Методическая разработка: «Виртуальная учительская как часть внутришкольной информационной образовательной среды»
методическая разработка на тему
Виртуальная учительская - рабочая среда, предназначенная для внутренней коммуникации и взаимодействия персонала школы, а также решения ряда внутришкольных организационных и управленческих задач. Рассматривается, как инструмент вовлечение учителей в управление/соуправление школой, как средство организации сетевого взаимодействия учителей и администрации. Перед вами готовый проект по внедрению и использовнию возможностей виртуальной учительской в ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_virtualnaya_uchitelskaya.doc | 1009 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 403 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Виртуальная учительская как часть внутришкольной
информационной образовательной среды»
Методическую разработку подготовил:
Методист школы № 403
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Щербаков Виктор Алексеевич
Санкт-Петербург
2017
Содержание
1. Обоснование актуальности темы проекта 5
3. Анализ ситуации и желаемые результаты 7
3.2. Анализ действующих моделей виртуальной учительской 8
3.3. Анализ кадрового обеспечения 17
5.1. План реализации проекта виртуальная учительская 23
5.2. Ожидаемые результаты от реализации Проекта 25
5.3. Схема взаимодействия участников виртуальной учительской 28
5.4. Направления развития виртуальной учительской 29
6. Процедура и содержание оценивания проекта (детализация желаемых результатов и средств их верификации). 30
7. Календарный план проекта 32
8. Контрольные и проблемные точки мониторинга проекта 33
9. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов 34
10. Риски проекта и меры по их преодолению 35
Список используемых источников и литературы. 37
Тема проекта: Виртуальная учительская как часть внутришкольной информационной образовательной среды
- Паспорт проекта
География проекта | Санкт-Петербург, Ленинградская область | |||
Целевая социальная группа | Администрация и педагоги образовательных учреждений | |||
Партнеры-участники проекта | ||||
Cрок и продолжительность проекта | Разработка 3 мес. Внедрение от 6 до 12 мес. | |||
Стоимость проекта | Требуется | Привлечено | Волонтерство | |
50 т.руб. | Не требуется | Не требуется | ||
Аннотация проекта | Построение модели виртуальной учительской образовательного учреждения представляет собой комплексную систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой участники учебного процесса - администрация и учителя. Создать виртуальную учительскую, соответствующую целям и задачам XXI века, можно только на основе реализации комплекса мероприятий, включающего: • техническое обеспечение школы, развитие компьютерной базы, создание школьной локальной сети: доступные, надежные, современные компьютеры, предназначенные для решения образовательных задач. • подключение к сети Интернет: доступное, высокоскоростное соединение с Интернет, не менее 2 Мб/с. • профессиональное развитие, повышение ИКТ-компетентности учителей: широкий спектр курсов повышения квалификации учителей, позволяющих им приобрести необходимые знания и умения для интеграции компьютерных технологий в учебный процесс. • автоматизацию управленческой деятельности: автоматизация документооборота, управления и планирования учебной деятельности. |
- Введение
Термин «информатизация» уже прочно укрепился в образовательной среде. Но под этим не стоит понимать только использование ИКТ в самом образовательном процессе. Применение и успешное внедрение информационных технологий в управленческих целях в современных условиях является залогом устойчивого развития образовательной организации на рынке соответствующих услуг.
Цель информатизации образования состоит в рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формирования новой информационной культуры путем индивидуализации образования.
В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития социума. За короткий период в образовательной сфере стали применяться новые информационные технологии, выявилась особая роль использования сети Интернет в образовательном процессе.
Глобальная информатизация и формирование информационно-коммуникационной среды требуют создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе. Поэтому образовательная среда стала информационно-коммуникативной образовательной средой (ИКОС), где эти ее свойства являются неразрывно связанными.
Коммуникационная среда - совокупность условий, позволяющих субъектам данной среды реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу. Следовательно, ИКОС должна помочь в формировании и развитии компетентности в области использования ИКТ в управленческом процессе. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию.
Идея внедрения виртуального взаимодействия является одной из актуальных на современном этапе развития для российской школы. Позитивная составляющая данного проекта заключается в том, что при его реализации сохраняется внутриорганизационная и межличностная коммуникация педагогов и администрации ОУ, так и расширяется внутришкольная информационная образовательная среда, что отвечает современным потребностям общества и стандартам. Под виртуальным взаимодействием понимаем единую информационную среду, доступную для каждого педагога в ОУ – виртуальную учительскую.
- 1. Обоснование актуальности темы проекта
Особенность современного этапа развития системы образования состоит в том, что проблема информатизации уже не может рассматриваться как инструментально-технологическая. В текущих условиях, когда активно внедряются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), основным фактором, определяющим качество информатизации образования, следует выделить качество использования ИКТ в образовательном процессе школы, которое определяется не столько наличием принтеров, компьютеров, сканеров в школе, сколько их эффективностью, т.е. реальным системным использованием на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
Приоритетными становятся содержательные аспекты проблемы, а именно:
- готовность учителей к системному использованию ИКТ в своей профессионально-педагогической деятельности (учитель должен владеть основами работы на компьютере, уметь использовать возможности ИКТ в своей профессиональной деятельности, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству в сети Интернет с использованием облачных технологий);
- наличие соответствующих технологий использования информационных ресурсов в процессе ведения электронного документооборота;
- качество информационных образовательных ресурсов;
- наличие системы информационного обеспечения школы, включающей автоматизацию документооборота, управленческий, социально-психологический и образовательный мониторинг.
Следует отметить, что требования нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС): эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться ИКОС - системой информационно-коммуникационных образовательных ресурсов и инструментов, которая является важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования. Поэтому в условиях перехода к новым ФГОС необходимо привлечь ИКТ для решения новых педагогических задач, которые ставит перед нами государство. Для решения данных задач нами выбрана тема проекта: «Виртуальная учительская как часть внутришкольной информационной образовательной среды».
- 2. Цели и задачи проекта
Цель – создание виртуальной учительской в образовательном учреждении для внутриорганизационной коммуникации, способствующей повышению качества образовательного процесса.
Задачи:
- Аудит коммуникационной среды в ОУ и существующих информационных ресурсов, используемых в образовательной сфере;
- Создание и внедрение виртуальной учительской на базе облачных технологий Google для повышения качества образовательного процесса;
- Организация методического сопровождения педагогов в целях обучения навыкам работы с виртуальной учительской.
