Программа внеурочной деятельности общеразвивающей направленности «На пути к ЕГЭ» для учащихся 10 класса (в условиях реализации ФГОС)
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (10 класс)
Программа внеурочной деятельности общеразвивающей направленности
«На пути к ЕГЭ» для учащихся 10 класса
(в условиях реализации ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_dubovko.docx | 44.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание №10
Программа внеурочной деятельности общеразвивающей направленности
«На пути к ЕГЭ» для учащихся 10 класса
(в условиях реализации ФГОС)
Выполнила:
Дубовко Валерия Олеговна
учитель английского языка
МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганска
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательной деятельности, направленная на удовлетворение учащихся в содержательном досуге и социализацию школьников (в соответствии с ключевыми понятиями ФГОС основного общего образования). По своему функциональному предназначению программа «На пути к ЕГЭ» является общеразвивающей. Она рассчитана учащихся 10-х классов, желающих овладеть английским языком на более высоком уровне и успешно пройти итоговую аттестацию в формате Единого государственного экзамена.
В последние годы все большее количество учащихся осознают важность владения иностранным языком, его широкое применение во всех сферах общественной и личной жизни, необходимость знания языка для успешной будущей карьеры. Многие высшие учебные заведения включают иностранный язык в перечень предметов, необходимых для поступления на факультеты филологической направленности. Следовательно, возрастает количество учащихся, выбирающих английский язык для итоговой аттестации в существующем на нынешний момент формате. Таким обучающимся требуется специализированная подготовка, имеющая целью не только систематизацию изученного материала, но и снятие психологических трудностей, связанных со сдачей ЕГЭ по иностранному языку. Этим обусловлена актуальность данной программы.
Программа учитывает концептуальные основы нормативных документов федерального уровня:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р)
- Письмо Министерства образования и науки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учет в программе основных требований ФГОС СОО
Актуальность программы обусловлена требованиями ФГОС среднего общего образования:
Программа содержит основные требования ФГОС СОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413, с изменениями от 31 декабря 2015 года, от 29.06.2017 года) в части организации внеурочной деятельности. В частности, она направлена на становление личности, «способной к саморазвитию и личностному самоопределению, на формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие способности ставить цели и строить жизненные планы, способности жить в поликультурном социуме». Также данная программа способствует решению таких задач ФГОС СОО, как формирование способности к построению индивидуальной образовательной траектории, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В основе программы, в соответствии с ФГОС СОО, лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию, в том числе самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Учет основных задач развития образования в регионе
Целевые ориентиры моей программы согласованы со стратегическими ориентирами развития образования региона, что находит подтверждение в следующих документах:
- концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года, одной из задач которой является «обеспечение возможности выстраивания учащимися индивидуальных образовательных траекторий при усилении акцента на развитие способностей и компетентностей»;
- Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где отмечено, что особое значение в системе образования должно уделяться внеаудиторной занятости, внедрению инновационных образовательных технологий;
- Государственной программе «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018 -2025 годы и на период до 2030 года», где отмечена необходимость новой образовательной политики, направленной на повышение конкурентоспособности образования;
- Паспорте регионального проекта «Успех каждого ребенка» (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра), в редакции от 16.12.2019 года, основной целью которого является «обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для формирования гармонично развитой и социально ответственной личности, обновление содержания и методов дополнительного образования и внеурочной деятельности детей и молодежи».
Учет требований образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОКШ №4»:
Программа курса внеурочной деятельности «На пути к ЕГЭ» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 30.08.2019 года № 408, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы. Содержание программы курса внеурочной деятельности отвечает миссии и основным задачам МБОУ «СОКШ №4».
Задачи образовательной программы МБОУ «СОКШ №4», на решение которых направлена программа данного курса: обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации; формирование профессионально и социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.
Программа внеурочной деятельности «На пути к ЕГЭ» может быть использована как с целью качественной подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену, так и с целью расширения знаний по образовательной области «английский язык» и повышению предметной и коммуникативной компетентности.
Место курса в учебном плане: программа составлена из расчета 1 час в неделю и составляет 35 часов в учебном году.
Основной целью программы внеурочной деятельности является целенаправленная помощь учащимся в подготовке к сдаче экзаменов по английскому языку в формате ЕГЭ, а также повышение лингвистической культуры старшеклассников: развитие всех видов языковой деятельности (восприятие на слух, чтение, письмо); выстраивание стратегии продуктивного выполнения тестовых заданий в контексте экономии времени; обучение основам таймменеджента при организации процесса обучения.
