Отчет педагога-психолога Тищенко Т.М. за 2016-17 учебный год
проект по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_pedagoga-_psihologa_za_2016-17_uchebnyy_god.docx | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
Отчет
педагога-психолога Тищенко Т.М.
за 2016-17 учебный год
Эгвекинот,
май 2017 г.
Обучение в школе-интернате направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, обеспечивающие личностное развитие, способствующие овладению необходимыми жизненно важными знаниями, умениями и навыками, успешной социальной адаптации.
Планирование и организация работы педагога-психолога осуществляется в соответствии с Программой развития школы-интерната, с направлениями и задачами работы ОУ.
Основные цели деятельности педагога-психолога:
- психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания обучающихся (воспитанников);
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье учащихся;
- формирование жизненно важных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социальной адаптации, получения профессии, достижения успехов.
Задачи деятельности педагога-психолога:
- своевременное выявление причин трудностей обучения и психоэмоциональных проблем обучающихся (воспитанников) через систему диагностической работы;
- развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся (воспитанников) посредством коррекционно-развивающих занятий (КРЗ);
- оказание консультативной психологической помощи обучающимся и педагогам в решении конфликтных ситуаций;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование негативного отношения обучающихся (воспитанников) к курению, алкоголю, наркотикам;
- психологическая поддержка выпускников в процессе подготовки к выпускным экзаменам и в ходе их проведения;
- активное участие в работе педсоветов, школьных МО, семинаров, районного и школьного ПМПК, Совета профилактики;
- совершенствование профессионального уровня (курсы повышения квалификации).
В течение 2016-17 уч. года педагог-психолог проводил работу по направлениям:
- Психодиагностическая работа.
- Коррекционно-развивающая работа.
- Профилактическая работа
- Психологическое консультирование и просвещение
- Организационно - методическая работа
Доминирующим видом деятельности педагога-психолога является коррекционно-развивающая работа.
- Диагностическая работа
Диагностическая работа направлена на составление социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Согласно приказа руководителя ОУ педагог-психолог провел в 2016-2017 учебном году психодиагностическую работу с вновь прибывшими детьми.
По результатам психодиагностики педагог- психолог составил психолого-педагогические характеристики, которые являются частью «Комплексной программы индивидуального сопровождения обучающихся». С результатами психодиагностики педагог-психолог выступал на заседаниях ПМПк, учителям и воспитателям даны рекомендации по вопросам обучения и воспитания учащихся . Результаты исследований показаны в ниже представленных таблицах 1-12 и диаграммах к ним.
Таблица № 1. Результаты исследования учебной мотивации
№ п/п | Шифр учащегося | Класс | Уровень учебной мотивации | |
Начало учебного года | Конец учебного года | |||
1 | 1-ЭИ | 4 | низкий | средний |
2 | 2-ИД | 5 | средний | средний |
3 | 3-ЭК | 6 | средний | хороший |
4 | 4-ГВ | 6 | низкий | низкий |
5 | 5-ЫВ | 6 | низкий | средний |
6 | 6-КА | 7 | низкий | средний |
7 | 7-КТ | 7 | средний | средний |
8 | 8-ЫА | 7 | средний | средний |
9 | 9-ТЕ | 7 | хороший | хороший |
10 | 10-ЭВ | 8 | средний | средний |
11 | 11-ОВ | 8 | средний | хороший |
12 | 12-МС | 4 | низкий | низкий |
13 | 13-ТА | 6 | низкий | низкий |
Диаграмма к таблице № 1. Уровень развития учебной мотивации (в процентах)
ВЫВОДЫ:
1.Увеличилось количество учащихся с хорошим уровнем учебной мотивации: в начале года был 1 ученик (7%), а к концу года – 3 ученика (23%)
2. Увеличилось количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации: в начале года - 6 учеников (46%), а к концу года - 7 учеников (54%).
3. Снизилось количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации: в начале обучения 6 учеников (46%), а к концу обучения – 3 ученика (23%).
Таблица № 2. Результаты исследования слуховой и зрительной памяти
№ п/п | Шифр учащегося | Класс | Уровень слуховой памяти | Уровень зрительной памяти | ||
Начало учебного года | Конец учебного года | |||||
1 | 1-ЭИ | 4 | Низкий | Средний | Низкий | Средний |
2 | 2-ИД | 5 | Низкий | Средний | Низкий | Средний |
3 | 3-ЭК | 6 | Низкий | Средний | Средний | Хороший |
4 | 4-ГВ | 6 | Низкий | Низкий | Низкий | Средний |
5 | 5-ЫВ | 6 | Низкий | Средний | Низкий | Средний |
6 | 6-КА | 7 | Низкий | Средний | Средний | Средний |
7 | 7-КТ | 7 | Средний | Хороший | Средний | Хороший |
8 | 8-ЫА | 7 | Средний | Средний | Средний | Хороший |
9 | 9-ТЕ | 7 | Средний | Средний | Средний | Средний |
10 | 10-ЭВ | 8 | Средний | Средний | Средний | Средний |
11 | 11-ОВ | 8 | Средний | Хороший | Средний | Хороший |
12 | 12-МС | 4 | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
13 | 13-ТА | 6 | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
Диаграмма к таблице № 2. Уровень развития слуховой памяти (в процентах)
ВЫВОДЫ:
Уменьшилось количество учащихся с низким уровнем слуховой памяти:
в начале года - у 8 учащихся (62%),
в конце учебного года - у 3 учащихся (23%).