- 3. Анализ ситуации и желаемые результаты
- 3.1. S.W.O.T.-анализ
Сильные стороны - оптимизация управления и координации действий администрации и педагогов в ОУ; - доступность и прозрачность информации, а также скорость ее передачи; - автоматизация и унификация форм отчетности; - экономия расходных материалов | Слабые стороны - цифровое неравенство в регионах РФ; - недостаточный уровень ИКТ-компетентности в ОУ; - ненамеренное удаление информации; - несвоевременное обновление контента |
Возможности - организация совместной работы администрации и педагогов; - удобство планирования рабочего времени; - соблюдение культуры общения в виртуальной среде; - удобство в построении отчетности и графиков; | Угрозы - неприятие формы работы в виртуальной среде; - особенности нормативно-правового регулирования (Прокуратура, Роскомнадзор и др.); - сбои в работе Интернета, а также различные техногенные сбои; - ненадлежащая защита данных |
- 3.2. Анализ действующих моделей виртуальной учительской
Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства. Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность такого перехода, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование и сопровождение всех участников образовательного процесса.
Виртуальная учительская не только позволит наладить информационный обмен внутри школьной среды, но и позволит наладить работу в коллективе с использованием новых технологий, позволит избавиться от многих рутинных операций (см. Приложение 1).
Виртуальная учительская - это общий универсальный ресурс, и одной из основных задач становится выбор платформы для его размещения. На сегодняшний день существует несколько готовых решений в данной области. Каждое ОУ вправе выбрать свой собственный путь развития виртуальной учительской. Существуют как коммерческие предложения на рынке, так и готовые бесплатные решения на различных платформах.
Среди всего многообразия коммерческих вариантов можно выделить такой продукт как 1С ХроноГраф.
Программа «1С:ХроноГраф» является совместной разработкой фирмы «1С» и компании «Хронобус» и предназначена для решения задач автоматизированной консолидации отчетных данных из подведомственных образовательных учреждений и подготовки сводной отчетности на муниципальном уровне. Данная программа содержит объединенный и значительно расширенный функционал пакетов «1С:ХроноГраф Кадры для Управлений образования ПРОФ» и «1С:ХроноГраф Контингент для Управлений образования ПРОФ» и многое другое.
Программа позволяет как самостоятельно заполнять базы данных и отчетные формы подведомственных учреждений, так и загружать их из пакетов «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» и выше, «1С:ХроноГраф Оплата Труда», «1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера ПРОФ» и другие.
Программа «1С:ХроноГраф» обеспечивает выполнение следующих функций:
- Ввод данных об Управлении образования.
- Формирование структуры Управления образования.
- Загрузку (или самостоятельное формирование) и ведение баз данных подведомственных учреждений.
- Формирование, ведение и архивное хранение сводной и детализованной информации о сотрудниках подведомственных образовательных учреждений (ОУ).
- Формирование, ведение и архивное хранение сводной и детализованной информации об учащихся подведомственных ОУ.
- Обработку информации ротации сотрудников и о движении учащихся.
- Контроль за формированием и ведением документации конкретных образовательных учреждений.
- Сбор и хранение данных об учащихся в формате ЕГЭ.
- Ведение Книги приказов по Управлению образования.
- Подготовку отчетной документации.
- Полноценный обмен информацией с другими программами.
На основе сформированных данных подведомственных учреждений, в программе готовится консолидированная отчетная документация, структурированная по следующим основным типам:
- Общие характеристики подведомственных образовательных учреждений, в том числе количественный состав учреждений, организация режима их работы и занятий учащихся.
- Основные характеристики кадрового состава подведомственных образовательных учреждений (администрации и педагогических работников).
- Отчеты по комплектованию, формам обучения учащихся и распределению выпускников образовательных учреждений.
- Отчеты по оценке эффективности и результативности обучения, в том числе по ступеням и типам классов.
- Отчеты по количественным показателям достижений учащихся во внеучебной деятельности и предметных олимпиадах.
Кроме этого, встроенный в программу конструктор позволяет самостоятельно создавать шаблоны отчетных форм для подготовки необходимых отчетов на основе баз данных подведомственных учреждений.
В течение последний лет в тысячах школ более чем 20-ти регионов РФ в рамках федерального проекта "Информатизация системы образования" осуществляется процесс массового внедрения системы администрирования "1С:ХроноГраф Школа 2.5", современные варианты программы начинаются с версии 3.0.
В ходе реализации проекта в других ОУ, наряду с очевидной успешностью целого ряда административных и учетных задач, был выявлен ряд наиболее общих для абсолютного числа школ России ключевых проблем, связанных с встраиванием систем автоматизации в организацию их работы, таких как:
- Отсутствие динамически доступных компьютеров на рабочих местах сотрудников школы - от директора и завуча до классных руководителей и преподавателей-предметников.
- Отсутствие аппаратных и программных (системных) выделенных серверов, без которых невозможна эффективная организации сетевой многопользовательской работы с единой базой данных школы.
- Отсутствие профессиональной системной и технической поддержки, особенно важной при организации необходимой "сетевой" работы недостаточно опытных пользователей.
Попытки использовать для решения административных задач потенциал имеющихся в школе кабинетов информатики, как правило, мало эффективны, а иногда приводят к отрицательным результатам, так как не только не решают вышеперечисленные проблемы, но и добавляют новые, связанные с невозможностью одновременной реализации учебного компьютерного класса для учащихся - с одной стороны, и закрытой "безопасной" информационной среды для сотрудников школы - с другой.
К сожалению, при огромном потенциале данного продукта, он остается интересным, но коммерческим предложением. Одна копия 1С:ХроноГраф стоит приблизительно 18000 рублей. В условиях современной экономической системы, внедрение данного продукта становится крайне проблематичным для бюджетного учреждения.
Еще одним интересным продуктом в данной области является виртуальная учительская на портале Дневник.ру.
Дневник.ру – бесплатная закрытая образовательная сеть для учебных заведений. Совмещает в себе: - электронный документооборот; - дистанционное образование; - социальную сеть. Проект поддерживается Министерством Образования и науки РФ, региональными департаментами и комитетами образования. Дневник.ру – дважды лауреат национальной «Премии Рунета» («Учительский интернет-проект», «Электронное государство в информационном обществе»).
В апреле 2012 года Дневник.ру завоевал международную премию World Summit Award как победитель в категории E-Learning & Education. В августе 2012 года компания стала резидентом инновационного центра Сколково. В 2013 году получила эксклюзивный статус «Самая инновационная компания мира 2014» по версии Всемирного экономического форума.
Дневник.ру - закрытая информационная система со строгим порядком регистрации образовательных учреждений и пользователей. В системе учтены все требования безопасности и федерального закона №152 «О персональных данных», а для работы в ней потребуется только компьютер с доступом в интернет.
Основные сервисы и возможности системы Дневник.ру:
1. Персональный профиль для каждого пользователя: - шаблонная страница, где вы можете рассказать о себе- электронная почта с функцией прикрепления файлов- персональное "файлохранилище", не лимитированное объёмом и типом информации- календарь и адресная книга
2. Электронный дневник учащегося, заполняемый учителем, доступный ученикам и их родителям: - оценки- домашние задания- расписание уроков и факультативов
3. Электронный журнал учителя: - оценки и комментарии- мониторинг успеваемости, посещаемости.