Для достижения поставленных целей в рамках программы решаются следующие задачи:
-систематизировать изученный языковой материал;
-совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно:
в области говорения – обучать вести диалог – расспрос с целью обмена фактической и оценочной информации по заданной тематике, представлять монологическое высказывание по теме / проблеме;
в области письма – совершенствовать навыки письменной речи, обучать особенностям написания писем, эссе и рецензий;
в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из любой сферы коммуникации с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием.
в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по различной тематике с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием.
- Для развития компенсаторной компетенции развивать у учащихся умения пользоваться собственным иноязычным контекстом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.
- овладение основами таймменеджмента при организации самостоятельной деятельности учащихся.
Учет особенностей уровня образования (ранее – ступени), для которого разработана программа
Программа «На пути к ЕГЭ» учитывает психолого-возрастные особенности старшего школьного возраста (как одно из требований ФГОС СОО). Программа ориентирована на возрастные особенности детей 16-17 лет, построена с учетом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей старших подростков. Основной акцент в старшем подростковом возрасте сделан на следующие позиции:
- Развитие социальной компетентности и формирование устойчивых предпрофессиональных интересов подростков.
- Направленность обучения на развитие понятийного теоретического мышления.
- Совершенствование самоконтроля деятельности старшеклассников, развитие навыков самоанализа, повышение познавательной самостоятельности, самообразование учащихся.
- Ориентация на личностное и профессиональное самоопределение, на сознательный выбор будущего.
- Использование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Организация самостоятельной деятельности учащихся
Программа внеурочной деятельности «На пути к ЕГЭ» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, так как только в процессе самостоятельной работы учащиеся способны осознать трудности, которые возникают у них при достижении цели, определиться с программой саморазвития по преодолению и коррекции проблем. Роль педагога в самостоятельной деятельности школьников – консультант, тьютор, помогающий определиться с программой саморазвития. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальных результатов приращения.
Самостоятельная деятельность учащихся организована через обучение по индивидуальным образовательным траекториям, взаимодействие в малых группах, современные интерактивные формы обучения. Современной формой организации самостоятельной работы в рамках данного курса является обучение через индивидуальный кабинет пользователя на образовательной платформе «Сдам ГИА: Решу ЕГЭ».
Использование современных образовательных технологий
Данная программа реализуется с использованием современных педагогических технологий: технология развития критического мышления через чтение и письмо (авторы Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), которая направлена на формирование формирующую навыков работы с информацией и освоение базовых навыков открытого информационного пространства; технология деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и пр.), ИКТ-технологии и технологии дистанционного обучения (труды В. Васильева, Ю. Авраамова). Названные технологии позволяют самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или в сотрудничестве.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, исследовательские, эвристические методы: лекция (в том числе видеолекция), семинар, практикум, проектное задание, контроль и самоконтроль (устный, письменный опрос), самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.
Формы обучения: групповые, индивидуальные, дистанционные.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная форма обучения активно управляет восприятием информации, помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика. В индивидуальной и групповой работе используются интерактивные тесты-презентации, компьютерные тренажеры, электронные пособия и ресурсы сети Интернет.
Использование современных учебных материалов
Программа предусматривает использование современных учебных материалов:
- Интерактивные тренажеры для подготовки к ЕГЭ;
- Мобильный класс (25 учебных нэтбуков с единой точкой доступа для сетевого общения);
- Интерактивная система голосования VOTUM, которая способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая интерактивное общение между учителем и учениками в процессе обучения, контроля знаний, проведении образовательных событий;
- Система видеоконференцсвязи, позволяющая проводить телекоммуникационные мосты и конференции с участием других территорий, языковых учебных заведений;
- Комплект интерактивных обучающих программ и тренажеров;
- ЦОРы в соответствии с программой курса;
- Электронные таблицы учета пробелов учащихся, на основе которых корректируются индивидуальные образовательные маршруты.
Использование современных оценочных средств
Деятельность учащихся оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностно-ориентированного подхода в обучении, задачной формы организации учебной деятельности и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника, в рамках возможностей учащихся. Используется фронтальный и индивидуальный устный опрос, тестовые задания, самостоятельные работы.
Главным достижением реализации программы является индивидуальное продвижение каждого ученика. В связи с этим диагностический инструментарий предусматривает отслеживание индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям.
Современные оценочные средства:
- Разноуровневый тестовый контроль с использованием интерактивных тренажеров.
- Диагностика познавательных навыков при помощи методик «Интеллектуальная лабильность», «Интеллектуальный портрет»
- Диагностика мотивации (тестирование)
- Дневники самоконтроля для фиксации индивидуальных результатов
- Анализ карт индивидуальных маршрутов (с целью коррекции затруднений и построения дальнейшего пути развития старшеклассника).
