Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Тренинг с учащимися 10-11-х классов СОШ№55 «Познай себя»
рабочая программа по психологии (9, 10, 11 класс) по теме
Стрессоустойчивость – это способность человека продолжительное время выдерживать нервно – психические нагрузки. Совместная работа, учеба и общение людей с разными взглядами, привычками часто создает сложные ситуации, которые субъективно воспринимаются человеком как неприятие, и могут вызвать у него состояния тревоги, обиды, опасности, угрозы. Причем в качестве «угрожающей» может восприниматься не только реальная, но и воображаемая ситуация, а также неопределенность, неизвестность и отсутствие готовых программ поведения в возникшей ситуации. В этих условиях особо важно формировать у обучающихся навыки и умения саморегуляции собственных состояний, управления стрессом. В зависимости от индивидуальных особенностей люди по-разному реагирует на стресс. Одни становятся сверхвозбужденными, суетятся, много говорят и много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы « выключаются» из жизни и общения. Для профилактики стресса хорошо помогает активная релаксация, которая повышает как психическую, так и физическую природную адаптацию. Новизна данной программы обуславливается тем, что использование таких активных методов социально-психологического обучения как тренинги в работе с учащимися, способствует развитию полноценной, гармонично развитой личности. Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что специалистам, работающим с детскими коллективами необходимо знать и учитывать в своей работе уровень стрессоустойчивости учащихся. Классному руководителю необходимо знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку, беря во внимание его сильные и слабые стороны, а так же влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Для содействия работе классного руководителя с учащимися могут проводиться психолого-педагогические мероприятия, нацеленные на повышение уровня стрессоустойчивости, эмоционального благополучия учащихся, формирования ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы, к числу которых относится и данная программа. Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая. Направлена на социальную адаптацию, повышение уровня коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости, создание положительного образа «Я» и формирование адекватной самооценки. Основная цель программы: Формирование у учащихся старших классов стрессопреодолевающего поведения через освоение эффективной коммуникации и создания положительного образа « Я», саморегуляции и восстановления себя. Отличительной особенностью программы является ее практическая направленность на повышение стрессоустойчивости, с этой целью учащимся предлагается ознакомиться с основными понятиями об общих механизмах стресса, динамике протекания стрессового состояния, основных стадиях синдрома, физиологических и психологических факторов стресса; со способами борьбы с негативными последствиями стрессов, методах саморегуляции, понятии позитивного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг повышения стрессоустойчивости старшеклассников | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН – УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» г. УЛАН – УДЭ
Принята на заседании педагогического совета от «__» _________2017г. Протокол №____ | Утверждаю: Директор МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ _________ Жебрун Я.О. «____» _________ 2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Тренинг с учащимися 10-11-х классов СОШ№55
«Познай себя»
(Развитие навыков стрессоустойчивости)
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 72 часа
Автор-составитель: Манхоева А.Д., педагог – психолог
г. Улан-Удэ, 2017
Содержание
Пояснительная записка …....................................................................3
Учебный план........................................................................................5.
Содержание учебного плана.................................................................6
Календарный учебный график …........................................................7
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы..8
Список литературы..............................................................................10
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа группового тренинга для старшеклассников по развитию навыков стрессоустойчивости «Познай себя» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность.
Актуальность программы. Стрессоустойчивость – это способность человека продолжительное время выдерживать нервно – психические нагрузки. Совместная работа и общение людей с разными взглядами, привычками часто создает сложные ситуации, которые субъективно воспринимаются человеком как неприятие, и могут вызвать у него состояния тревоги, обиды, опасности, угрозы. Причем в качестве «угрожающей» может восприниматься не только реальная, но и воображаемая ситуация, а также неопределенность, неизвестность и отсутствие готовых программ поведения в возникшей ситуации
В зависимости от индивидуальных особенностей люди по-разному реагирует на стресс. Одни становятся очень возбужденными, суетятся, много говорят и много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы « выключаются» из жизни и общения. Некоторые ребята меняют сферу деятельности( спорт, музыка, хобби). Для снижения возникшего эмоционального напряжения очень хорошо помогает активная релаксация, которая повышает как психическую, так и физическую природную адаптацию.
