Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации
презентация к уроку по психологии по теме
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgarmonichnoe_razvitie.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Дисгармоническое психическое развитие это тип дизонтогенеза , основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
3 Акцентуации характера чрезмерная усиленность некой черты личности, которая определяет специфику реагирования человеком на события своей жизни Андрей Личко Акцентуация находится на грани нормы и патологии Акцентуации характера не влияют на все сферы жизни Проявляются только в течении определенного периода жизни и обычно сглаживаются со временем Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации или приводить к ней лишь на непродолжительное время
4 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Эмоциональная холодность, оторванность от внешнего, реального мира, погруженность в свои собственные фантазии, замкнутость. Отмечается сниженная потребность в общении с окружающими (поддерживают только формальный контакт и лишь при необходимости) У людей с шизоидной психопатией нет потребности в выяснении точки зрения окружающих, их замечания практически не влияют на поведение подростка. Они доверяют лишь информации, почерпнутой из «надежных» источников: заявлений авторитетных ученых, книг. Попытки активно воздействовать на эмоциональное состояние: вовлечение в совместную деятельность, общение, игры. Критика значимой деятельности , события, явления. Если признаки шизоидной психопатии выражены умеренно, то такие люди вполне могут адаптироваться в обществе. У них может быть 1-2 неблизких друга. При правильном выборе профессии (не требующей чрезмерного общения), шизоиды могут даже достичь значительных успехов на работе. Обучение бытовым навыкам: гигиена (внешний вид), «работа» по дому и т.п. Шизоидный тип
5 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Контактность ниже среднего уровня; предпочитают узкий круг друзей и близких которые понимают «с полуслова»; редко вступают в конфликты-пассивная роль; обиды не «выплескивают», исполнительны Конфликты с близкими, смерть или болезнь родных, несправедливость, хамств, пребывание в окружении грубых людей. Отзывчивы на доброту, понимание. Иногда достаточно непродолжительного, но доверительного, ласкового разговора, чтобы улучшить настроение. Воздействия на подростка эффективно, при минимальных упреках и наказаниях, действие исключительно добротой и лаской. Психоастенический тип
6 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Чрезвычайно контактный, словоохотливый, оживленная жестикуляция, невольное отклонение от первоначальной темы разговора; эпизодически конфликты из-за недостаточно серьезного отношения к служебным и семейным обязанностям; склонны огорчаться по поводу замечаний окружающих; изредка бывают инициаторами конфликтов (активная сторона) Условия жесткой дисциплины, монотонная деятельность, вынужденное одиночество; более часто чем у других людей отмечаются заболеваний маниакально-депрессивным психозом Включение в интересную и доступную деятельность с оттенком лидерства, её необходимо строить под конкретного подростка-гипертима, учитывая его интеллект, способности, склонности и др. Весьма отзывчивы на доброжелательное, уважительное отношение Гипертимный тип
7 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Контактность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности), настроение во многом зависит от окружающей его среды На замечания и укоры могут ответить раздражением, грубостью и гневом, но при этом в глубине души еще больше впадают в уныние. Весьма уязвимы к коренной ломке жизненного стереотипа. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками к самоубийству При нахождении подростка в субдепрсссивной фазе – ненавязчивая забота и внимание (при этом категорически противопоказаны расспросы типа: «Ну почему у тебя такое плохое настроение?»). Необходимо по возможности уменьшить в этот период различные требования к подростку Циклоидный тип
8 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Низкий уровень контактности из-за робости, неуверенности в себе; пониженный фон настроения, резкие вегетативные реакции на яркие эмоции (бледнее/краснеет, потливость рук, головные боли ит.п.). Редко вступают в конфликты, постоянно в поиске опоры/защитника в окружающих. Ситуация страха, угрозы наказания, постоянных насмешек, несправедливых обвинений. Это может толкнуть на острую аффективную реакцию, конфликт, спровоцировать депрессию или даже попытку самоубийства; Ищут самоутверждения именно там, где чувствуют свою неполноценность. К опеке старших относятся терпимо и даже охотно ей подчиняются. Учатся обычно старательно, но очень, страшатся всякого рода проверок, контрольных, экзаменов - обязательная предварительная подготовка/беседа/ предупреждение. Сенситивный тип
9 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии, хамство, льстивость, аффективная взрывчатость. Характерна также напряженность инстинктивной сферы, достигающая в отдельных случаях аномалии влечений. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка. Как правило происходит падение мотивации к учебной деятельности, что тем не менее часто сочетается с довольно высокими «претензиями» к своим оценкам. Возбудимый подросток начинает бороться за «благополучные оценки» самыми разными способами; от заискивания перед учителем до яростных, тяжелых конфликтов с ним. Одним из способов коррекции является апелляция к их сознанию, анализ и оценка их поведения в процессе индивидуальной беседы. Беседа должна представлять собой устный «а иногда и письменный» компромиссный договор. Упор нужно сделать на вред, который подросток приносит себе или своим близким. Учитывая прагматизм возбудимых, такие соглашения (при четком соблюдении их обеими сторонами). Эпилептоидный тип