Увеличилось количество учащихся со средним уровнем слуховой памяти:
с 5 учащихся (38%) в начале учебного года
до 8 учащихся (62%) в конце учебного года.
Увеличилось количество учащихся с хорошим уровнем слуховой памяти:
в начале года - не было ни одного, в конце года- 2 ученика (15%).
Диаграмма к таблице № 2. Уровень развития зрительной памяти (в процентах)
ВЫВОДЫ:
Уменьшилось количество учащихся с низким уровнем зрительной памяти:
с 6 учащихся (47%) в начале учебного года до 2 учащихся (15%) в конце учебного года.
Количество учащихся со средним уровнем развития зрительной памяти
в начале и в конце учебного года одинаково – 7 чел. (54%).
Увеличилось количество учащихся с хорошим уровнем зрительной памяти:
ни одного учащегося в начале года, 4 учащихся (31%) в конце учебного года.
Таблица № 3. Результаты исследования уровня тревожности
№ п/п | Шифр учащегося | Класс | Уровень тревожности | |
Начало учебного года | Конец учебного года | |||
1 | 1-ЭИ | 4 | Повышенный | Средний |
2 | 2-ИД | 5 | Повышенный | Средний |
3 | 3-ЭК | 6 | Повышенный | Средний |
4 | 4-ГВ | 6 | Повышенный | Средний |
5 | 5-ЫВ | 6 | Повышенный | Средний |
6 | 6-КА | 7 | Повышенный | Средний |
7 | 7-КТ | 7 | Повышенный | Средний |
8 | 8-ЫА | 7 | Повышенный | Средний |
9 | 9-ТЕ | 7 | Повышенный | Средний |
10 | 10-ЭВ | 8 | Повышенный | Средний |
11 | 11-ОВ | 8 | Повышенный | Средний |
12 | 12-МС | 4 | Повышенный | Средний |
13 | 13-ТА | 6 | Повышенный | Средний |
Диаграмма к таблице № 3. Уровень тревожности (в процентах)
ВЫВОДЫ:
У всех 13 учащихся (100%) в начале учебного года был повышенный уровень тревожности. Их беспокоило, как сложатся отношения со сверстниками и педагогами, как быстро смогут освоиться и привыкнуть к новым условиям учебы и отдыха в школе-интернате.
Адаптация к новым условиям обучения и проживания прошла успешно. К концу учебного года уровень тревожности снизился до среднего у всех 13 учащихся (100%).
Таблица 4. Результаты исследования зрительно-моторных координаций.
№ п/п | Шифр учащегося | Класс | Уровень зрительно-моторных координаций | |
В начале учебного года | В конце учебного года | |||
1 | 1-ЭИ | 4 | Низкий | Средний |
2 | 2-ИД | 5 | Низкий | Средний |
3 | 3-ЭК | 6 | Средний | Хороший |
4 | 4-ГВ | 6 | Низкий | Низкий |
5 | 5-ЫВ | 6 | Низкий | Средний |
6 | 6-КА | 7 | Низкий | Средний |
7 | 7-КТ | 7 | Хороший | Хороший |
8 | 8-ЫА | 7 | Средний | Средний |
9 | 9-ТЕ | 7 | Низкий | Средний |
10 | 10-ЭВ | 8 | Низкий | Средний |
11 | 11-ОВ | 8 | Средний | Хороший |
12 | 12-МС | 4 | Низкий | Низкий |
13 | 13-ТА | 6 | Низкий | Низкий |
Диаграмма к таблице № 4. Уровень зрительно-моторных координаций (в процентах)
В начале учебного года
В конце учебного года
ВЫВОДЫ:
Увеличился хороший уровень зрительно-моторных координаций: с 1 учащегося (8%) в начале учебного года до 3 учащихся (23%) в конце учебного года.
Увеличился средний уровень развития зрительно-моторных координаций: у 3 учащихся (23%) в начале учебного года, у 7 учащихся (54%) в конце учебного года.
Снизился низкий уровень развития зрительно-моторных координаций с 9 учащихся (69%) в начале учебного года до 3 учащихся (23%) в конце учебного года.
Таблица № 5. Результаты исследования внимания.
№ п/п | Шифр учащегося | Класс | Уровень внимания | |
Начало учебного года | Конец учебного года | |||
1 | 1-ЭИ | 4 | Низкий | Средний |
2 | 2-ИД | 5 | Средний | Хороший |
3 | 3-ЭК | 6 | Средний | Хороший |
4 | 4-ГВ | 6 | Низкий | Низкий |
5 | 5-ЫВ | 6 | Низкий | Средний |
6 | 6-КА | 7 | Низкий | Средний |
7 | 7-КТ | 7 | Низкий | Средний |
8 | 8-ЫА | 7 | Средний | Средний |
9 | 9-ТЕ | 7 | Низкий | Средний |
10 | 10-ЭВ | 8 | Средний | Средний |
11 | 11-ОВ | 8 | Средний | Хороший |
12 | 12-МС | 4 | Низкий | Низкий |
13 | 13-ТА | 6 | Низкий | Низкий |
Диаграмма к таблице № 5. Уровень внимания, внимательности
ВЫВОДЫ:
Уменьшилось количество учащихся с низким уровнем внимания, внимательности: с 8 учащихся (62%) в начале года до 3 учащихся (23%) в конце учебного года.
Увеличилось количество учащихся, у которых средний уровень внимания, внимательности: с 5 учащихся (38%) в начале учебного года до 7 учащихся (54%) в конце учебного года.
