Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования
материал по теме
Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 171.5 КБ |
metodicheskoe_soprovozhdenie.ppt | 848.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение учителей - предметников в условиях реализации ФГОС.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является сложным и многоплановым процессом.
В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
В сентябре 2012 года был составлен и утвержден директором школы план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО.
Основной целью методической работы нашей школы является:
- создание модели методического сопровождения, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.
Методическая работа в школе организована так, чтобы педагог с помощью своих коллег, методистов, изучаемой литературы мог разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом профессиональное развитие для каждого педагога индивидуально.
Каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческих, рабочих, групп по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
- изучение профессиональных проблем и потребностей педагогов;
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства. Методическое сопровождение в течение 2012-2013 учебного года в нашей школе осуществлялось по следующим направлениям:
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО,
- создание организационного обеспечения введения ФГОС ООО,
- кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС ООО,
- материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО,
- создание информационного обеспечения введения ФГОС ООО,
- работа с родителями и общественностью,
- организация оптимальной модели внеурочной деятельности.
Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со структурой, которую вы видите на слайде.
В школе работает методический совет, в состав которого входят руководители школьных методических объединений и заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Методический совет осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.
В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определённым темам.
Все формы работы методической службы нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы; групповые и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:
- тематические методические и педагогические советы;
- тематические заседания ШМО и микрогрупп;
- диагностика, педагогический мониторинг;
- индивидуальная работа;
- аттестация;
- самообразование педагогов;
- семинары - практикумы;
- педагогические лектории;
- открытые уроки;
- взаимопосещение уроков;
- круглые столы;
- предметные недели;
- творческие отчеты;
- групповые и индивидуальные консультации;
- практикумы по конструированию уроков;
- информирование и обсуждение методических новинок;
- презентация методических наработок.
Можно выделить следующие ключевые темы методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС:
- реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя, обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;
- современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
- технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
- ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
- новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;
- мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.
Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого администрация школы использовала лист самооценки для учителей. Эту диагностику мы провели в апреле 2012 года. Мы получили следующие результаты, которые вы видите на слайде. Величины даны в среднем по всему коллективу по шкале от 1 до 10.
На основе данных самоанализа были определены разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:
а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;
б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.
Методическим советом школы были подготовлены обучающие семинары.
Для учителей, которым предстояло работать в 5 классе, были проведены семинары-практикумы на темы:
«Анализ УМК по реализации ФГОС»,
«Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса»,
«Планируемые результаты в условиях реализации новых образовательных стандартов».
Для обеспечения условий внедрения и реализации стандартов второго поколения была организована работа творческих групп над проектами «Создание информационно-коммуникационной среды школы», «Учебный кабинет предметника при введении ФГОС», «Психологическое сопровождение введения ФГОС», «Система работы с родителями».
Своеобразным отчетом творческой группой «Работа с родителями» стала подготовка родительского собрания для родителей 4-х классов - будущих пятиклассников. Родителям был представлен и портрет выпускника, который должен сформироваться при условии реализации новых стандартов на каждой ступени обучения.
Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: учителя направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые уроки, организуют наставничество, разрабатывают методическую тему или оформляют её в систему.
В течение года опытными учителями проведены мастер-классы с показом учебных ситуаций, продемонстрировавшие деятельностный подход в обучении, направленный на формирование УУД. Так, в рамках школьных методических объединений проводились следующие открытые уроки (вы видите на слайде)
- Иванова Т.А. – учитель высшей квалификационной категории – показала формирование регулятивных УУД на уроках,
- Холопова Н.П., Новикова Г.Н. – учителя первой квалификационной категории – формирование коммуникативных УУД на уроках,
- Романовская И.С. – учитель первой квалификационной категории – использование ИКТ технологий в начальной школе,
- Кондрашова Т.С. – учитель первой квалификационной категории – проектная деятельность на уроках литературы,
- Павлухина В.В. – учитель первой квалификационной категории – использование ИКТ технологий на уроках математики
- Криваненкова Л.В., - формирование регулятивных УУД в 5 классе на уроках математики;
- Кирющенкова В.В. – учителя первой квалификационной категории – индивидуальный подход к обучающимся как средство формирования интереса к изучению математики.
Обучение школьников творчеству, подобно тому, как учат чтению и математике, исключительно сложная задача, важнейшим фактором которой выступает индивидуальность учителя, его способность самому осуществлять творческую деятельность, а также организовать учебно-творческую деятельность учащихся и руководить ею.
Таким образом, определяются два аспекта творческой деятельности в педагогике:
- Учитель как творческая личность;
- Учитель как организатор и руководитель процесса ученического творчества.
Мы провели диагностику нашего коллектива «Ваш творческий потенциал». Результаты диагностики вы видите на слайде.
- Высший балл 49 баллов не набрал никто
- Низший-24 балла - никто
- Менее 32 баллов - никто
- Более 40 баллов - 12 человек
- От 32 до 40 баллов набрали - 10 человек
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в коллективе нормальный творческий потенциал. Коллектив обладает теми качествами, которые позволяют творить.
Оценить работу научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанной мониторинговой системе, где определены основные критерии оценки.
Для мониторинга методического сопровождения в нашей школе были обозначены следующие критерии:
- количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов и т.п.,
- субъективная оценка педагогами методической работы в школе,
- качество освоения новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся,
- качество овладения учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС,
- повышение уровня знаний, мастерства, квалификации,
- степень интереса к проводимым мероприятиям по ФГОС.
Методы оценки качества методической работы:
- неформальные интервью,
- дискуссии,
- психологические тесты,
- опросы (анкетирование, тестирование),
- аттестация,
- представление передового педагогического опыта.
На сегодняшний день есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы:
- положительная мотивация заметно растет;
- все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
- повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
- создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
Проведя ту же самую анкету «Готовность к внедрению ФГОС» уже в апреле 2013 года, мы увидели, что показатели готовности к введению ФГОС на сегодняшний день в сравнении с прошлогодними показателями значительно выросли. Это подтверждает, что мы работаем в правильном направлении и будем и далее продолжать и совершенствовать свою работу.
Апрель 2012 г. (1 – 10) | Апрель 2013 г. (1 – 10) | |
Я знаком с концепцией ФГОС и основными требованиями к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса. | 7 | 8,1 |
Я владею требованиями к результатам освоения ООП НОО (метапредметным, личностным, предметным; имею опыт работы по формированию УУД). | 5,8 | 6,5 |
Я имею опыт работы в рамках развивающей системы обучения. | 5,9 | 6,8 |
Я хорошо владею технологиями деятельностного обучения. | 5,4 | 7 |
Я хорошо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения. | 6,5 | 7,1 |
Я имею опыт дифференцированного обучения, опыт индивидуальной работы с одарёнными детьми, детьми с низкой мотивацией к учению. | 6,7 | 8,4 |
Я владею технологией накопительной оценки «Портфолио» и использую её в практике обучения и воспитания. | 4,6 | 6 |
Я владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Постоянно веду работу по сохранению здоровья обучающихся. | 6,3 | 8,2 |
Я имею опыт разработки учебной или воспитательной программы. | 6,2 | 7,4 |
Я имею опыт инновационной деятельности. | 5,8 | 6,4 |
Всё дидактическое оснащение моего кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика. | 6,3 | 7,6 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики....
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...
Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...
Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...
Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях
Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....
Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии в условиях реализации ФГОС основного общего образован...