4. Библиотека художественной литературы по программе курсов общеобразовательных предметов
5. Медиатека: - материалы для самостоятельного образования, тестовые задания по предметам международных олимпиад и конкурсов, задания в формате ЕГЭ- вспомогательные материалы для учёбы: пособия, справочная литература, словари и энциклопедии- игровые программы обучающего характера, учебные видеофильмы и аудиокниги- научно-методические разработки- педагогические пособия и справочники для учителей и родителей
6. Конструктор школьного сайта
7. Инструменты отчётности и планирования для администрации школы и учителей
8. «Виртуальные классы» дистанционного обучения
9. Объединения и ассоциации, посредством создания "групп" пользователей
10. Выделенный родительский форум и учительская
К сожалению, сервис Дневник.ру не является “полноценной” виртуальной учительской, т.к. Виртуальная учительская - рабочая среда, предназначенная для внутренней коммуникации и взаимодействия персонала школы, а также решения ряда внутришкольных организационных и управленческих задач. Сервис предоставляет ограниченные возможности внутришкольной коммуникации. Фактически, в нем на высоком уровне реализована только функция полной статистики, включающая в себя как стандартные ведомости и отчёты образовательной организации, так и дополнительные. Отчёты в школе, которые раньше заполнялись вручную, теперь можно сформировать автоматически. Но это лишь часть того, что непосредственно требуется от виртуальной учительской. Все данные обновляются в режиме реального времени, что является плюсом. Данный портал служит скорее, как дополнение к внутришкольной работе, но не может полноценно заменить ее, предложить весь необходимый перечень функций.
На сегодняшний день, наиболее удобным и оптимальным инструментом в создании виртуальной учительской являются сервисы Google.
Google Apps для учебных заведений – это пакет облачных, то есть размещенных на серверах компании Google, приложений для планирования и управления совместной деятельностью, совместной работы и общения, публикации материалов, хостинга видеоматериалов и многих других инструментов, необходимых в работе современного учреждения образования. Google Apps является эффективным сервисом для построения информационно-образовательной инфраструктуры школы. С помощью этого сервиса любое образовательное учреждение может создать и сконфигурировать собственный домен, в который входят аккаунты пользователей, сервисы, к которым у этих пользователей есть доступ и система управления ими.
Если публичный Google аккаунт - это индивидуальный ключ пользователя к сервисам Google, то домен Google Apps - это связка ключей, которую мы надежно держим в своей руке. Google Apps для учебных учреждений позволяет создать рядом с “большим” облаком сервисов Google свое собственное, маленькое облако, которое мы наполняем, конфигурируем и доступ, к которому мы предоставляем самостоятельно и в соответствии с правилами и программами, принятыми в школе.
Администраторы школьного домена Google Apps для учебных учреждений получают возможность настроить свой домен таким образом, что доступ различных категорий пользователей к возможностям и инструментам, которые содержит этот домен, будет строго регламентирован. Директор школы и завучи будут иметь полный доступ к управленческой информации, учителя - к планам уроков и инструментам совместной учебной деятельности.
Поскольку Google Apps для учебных учреждений представляет собой полностью защищенную, безопасную среду. Эта возможность оказывается исключительно важной в свете требований ФГОС начального и общего образования.
В результате конфигурирования школьного домена Google Apps в школе складывается структура пользовательских аккаунтов, позволяющая организовать эффективное взаимодействие между пользователями. В домене Google Apps существует возможность гибко управлять его структурой. Школа, выстраивающая свою информационно - образовательную среду с помощью этого сервиса, может сконфигурировать его таким образом, чтобы доступные его пользователям службы максимально соответствовали их образовательным потребностям. В структуре домена Google Apps можно выделить три уровня:
1. Ядро пакета Google Apps составляют шесть сервисов, бесперебойная работа которых гарантируется пользовательским соглашение. Это соглашение администрация школы подписывает с компанией при регистрации Google Apps. В число этих базовых сервисов входят электронная почта Gmail, календарь Google, сайты Google, сервис приложений совместного редактирования Диск Google, служба контактов и клиент мгновенной связи Google Chat. Если мы развернули Google Apps для своего домена, то можно быть уверенным, что эти сервисы будут работать всегда и везде.
2. Следующий «слой» домена Google Apps – это более шестидесяти сервисов, разработанных компанией Google, которые также могут быть бесплатно подключены к домену. Среди сервисов второго слоя – сервис видеохостинга Youtube, социальная сеть Google+, CMS Блоггер, Google Аналитика и многое другое. В подавляющем большинстве случаев пользователи Google Apps даже не замечают разницы между приложениями первого и второго слоя. Все они хорошо известны и пользуются заслуженной популярностью у пользователей продуктов Google. Но разница есть. Если круглосуточная функциональность и техническая поддержка сервисов первого слоя гарантированы пользовательским соглашением, то на сервисы второго слоя оно не распространяется.
3. Внешний, слой домена Google Apps составляют продукты, разработанные не Google, а партнерскими компаниями. Среди них такие известные сервисы, как Zoho, сервис организационных диаграмм Lucid Chart, онлайн графический редактор Aviary и т.д. Подключаются они через галерею приложений Google Apps. Администратору Google Apps, устанавливающему их в свой домен, необходимо иметь в виду, что это продукты сторонних компаний и за их функциональность и техническую поддержку Google ответственность не несет. Справедливости ради надо отметить, что Google заботится о качестве приложений, подключаемых к Google Apps и включает в свою галерею только продукты серьезных и надежных разработчиков. Сервисы второго и третьего уровня представляют собой уникальный набор инструментов совместной творческой деятельности обучающихся, проектирования учебных ситуаций, ориентированных на формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные преимущества сервиса Google for Education:
- Облачные технологии. Их основным признаком является то, что человек авторизуется (т.е. регистрируется и поучает имя и пароль) на некотором интернет-ресурсе, сохраняет там свою информацию и получает к ней доступ в любое время и в любом месте. Теперь работать можно на любом устройстве, будь то планшет, компьютер в библиотеке, домашний компьютер или даже обычный смартфон. Данные всегда будут надежно защищены, а привычный интерфейс сделает работу проще.
- Доступ к огромному количеству информации. Доступ к интересным книгам, познавательные видео, качественные учебные приложения и многое другое для успешного образовательного процесса.
- Совместная работа в режиме реального времени. Веб-инструменты дают возможность преподавателям и администрации обмениваться информацией и решать все вопросы быстро и эффективно – для этого даже не нужно собираться вместе.
- Доступное и бюджетное решение. Благодаря доступным устройствам с возможностью централизованного управления и бесплатным продуктам Google Apps применение технологий в образовании легко вписать в небольшой бюджет. При не будет никаких проблем с обновлением приложений и контента – оно происходит одновременно на всех устройствах.