10 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Обычная контакность; выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей; в конфликты вступают редко-пассивная стороны; Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные приметы и ритуалы: жесты, заклинания, целые поведенческие комплексы. Другой формой «защиты» бывает особо выработанный формализм и педантизм. Ситуации личной ответственности за важное дело, недооценка заслуг, склонность к ипохондрическим проявлениям. Педагог в должен избегать делегировать ответственность подростку, поскольку это может вызвать у него нервно-психический срыв, усиление субдепрессивной симптоматики. В условиях спокойной, размеренной работы, четко регламентированной, не требующей инициативы и многочисленных контактов, чувствует себя хорошо. Астено-невротический тип
11 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищений удивления, почитания, сочувствия, предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным. Неизменно стремление добиваться для себя всевозможных льгот и послаблений за счет других, часто сопутствуют высокая мимикрия в поведении. Ситуация ущемления интересов недооценки заслуг, низвержение с «пьедестала». Вначале педагог идет навстречу потребности подростка в повышенном внимании: часто хвалит его, делает в его адрес разного рода нейтральные замечания и т.д. На втором этапе, когда закрепились положительные результат первого, учитель обращает внимание на подростка только тогда, когда его поведение и деятельность соответствуют ожиданиям педагога, подкрепляя тем самым положительные сдвиги в его поведении. Наконец, на третьем этапе, педагог переходит к прерывистой схеме подкрепления, – обращает на него внимание лишь в ответ на проявления положительного поведения, постепенно увеличивая при этом интервалы между отдельными подкреплениями. Истероидный тип
12 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Определяющую роль в характере играет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Имеет ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному время препровождению, безделью. Идеал – остаться без контроля со стороны и быть предоставленным самим себе. Общительны, открыты, услужливы. Легко попадают в «плохие компании». Склонны к азартным играм, употреблению ПАВ. ---- Строгий контроль за деятельностью, постоянная занятость (кружки, секции и т.п.). Включение в социально-значимую деятельность. Стиль общения конструктивно-авторитарный. Неустойчивый тип
13 Основные черты Ситуации, в которых возможен конфликт Способы взаимодействия Патологическая слабость воли, плывут по течению, примыкая к более активным, инициативным сверстникам, повышенная внушаемость неустойчивых личностей, их нецелеустремленная криминальность. Неудачи, горестные события. Для коррекции поведения таких детей чрезвычайно важен полный контроль за их поведением и деятельностью Это должна быть целая система контрольных мер в школьных занятиях, в семье (проверка результативности учебы, совместный труд со взрослыми), наполнение досуга неустойчивого подростка кружковыми занятиями и т.д.). Но как только контроль ослабевает, неустойчивый подросток начинает стремиться в «подходящую компанию». Конформный тип (лабильный)
14 Психопатия Психопатия – врожденная или развившаяся в ранние годы дисгармоничность личности, которая осложняет социальную адаптацию, личностное развитие и оказывает влияние на ВСЕ сферы жизни человека ПРИЗНАКИ
15 Виды психопатий по происхождению
16 Типы психопатий
17 Типы психопатий
18 Отрывок из к/ф «Похороните меня за плинтусом»
19 Типы психопатий
20 Типы психопатий
21 Отрывок из к/ф «Служебный роман»
22 Опросник Леонгарда-Шмишека Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
23 Неврозы обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов и протекающее с осознанием больным факта своего заболевания и без нарушений отражения реального мира НЕВРОЗ функциональность обратимость Причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания.
24 Что провоцирует неврозы у детей
25 Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?
26 Виды неврозов ( А.И.Захаров ) неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. нарушение семейных отношений. повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. часто возникает у «домашних» детей, мало общающихся со сверстниками
27 Системные невротические проявления
28 Методы преодоления Направления к специалистам: невролог (поможет лечить непосредственно неврологические нарушения, при необходимости выписывает успокоительные лекарства, проводит диагностику); детский и семейный психолог (помогает восстановить психологически благоприятный микроклимат в семье, выбрать оптимальную модель воспитания); психотерапевт (поможет лечить навязчивые состояния, может проводить сеансы гипноза, работа с этим специалистом максимально важна для подростков и взрослых); другие специалисты узкого профиля (может потребоваться консультация психиатра и эндокринолога, а лечить невротические состояния также помогает рефлексотерапевт, иглотерапевт , массажист).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации
В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....
Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации
В выступлении рассматриваются типы дизонтогенеза, психопатии, неврозы. Рекомендации педагогам по работе с детьми....
"Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования"
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...
"Специфические особенности нарушения развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации".
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...
Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...
Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования. Дети с нарушениями речи.
30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...
Игры и упражнения развития мелкой моторики детей в условиях дошкольной образовательной организации
Мелкую моторику можно развивать благодаря множеству различных методик и техник, а нетрадиционные техники помогают завлечь ребенка, дают возможность проявить его фантазию и открыть творческий потенциал...