К концу учебного года 3 учащихся (23%) улучшили внимание со среднего до хорошего уровня.
Таблица № 6. Результаты исследования словесно-логического мышления.
№ п/п | Шифр учащегося | Класс | Уровень словесно-логического мышления | |
Начало учебного года | Конец учебного года | |||
1 | 1-ЭИ | 4 | Средний | Хороший |
2 | 2-ИД | 5 | Средний | Средний |
3 | 3-ЭК | 6 | Средний | Хороший |
4 | 4-ГВ | 6 | Низкий | Низкий |
5 | 5-ЫВ | 6 | Низкий | Средний |
6 | 6-КА | 7 | Низкий | Средний |
7 | 7-КТ | 7 | Средний | Хороший |
8 | 8-ЫА | 7 | Средний | Средний |
9 | 9-ТЕ | 7 | Низкий | Средний |
10 | 10-ЭВ | 8 | Средний | Средний |
11 | 11-ОВ | 8 | Средний | Хороший |
12 | 12-МС | 4 | Низкий | Низкий |
13 | 13-ТА | 6 | Низкий | Низкий |
Диаграмма к таблице № 6. Уровень словесно-логического мышления
ВЫВОДЫ:
Уменьшилось количество учащихся с низким уровнем развития логического мышления: с 6 учащихся (46%) в начале учебного года, до 3 учащихся (23%) в конце учебного года.
Уменьшилось количество учащихся со средним уровнем развития логического мышления: в начале учебного года у 7 учащихся (54%), в конце учебного года- у 6 учащихся (46%).
В начале учебного года не было детей с хорошим уровнем развития логического мышления, а в конце учебного года - 4 учащихся (31%).
В начале учебного года были проведены исследования индивидуально-типологических особенностей всех учащихся школы-интерната: их темперамент, характер, способности. В декабре 2016 года на заседании ПМПк педагог-психолог представил педагогам отчет о результатах исследования и дал рекомендации по вопросам обучения и воспитания детей в соответствии и их индивидуально-типологическими особенностями.
Темперамент.
Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.
Таблица № 7. Результаты исследования типов темперамента
Класс | Кол-во уч-ся | Сангвинический темперамент | Холерический темперамент | Меланхолический темперамент | Флегматический темперамент |
4 | 4 | 3 | 1 | ||
5 | 8 | 1 | 2 | 1 | 4 |
6 | 8 | 3 | 1 | 3 | 1 |
7 | 8 | 3 | 1 | 3 | 1 |
8 | 8 | 1 | 1 | 3 | 3 |
9 | 6 | 2 | 1 | 2 | 1 |
10 | 9 | 12 | 11 |
Диаграмма к Таблице № 7. Типы темперамента
ВЫВОДЫ:
10 учащихся (22%) имеют сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения— холерический темперамент. Холерик выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.
Для холерика характерны отрицательные проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.
12 учащихся (28%) имеют слабый тип— меланхолический темперамент. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей тревожностью, но зато он понятно чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. На занятиях меланхолик спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный.Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.
11 учащихся (26% ) имеют сильный, уравновешенный, инертный тип— флегматический темперамент. Флегматиками считаются медлительные, спокойные, холодные люди. Внешне человек флегматического темперамента отличается прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, неэнергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- маловыразительная, жесты- неэнергичные.
10 учащихся (24 %) имеют сильный, уравновешенный, подвижный тип— сангвинический темперамент. Сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво его внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего подходит ему. Он быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.
Характер.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в деятельности, в общении, в типичных для индивида способах поведения.
Таблица № 8. Результаты исследования типов характера
класс | Кол-во учащихся | Интровертный тип характера | Экстровертный тип характера |
4 | 4 | 1 | 3 |
5 | 8 | 5 | 3 |
6 | 8 | 4 | 4 |
7 | 8 | 4 | 4 |
8 | 8 | 6 | 2 |
9 | 6 | 3 | 3 |
Всего | 42 | 23 | 19 |
Диаграмма к Таблице № 8. Соотношение типов характера от общего количества учащихся в школе (в процентах)
ВЫВОДЫ
23 ученика (55%) обладают интровертным типом характера. Интроверты ориентированы на себя и свою внутреннюю реальность. Дети-интроверты (к ним относятся в основном флегматики и меланхолики) предпочитают одиночество, устают от длительного общения с другими детьми и взрослыми. Они концентрируются на своих внутренних размышлениях и переживаниях, застенчивы, спокойны, вдумчивы, рассудительны, медлительны, малоинициативны, не любят никаких изменений, замкнуты, и мало говорят о своих переживаниях, мыслях и чувствах, со всеми трудностями стараются справляться самостоятельно, равнодушны к общественному мнению, склонны к пессимизму, из-за страха перед чужим негодованием боятся давать сдачи, и их легко обидеть.
19 учеников (45%) имеют экстровертный тип характера– эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность. Экстраверты нацелены на общение с окружающим миром, на что и тратят много энергии. Экстраверты неосознанным образом тянутся к обществу и любят бывать в центре внимания. Дети - экстраверты активны, чистосердечны, легки на подъем, порой безрассудны, стремятся к общению, легко вступают в контакты с людьми, любят внимание, похвалы и одобрения, эмоциональны, делятся своими мыслями и переживаниями, много говорят, любят выступать, уверенно чувствуют себя в больших компаниях, интересуются мнением окружающих, инициативны, стремятся к лидерству, оптимистичны, умеют за себя постоять, бывают эгоистичны, нагловаты и своенравны.