Основные сервисы Google для виртуальной учительской:
YouTube. YouTube-это видеохостинг или видеохранилище, где находятся миллионы видеороликов разного содержания, тем, направлений. Возможности YouTube http://www.youtube.com/ позволяют смотреть, загружать и публиковать видео. Для учителя это возможность создания видеоуроков по своему предмету, инструкции по работе с сервисами, создание плейлистов с работами коллег, учеников и презентаций, слайд-шоу. Вы можете подписываться на видеоканалы коллег, различных образовательных сайтов и платформ.
К тому же есть возможность проведения видео-конференций. Можно проводить онлайн-совещания, конференции, вебинары с записью и автоматическим выкладыванием в ютуб.
Picasa Продукт Picasa http://picasa.google.ru/ ищет, редактирует и публикует фотографии. Здесь есть возможность создания веб-альбомов различной тематики, направлений, задач и возможностями просмотра. Из фотографий или картинок, загруженных в веб-альбом можно создать слайд-шоу.
Документы http://docs.google.com/ позволяют создавать презентации, формы, рисунки и таблицы. Презентации могут быть созданы по любой теме на любом языке для любого предмета. Это может быть инструкция, урок, знакомство с коллегами, выставка, портфолио.
Формы применяются для создания опросов и анкет среди коллег. Очень удобно провести анализ данных и есть возможность получить графику по полученным результатам. Вы можете добавлять не только текст, но и видео, изображения. Рисунки можно использовать для создания интерактивных рабочих листов. Интерактивный рабочий лист-это лист, наполненный рабочим контентом: текстом, рисунками, графикой определенного содержания для решения поставленных руководством задач.
Гугл- таблицы могут быть использованы для создания списков класса, отчетов, листов продвижения по предмету или проекту, для составления задач в любой области предмета используя графики, рисунки и многое другое. На все документы можно дать права просмотра, комментирования и редактирования, что дает возможность коллективной работы в онлайн-режиме нескольким участникам.
Gmail http://mail.google.com/ это почтовая система с возможностью поиска по сообщениям и эффективной защитой от спама. Здесь есть возможность работать в чате, провести видео-конференцию и написать сообщение не открывая письмо.
Календарь С помощью календаря http://www.google.com/calendar/ учитель составляет свой график и делиться мероприятиями со своим коллегами, отправляя им напоминания о предстоящих мероприятиях через почту или СМС.
Сайты http://sites.google.com/ для учителя это возможность реализации современных требований ФГОС. Это разработка и проведение дистанционных уроков, курсов, конференций, предметных недель, конкурсов, обмена опытом, публикации материалов.
Blogger http://www.blogger.com/ предоставляет возможность учителю создавать свои блоги на любую тематику, выкладывать информацию по урокам, домашним работам, социальным сервисам.
Группы http://groups.google.com/ -для администрации и учителя — это как почта, быстрая рассылка сообщений зарегистрированным участникам на почтовый ящик. Можно создать группу родителей, коллег, учеников, обсуждение вопросов, консультации и многое другое.
Электронная образовательная среда КМ-школа создана компанией “Кирилл и Мефодий”, одним из ведущих отечественных разработчиков и производителей электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Это программный комплекс нового поколения, предназначенный для формирования информационной образовательной среды учебного заведения, в которую входят учебно-методические ресурсы и мультимедийные средства работы с ними как во внешней среде – интернете, так и в локальной сети школы.
Сам продукт работает на основе клиент-серверной технологии: на выделенном сервере (с ОС Windows) устанавливается серверная его часть, а на рабочие машины учителей ставятся клиентские части. Является платным. Недостатки для внедрения:
1. Наличие в каждом кабинете компьютера с установленным клиентом КМ-Школа.
2. Отсутствие в локальной сети лицензионного сервера под управлением Windows 2000 | 2003 | 2008 с необходимым числом клиентских лицензий.
3. Наличие недостаточно исполнительных, компетентных сотрудников для ведения виртуального учебного процесса параллельно реальному
4. Наличие ежегодной подписки на продукт.
Сводная таблица: Выбор платформы для создания виртуальной учительской
Название платформы | Коммерческий/Бесплатный | Работа с применением облачных технологий | Простота использования | Наличие дополнительных сервисов | Сложность в обучении персонала |
1С ХроноГраф | коммерч. | нет | сложно | да | сложно |
Дневник.ру | бесплатно | нет | средняя сложность | нет | средняя сложность |
КМ-Школа | коммерч. | да | сложно | да | сложно |
Google for Education | бесплатно | да | средняя сложность | да | средняя сложность |
- 3.3. Анализ кадрового обеспечения
Успешное решение задач информатизации невозможно без кадрового обеспечения. Оно должно соответствовать инновационным преобразованиям в школе и коллективе и быть связанным с внедрением ИКТ в процесс управления школой.
Кадровый состав
Для администрации школы необходимо тщательно продумать и выработать программу действий по преодолению цифрового разрыва и его проблем-спутников.
Цифровой разрыв, цифровое неравенство, в некоторых переводах - цифровой барьер - термин, появившийся уже в XXI веке. Для разных стран и разных ситуаций интерпретируется по-разному, но суть от этого не меняется. Практически всегда - это обозначение разницы в возможностях доступа к информации и к образованию для разных категорий населения/разных возрастных и социальных групп. Например, традиционные СМИ вытесняются "новыми медиа", а информационные каналы быстрыми темпами мигрируют в Интернет. Отсутствие у какой-то группы людей доступа к последнему или неумение пользоваться компьютером, автоматически означают проявление «цифрового разрыва» и появлению «проблем-спутников». В школе эти проблемы появляются, если они не обсуждаются, не формулируются коллективно, не осознаются, или относятся целиком за счет каких-то других факторов.
В данном случае надо обратить внимание на:
- Разрыв между какой-то частью учителей школы, постоянно развивающих свои навыки ИКТ, и другой (часто явно преобладающей по количеству) частью учительского коллектива, не пользующейся Интернетом вообще, или пользующейся очень мало. Проблемы - отсутствие свободного обмена информацией и пространства для открытых дискуссий, отсутствие профессиональной кооперации между учителями, несформированность коллективного запроса на повышение квалификации, ухудшение перспектив профессионального роста учителей.
- Разрыв между продвинутыми учителями - одиночками-первопроходцами, применяющими ИКТ в преподавании своего предмета, живущими активной сетевой жизнью, и администрацией, еще не оценившей инновационный потенциал технологий для управления школой. Бывает, правда, и наоборот: когда более продвинутой в отношении пользовательских навыков оказывается администрация. Наблюдаемые здесь проблемы – это неэффективное управление школой, плохая обратная связь, невключенность учителей в управление школой, высокая вероятность конфликтов и управленческих кризисов, ухудшение перспектив на проведение любых преобразований в школе.
Поэтому первое, что необходимо сделать – это удовлетворить потребность учителей, педагогов, администрации ОУ в обучении на соответствующих курсах повышения квалификации по овладению современными компьютерными технологиями. Ведь эффективность применения ИКТ во всем образовательном процессе определяется ИКТ-компетентностью его участников.