Новизна данной программы обуславливается тем, что использование таких активных методов социально-психологического обучения как тренинги в работе с учащимися, способствует развитию полноценной, гармонично развитой личности.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что специалистам, работающим с детскими коллективами необходимо знать и учитывать в своей работе уровень стрессоустойчивости учащихся. Классному руководителю необходимо знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку, беря во внимание его сильные и слабые стороны, а так же влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Для содействия работе классного руководителя с учащимися могут проводиться психолого-педагогические мероприятия, нацеленные на повышение уровня стрессоустойчивости, эмоционального благополучия учащихся.
Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая. Направлена на социальную адаптацию, повышение уровня коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости, создание положительного образа «Я» и формирование адекватной самооценки.
Цель программы: Формирование у учащихся старших классов стрессопреодолевающего поведения через освоение эффективной коммуникации и создания положительного образа « Я», саморегуляции и восстановления себя.
Задачи:
- обучить способом саморегуляции и восстановления себя;
- развить навыки позитивного мышления;
- повышение коммуникативной компетентности учащихся.
- развить уверенность в себе через осознание свои индивидуальности;
- повысить адаптационные и мобилизационные возможности в условиях дискомфорта;
- формировать навыки стрессоустойчивости и способов эффективного управления стрессом;
Отличительной особенностью программы является ее практическая направленность на повышение стрессоустойчивости, с этой целью учащимся предлагается ознакомиться с основными понятиями об общих механизмах стресса, динамике протекания стрессового состояния, основных стадиях синдрома, физиологических и психологических факторов стресса; со способами борьбы с негативными последствиями стрессов, методах саморегуляции, понятии позитивного мышления.
Целевой группой являются: подростки в возрасте 15-17лет
Сроки реализации программы: 72часа.
Формы занятий: лекционные, практические, тренинговые занятия.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 часа в неделю.
Ожидаемые результаты:
При правильной и последовательной организации и проведении данного занятия наблюдается видимое снижение уровня стресса;
- снижение уровня агрессивности, тревожности среди подростков;
- повышение уровня сплоченности в классе, толерантности в отношениях с другими;
- повышение уровня коммуникативной компетентности,
Способы определения результативности:
Проведение психологических мониторингов с целью исследования актуального психоэмоционального состояния школьников, оценки его динамики, проведение родительских собраний, педагогических советов, встреч с классными руководителями с целью анализа психологического климата, его динамики, эмоционального самочувствия учащихся.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Тестирование, анкета обратной связи, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. | 8 | 2 | 6 | Тест, анкета, |
2 | Позитивное мышление. | 8 | 2 | 6 | Тест, Рефлексия |
3 | Я и другие. | 8 | 2 | 6 | Тест, Рефлексия |
4 | Память и приемы запоминания (часть 1) | 8 | 2 | 6 | Тест, Рефлексия |
5 | Память и приемы запоминания (часть 2) | 8 | 2 | 6 | Тест, Рефлексия |
6 | Способы снятия нервно-психического напряжения. Обучение приемам релаксации. | 8 | 2 | 6 | Тест, Рефлексия |
7 | Эмоции и поведение | 8 | 2 | 6 | Тест, Рефлексия |
8 | Как бороться со стрессом | 8 | 2 | 6 | Тест, Рефлексия |
9 | Как лучше подготовиться к занятиям. Подведение итогов. Обратная связь. | 8 | 2 | 6 | Тест, анкета, Рефлексия |
10 | Итого: | 72 | 18 | 54 |
Содержание учебного плана
Занятие № 1.
Тема: «Знакомство. Принятие правил работы в группе».
Теория: Правила поведения на занятиях в процессе
проведения тренинга для участников. Понятие правила группы. Мини лекция о стрессе.
Практика: Выполнение упражнений: «Снежный ком», Имена», «Чего я жду от тренинга», «Правила группы», « Социометрия», «А томы и молекулы», «Аплодисменты по кругу».
Занятие № 2.
Тема: « Позитивное мышление»
Теория: Понятие позитивного мышления.Рекомендации по формированию позитивного мышления
Практика: Выполнение упражнений: «Приветствие»;.
Притча «Как сказать», « Минус перевести в плюс», «Круг состояния участников», «Чего я жду от тренинга», «Интервью», «Рисуем негатив и позитив». Техника рефрейминга « Горная вершина».
Занятие №3.
Тема: «Я и другие».
Теория: Понятие сотрудничества, соперничества.