Способности.
Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений. Способности наследственно предопределены. Основополагающим в развитии способностей является разностороннее воспитание и создание условий для развития ребенка.
Таблица № 9. Способности учащихся школы-интерната
Класс | Кол-во учащихся | Музыкальные способности | Технические способности | Литературные способности | Артистические способности | Спортивные способности | Художественные способности | Танцевальные способности |
4 | 4 | 1 | 1 | 1 | ||||
5 | 8 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | ||
6 | 8 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
7 | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
8 | 8 | 2 | 2 | 1 | ||||
9 | 6 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||
Всего | 42 | 6 | 8 | 6 | 7 | 11 | 10 | 5 |
Диаграмма к Таблице № 9. Наличие индивидуальных способностей и интересов учащихся школы-интерната (в процентах от общего числа)
ВЫВОДЫ:
6 учащихся (14 % ) очень быстро и легко отзываются на ритм и мелодии, вслушиваются в них. Хорошо поют. Любят музыкальные записи. Стремятся пойти туда, где можно послушать музыку.
8 учащихся (19%) хорошо выполняют задания по ручному труду. Интересуются механизмами и машинами. Проявляют интерес к тому, как можно использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, починить испорченные предметы, вещи.
6 учащихся (14%) хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства. Читают стихи громко, внятно, выразительно.
7 учащихся (17%) без затруднений вживаются в роль другого персонажа, человека. Передают чувства через мимику, жесты, движения. Меняют выражение голоса, когда изображает другого человека. Изображают своих героев очень живыми, передает их настроение, характер.
10 учащихся (26%) лучше других координированы в движениях, двигаются легко Любят участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
9 учащихся (24%) проявляют интерес к визуальной информации; проводят время за рисованием; демонстрирует умелость.
5 учащихся (12%) обладают хорошим чувством ритма. Проявляют интерес к музыке, движениям, постановке танца. На сцене раскованы, эмоцианальны.
В 3 четверти 2016-2017 учебного года педагог-психолог провел тестирование учащихся 9 класса на психологическую готовность к государственному экзамену (см. Таблицу № 10):
Сводная таблица № 10. Результаты тестирования учащихся 9 класса на психологическую готовность к государственным экзаменам (кол-во учащихся)
№ п/п | Высказывания | Ответ «Да» | Ответ «Нет» |
1 | Я стараюсь как можно больше заниматься, чтобы получить хорошую оценку. | 4 | 2 |
2 | Больше всего на свете я боюсь получить двойку | 4 | 2 |
3 | Я хочу получить пятерку | 5 | 1 |
4 | Бывает, что на уроке я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание. | 2 | 4 |
5 | У меня бывает ощущение, что я все забыл. | 4 | 2 |
6 | Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить. | 1 | 5 |
7 | Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг. | 5 | 1 |
8 | Мне трудно выступать перед классом. | 1 | 5 |
9 | Объявление оценок я всегда жду с волнением | 4 | 2 |
10 | Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель. | 5 | 1 |
11 | Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу. | 2 | 4 |
12 | Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь. | 5 | 1 |
ВЫВОДЫ
Из 6 учеников (100%) - 5 ученика (83 %) перед экзаменом переживают незначительный стресс. Если они будут следовать рекомендациям педагогов, научатся снимать стресс с помощью специальных упражнений, то стресс сам по себе уменьшится, и они хорошо сдадут экзамен.
1 учащийся (16%) при подготовке к экзаменам спокоен, рассудителен, легко справляется со своими эмоциями. Готов к испытаниям и уверен, что всё будет хорошо.
- Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально - личностную и социальную сферу жизни детей. Педагог-психолог составляет и апробирует коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков.
Для сенсорного и психического развития ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности занятий только на общеобразовательных уроках мало – необходимо проведение специальных коррекционно-развивающих занятий, социально-психологических тренингов, которые проводились в течение учебного года согласно утвержденному руководителем ОУ Швырковой Т.М. расписанию (см. таблицу № 7):
Таблица № 10. Расписание коррекционно-развивающих занятий с учащимися
Дни недели | № урока | Время урока | Класс | Фамилия, имя учащегося |
понедельник | 5 | 12.50-13.30 | 4 | Индивидуальное занятие |
6 | 13.50-14.30 | 6 | Индивидуальное занятие | |
10 | 17.10-17.50 | 7 | Групповое занятие | |
вторник | 6 | 13.50-14.30 | 6 | Индивидуальное занятие |
7 | 14.40-15.20 | 6 | Индивидуальное занятие | |
10 | 17.10-17.50 | 4 | Индивидуальное занятие | |
среда | 8 | 15.30-16.10 | 5 | Индивидуальное занятие |
четверг | 6 | 13.50-14.30 | 4 | Групповое занятие |
10 | 17.10-17.50 | 7-9 | Просветительная работа | |
пятница | 7 | 14.40-15.20 | 6 | Индивидуальное занятие |
8 | 15.30-16.10 | 7 | Групповое занятие | |
9 | 16.10-16.50 | 4-5 | Групповое занятие | |
суббота | 2 | 10.00-10.40 | 9 | Групповое занятие |
3 | 10.50-11.30 | 6 | Групповое занятие | |
4 | 12.00-12.40 | 8 | Групповое занятие | |
5 | 12.50-13.30 | 4 | Групповое занятие |
4 класс
Адаптированная рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Данная программа является коррекционно направленной. Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.