Следующим этапом становится коллективное обсуждение. Оно необходимо не только для совместного проговаривания и формулирования проблем, но и для поиска их решений. Именно причастность каждого члена коллектива к осмыслению поставленной задачи является определяющим фактором в успешном введении новаций. Здесь самое главное – это то, что каждый должен понимать необходимость в наше время создания такого пространства, необходимость менять подходы и принципы работы. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Он ясно понимает, что без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.
Независимо от того, какую технологию для коллективных обсуждений выберет администрация ОУ -мозговой штурм, "Открытое пространство" (Open space), "Мировое кафе" (World cafe) и т.д. - существуют некоторые общие моменты:
- В обсуждениях необходимо придерживаться контекста своей школы/организации, обсуждать проблемы "не вообще", а в жесткой привязке к местным условиям.
- При всей игровой и свободной форме таких обсуждений, надо постараться всячески работать на их статус, как коллективного решения, принимаемого всеми.
Такие форматы обсуждений очень эффективны в том случае, если коллектив начнет не просто видеть, а вовлекаться в пусть небольшие изменения, но довольно быстро. Тогда они могут стать традиционной. Поэтому первое, что необходимо сделать – это удовлетворить потребность учителей, педагогов, администрации ОУ в обучении на соответствующих курсах повышения квалификации по овладению современными компьютерными технологиями. Ведь эффективность применения ИКТ во всем образовательном процессе определяется ИКТ-компетентностью его участников.
Следующим этапом становится коллективное обсуждение. Оно необходимо не только для совместного проговаривания и формулирования проблем, но и для поиска их решений. Именно причастность каждого члена коллектива к осмыслению задачи внедрения виртуальной учительской является определяющим фактором в успешном введении новации. Здесь самое главное – это то, что каждый должен понимать необходимость в наше время создания такого пространства, необходимость менять подходы и принципы работы. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Он ясно понимает, что без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.
Независимо от того, какую технологию для коллективных обсуждений выберет администрация ОУ -мозговой штурм, "Открытое пространство" (Open space), "Мировое кафе" (World cafe) и т.д. - существуют некоторые общие моменты:
- В обсуждениях необходимо придерживаться контекста своей школы/организации, обсуждать проблемы "не вообще", а в жесткой привязке к местным условиям.
- При всей игровой и свободной форме таких обсуждений, надо постараться всячески работать на их статус, как коллективного решения, принимаемого всеми. Иначе будет: "поговорили и разошлись"...
- Такие форматы обсуждений очень эффективны в том случае, если коллектив начнет не просто видеть, а вовлекаться в пусть небольшие изменения, но довольно быстро. Тогда они могут стать традиционной формой подготовки учителей к принятию важных решений.
- Приглашайте участвовать в штурме "продвинутых" учителей и администраторов из других школ. Наиболее эффективно работают группы с разным по опыту составу участников - в них всегда острее обозначаются противоречия.
- Все сформулированные общими усилиями проблемы и предложения нужно тщательно фиксировать на бумаге/в электронном виде.
- Желательно бумажные продукты обсуждений перевести в цифровой формат и опубликовать для ознакомления всего коллектива. Можно использовать для этих целей школьные электронные рассылки, Google-группы, Google-сайты и любые другие подходящие для этой цели сервисы...
- Лидерство - огромный ресурс в инновационных процессах. Причем, лидером можно быть и не по должности, а по личным качествам. Отличным лидером будет мотивированный и заинтересованный в изменениях учитель. Опора администрации на лидеров из коллектива может принести больше пользы, чем традиционные - "вертикальные" - схемы управления.
Для начала работы по созданию Виртуальной учительской мы предлагаем провести опрос коллектива, анализ которого поможет выявить положительные и отрицательные моменты уже имеющегося ИКТ-пространства ОУ(см. Приложение 2).
Далее необходимо вместе вырабатывать систему последовательных и осмысленных действий:
- обновление школьной программы с учетом использования ИКТ,
- переход на электронный документооборот,
- организация электронного инфообмена в школе,
- проведение работы по разработке методических материалов в электронном виде (учебники, тесты, контрольные) и размещению их в общем хранилище данных,
- экспериментирование с новыми интернет-практиками,
- создание системы постоянного обучения,
- мотивация учителей, применяющих ИКТ в работе,
- разработка системы поощрений,
- включение в эффективный контракт.
Командообразование – это очень важный этап при внедрении любого проекта в работу коллектива. Для создания Виртуальной учительской необходимо создать команду наиболее активных, хорошо знающих и умеющих применять ИКТ управленцев и учителей.
Школьная ИКТ-команда создается не для того, чтобы просто быть. Она нужна для эффективной работы, для того, чтобы самостоятельно формулировать и решать проблемы-задачи. Под масштабный и продолжительный проект - Виртуальная учительская - необходимо четкое поэтапное планирование с распределением ответственности, назначением сроков, распределение обязанностей.
Очевидно, что процесс создания Виртуальной учительской ОУ нуждается в системном подходе при решении всех этих кадровых проблем. При этом надо быть готовыми к сопротивлению изменениям и возникновению конфликтов. Именно конфликтные ситуации являются самым долгосрочным и, может быть, самыми важными в инновационных проектах при проведении преобразований в школе.
Вывод: Таким образом, существующая система мотивации не адаптирована к современным условиям и требует внесения изменений путем разработки нового трудового договора – эффективного контракта – в котором конкретизируется трудовая функция работника, показатели (критерии, индикаторы) оценки эффективности его деятельности, размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение результатов труда.
- 4. Проектное решение
Виртуальная учительская ОУ должна реализовать:
- интегрирующую функцию, т.е. объединение усилий педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед современной школой; создание единой системы информационного обеспечения в учреждении;
- дифференцирующую функцию, т.е. создание таких микросред («ниш»), которые позволят: каждому учителю - построить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства; администратору образовательного учреждения – своевременно получать необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.
Основными характеристиками содержательного наполнения виртуальной учительской ОУ являются:
- доступность информационных ресурсов и удобство их использования;
- системность, содержательность и полнота информации, достаточные для принятия управленческих решений;
- точность, достоверность информации, необходимые для отражения реального состояния объекта;
- актуальность, своевременность, практическая ценность информации, т.е. обеспечение ее ценности в момент использования.
Концептуальные подходы и принципы построения проекта
При построении модели виртуальной учительской ОУ необходимо учитывать следующие педагогические идеи, принципы и подходы:
- модульный принцип, т.е. определение основных направлений внедрения важнейших составляющих облачных технологий в педагогический процесс в виде системы взаимосвязанных модулей;
- системный подход, т.е. анализировалась потребность и целесообразность внедрения новых информационных облачных технологий в деятельности педагогов и администрации на основе органического синтеза эффективных традиционных и современных педагогических идей для решения общезначимых педагогических проблем;
- средовой подход, т.е. создание таких условий, которые позволили бы педагогам и администрации школы простроить свою индивидуальную образовательную траекторию для саморазвития и активизации творческой деятельности;
- диверсификация форм и методов использования облачных технологий, т.е. разнообразное и разностороннее использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-методической деятельности учителей.