Практика: Упражнения :«Круг состояния участников», « Комплимент». «Путанка», «Два берега», , «Обратная связь» , «Аплодисменты по кругу».
«Скалолаз», циферблат, « Угадай рифму», «Живое зеркало», «Мыльные пузыри».
Занятие №4.
Тема: Память и приемы запоминания (часть 1)
Теория: Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала.
Практика: Дискуссия по теме лекции. Упражнения: «Что это такое?», «Составь слово», «Три перемены в одежде», "На льдине" «Обратная связь», «Рыба для размышления», «А что дальше?», Коллаж «Мой герб», ритуал прощания, рефлексия занятия.
Занятие № 5.
Тема: Память и приемы запоминания (часть2 )
- Теория: Мини-лекция: Методы активного запоминания. Метод ключевых слов. Память. Приемы организации запоминаемого материала. Мини-лекция: Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)
Практика: Выполнение упражнений: "Живые скульптуры",. Комплексный учебный метод «Зубрежка», Дискуссия по теме лекции. "Память и чувственный опыт","Я хвалю себя за то, что..." "Покажи пальцем".
Занятие № 6
Тема: Способы снятия нервно-психического напряжения. Обучение приемам релаксации.
Теория: Мини-лекция "Способы снятия нервно-психического напряжения".Формирование представления о релаксационных техниках. Обучение методам нервно-мышечной релаксации.
Практика: Обучение приемам релаксации; упражнения : "Приветственное письмо"," Живая картина. ""Ресурсные образы", "Аутогенная релаксация". Шаги к успеху. Способы снятия нервно-психического напряжения, Радуга,
«Вредные советы», « Снежки», «Мне удается», «Скалолазы».
Занятие № 7.
Тема: «Эмоции и поведение».
Теория: Мини-лекция "Как разрядить негативные эмоции?"
Практика: Дискуссия в малых группах, "Передай улыбку другу","Прощай, проблема», Тест эмоций"Мои лица",«Обратная связь», «Земля, вода, огонь, воздух».
Занятие № 8
Тема: «Как бороться со стрессом»
Теория. Мини-лекция "Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом"; "Как справиться со стрессом".
Практика: Упражнение "Комплимент", "Откровенно говоря", «Стресс-тест», «Противострессовое дыхание», дискуссия в малых группах, "Дождь в джунглях".
Занятие № 9.
Тема: «Как лучше подготовиться к занятиям».
Теория: Мини-лекция "Как готовиться к экзаменам"; Мини-лекция "Как вести себя во время».
Практика: . Тест "Моральная устойчивость"; "По радио сказали". Кинезиологические упражнения; "Считалка", «Разминка»; Дискуссия в малых группах; Медитативно-релаксационное упражнение – "Храм тишины." Подведение итогов.
Календарный учебный график
Место проведения МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г.Улан-Удэ
№ п/п | Месяц Число | Время прове-дения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | Сентябрь 1-2неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | 1. Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. | Тест, анкета |
2 | Сентябрь 3-4неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Принятие правил работы в группе. 2.Понятие о стрессе | Тест, анкета |
3 | Октябрь 1-2 неделя | 13.00-13.4514.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Позитивное мышление. | Тест, Рефлексия |
4 | Октябрь 3-4 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Позитивное мышление. | Тест, Рефлексия |
5 | Ноябрь 1-2 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Я и другие. | Тест, Рефлексия |
6. | Ноябрь 3-4 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Я и другие. | Тест, Рефлексия |
7. | Декабрь 1-2 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Память и приемы запоминания (часть 1) | Тест, Рефлексия |
8. | Декабрь 3-4 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Память и приемы запоминания (часть 1) | Тест, Рефлексия |
9. | Январь 2-3 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Память и приемы запоминания (часть 2) | Тест, Рефлексия |
10. | Январь 3-4 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Память и приемы запоминания (часть 2) | Тест, Рефлексия |
11. | Февраль 1-2 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Способы снятия нервно-психического напряжения. Обучение приемам релаксации. | Тест, Рефлексия |
12. | Февраль 3-4 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Способы снятия нервно-психического напряжения. Обучение приемам релаксации. | Тест, Рефлексия |
13. | Март 1-2 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 |
Эмоции и поведение | Тест, Рефлексия |
14. | Март 3-4 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 |
Эмоции и поведение | Тест, Рефлексия |
15. | Апрель 1-2 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Как бороться со стрессом | Тест, Рефлексия |
16. | Апрель 3-4 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Как бороться со стрессом | Тест, Рефлексия |
17. | Май 1-2 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Как лучше подготовиться к занятиям . Подведение итогов. Обратная связь. | Тест, Рефлексия |
18. | Май 3-4 неделя | 13.00-13.45 14.00-14.45 | Теория Практика | 4 | Как лучше подготовиться к занятиям . Подведение итогов. Обратная связь. | Тест, анкета, Рефлексия |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1. Методики экспресс-диагностики.