Адаптированная рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначена для обучающихся, воспитанников 4 класса. Занятия проходили 2 раза в неделю в течение учебного года. Количество учащихся - 4 чел. Срок реализации программы 1 год. Количество занятий в год- 68. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: дать учащимся представление об окружающей действительности, способствующие оптимизации психического развития ребенка. Более эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Результаты занятий: В течение учебного года у учащиеся совершенствовалась точность мелких движений рук. Графические диктанты пишут успешно, допускают незначительное количество ошибок. Сравнивают и группируют предметы по форме, величине, цвету. Находят отличительные и общие признаки на наглядном материале. Для профилактики зрения регулярно занимались на офтальмологическом тренажёре. Ножницы держат правильно, геометрические фигуры вырезают аккуратно, верно. Составляют целое из частей, узнают предметы по 2-3 признакам. Ориентируются на листе бумаги, в помещении, на улице. Следят за тем, чтобы верно держать ручку и карандаш в руке. К концу учебного года стали более усидчивыми, стремятся делать работу верно, при затруднениях просят помощь у педагога. Критически относятся к результатам своей учебной деятельности. Мотивированы на успех. Стали терпимее к недостаткам других, стремятся помочь друг другу в случае необходимости.
Адаптированная рабочая программа «Развитие познавательных способностей»
На основе результатов диагностических исследований, проведенных в начале учебного года, было выявлено, 7 учащихся, которые испытывали трудности в усвоении программного материала по математике, чтению, письму (4 класс- 1 учащийся, 5 класс- 1 учащийся, 6 класс- 3 учащихся, 7 класс- 2 учащихся). Дляних характерны слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению, меньшие возможности самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностная активность и сформированность различных сторон познавательной деятельности. путают времена года, дни недели, цвета и оттенки. Задания, требующие обобщения, сравнения, классификации, выделения главного, поиск закономерностей вызывают у учеников затруднения. Для правильного понимания задания необходимо неоднократное его повторение, объяснение. Отвечают, в основном, с помощью наводящих вопросов. Речь односложная, ограничена бытом. Навыки чтения сформированы слабо. Адаптированная рабочая программа «Развитие познавательных способностей» предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учащимися,
Цель Программы: Повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, механизмов волевой регуляции.
Результаты занятий
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволила успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, мышления, воображения, быстроты реакции. Основное время на занятиях занимало самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей продолжили формироваться общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. В процессе занятий учащиеся научились описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;-выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий;судить о противоположных явлениях.
4-5 класс-комплект
Адаптированная рабочая программа ««Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей учащихся»
Данная программа является коррекционно направленной. Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.
Срок реализации программы 1 учебный год. В течение учебного года проведено 34 занятия. Занятия проводились 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 40 мин. Количество учащихся 12 человек.
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и никогда не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Цели Программы:
Диагностика и развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти); формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции; коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Результаты
На занятиях применялись занимательные задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. Ребенок на этих занятиях сам оценивал свои успехи. Отсутствие отметок снизило тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезли боязнь ошибочных ответов. На занятиях использовались задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, смогли почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбирались задачи, которые они могли бы решать успешно).
В результате занятий учащиеся приобрели умения и навыки классифицировать предметы по форме, величине, цвету, назначению; практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; давать описание объектов и явлений; различать противоположно направленные действия и явления; видеть временные рамки своей деятельности; определять последовательность событий; ориентироваться в пространстве; целенаправленно выполнять действия по инструкции; опосредовать свою деятельность речью.
У детей продолжили формироваться обще учебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в занятия, существенно расширили знания детей о мире, что будет способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.
В результате занятий дети активно включаются в беседу с педагогом и одноклассниками, слушают других, ревностно следят за правильностью выполнения условий игр и стремятся сами их не нарушать. Продолжается процесс обучения всех детей умению слушать и слышать друг друга. Все дети стали более организованными, более сдержанными, терпеливыми. Они сначала выслушивают до конца инструкцию психолога к игре, и лишь потом активно включаются в игру. Дети стали проявляли терпимость по отношению к более слабому в группе. В процессе занятий дети от индивидуальных форм переходят к групповому взаимодействию. Детям легче решить межличностные проблемы в уже усвоенной игровой деятельности, где они приобретают опыт совместному участию в играх.
6 класс
Социально-психологический тренинг «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших подростков» проводился с учащимися 6 класса в 1-2 четверти.
Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Срок реализации программы: 1 год. Коррекционная программа содержит 14 групповых занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 8 человек. Занятия проводятся во внеурочное время во второй половине дня.
Цель программы: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Коррекция отклонений в поведенческой сфере детей с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения, составленные применительно к учащимся с умственной отсталостью, позволяют сделать социализацию таких детей более эффективной.
Результаты
Участие психолога в играх делает атмосферу занятий более веселой, способствует включению в игру стеснительных, зажатых ребят. Часто те, кто вначале занятий отказывались играть, начинали повторять роль за ведущим, а затем и самостоятельно исполняли свои роли вместе с остальными участниками игры.
Данная программа помогла подросткам научиться: различным способам взаимодействия с людьми, приемам и навыкам приемлемых способов поведения, контролировать свое поведение; уважать себя и окружающих; осознавать свои эмоции и мотивы поведения, а также понимать мотивы, чувства и поведение других людей.