- 5. Содержание проекта
- 5.1. План реализации проекта виртуальная учительская
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Ресурсы |
Аудит коммуникационной среды в ОУ. | ||||
Проведение опроса среди педагогического и административного состава ОУ к готовности внедрения виртуальной учительской. | 1 неделя | Заместитель директора по УВР | Кадровые, материально-технические | |
Анализ оснащенности ОУ компьютерным оборудованием с доступом к сети Интернет. | 1 неделя | Заместитель директора по АХЧ, методист по ИКТ (учитель информатики) | Кадровые, материально-технические | |
Создание виртуальной учительской на базе облачных технологий Google. | ||||
Регистрация учетной записи ОУ на платформе Google, установка Google.Drive на ПК администрации ОУ. | 1 день | Методист по ИКТ (учитель информатики) | Кадровые, материально-технические | |
Создание и утверждение модели виртуальной учительской на сервисе Google.Sites | 2 недели | Администрация ОУ, методист по ИКТ (учитель информатики) | Кадровые, материально-технические | |
Наполнение контентом виртуальной учительской на сервисах Google. | 2 недели | Администрация ОУ, методист по ИКТ (учитель информатики) | Кадровые, материально-технические | |
Внедрение виртуальной учительской на базе облачных технологий Google. | ||||
Проведение обучающего семинара в ОУ по работе с виртуальной учительской, регистрация учетных записей администрации и педагогов ОУ. | 1 неделя | Администрация ОУ, методист по ИКТ (учитель информатики) | Кадровые, материально-технические | |
Подключение учетных записей педагогов и администрации к виртуальной учительской | 2 недели | Методист по ИКТ (учитель информатики) | Кадровые, материально-технические | |
Разработка и утверждение локальных актов по внедрению виртуальной учительской в ОУ, разработка методической поддержки. | 1 неделя | Администрация ОУ, методист по ИКТ (учитель информатики) | Кадровые, материально-технические | |
Внесение изменений в положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам для поощрения педагогических работников ОУ. | 1 день | Администрация ОУ, комиссия по ФМС | Кадровые, материально-технические | |
Проведение мониторинга внедрения и использования виртуальной учительской в работу ОУ, анализ результата внедрения, обеспечение методической поддержки педагогов. | 2 раза в месяц | Администрация ОУ | Кадровые, материально-технические |
- 5.2. Ожидаемые результаты от реализации Проекта
Ожидаемые результаты от внедрения данного Проекта условно можно разделить на три блока.
Первый блок связан с разработкой и внедрением модели виртуальной учительской на базе облачных технологий Google
При разработке и внедрении модели виртуальной учительской была выбрана платформа Google. Данная платформа имеет широкий спектр сервисов для реализации виртуальной учительской и наполнение ее необходимым функционалом. Работа с платформой Google не требует высокого уровня подготовки в области IT-технологий и доступна для обычного пользователя, и это является ее преимуществом. Первым этапом в разработке виртуальной учительской является регистрация на платформе Google и создание учетной записи ОУ. Еще одно преимущество платформы в том, что для использования всех сервисов используется одна учетная запись. Для реализации основы виртуальной учительской воспользуемся сервисом Google.Sites, где создадим внешний образ виртуальной учительской в виде сайта. Разрабатываем дизайн (внешний облик) и формируем структуру (Меню). На данном этапе необходима совместная работа всей администрации для проработки красивой, удобной и функциональной структуры виртуальной учительской. Дизайн и структура реализованной виртуальной учительской представлен ниже:
Структура виртуальной учительской (Меню)
- Главная страница
- Объявления
- План работы
- Расписание звонков и уроков
- Отчетность
- Документы
- Обсуждения
- Аттестация педагогов
- Сайты педагогов
- Курсы повышения квалификации
- УМК
- Конкурсы и олимпиады
- Достижения коллег
- Предложения и пожелания
- Полезные ссылки
- Сайт школы
- Электронный журнал
После создания основы и структуры виртуальной учительской необходимо создать файловое хранилище документов ОУ, через которое будет сформирован электронный документооборот. Этот этап реализуется с помощью сервисов Google.Drive, Google.Docs, Google.Forms. Данные сервисы позволяют создавать, редактировать и хранить все необходимые документы для обеспечения работы ОУ. Также с помощью сервисов Google.Drive, Google.Docs, Google.Forms можно реализовать совместную работу сотрудников над одним документом, проведение онлайн опросов, сбора данных для отчетности и многое другое. Устанавливаем на ПК, планшеты, ноутбуки, смартфоны администрации ОУ приложение Google.Drive. Данное приложение позволяет синхронизировать изменения в документах со всеми подключенными устройствами и обеспечить резервное хранение документов. Следующий этап это заполнение сервиса Google.Drive всеми необходимыми документами и создание ссылок на них. Затем наполняем виртуальную учительскую на сервисе Google.Sites контентом в виде ссылок на ресурсы сети Интернет, ссылок на документы ОУ из сервиса Google.Drive, а также другой информацией для педагогов. Для соблюдения ОУ законодательства в сфере защиты персональных данных на сервисе Google.Sites существует возможность создания уровней доступа к размещенной информации. Последний этап реализации виртуальной учительской заключается в регистрации всех сотрудников ОУ на платформе Google и подключению учетных записей к виртуальной учительской.
Второй блок включает в себя разработку и обоснование основных мероприятий по организации методической работы между администрацией и педагогами в ОУ.
1. Проведение опроса среди педагогического и административного состава ОУ к готовности внедрения виртуальной учительской.
2. Проведение обучающего семинара в ОУ по работе с виртуальной учительской, регистрация учетных записей администрации и педагогов ОУ.
3. Разработка методических рекомендаций для педагогов и администрации ОУ.
4. Проведение мониторинга внедрения и использования виртуальной учительской в работу ОУ, анализ результата внедрения, обеспечение методической поддержки педагогов.
Третий блок включает в себя разработку критериев эффективного контракта и этапов перехода педагогического персонала на эффективный контракт
1. Разработка и утверждение локальных актов по внедрению виртуальной учительской в ОУ.
2. Внесение изменений в положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам для поощрения педагогических работников ОУ.
3. Проведение мониторинга внедрения и использования виртуальной учительской в работу ОУ, анализ результата внедрения.
