Программа психологическое сопровождение учащихся 5 классов в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 классов в условиях реализации ФГОС. примерная рабочая программа, диагностический инструментарий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_uchashchihsya_5_klassov.docx | 41.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение учащихся 5 классов
в условиях реализации ФГОС
Левина Альбина Александровна
МОБУ СОШ №17 г. Якутска
Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.
Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении собственной стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС ООО можно считать два нормативно-правовых документа:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.,
2. Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО.
Цель программы:
- обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
- обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.
Задачи программы.
- реализация системы комплексного психологического, педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования,
- реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся,
- оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях реализации ФГОС, составления индивидуальных программ интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы риска»;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей, родителей, педагогов;
- профилактика возникновения проблем развития учащихся.
- обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.
Объект, субъект и предмет сопровождения.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс адаптационного периода при переходе учеников школы из начальной в основную школу в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Субъектом сопровождения являются ученики 5-х классов школы.
Предмет деятельности в рамках данной программы психологического сопровождения – ситуация развития учеников в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Программа преемственности подразумевает подразделения на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный –каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития.
Основной этап преемственности: адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено.
Таким образом выстраивая работу психолого-педагогического сопровождения мы уделяем особое внимание обучающимся 5 классов. А точнее мы направляем свою деятельность на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы.
Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.
В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Принципы программы психологического сопровождения:
- «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
- комплексность: совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, администрации и др.;
- активная позиция ребенка: главной задачей становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
- превентивность: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Основные направления деятельности.
- Организационно-методическое направление.
Имеет своей целью координацию учебного процесса во время адаптационного периода учащихся 5-х классов в условиях введения ФГОС, оказание методической помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения учеников, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий, реализацией учебных программ и внеурочной деятельности. Основная роль при реализации данного направления – администрация школы.
- Работа с учениками.
Цель – профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, ранее выявление учеников «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники.
- Работа с родителями.
Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; раннее выявление дезадаптированных семей, помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.
- диагностика (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая)
- консультирование (индивидуальное и групповое)
- психологическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей;
- экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности сотрудников школы
- профилактика;
- организационные виды деятельности.
Ожидаемый результат.
- уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 5-х классах - не менее 70%;
- положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий.
Содержание работы психолога программы психологического сопровождения.
№ | Содержание деятельности | Вид деятельности | Цель | Сроки выполнения |
1 | Исследование уровня адаптированности учащихся 5-х классов к обучению в основной школе. | психодиагностика | отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи ученикам «группы риска» | октябрь апрель |
2 | Составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации. | организационно-методическая | оказание помощи родителям и учителям, повышение уровня психологической компетентности | в течение учебного года |
3 | Проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников и классных руководителей 5-х классов по проблеме корректировки возможных трудностей в обучении при переходе учеников в 5-ый класс (по итогам диагностики) | консультирование психологическое просвещение | повышение уровня профессиональной и психологической компетентности учителей | октябрь – ноябрь |
4 | Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности адаптационного периода. | консультативная | оказание помощи родителям в проблемных ситуациях | в течение учебного года |
5 | Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися 5-х классов (с проблемами в адаптации) по программе «Я - пятиклассник» | коррекционно-развивающая | профилактика трудностей в обучении | в течение учебного года |
6 | Проведение родительских собраний по вопросам адаптации, возрастного развития, вопросам обучения и воспитания учащихся 5-х классов. | просвещение | повышение психолого-педагогической компетентности родителей | в течение учебного года |
7 | Выступления на консилиумах, пед.советах по вопросам развития, обучения и воспитания учащихся в рамках внедрения ФГОС в 5-х классах | просвещение, профилактика | повышение психолого-педагогической компетентности учителей | в течение учебного года |