В процессе коррекционно-развивающих занятий учащихся оттачивали мастерство в умении договариваться, вежливо просить о помощи, обратиться к сверстникам, помогать, благодарить, слушать на уроке и в свободном общении. Обыгранные на занятиях ситуации позволили снизить ситуативную и школьную тревожность, агрессивность в типичных школьных ситуациях; способствовали формированию простых умений выполнения школьных правил. Агрессивные дети частично стали контролировать свои бурные эмоции, стремятся адекватно реагировать на замечания. Но пока это не всегда получается. Замкнутые дети перестали ждать подвоха со стороны одноклассников, стали более открытыми и доверчивыми. Дети стали более терпимыми по отношению к недостаткам других ребят из группы.
6 класс
Адаптированная рабочая программа «Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы младших подростков» проводился с учащимися 6 класса в 3-4 четверти.
Данная программа входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. В программу включен цикл из 19 занятий, которые проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин. каждое. Количество участников группы - 8 человек.
Создание социально-психологических условий для успешной адаптации и социализации в ситуации школьного обучения, формирование у учащихся необходимых жизненно важных умений и навыков.
Цель: Данная программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, направленных на формирование у школьников необходимого уровня жизненно важных умений и навыков, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
Результаты:
На занятиях младшие подростки узнали правила общения в группе, этические нормы, осознали свои характерные особенности и предпочтения. Младшие подростки получили знания о том, как общаться, разучили приемлемые способы поведения. Занятия помогли наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать поведение. В процессе занятий по программе у детей расширился кругозор, навыки и умения мыслительной деятельности, коммуникативные умения.
7 класс
Социально-психологический тренинг «Обучение подростков навыкам и умениям в сферах общения, деятельности и личностного развития»
Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Запланировано и проведено 14 занятий. Занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы - 8 человек. Занятия проводились во внеурочное время во второй половине дня. Срок реализации программы 1 год.
Цель:
Формирования коммуникативных навыков и умений общения с группой сверстников, оказание психологической помощи и поддержки, обучение учащихся способам психосаморегуляции.
Одна из основных потребностей – общение со сверстниками. В связи с этим цель деятельности педагога-психолога: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. В процессе работы по программе школьники обучатся навыкам и умениям в сферах общения, деятельности и личностного развития с помощью специфических форм сообщения психологических знаний.
Результаты
Занятия способствовали развитию взаимодействия между членами группы и дали каждому подростку возможность представить себя другим. Это способствовало сплачению учеников класса друг с другом, выработке коммуникативных умений. В результате занятий учащиеся получили навыки установления контакта и эффективного общения, умение слушать себя и других, анализировать свои поступки, чувства, переживания; наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других; ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях, закрепляют ранее полученные умения.
В результате последовательного выполнения упражнений программы у участников накапливался опыт, который переносился из игровой плоскости в реальные жизненные ситуации. Игры способствовали установлению и закреплению в группе благоприятного психологического климата. Несомненным позитивным моментом игровых упражнений стала возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение.
8 класс
Адаптированная рабочая программа «Поверь в себя»
Курс адресована обучающимся, воспитанникам 8 класса. Срок реализации программы1 год. Проведено 19 занятий. Занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 8 человек. Занятия проводятся во внеурочное время во второй половине дня.
Цель программы:
Программа направлена на формирование социально-значимых качеств личности подростков, необходимых ему для успешной социализации и подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Основная идея программы заключается в том, чтобы в процессе занятий не принуждать подростка, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо.
Результаты
Занятия по программе способствовали пробуждению интереса и развитию доверия к самому себе и к окружающим людям, постепенному пониманию своих возможностей, способностей, особенностей характера. Обучение носило активный характер, что способствовало развитию самооценки, уверенности в себе и в своих возможностях. Учащиеся могут объяснить понятия: индивид, индивидуальность, личность; общение; неуверенность, страхи; одиночество; позитивные и негативные чувства; уверенное, неуверенное, агрессивное поведение; конфликт, способы выхода из конфликтных ситуаций. Они стремятся высказывать свое мнение, устанавливать контакт с незнакомым человеком, анализировать свои личные качества. На занятиях учащиеся разучивали упражнения для снятия напряжения, на практике стремились найти компромиссы в разрешении конфликтной ситуации.
9 класс
Социально-психологический тренинг «Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни»
Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Программа состоит из 24 групповых занятий с элементами тренинга. Занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 6 человек. Занятия проводятся во внеурочное время во второй половине дня. Срок реализации программы: 1-3 четверть 2016-2017 учебного года.
Цель программы:
Создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека; выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми; коррекции и развитие эмоционально-волевой сферы подростков.
Задачи программы:
Формировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных; о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка; об основах семейного законодательства; о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи.
Результаты
На занятиях шел разговор о необходимости молодежи готовиться к браку и семейной жизни, о семейных ролях, о качества семьянина, о семейных правилах. На занятиях обращалось внимание на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркивались характерные черты поведения и устремленности влюбленных, говорилось о несовместимости настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. На занятиях рассматриваются особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения. С опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях, ребята уяснили, каким образом объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства; оценивать и находить мотивы поступков других людей и своих собственных.
Участники тренинга в ходе игрового моделирования ситуаций получили практический опыт, позволяющих тренировать жизненные умения и навыки. Юноши и девушки смогли получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение и поведение. В начале тренинга все учащиеся были настороженны, закрыты для общения, отказывались вступать в беседу, высказывать свое мнение. Постепенно лед отчуждения начал таять, ребята стали открыто выражать свое мнение, активно участвовать в предлагаемых игровых ситуациях. Более активными на занятиях были девушки.
