"Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования"
презентация к уроку по теме
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Терминология
3 Этиология
4 Основным механизмом ЗПР является задержка созревания или легкое повреждение и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, особенно лобных отделов коры больших полушарий Эмоционально-волевая незрелость Интеллектуальная недостаточность Механизмы и проявления ЗПР
5 Классификации ЗПР
6 Классификация детей с ЗПР по К.С.Лебединской ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-органического происхождения В основе классификации лежит этиопатогенетический подход
7 Эмоциональная и личностная незрелость п реобладание повышенного фона настроения и непосредственность п реобладание игровых интересов, неутомимость в игры в нушаемость , недостаточная самостоятельность б ыстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится н еумение подчиняться дисциплине у томление от интеллектуальных видов деятельности ЗПР конституционального происхождения Наследственный фактор
8 Снижение общего физического и психического тонуса повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению; интеллектуальная недостаточность проявляется в снижении памяти, концентрации внимания, в замедлении темпа мыслительной деятельности; эмоциональные нарушения выражаются в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости; дети плохо переносят жару, шум, яркий свет; жалуются на головные боли и усталость; у них нарушается сон и аппетит, к концу учебных занятий резко падает работоспособность. ЗПР соматогенного происхождения Длительные хронические соматические заболевания: пороки сердца заболевания почек заболевания эндокринной системы аллергические состояния
9 Трудности в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушения поведении проявляется в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбии, заинтересованности в успешном выполнении заданий, чувства долга и ответственности. У детей отмечаются: черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость; недостаточный уровень необходимых знаний, умений и навыков, неспособность к систематическому труду, раздражительность. ЗПР психогенного происхождения Социальная ситуация развития: гипоопека гиперопека психотравмирующие ситуации
10 ЗПР церебрально-органического происхождения Резидуальные (остаточные) поражения центральной нервной системы
11 Дифференциальная диагностика
12 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПРР
13 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПРР
14 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
15 Условия успешности На успешность компенсации влияют: Возраст ребенка, состояние его здоровья Особенности окружающей его микросоциальной среды О собенности проявления нарушений и степень их выраженности И другие психологические особенности ребенка (характер, темперамент) Р аннее выявление и своевременная педагогическая помощь ребенку Реализация системного подхода Индивидуальный подход
16 Направления работы с детьми с ЗПР
17 1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания. 2. Многократно повторять материала на занятиях. 3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела. 4. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи. 5. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов. 6. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику. 7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала. 8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части. 9. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия. 10. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала. 11. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность. 12. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми. 13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка. 14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям. 15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность. 16. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте. 17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью. 18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка. Рекомендации педагогам при работе с детьми с ЗПР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации
В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....
Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации
В выступлении рассматриваются типы дизонтогенеза, психопатии, неврозы. Рекомендации педагогам по работе с детьми....
Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...
"Специфические особенности нарушения развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации".
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...
Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...
Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования. Дети с нарушениями речи.
30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...
Игры и упражнения развития мелкой моторики детей в условиях дошкольной образовательной организации
Мелкую моторику можно развивать благодаря множеству различных методик и техник, а нетрадиционные техники помогают завлечь ребенка, дают возможность проявить его фантазию и открыть творческий потенциал...