2. Анкетирование.
3. Психотехнические игры, упражнения.
Приложение
Тест эмоций
Инструкция : "Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. На бланке для ответов обведите номера тех вопросов, на которые вы отвечаете "да". Отметьте количество обведенных номеров (баллов) по каждому виду эмоциональных реакций и построй график".
Вопросы теста:
1. Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до того, что захочется драться.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22. Довольно много людей мне завидует.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Шкалы
Твоя агрессивность — твое личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей. Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны именно для тебя.
Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения.
Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражительность — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. "физическая и косвенная агрессия".
Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить тебя. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия — за словом в карман ты не полезешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.
Чувство вины — поздравляем, ты никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не накричал. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноват? Если ты чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять. Что же с этим делать? Как минимум знать — чтобы понимать, что этим качеством природа наделила тебя более щедро, чем следовало бы. Максимум — вспомнить, кто в доме хозяин — ты или твои эмоции? Процесс укрощения эмоций можно сравнить с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную свободу или, наоборот, постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все попытки приручить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой — мы должны признать, что лошадь дикая, и проявлять терпение при ее приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в том, что она должна признать в нас своего укротителя.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
| Номера вопросов | ||||
Физическая агрессия (Ф) | 1 | 9 | 17 | 25 | 33 |
Косвенная агрессия (К) | 2 | 10 | 18 | 26 | 34 |
Раздражительность (Р) | 3 | 11 | 19 | 27 | 35 |
Негативизм (Н) | 4 | 12 | 20 | 28 | 36 |
Обидчивость (О) | 5 | 13 | 21 | 29 | 37 |
Подозрительность (П) | 6 | 14 | 22 | 30 | 38 |
Вербальная агрессия (В) | 7 | 15 | 23 | 31 | 39 |
Чувство вины (Ч) | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 |
Список литературы
Основная литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - Москва, 1998. - 704 с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников
[Текст] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.:
Академия, 2002. - 208 с.
3. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /
М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
5. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] / И.В.Вачков. - М.: «Ось – 89», 2002.- 223 с.
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось- 89. 2003. – 224 с.
7. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой.
Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
8. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
9. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.
10. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания
[Текст] / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. -
Екатеринбург, «Деловая книга», 1998. - 144 с.
11. Кипнис, М.Ш. 59 лучших игр и упражнений для развития управления
коммуникациями: Тренируем общение, способность влиять и убеждать
[Текст] / М.Ш. Кипнис. - Москва: Прайм-Еврознак, 2009.- 224 с.
12. Курбатов, В.И. Конфликтология [Текст] / В.И. Курбатов. - Ростов-на-
Дону: Феникс, 2005. - 445 с.
13. Прихожан, А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе
[Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000. - 192 с.
14. Психогимнастика в тренинге [Текст] // Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.,
«Ювента», 1999.256 с.
15. Сакович, Н.А. Игры в тигры. Сборник игр для работы с агрессивными
детьми и подростками [Текст] / Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2007. - 208 с.
16. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2000. - 112 с.
17. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
18. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности,
самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
Дополнительная литература
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
2. Бардиер Г.Л. Почему психолог похож на кота. Тонкости социально-
психологической помощи взрослых детям [Текст] / Г.Л. Брандиер. - СПб: ПЦ «Эксперимент», 1997. – 96 с.
3. Байард Р. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Байард. - Москва, 1991. -224 с.
4. Витакер Д. Группы как инструмент психологической помощи [Текст] /
Д.Витакер. - М: Независимая фирма «Класс», 2000. - 430 с.
5. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н.И. Козлов. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 144 с.
6.Фопель, К. Энергия паузы [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Познай себя»
Пояснительная запискак общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Познай себя».Направленность. Социально-педагогическая.Новизна. Основная идея програм...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...