- 5.3. Схема взаимодействия участников виртуальной учительской
- 5.4. Направления развития виртуальной учительской
- Повышение эффективности среднего образования на основе взаимодействия пользователей системы на базе деятельностного подхода. Все субъекты образовательного процесса (учащиеся, педагоги и другие участники) принимают участие в образовательных событиях и результаты этих событий (наработанные продукты, протоколы занятий, количественные результаты, записи и т.д.) сохраняются в базе данных системы, систематизируются, автоматически учитываются и интерпретируются в образовательные результаты;
- Инструментальное обеспечение проведения интерактивных занятий в образовательном учреждении с включением автоматизированных процедур отслеживания предметных, метапредметных и личностных компетентностей (показателей и индикаторов);
- Создание технологической и программной платформы для разработки массива сценариев разного типа для проведения занятий в образовательном учреждении.
Для перехода к виртуальной учительской в первую очередь необходимо создать базовые условия (технические, нормативно-правовые и финансово-экономические):
1. Обеспечение скорости Интернет:
- не менее 512 Кб/с на одно рабочее место (входящая и исходящая скорость) – минимальное условие;
- индивидуализировать инструментами работы педагогов и администрацию ОУ, не менее чем: (Количество человек*32 Кб/с (скорость, обеспечивающая работу 1 педагога в электронной образовательной среде на персональном гаджете))
2. Обеспечение аппаратной мобильности доступа к электронным образовательным ресурсам всем участникам образовательного процесса.
3. Снабжение электронной среды информационными инструментами: инструментами фиксации образовательного процесса и результатов, инструментами индивидуального планирования и его выполнения, инструментами для выполнения разных видов деятельности, инструментами автоматизированной оценки качества образования на разных уровнях и т.д
- 6. Процедура и содержание оценивания проекта (детализация желаемых результатов и средств их верификации).
№ | Результаты | Показатели, по которым можно судить об успешности проекта (объективно верифицируемые индикаторы достижения) | Источники информации и средства верификации (мониторинг и оценка) |
1 | Разработана и внедрена модель виртуальной учительской | Результаты анкетирования педагогического коллектива Количество педагогов, активно использующих работу в электронной учительской
| Создание «дорожной карты» оптимизации образовательного процесса с использованием виртуальной учительской.
Программы, учебно-методические пособия; диагностический и коррекционный инструментарий. Количество разработанных методических пособий, публикаций. |
2 | Повышение качества обучения и управления образовательным процессом | Расширение взаимодействия педагогов и администрации ОУ Рейтинг образовательного учреждения | Увеличение скорости подачи отчетов, своевременное информирование педагогов Рейтинг Комитета по образованию / независимый рейтинг НИКО |
3 | Разработаны методические рекомендации по созданию единой информационной среды. | Использование виртуальной учительской по разработанным и регулярно обновляемым методическим рекомендациям | Сервис Google Analytics |
4 | Создание единого информационного пространства | Внесение дополнительных показателей в карты оценки (самооценки) деятельности педагогов, применяющих в своей практике виртуальную учительскую Трансляция опыта «лучших практик» | Протокол комиссии по распределению стимулирующей части заработной платы. Учебно-методические и диагностические материалы |
Основная форма оценки эффективности реализации проекта – мониторинг.
Принципы организации мониторинга:
- учёт информационно-коммуникативной компетентности педагогов и администрации ОУ, готовности к переходу на работу в виртуальной учительской;
- учет результатов анкетирования среди педагогического коллектива;
- наличие нормативной базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения.
- 7. Календарный план проекта
График Ганта
Мероприятия | 2016 | 2017 | |||||||||||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Аудит коммуникационной среды в ОУ | |||||||||||||||||
Создание виртуальной учительской и ее обновление на базе облачных технологий Google. | |||||||||||||||||
Внедрение виртуальной учительской на базе облачных технологий Google | |||||||||||||||||
Мониторинг внедрения и использования виртуальной учительской в работу ОУ |
Легенда
Цвет | Состояние задачи |
В работе | |
Обрабатываться не будет | |
На контроле | |
Всё исполнено |
- 8. Контрольные и проблемные точки мониторинга проекта
№ п/п | Контрольные и проблемные точки, индикаторы | Способы мониторинга | Срок | Значение и показатель |
1 | Подготовленность педагогического коллектива к работе в виртуальной учительской Повышение уровня компьютерной грамотности Приобщение педагогов к работе в виртуальной учительской Повышение мотивации к трудовой деятельности | Анкетирование Рейтинг участия педагогов в работе виртуальной учительской Педагогическое наблюдение, беседы, тестирование педагогов,применяющих в своей практике виртуальную учительскую | Май 2016 Сентябрь 2016 Январь 2017 Май 2016 Сентябрь 2016 Январь 2017 Май 2016 Сентябрь 2016 Январь 2017 | Снижение количества неподготовленных учителей к работе с виртуальной учительской Увеличение % участия в работе виртуальной учительской. Повышение размера стимулирующих выплат по данному направлению |
2 | Подготовленность информационно-технической базы ОУ Укомплектованность ОУ информационно-техническими ресурсами Увеличение информационного, методического ресурса | Диагностика Тематическая проверка | Январь 2016 Январь 2016 | Аналитическая справка Аналитическая справка |
3 | Открытость образовательной среды для внутришкольного взаимодействия Доступность образовательных информационных ресурсов для внутришкольной коммуникации | Наблюдение | В течение всего срока реализации проекта | Удовлетворенных 90% |
- 9. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов
Для реализации проекта предполагается использование следующих ресурсов:
Административные ресурсы - администрации ОУ;
Кадровые ресурсы - педагогический коллектив, профильные специалисты,
Учебно-методический – электронные образовательные ресурсы, учебно-методические комплексы и др.;
Информационные ресурсы – современные информационные технологии, базы данных и т.д.;
Материально–техническая база ОУ - имущество участников проекта;
Социальные ресурсы – общественные организации и волонтёрское движение
Смета расходов
№ | Требуется в рублях | Привлечено средств в рублях | Волонтерская работа | |
В пределах текущего финансиро-вания | Внебюджет-ные источники | |||
1 | Доступ в сеть Интернет | 30000 | ||
2 | Повышение квалификации педагогов | учитель информатики, групповые семинары | ||
3 | Доплаты за эффективность и продуктивность работы педагогам | 20000 | ||
4 | Реклама и популяризация среди педагогов | Администрация и руководители МО | ||
ИТОГО | 50000 рублей (пятьдесят тысяч рублей) |
Для полной реализации проекта потребуется привлечь 50000 рублей из бюджетных источников.