План психологического сопровождения ФГОС
5 класс
Участники | Планируемые мероприятия | Сроки | Планируемые результаты |
Учащиеся 5-х классов, обучающиеся по ФГОС | Наблюдение за процессом адаптации у учащихся . | Сентябрь - октябрь | Выявление учащихся имеющих трудности адаптации |
Родители учащихся 5-х классов, обучающиеся по ФГОС | Родительское собрание «Адаптация пятиклассников в среднем звене обучения» | Сентябрь-октябрь | Повышение психологической компетенции в вопросах переживаемого детьми периода, представлений об ответственности и совместном решении с ребенком проблемных ситуаций. |
Учащиеся | Подбор комплекса психологической диагностики обучающихся в связи с введением ФГОС | Сентябрь | Педагог-психолог |
Учащиеся | Психолого-педагогическая диагностика уровня тревожности и мотивации учащихся 5-х классов, обучающихся по ФГОС | октябрь (первичная) апрель (вторичная) | Выявление учащихся 5 классов с высоким уровнем тревожности и низкой мотивацией при переходе в среднее звено |
Учащиеся | Вводная диагностика. | Октябрь- ноябрь | Определение уровней сформированности УУД |
Классные руководители, учителя – предметники занимающихся в 5 –х классах | Индивидуальное консультирование педагогов по вопросу введения ФГОС целью повышения уровня психологической компетентности | В течение года | Повышение психологической компетенции учителей в вопросах ФГОС ООО |
Администрация школы, классные руководители, учителя – предметники | Педагогический консилиум по итогам вводной диагностики учащихся | ноябрь | Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывающим трудности адаптации. |
Учащиеся | Групповые и индивидуальные занятия с учащимися, показывающих высокий уровень тревожности. | ноябрь- декабрь | Снижение тревожности у пятиклассников |
Учащиеся | Груповые занятия с учащимися по программам «Я - пятиклассник». | В течение года | Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания условий развития учащихся |
Диагностика адаптации пятиклассников
Задачи исследования:
-Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;
-Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;
-Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;
-Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
Диагностические методики:
- Анкетирование учащихся и их родителей.
- Тест школьной тревожности Филлипса.
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.Прихожан.
- Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Лускановой Н.Г.
- ГИТ – групповой интеллектуальный тест
- Социометрия Дж. Морено
- Методика изучение самооценки и уровня притязаний Дембо – Рубинштейн
- Методика «Интеллектуальная лабильность»
Психологический мониторинг УУД
Целью психологического мониторинга является отслеживание динамики формирования и развития УУД у учащихся. Психологический мониторинг рассматривается как система информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы, администрации – для содержательной рефлексии деятельности школы, психологу – для планирования своей деятельности по созданию условий для эффективного или продуктивного развития каждого ребёнка.
Диагностические методики:
5 класс
УУД | Показатели | Методики |
Личностные УУД | - Мотивация - Самооценка | Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.М. Прихожан) Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лускановой Тест школьной тревожности Филлипса методика Дембо – Рубинштейн |
Познавательные УУД | - Логические УУД | ГИТ (субтесты 3,5,6) |
Регулятивные УУД | - Организационные умения и навыки | 1. ГИТ (субтесты 1,4) 2. Методика «Интеллектуальная лабильность» |
Коммуникативные УУД | - Коммуникативные умения и навыки | -социометрия - Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лускановой № № вопросов 8, 9, 10, -Тест школьной тревожности Филлипса (2, 8 фактор) |
Коррекционно - развивающая работа
Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной в основную школу продолжает оставаться актуальной.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС), утвержденному приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 года, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы ОУ должны обеспечивать, в частности, учет специфики возрастного психофизиологического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый.
Действительно, переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся подросткового возраста, однако, она продолжает оставаться общественно оцениваемой деятельностью, продолжает влиять на степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер. Переход от детства к отрочеству характеризуется и появлением мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. Известно, что в этот переходный период возникает кризис самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок. Кроме того, у пятиклассника резко меняются условия обучения. Ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса: переходы из кабинета в кабинет, множество учителей, с каждым из которых необходимо установить отношения, большее количество школьных дисциплин и некоторые из них совершенно новые для пятиклассника. Учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Таким образом, переход в основную школу требует от пятиклассника мотивированной активности, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности, компетентности в учебном сотрудничестве, сформированности начальных форм формально-логического интеллекта, определенных учебных знаний, действий, необходимого уровня развития произвольности, способности к саморегуляции, рефлексии и т.д. Согласно ФГОС второго поколения, данные умения относятся к универсальным учебным действиям (УУД): личностным, коммуникативным, познавательным и регулятивным. Недостаточный уровень сформированности УУД может привести к школьной дезадаптации, которая проявляется в негативном отношении к школе в целом, проявлениях признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакциях на замечания и реплики учителя, нарушениях во взаимоотношениях со сверстниками, нарушениях правил поведения в школе, стойкой неуспеваемости и т.д.