Психолого-педагогическое сопровождение выпускников 9 класса
с период подготовки к государственным экзаменам
В 4 четверти 2016-17 учебного года, в период подготовки к государственным экзаменам, по плану, утвержденному директором ОУ, педагог-психолог проводил с учащимися 9 класса 1 раз в неделю психологические занятия с элементами тренинга. Было проведено 7 занятий с 17 апреля по 19 мая 2016 года. Количество учащихся 6 человек.
Цель данной работы: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Результат занятий:
На занятиях педагог-психолог разучивал с учащимися упражнения, способствующие снятию нервно-психического напряжения, усталости, достижению расслабления.
Был проведен тренинг, направленный на снятие предэкзаменационного стресса, тревожности, в ходе которого были освещены теоретические аспекты пред экзаменационного стресса, показана презентация «Профилактика экзаменационного стресса» и рекомендованы упражнения на нейтрализацию и снятие стресса. В ходе занятий выпускники обсуждали темы: как подготовиться к ответу, как начать отвечать на экзамене, говорили о закономерностях ответа на экзамене, о том, как себя с экзаменатором, соглашаться или спорить ли с ним. В процессе подготовки к экзаменам в школе были дважды проведены пробные экзамены, где были созданы условия, приближенные к экзаменационным- ребята брали билеты, готовились к ответам, отвечали «членам экзаменационной комиссии». Это позволило ученикам прочувствовать ситуацию, понять свои слабые и сильные стороны. На встрече с психологом были обсуждены ситуации, вызвавшие у учащихся некоторые проблемы, определены способы выхода из них. В результате проведенной работы учащиеся перестали волноваться, стали более доверчиво относиться к педагогам, внимательнее друг к другу, приобрели навыки уверенного поведения.
III. Профилактическая работа
Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактику отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работу с детьми группы-риска.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
По результатам психодиагностики и наблюдений за ходом адаптации обучающихся, бесед с педагогами и учащимися школы-интерната в начале учебного года были выявлены подростки, имеющие поведенческие проблемы. Чтобы школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Профилактика асоциального поведения детей и подростков проводилась в различных формах: посредством индивидуальных и групповых бесед, участия детей в групповых тренинговых занятий.
Согласно Приказа директора ОУ Швырковой Т.М. педагог-психолог организовал психокоррекционную работу с данными детьми, сформировав 2 группы, которые занимались по следующим адаптированным рабочим программам:
1. «Профилактическая работа с подростками, проявляющими повышенную агрессивность в поведении и общении» (учащиеся 7, 8 классов)
2. «Коррекция агрессивного поведения подростков (учащиеся 4,6,7 классов).
Социально-психологический тренинг «Профилактическая работа с подростками, проявляющими повышенную агрессивность в поведении и общении» проводился с 4 учащимися 7-8 класса в течение 1-2 четверти 1 раз в неделю. Количество проведенных занятий- 14. Занятия проводились во внеурочное время во второй половине дня.
Цель тренинга: развитие навыков конструктивного общения; обучение техникам расслабления, снятию мышечного напряжения, эффективного контроля над проявлением отрицательных эмоций и агрессивных вспышек.
Результаты. В процессе занятий подростки получили знания, как решать проблемы, не становясь при этом агрессивным. Игровые психотехники позволили на практике наработать уверенную модель поведения. Подростки обучились техникам расслабления, учились жить, сохраняя спокойствие, забывать обиду, быть более снисходительными к ошибкам других. Ребята меньше реагирует на колкости и замечания в свой адрес, с удовольствием принимают участие во всех заданиях тренинга. Участие в занятиях способствовало обучению новым способам взаимодействий; формированию уверенности в себе, а также уважительного отношения к другим людям.
Социально-психологический тренинг «Коррекция агрессивного поведения
подростков»
Социально-психологический тренинг «Коррекция агрессивного поведения
подростков» проводился с 4 учащимися группы «риска» (4 класс- 1 учащийся, 6 класс- 1 учащийся, 7 класс- 2 учащихся) в 1- 2 четверти 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Количество проведенных занятий-14.
Цель тренинга: развитие навыков конструктивного общения; обучение техникам расслабления, снятию мышечного напряжения, эффективного контроля над проявлением отрицательных эмоций и агрессивных вспышек.
Результаты занятий
Так как подростки не знают, как справится с негативными эмоциями, возникающими у них в сложных ситуациях, поэтому важно научить его работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. В программе использованы такие психолого-педагогические методы, которые помогают снизить общий уровень агрессивности подростков, и учат управлять собой в критических ситуациях. Отработка навыков проходила на занятиях в три этапа:
- получение информации о содержании того или иного навыка;
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Младшие подростки эмоционально неустойчивы, испытывают трудности во взаимоотношениях, поэтому важно было научить их работать над собой, управлять и владеть своими эмоциями. Во время занятий подростки учились способам конструктивного выражения агрессии. Все мальчики адекватно воспринимают критику, принимают ее, стремятся себя контролировать и очень радуются, когда у них это получается. Все дети обучались способам снятия напряжения. В течение занятий дети сами не раз вызывались показать некоторые из выученных способов снятия агрессии, рассказывали, как им эти умения помогли в конкретной ситуации.
С детьми группы «риска» был проведены профилактические беседы.