- 10. Риски проекта и меры по их преодолению
Элементы риска | Пути их преодоления |
Сопротивление коллектива при внедрении виртуальной учительской | Заинтересовать, материальное поощрение |
Профессиональное «выгорание» учителя | Социально-психологическая поддержка |
Сбой в работе оборудования и Интернета | Возможность доступа к виртуальной учительской с любого компьютера подключенного к сети Интернет |
Низкая мотивация на профессиональное развитие в области использования ИКТ | Заинтересовать, материальное поощрение |
- Заключение
В ходе реализации проекта «Виртуальная учительская» были решены следующие задачи:
- Был проведен аудит коммуникационной среды в ОУ – проведено анкетирование педагогического коллектива на необходимость модернизации информационно-коммуникационного взаимодействия в ОУ;
- Проведен анализ существующих информационных сервисов и ресурсов, используемых в образовательной сфере и выбрана наиболее оптимальная модель виртуальной учительской на базе облачных технологий Google;
- Создана модель виртуальной учительской, готовая к внедрению, на базе облачных технологий Google для повышения качества образовательного процесса;
- Предложена система организационного сопровождения педагогов в целях обучения навыкам работы с виртуальной учительской.
- Разработана система мониторинга оценки внедрения виртуальной учительской в ОУ.
Таким образом, реализация проекта возможна в любом ОУ при минимальных финансовых и технологических затратах в максимально короткие строки.
Добро пожаловать в виртуальную учительскую к решению реальных управленческих задач!
- Список используемых источников и литературы.
- Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе / [отв. ред. Я.В. Семичева]. – М. : Про-пресс, 2012. – 80 с.
- Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб. пособие / В.А. Красильникова. – М. : Дом педагогики, 2006. – 231 с.
- Пачевский Д.Е. Электронные образовательные издания и ресурсы : учеб. пособие / Д.Е. Пачевский, В.А. Рыжков, Е.Д. Федоров. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2006. – 158 с.
- Силкина Н.А. Информатизация образовательного пространства школы / Н.А. Силкина, Л.Н. Попова, Е.В. Горланова // Сиб. учитель. – 2011. - № 5. – С. 57-61.
- Якушина Е. Какие сетевые сообщества нужны педагогам? // Нар. образование. – 2009. - № 4. – С. 189-191.
- Ярошенко Т.А. Электронные журналы – проблема или панацея? // Науч. и техн. б-ки. – 2001. - № 2. – С. 91-96.
- Дохоян А.М. Технологии развития коммуникативной компетентности личности будущего педагога // Психологическая практика в российском образовании: методология, теория, эмпирика. - Армавир : АГПУ, 2009. - С.126-141.
- Шамшурина А.А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя :дис. ... канд. пед. наук / Шамшурина Анна Алексеевна. - Челябинск, 2011. - 193 с.–: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-informatsionno-kommunikatsionnoi-kompetentnosti-budushchego-uchitelya (11.11.14).
- Шумилова Е.А. Педагогические условия и механизмы формирования социально-коммуникативной компетентности [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов : [сайт]. – [Курск], 2009. –: http://jurnal.org/articles/2009/ped17.html (11.11.14).
- Бакланова Н.К. Формирование профессионального мастерства педагога в условиях модернизации образования // Сред. проф. образование. – 2013. - № 2. – С. 41-43.
- Гордеева В.В. Основы педагогического мастерства : учеб.-метод. пособие / В.В. Гордеева. – Пенза : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. – 83 с.
- Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессиональное саморазвитие: учеб. пособие / С.А. Якушева. – М. : Форум : ИНФРА-М, 2014. – 407 с.
- Рубцов В.В. Новой школе нужен новый учитель // Ученый совет. - 2010. - № 5. - С. 23-25
- Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. - 2012. - № 8. - С. 5-24 : табл. - Библиогр.: с. 23-24 (25 назв.).
- Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды :дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Умникова Евгения Леонидовна ; [место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2011. - 189 с.: http://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalnoi-kompetentnosti-pedagoga-v-usloviyakh-innovatsionnoi-obrazova... (21.03.2014)
- Парахина О. В. Новые технологии и классические идеи в ИТ-образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007. - N 11. - С. 37-39.
- Раинкина Л. Н. Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - N 9. - С. 48-53.
- Открытые технологии для качественного и доступного обучения Google for education - https://www.google.ru/edu/
- Образовательный программный продукт КМ-Школа - http://www.km-school.ru/
- Министерство образования и науки РФ - http://минобрнауки.рф
- Педагогическое взаимодействие в виртуальной среде в контексте ФГОС [Текст] : метод. пособие / С. В. Гайсина [и др.] ; под науч. ред. И. Б. Мыловой. - СПб. : СПб АППО, 2014. - 55 с. - http://irbis.spbappo.ru/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe
- Единое информационное пространство: информационно-аналитическое обеспечение управления образованием - https://rcokoit.ru/library.htm?mode=book&bookid=1026
- Школьная образовательная сеть «Дневник.ру» - https://dnevnik.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
23. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования «Директор школы» - http://direktor.ru/
24. Сайт для учителей ЗАВУЧ.инфо - http://www.zavuch.ru/
- Приложение 1
Опрос педагогов ОУ
Уважаемые коллеги!
Предлагаю ответить на несколько вопросов, важных для понимания того, для чего нужна и как работает "виртуальная учительская".
Спасибо за участие!
1. Как Вы думаете, для чего вообще нужны документы-шаблоны? Что такое хороший шаблон?
___________________________________________________________________________
2. Чем, какими признаками отличается хороший шаблон от плохого? Назовите несколько.
__________________________________________________________________________
3. Каковы возможные "плюсы" внедрения виртуальной учительской в ОУ?
___________________________________________________________________________
4. Каковы риски внедрения виртуальной учительской в ОУ?
___________________________________________________________________________
5. Как можно минимизировать эти риски?
Предложите несколько конкретных советов или решений, а, может быть, ограничений?
___________________________________________________________________________
6. Как Вы оцениваете свои ИКТ - навыки?
Оцените их по 5-ти бальной шкале. Выскажите свои пожелания.
___________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Виртуальная экскурсия: "Многоликие храмы Невского проспекта"
Презентация к виртуальной экскурсии по Невскому проспекту...
Методическая разработка аудиторного занятия с использованием современных технологий среди профессиональных образовательных организаций по учебной дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»
Тема. КВЕСТ «Жители города СЛУЧАЙНОГО и ВЕРОЯТНОГО»Материал разработала преподаватель математики и информатики Подосинникова Е.А. Тип занятия: урок-квест, с применением игровых технол...
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
Методическая разработка круглого стола "«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».
Круглый стол на тему: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся»....
Методическая разработка виртуальной прогулки "Невский проспект - от начала до конца"
Внеурочное занятие с использованием видео материала и интернет-ресурса. Подходит как для проведения занятия в учебной аудитории так и на дистанционном обучнииСсылка на видео: https://vk.com/...
Методическая разработка виртуальной экскурсии по географии «Уникальные кладовые Сибири» для 8-9 классов
В данной методической разработке рассмотрены и представлены вопросы, связанные с проведением занятий по географии «Уникальные кладовые Сибири» в форме виртуальной экскурсии для 8-9 классов...
Рябова Ю.В. Дистанционные образовательные технологии как часть современной образовательной среды
В статье рассматриваются вопросы использования образовательных дистанционных технологий в современном образовательном пространстве, их положительные и отрицательные стороны....