Привлечение социальных партнеров
Социальное партнёрство сегодня - неотъемлемая часть работы образовательного учреждения. На основе планов совместной деятельности в рамках программы курса организовано взаимодействие со следующими сетевыми партнерами:
МБУК «Городская библиотека» (проект «За границами школьного учебника»),
БУ ВО ХМАО-Югры «СурГУ» (организация научных сессий для учащихся),
Интерактивная платформа «Сдам ГИА: решу ЕГЭ»,
Школа сетевого обучения «Фоксфорд» (онлайн-курсы по подготовке к экзаменам).
Создание образовательной развивающей среды школы
Программа внеурочной деятельности «На пути к ЕГЭ» способствует созданию образовательной развивающей среды школы, которая обеспечит участие учащихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих межличностные отношения. Развивающая среда способствует удовлетворению культурно-образовательных, социальных и предпрофессиональных потребностей подростков. Программа данного курса занимает в информационно-насыщенной образовательной среде нашей школы важную роль, способствует популяризации предметной области «Лингвистика» как системообразующей дисциплины, формирующей политкультурное мировоззрение учащихся, адекватное реалиям современного информационного общества (через организацию сетевых марафонов, телемостов, метапредметных погружений, олимпиадного и конкурсного движения).
Кроме того, программа данного курса способствует наполнению информационно-насыщенной образовательной среды школы собственными цифровыми образовательными ресурсами, а также ресурсами, созданными старшеклассниками (методическими разработками, технологическими картами, контрольно-оценочными материалами по иностранному языку).
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса «На пути к ЕГЭ» учащиеся получат развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем.
В результате прохождения курса старшеклассники:
•познакомятся с текущим экзаменационным форматом, т.е. форматом контрольно-измерительных материалов (КИМ);
•разовьют умения рационального подхода к работе с экзаменационными материалами;
•сформируют навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий всех уровней — базового, повышенного и высокого;
•повторят, обобщат и закрепят лексический и грамматический материал, который входит в основные части экзамена;
•сформируют умения самоконтроля: курс поможет учащимся через выполнение заданий в тестовой форме проверить, насколько хорошо они усвоили пройденный материал;
•повысят общий уровень владения иностранным языком.
Содержание курса
Введение. (1 час)
Знакомство с общей структурой курса, его примерным содержанием, формами, видами и планируемым объемом практических и итоговых работ. Обзор дистанционных платформ и тренажеров, обзор современных учебных материалов
Аудирование. (6 часов)
Понимание основного содержания прослушанного текста (задания на установление соответствия приведенных утверждений прослушанному тексту). (2 часа)
Понимание выборочной информации (задания на множественные соответствия). (2 часа)
Полное понимание сообщения (расположение событий или информации в определенном порядке). (2 часа)
Чтение. (6 часов)
Понимание основного содержания текста (задания на множественные соответствия). (2 часа)
Выборочное понимание информации из текста (установление структурно – смысловых связей текста. Восстановление текста) (2 часа)
Полное понимание информации (Установление логической последовательности). (2 часа)
Грамматика и лексика. (6 часов)
Словообразование. Суффиксы. Префиксы (преобразование в однокоренное слово в правильной лексической и грамматической форме). (2 часа)
Задания на трансформацию (преобразование в правильную грамматическую форму). (2 часа)
Задание на множественный выбор (подобрать нужную грамматическую форму). (2 часа)
Письмо. (9 часов)
Правила написания личного письма. (1 час)
Написание личного письма (письмо другу личного характера). (3 часа)
Правила написания сочинения – рассуждения (эссе). (1 час)
Написание сочинения-рассуждения (эссе) (написать развернутое высказывание с элементами рассуждения “Мое мнение”). (4 часа)
Говорение. (6 часов)
Развитие диалогической речи. (2 часа)
Развитие монологической речи. (4 часа)
Итоговый тест. (1час)
Календарно-тематическое планирование
11 класс | ||||
№ | Название темы | Вид занятий | Форма организации учебного занятия | |
1. | Введение | Слушают объяснение учителя. | Лекция. Предварительное тестирование с целью определения уровня владения английским языком | |
Аудирование | ||||
2-3 | Понимание основного содержания прослушанного текста | Разбор видов заданий раздела «Аудирование». Задания на развитие навыков аудирования. | Видеолекция+практикум | |
4-5 | Понимание выборочной информации | Совместная деятельность учителя и ученика. | Видеолекция+практикум | |
6-7 | Полное понимание сообщения | Совместная деятельность учителя и ученика. | Видеолекция+практикум | |
Чтение | ||||
