Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.
статья по теме
Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. Примерные программы для 5х и 10 х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Система психологического сопровождения образовательного процесса
в условиях введения ФГОС.
Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. В настоящее время образовательный процесс в среднем и старшем звене школы осуществляется по ряду образовательных программ, а именно:
- программы по федеральным государственным стандартам 5-6 классы (стандарты 2-го поколения);
- программы по федеральным государственным стандартам 2008 года 7-11 классы (стандарты 1-го поколения);
- предпрофильное обучение 8-9 классы;
- профильное обучение 10-11 классы.
Наиболее подробно остановимся на принципах, целях и задачах психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС, так как особенности сопровождения других образовательных программ достаточно подробно рассмотрены в нормативно-распорядительных документах и специальной литературе.
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психологического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, на выбор форм и методов работы.
В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений ;
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели, тог есть психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направленно на причину явления, а не на его следствие;
- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в котором человек включен в активной позиции;
- принцип практической направленности – формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве
(ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);
- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.
Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, межпредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы образовательного образования;
- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
- содействие формированию у обучающихся универсальных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (служба здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Приоритетные направления деятельности психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС:
- просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией (заместителями директора) и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через разные формы работы (постоянно действующие семинары, выступления на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными;
- изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций.
Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Планирование индивидуального маршрута развития ребенка – это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации;
- реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию проблем психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории;
- создание системы работы образовательного учреждения и проектирование основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС. Проектирование осуществляется совместно с администрацией и педагогами на основе результатов экспертной деятельности и включает в себя обязательные элементы:
- анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предоставляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
- определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
- разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
- приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Виды работ остаются прежними (просвещение и образование, профилактика, диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, экспертиза), из них приоритетными являются просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.
Учитывая особенности образовательных программ среднего и старшего звена приоритетными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5, 10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;
- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом возможностей школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов);
- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами.
Адаптационные мероприятия включают в себя:
- знакомство с новыми условиями обучения: кабинетная система, увеличение числа предметов, много учителей, новая система усвоения знаний, усложнение учебной нагрузки (педагоги);
- адаптационные классные часы «Я - пятиклассник»;
- посещение уроков с целью наблюдения особенностей поведения обучающихся на уроках;
- диагностика адаптации обучающихся к новым условиям обучения. Примерная программа для 5-х классов:
Целевая группа: обучающиеся пятых и шестых классов.
Цель: исследование процесса адаптации учащихся пятых и шестых классов к новым условиям обучения для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению.
Задачи:
- Изучение психоэмоционального состояния учащихся.
- Выявление уровня адаптации обучающихся к учебной деятельности в новых условиях.
- Выявление детей с трудностями адаптации.
- Выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации.
- Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по построению стратегии взаимодействия с детьми, имеющими трудности адаптации, и планированию учебно-воспитательной деятельности.
Методики:
1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя).
2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (авторы Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.; схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители).
3. Методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан).
4. Методика изучения мотивации учебной деятельности (автор Н.Ф. Талызина).
5. Социометрия* (не относится к обязательному диагностическому минимуму).
6. Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов) – используется в целях мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов в условиях ФГОС.
Материалы и инструменты: бланки методик, ручки.
Сроки проведения для пятых классов: конец сентября-конец октября.
Сроки проведения для шестых классов: ноябрь.
Примерная программа для 10-х классов:
Целевая группа:обучающиеся 10 классов.
Цель: исследование процесса адаптации учащихся десятых классов к новым условиям обучения для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и воспитанию.
Материалы и инструменты: бланки методик, ручки.
Задачи:
- изучение психоэмоционального состояния учащихся, характера мотивации к учению;
- выявление уровня адаптации учащихся к учебной деятельности в новых условиях;
- выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации;
- составление рекомендаций участникам образовательного процесса по планированию учебно-воспитательной деятельности, построению стратегии взаимодействия с обучающимися, имеющими трудности в адаптации.
Методики:
1. Экспресс-методика исследований доминирующих мотивов учения(методика М.В. Матюхиной);
2. Методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан);
3. Опросник «Чувства к школе»;
4. Анкетирование педагогов «Мнение педагога об уровне адаптации учащихся 10 класса»;
5. Психолого-педагогическая карта (10 классы);
6. Социометрия* (не относится к обязательному диагностическому минимуму);
7. Школьный тест умственного развития.
Сроки проведения: ноябрь-декабрь.
