реферат "Безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения"
В представленном реферате рассмотрены следующие вопросы:1. Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований2. Взаимодействие участнико...