Данная программа предназначена для проведения занятий с подгруппой учащихся пятого класса в количестве 5 – 7 человек. Каждое занятие рассчитано на один академический час, занятия проводятся не реже одного раза в неделю. Всего 10 занятий.
Основной целью предлагаемой программы является оказание поддержки пятиклассникам в период их адаптации к условиям обучения в средней школе, профилактика явлений школьной дезадаптации.
Задачи:
- формировать и развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы;
- информировать о правах и обязанностях участников учебно-воспитательного процесса;
- развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и бесконфликтного общения;
- актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние;
- развивать представление о роли близких в жизни человека; формировать стремление самому оказывать помощь.
Данная программа направлена на профилактику школьной дезадаптации и мишенями для работы в данном случае являются наиболее вероятные «факторы риска». К таким факторам относятся:
- Необходимость принятия нового социального статуса и снижение контроля со стороны взрослых.
- Увеличение количества учебных дисциплин и числа учителей.
- Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.
Ожидаемый результат: успешная адаптация пятиклассников к условиям основной школы. Признаки успешной адаптации пятиклассников: удовлетворенность процессом обучения и школой в целом; положительная успеваемость ученика; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Таким образом, ожидаемые результаты относятся в основном к формированию личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Учебно – тематический план
№ |
| Количество часов |
1 | Знакомство. | 1 |
2 | Наша группа. | 1 |
3 | Что такое пятый класс? | 1 |
4 | Правила школьной жизни. | 1 |
5 | Школьные предметы. | 1 |
6 | Наши учителя. | 1 |
7 | Учимся сотрудничеству. | 1 |
8 | Мы и наше настроение. | 1 |
9 | Я могу. | 1 |
10 | Заключительное. | 1 |
| 10 |
Содержание
Занятие №1. «Знакомство»
Приветствие ведущего. Информирование о целях работы группы. Принятие правил групповой работы. Информирование о цели и упражнениях данного занятия.
Упражнения: «Приветствие разными способами», «Имя и движение», «Больше всего я люблю», «Что я знаю о своем имени», «Бим-бом-бимбом». Рисование гербов, самопрезентация.
Отзывы о занятии («Обратная связь»).
Занятие №2. «Наша группа»
Приветствие ведущего. Рассказ учащихся о настроении. Информирование о цели и упражнениях данного занятия.(«Утренний круг»).
Упражнения: «С добрым утром!», «Свойство характера», «Интервью-презентация». Создание портрета группы (класса).
«Обратная связь».
Занятие №3. «Что такое пятый класс?»
«Утренний круг».
Упражнения: «Приветствие», «Школьный путь». Рисунок «Ученик начальной школы – ученик средней школы». Упражнение «Путешествие на газете».
«Обратная связь».
Занятие №4. «Правила школьной жизни»
«Утренний круг».
Вспомним отличия ученика средней школы от ученика начальных классов. Знакомство учащихся с Уставом образовательного учреждения. Информирование о правах и обязанностях всех участников учебно-воспитательного процесса. (Ведущий зачитывает «взрослый документ» - Устав образовательного учреждения, комменитруя непонятные места примерами). Игра-соревнование «Что делать, если…». Упражнение «Правила поведения на уроке». Дискуссия.
«Обратная связь».
Занятие №5. «Школьные предметы»
«Утренний круг».
Упражнения: «Привет!», «Рейтинг предметов», «Необитаемый остров». Рисунок школьного урока или школьной дисциплины, предмета в виде животного, растения.
«Обратная связь».
Занятие №6. «Наши учителя»
«Утренний круг».
Упражнения: «Танец рук», «Чему нас учат, кто нас учит?», «Настоящий учитель – это..»
«Обратная связь».
Занятие №7. «Учимся сотрудничеству»
«Утренний круг».
Упражнения: «Только вместе!», «Гомеостат». Создание общего рисунка на мокрой бумаге. Обсуждение притчи «Солнце и ветер». Упражнение «Слепец и поводырь».
«Обратная связь».
Занятие №8. «Мы и наше настроение»
«Утренний круг».
Упражнение «Настроения», рисунок «Мое настроение в цвете». Дискуссия на тему: «когда настроение может испортиться». Изготовление коллажей «Что поднимет мне настроение?».