- коррекционная работа по выявленным проблемам адаптации. Чаще всего это высокая тревожность и заниженная самооценка. Эффективно работают арт-терапевтические методики и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения включает следующие мероприятия:
- изучение готовности учащихся 8 классов к переходу на предпрофильное обучение, учащихся 9 классов к переходу на профильное обучение (диагностика):
Примерная программа:
Целевая группа: обучающиеся 8-9 классов.
Цель: исследование готовности учащихся 8 классов к переходу на предпрофильное обучение, учащихся 9 классов к переходу на профильное обучение для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и дальнейшей интеграции в мире профессий.
Задачи:
- изучение интересов учащихся к учебным предметам;
- изучение профессиональных склонностей и способностей;
- изучение самооценки и мотивации учащихся предпрофильных классов;
- изучение учебной нагрузки, обученности, уровня притязаний и социально-психологического климата в предпрофильных классах;
- выявление зоны и содержания возможных проблем профессионального самоопределения;
- составление рекомендаций участникам образовательного процесса по планированию учебно-воспитательной деятельности, построению стратегии взаимодействия с обучающимися, имеющими трудности в профессиональном самоопределении.
Материалы и инструменты:
- Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной) – исследование профессиональных интересов;
- Анкета Ориентация (И.Л. Соломин) – исследование профессиональной направленности личности к определенной сфере деятельности (интересы и способности);
- Методика «Твои способности» - изучение способностей;
- Методика Л.А. Йовайши - предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности;
- Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В. Ковалев) – изучение самооценки;
- Экспресс-методика исследований доминирующих мотивов учения (методика М.В. Матюхиной) – изучение мотивов учения;
- Уровень притязаний личности (опросник В. Гербачевского) – выявление уровня притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности;
- Школьный тест умственного развития (ШТУР) (разработан учеными НИИ ОПП РАЯ) – изучение обученности;
- Социометрия – изучение психологического климата в коллективе;
- Анкета для родителей «Отношение к выбору ребенком будущей профессии» - заполняется родителями;
- Психолого-педагогическая карта (8-9 классы) – заполняется учителями, классными руководителями.
Сроки проведения для 8 классов: февраль-март.
Сроки проведения для 9 классов: апрель-май.
- уроки профессионального самоопределения согласно базисному учебному плану;
- профориентационные мероприятия: классные часы, ярмарки вакансий, дни открытых дверей, встречи с представителями профессиональных учебных учреждений, экскурсии на предприятия и др. (педагоги);
- профориентационное консультирование.
Психологическая подготовка выпускников 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации включает в себя:
- подготовку к итоговой аттестации по предметам, включая консультации (педагоги);
- обучающие занятия с выпускниками по психологической подготовке к итоговой аттестации.
Примерная программа:
1. Создания условий для успешного повторения учебного материала при подготовке к экзаменам: требования к рабочему месту, особенности повторения учебного материала, чередования умственной работы и отдыха, режим дня, роль схем и шпаргалок в процессе повторения и запоминания учебного материала.
2. Приемы снятия психоэмоционального и умственного напряжения.
3. Организация питания в условиях стресса.
4. Поведение в период прохождения экзамена.
- консультирование по вопросам снятия психоэмоционального напряжения в период подготовки к итоговой аттестации;
- психологическая поддержка выпускников в период проведения итоговой аттестации.
В целом, при реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (необходимо учесть при планировании):
- в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;
- при переходеобучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 классы) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;
- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5, 10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;
- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами;
- психологическое сопровождение одаренных детей;
- психологическое сопровождение детей, находящихся на особом педагогическом контроле («группа риска»), в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом возможностей школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов);
- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;
- сопровождение педагогов в аттестационный период;
- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;
- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различным организациям (телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;
- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.
Необходимо помнить, что любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей и педагогов) в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог должен держать втайне сообщаемую ему личную информацию; использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса; предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.
Рекомендуемая литература:
1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. / авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2015
2. Бартышев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005
3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004
4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и коллежде: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008
5. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2011
6. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И.В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель: ИП Грин Л.Е., 2014
7. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников: учеб.метод. пособие. – М.: Планета, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-102323-1357883350.jpg)
Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса
Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-217309-1362583565.jpg)
Программа психологического сопровождения образовательного процесса
В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-16974-1422962064.jpg)
Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"
Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-884560-1485810320.jpg)
Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Методическое сопроождение педагогов в условиях ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-1210889-1579860650.png)
Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-677997-1443722216.jpg)
Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ООО
Введение Федерального государственного образовательного стандарта является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подгот...