8-9 | Понимание основного содержания текста | Совместная деятельность учителя и ученика. | Практикум с использованием дистанционных тренажеров | |
10-11 | Выборочное понимание информации из текста | Совместная деятельность учителя и ученика. | Практикум с использованием дистанционных тренажеров | |
12-13 | Полное понимание информации | Совместная деятельность учителя и ученика. | Практикум с использованием дистанционных тренажеров | |
Грамматика и лексика | ||||
14-15 | Словообразование. Суффиксы. Префиксы | Совместная деятельность учителя и ученика. | Лекция. Практическое занятие. | |
16-17 | Задания на трансформацию | Совместная деятельность учителя и ученика. | Лекция. Практическое занятие. | |
18-19 | Задание на множественный выбор | Совместная деятельность учителя и ученика. | Лекция. Практическое занятие. | |
Письмо | ||||
20 | Правила написания личного письма | Слушают объяснение учителя | Лекция. | |
21-23 | Написание личного письма | Систематизация учебного материала | Написание письма личного характера | |
24 | Правила написания сочинения – рассуждения (эссе) | Слушают объяснение учителя | Лекция. | |
25-28 | Написание сочинения-рассуждения (эссе) | Систематизация учебного материала | Написание развернутого высказывания с элементами рассуждения “Мое мнение” | |
Говорение | ||||
29-30 | Развитие диалогической речи | Совместная деятельность учителя и ученика. | Урок-интервью + онлайн-тренажёр для подготовки к устной части ЕГЭ | |
31-34 | Развитие монологической речи. | Совместная деятельность учителя и ученика. | Урок-беседа + онлайн-тренажёр для подготовки к устной части ЕГЭ | |
Итоговый контроль | ||||
35 | Итоговый тест | Систематизация учебного материала | Выполнение тестовой работы в формате ЕГЭ |
Результаты освоения программы «На пути к ЕГЭ»
Главным результатом данного курса является готовность учащихся к сдаче экзамена в формате теста. К концу данного курса учащиеся также обобщат и закрепят лексико-грамматический материал и отработают определенные умения и навыки.
Результаты освоения программного материала во внеурочной деятельности оцениваются по трем базовым уровням, и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Предметные результаты отражают степень овладения школьниками практическими специальными навыками в рамках освоения программы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся отслеживаются через проведение онлайн-диагностики.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в деятельности. Универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся (уровень коммуникации, социализации, навыки командного взаимодействия, взаимообучения, проектировочные умения и пр.). Отслеживаются преимущественно через наблюдение в ходе организации работы по каждому разделу.
Список учебно-методической литературы
1. Соловова Е.Н., Солокова Е.И.. State Exam Maximiser. Английский язык. Pearson Education Ltd. 2017
2. Соловова Е.Н., John Parson. Практикум по английскому языку. Грамматика и лексика. Москва, 2016
3. Соловова, John Parson Е.Н.. Тематические тестовые задания. Москва, 2017
4. Мичугина С.В., Смирнов Ю.А.. Английский язык. Грамматика и лексика. Письмо: ЕГЭ 2012. Москва. «Просвещение», 2016
5. Музланова Е.С.. Английский язык: 30 типовых вариантов тестовых заданий для подготовки к единому государственному экзамену. Москва, 2018.
Интернет-ресурсы:
1. Открытый банк заданий ФИПИ www.fipi.ru
2. Школа он-лайн обучения «Фоксфорд» https://foxford.ru/
3. Сдам ГИА: решу ЕГЭ https://en-ege.sdamgia.ru/
______________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_______________20__ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО"
Программа составлена как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО, оформлена в соответствии со всеми требованиями. Расчитана на 3 года (2-4 классы)....
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для 7-9 классов
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Основы чертежной грамотности" расчитана на учащихся 7-9 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)
Внеучебная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...
Общеразвивающая программа внеурочной деятельности общекультурного направления (художественной направленности) "РАДУГА КРАСОК"
Программа «Радуга - красок» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интерес к художественной деятельности и направлен...
Рабочая программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) «С чего начинается Родина?» для 5 класса
Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для обучающихся 8 классов
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции)...
презентация " «Расширение образовательного пространства обучающихся с интеллектуальными нарушениями за счет реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности общеразвивающей направленности»
№1 Здравствуй те уважаемые коллеги! педагог дополнительного образования Шункова Елена Александровна государственного образовательного казенного учреждения специальной кор...