Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования
презентация к уроку по психологии по теме

Кузьменок Юлия Валерьевна

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rda-shkolniki.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Искаженное психическое развитие

Слайд 2

2 Искаженное развитие При искаженном развитии наблюдается наиболее выраженная асинхрония : сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Слайд 3

3 Как видят мир люди с аутизмом (социальная реклама)

Слайд 4

4 Варианты искаженного развития

Слайд 5

5 Классификация детей с РДА ( О.С.Никольская )

Слайд 6

6 Атипичный аутизм

Слайд 7

7 Особенности психических функций при раннем детском аутизме, препятствующие освоению образовательной программы

Слайд 8

8 Особенности речи — мутизм (отсутствие речи); — эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, воспроизводимые спустя некоторое время; — отсутствие в речи обращений, несостоятельность в диалоге; — трудности понимания вербальной информации; — автономность речи; — неправильное употребление личных местоимений; — нарушение семантики (расширение или чрезмерное сужение толкований значений слов), неологизмы; — нарушения грамматического строя речи; — нарушения звукопроизношения; — нарушения просодических компонентов речи; — прочее. Альтернативные способы коммуникации Адаптация дидактического материала

Слайд 9

9 Особенности внимания, темп деятельности, утомляемость

Слайд 10

10 Особенности обработки сенсорной информации

Слайд 11

11 Особенности моторного развития и графических навыков

Слайд 12

12 Виды аутизма Первые отклонения на первых месяцах жизни

Слайд 13

13 Значительные отклонения, которые начинаются с 3-х лет Виды аутизма

Слайд 14

14 Сравнительная характеристика синдром Каннера и синдрома Аспергера Ранний детский аутизм (синдром Каннера ) Аутистическая психопатия (синдром Аспергера) Первые отклонения Обычно на первых месяцах жизни Значительные отклонения, которые начинаются с 3-х лет Зрительная связь с другими людьми Поначалу обычно отворачивается, позже начинает устанавливать контакт, но в редких случаях; уклончивая и кратковременная реакция. Взрослый не замечается. В редких случаях и кратковременно. Взрослый - помеха Речевые навыки Говорить начинает поздно, речь развита плохо (около 50% больных детей). Сильная задержка речевого развития Наблюдается эхолалия (коммуникативная функция речи нарушена) Речевой навык развивается рано Рано развивается правильная и грамотная речь Речь используется для коммуникации, но нарушения всё равно есть – речь спонтанна Умственные способности Специфическая структура интеллекта, способности значительно снижены В большинстве случаев интеллект на высоком уровне, либо выше среднего Двигательные навыки Нарушений нет, если не наблюдается сопутствующей болезни Проблемы с двигательной моторикой – нарушения координации, неловкость, неуклюжесть Встречаемость Может наблюдаться (хотя и реже) и у девочек Почти исключительно и у мальчиков Прогноз Чаще всего переход в пограничную интеллектуальную недостаточность или атипичную форму умственной отсталости Более благоприятный (РДА как особый вариант начального этапа формирования аутистической (шизоидной) психопатии)

Слайд 15

15 Особенности вхождения ребенка с РАС в школьное пространство Включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками Объяснить одноклассникам почему ребенок так отличается от них Объяснить одноклассникам, чем можно ему помочь Учителю демонстрировать положительное отношение к «особому» ребенку Для облегчения запоминания имен окружающих взрослых и детей, можно предложить родителям ребенка сделать альбом с фотографиями и подписанными именами

Слайд 16

16 Особенности вхождения ребенка с РАС в школьное пространство Провести экскурсию по тем помещениям, которые необходимы ребенку на первом этапе обучения Частичное посещение учащимся с РАС групповых занятий Пространство класса для детей с РАС рекомендуется разделить на зоны: учебную и свободную.

Слайд 17

17 Особенности вхождения ребенка с РАС в школьное пространство Дети с РАС испытывают организационные трудности при подготовке к уроку или во время урока Укрепить на парте подставку для карандашей или учебников Сделать маркировку на парте, где что должно лежать На парте не должно быть лишних предметов Индивидуальная маркировка парты и личных вещей Индивидуальные визуальные подсказки Визуальные инструкции Адаптированный наглядный материал Школьная доска – предмет, который дети видят постоянно. Выделение цветом информации (слева-синий, справа – красный) Стереотипное написание текущей даты (вид и расположение на доске) Представление информации в виде алгоритма, схем, таблиц

Слайд 18

18 Особенности вхождения ребенка с РАС в школьное пространство Представление расписания занятий и правил поведения в визуальном плане Знакомство ребенка с символами каждого предмета Выстраивание схемы каждого дня (расписание) «Знак тишины»

Слайд 19

19 Особенности вхождения ребенка с РАС в школьное пространство Использование пиктограмм (структура урока) Письменная работа Найди ошибку Повторение пройденного материала Домашнее задание

Слайд 20

20 Особенности вхождения ребенка с РАС в школьное пространство Система оценки Использование жетонов в качестве поощрения Промежуточное поощрение Соединительное звено между тем, что ребенок делает сейчас и тем, что он заработает потом Напоминают о том, что он что-то зарабатывает Визуально показывает сколько работы осталось сделать, чтобы заработать награду Оценка Отметка

Слайд 21

21 Особенности вхождения ребенка с РАС в школьное пространство Индивидуализация темпа деятельности Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом Организация групповой работы Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке Проговаривание последовательности своих действий вслух Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Ребенок должен быть успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса

Слайд 22

22 Особенности вхождения ребенка с РАС в школьное пространство Развитие навыков коммуникации и социализации Специальные учебные пособия Специальные рабочие тетради и учебники листы с упражнениями, требующие минимального заполнения, например, тетради с готовыми заданиями. составить детям индивидуальные тетради, листы, карточки

Слайд 23

23 Как повысить мотивацию ребенка с РАС к выполнению задания Принцип Премака предоставление более предпочитаемого задания, после менее предпочитаемого задания, может повысить мотивацию ребенка к выполнению менее привлекательного задания Сначала Потом

Слайд 24

24 Поведенческие постулаты Поведение происходит в окружающей среде Ребенок приобретает проблемное поведение в течение своей жизни Проблемное поведение – это способ общения с другим человеком. Неприемлемое поведение служит определенной функции

Слайд 25

25 Правила общения с ребенком с РАС

Слайд 26

26 Дифференциальная диагностика

Слайд 27

27 Дифференциальная диагностика

Слайд 28

28 Правила работы с аутичным ребенком

Слайд 29

29 Правила работы с аутичным ребенком

Слайд 30

30 Инклюзия аутистов в школе (из опыта Школы № 1465)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации

В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

  В выступлении рассматриваются типы дизонтогенеза, психопатии, неврозы. Рекомендации педагогам по работе с детьми....

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...

"Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования"

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...

"Специфические особенности нарушения развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации".

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...

Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования. Дети с нарушениями речи.

30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...

Игры и упражнения развития мелкой моторики детей в условиях дошкольной образовательной организации

Мелкую моторику можно развивать благодаря множеству различных методик и техник, а нетрадиционные техники помогают завлечь ребенка, дают возможность проявить его фантазию и открыть творческий потенциал...