«Обратная связь».
Занятие №9. «Я могу»
«Утренний круг».
Упражнения: «Я могу, я умею», «Подарок, который невозможно купить», Дискуссия на тему «Кто мои близкие?» Подгрупповая ролевая игра «Чем помогут родители, друзья, учителя?». Групповая дискуссия «Чем я могу помочь родителям, друзьям, учителям? Зачем это надо?». Упражнение «Я могу («Мой протрет в лучах солнца»)».
«Обратная связь».
Занятие №10. «Заключительное»
«Утренний круг».
Упражнение «Подарок».Обсуждение поведения ученика из рассказа «Один день из жизни пятиклассника Петрова». Дискуссия на тему, какие ошибки взаимодействия совершил герой рассказа, как ему помочь? Разработка рекомендаций для будущих пятиклассников.
Написание учащимися отзывов о занятиях.
Упражнение «Спасибо за прекрасный день».
«Обратная связь».
Формы и методы работы. Каждое занятие начинается с приветствия ведущего. Затем участники рассказывают о том настроении, с которым они пришли на занятие, о том, что повлияло на их настроение. Этот ритуал носит в программе название «Утренний круг». Далее ведущий информирует участников о теме занятия, об упражнениях и предлагает разминку. Почти все разминочные упражнения имеют своей целью сплочение группы. Далее следует основная часть, отражающая тему занятия. В основной части используются различные игровые упражнения, упражнения, способствующие творческому самовыражению учащихся, дискуссии. Каждое упражнение обсуждается участниками: что чувствовали, что поняли, было трудно выполнять или легко и т.д. В заключительной части происходит обмен мнениями о занятии в целом – «обратная связь». Участники отвечают на вопрос, какие выводы можно сделать каждому, что было полезного, как можно в жизни использовать полученный опыт.
Диагностика и параметры эффективности программы. Основным критерием эффективности программы является успешная адаптация пятиклассников к условиям основной школы. Показатели эффективности — положительная успеваемость учеников, положительное отношение к школе в целом, к учащимся, учителям и самому себе, умение устанавливать и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми, достаточный уровень саморегуляции поведения.
Для оценки эффективности программы может быть использован диагностический материал, входящего в методику Л. А. Ясюковой (часть 2). «Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3-6 классы)»: личностный опросник Кетелла (оценка личностных и коммуникативных УУД), тест Тулуз-Пьерона (оценка регулятивных УУД).
Так как системообразующим признаком школьной дезадаптации является школьная тревожность (Н.В. Вострокнутов, цит. по Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004.), в качестве диагностического материала может быть использована Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.
Кроме этого, эффективность программы может быть определена при помощи анализа успеваемости (на уровне «положительная» - «отрицательная»).
Организационно-педагогические условия. Для проведения занятий необходимо помещение, в котором можно было бы свободно передвигаться. В помещении должны быть стулья по количеству участников, желательно большой стол для выполнения групповых творческих заданий или два небольших стола, классная доска. В процессе выполнения учащимися упражнений, можно использовать записи инструментальной музыки.
Для занятий потребуются средства творческого самовыражения (краски, карандаши, кисти, мелки, бумага белая и цветная разных форматов, ножницы, старые журналы, газеты, клей). Устав образовательного учреждения, мяч. Занятия проводит педагог-психолог.
Заключение
Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учёбе и её результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учениках, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Перспективная задача психологического сопровождения заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своей учебной деятельности.
Литература:
- Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. / авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2011г.
- Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»1997г.
- Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе. /Под ред. Н.В. Афанасьевой.- Вологда: ВИРО, 2007г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2012г.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под. редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования....
Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии в условиях реализации ФГОС основного общего образован...
Рабочая программа по математике 6 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Виленкина
Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Виленкина...
Рабочая программа по физике 7 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Перышкина
Рабочая программа по физике 7 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Перышкина...
Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.
Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. Примерные программы для 5х и 10 х классов....
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...
Программа внеурочной деятельности общеразвивающей направленности «На пути к ЕГЭ» для учащихся 10 класса (в условиях реализации ФГОС)
Программа внеурочной деятельности общеразвивающей направленности «На пути к ЕГЭ» для учащихся 10 класса (в условиях реализации ФГОС)...