С учащимися группы «риска» 7-8 классов проведен цикл бесед по профилактике суицида: разобраны причины суицидального поведения, возможные последствия, приведены и обсуждены способы выхода из трудных жизненных ситуаций. Так же на встречах с подростками проведены профилактические беседы о курении, алкоголе, наркомании, СПИДЕ, об ответственности подростков за противоправное поведение, о здоровом образе жизни.
С учащимися группы «риска» 4,6,7 классов проведен цикл бесед «Поговорим о недостатках» по следующим темам: «Воровство», «Жестокость», «Лживость». «Сквернословие», «Мифы о курении, алкоголе и наркомании».
В марте 2017 года в рамках месячника по профилактики правонарушений, детского неблагополучия, снижения криминальной активности несовершеннолетних педагог-психолог провел следующую работу среди учащихся:
Дата | Форма | Название темы | класс | Кол-во уч-ся | Краткое содержание |
02.03 | Беседа | Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок | 7-9 | 20 | В ходе беседы учащиеся ознакомились с понятием «антиобщественная группировка, со способами давления и насилия для вовлечение новых членов в антиобщественные группировки. |
09.03 | Беседа с использованием презентации, видеоролика. | Правда и мифы о курении и алкоголе. | 7-9 | 21 | В ходе беседы шел разговор о действии алкоголя и табакокурения на здоровье человека. Учащимся был представлен видеоролик о последствиях этих погубных привычек.. |
9.03 | Индивидуальные беседы с учащимися. | Права и обязанности ребенка в приемной семье | 5,7,8 | 3 | Беседа о приемной семье, об ожиданиях ребенка, связанных с переходом в приемную семью, о правах и обязанностях детей в приемной семье. |
09.03 | Урок | «Личность и закон» | 9 | 6 | На уроке шел разговор понятии закон, о назначении законов и необходимости их соблюдения. |
13.03 | Правовая игра | «О правах в шутку и всерьез» | 7-,9 | 24 | 2 команды соревновались между собой в знании прав ребенка, участвовали в конкурсах: «Из истории права»; «Права человека в песнях»; «Сказочные герои и Конституция». |
15.03 | Индивидуальные беседы | «Трудности, с которыми может столкнуться ребенок в приемной семье». | 5,7,8 | 3 | Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в семье и выбор оптимальных решений для выхода из проблем. |
16.03 | Урок | «Правонарушение. Преступление. Проступок». | 9 | 6 | В ходе урока учащиеся обсудили проблему преступности несовершеннолетних, разграничили понятия: правонарушение, преступление, проступок, вели разговор о наказании за них. |
В 3-4 четверти 2016-17 учебного года педагог-психолог продолжил профилактическую работу с учащимися группы «риска» в форме индивидуальных бесед, которые проводились 1 раз в неделю с каждым учеником группы «риска». (см. Таблицу № 11). В ходе бесед обсуждались текущие вопросы, касающиеся системы отношений «ученик-ученик», «ученик-учитель», «родители и дети». Во 2 полугодии 3 учащихся были взяты в семью под опеку. С ними еженедельно проводились беседы о замещающей семье, об отношениях с опекунами, о трудностях, с которыми может столкнуться ребенок в приемной семье.
Таблица № 11. Циклограмма индивидуальной профилактической работы
педагога-психолога с обучающимися, воспитанниками на II полугодие 2016-2017 уч. года
День недели | Код уч-ся | Класс | Дата индивидуальных бесед с учащимися | |||||||||||
Понедельн | 1ЭИ | 4 | 20.02 | 27.02 | 06.03 | 13.03 | 20.03 | 03.04 | 10.04 | 17.04 | 24.04 | 08.05 | 15.05 | |
2ТС | 4 | 20.02 | 27.02 | 06.03 | 13.03 | 20.03 | 03.04 | 10.04 | 17.04 | 24.04 | 08.05 | 15.05 | ||
Вторник | 3ЭМ | 5 | 21.02 | 28.02 | 07.03 | 14.03 | 21.03 | 04.04 | 11.04 | 18.04 | 25.04 | 02.05 | 10.05 | 16.05 |
4ГВ | 6 | 21.02 | 28.02 | 07.03 | 14.03 | 21.03 | 04.04 | 11.04 | 18.04 | 25.04 | 02.05 | 10.05 | 16.05 | |
Среда | 5КТ | 7 | 22.02 | 01.03 | 15.03 | 22.03 | 05.04 | 12.04 | 19.04 | 26.04 | 03.05 | 10.05 | 17.05 | |
6СС | 5 | 22.02 | 01.03 | 15.03 | 22.03 | 05.04 | 12.04 | 19.04 | 26.04 | 03.05 | 11.05 | 17.05 | ||
Четверг | 7УФ | 7 | 02.03 | 09.03 | 16.03 | 23.03 | 06.04 | 13.04 | 20.04 | 27.04 | 04.05 | 11.05 | 17.05 | |
8СН | 8 | 02.03 | 09.03 | 16.03 | 23.03 | 06.04 | 13.04 | 20.04 | 27.04 | 04.05 | 12.05 | 18.05 | ||
Пятница | 9КИс | 7 | 24.02 | 03.03 | 10.03 | 17.03 | 24.03 | 07.04 | 14.04 | 21.04 | 28.04 | 05.05 | 12.05 | 18.05 |
10РА | 8 | 24.02 | 03.03 | 10.03 | 17.03 | 24.03 | 07.04 | 14.04 | 21.04 | 28.04 | 05.05 | 13.05 | 19.05 | |
Суббота | 11ТВ | 8 | 25.02 | 04.03 | 11.03 | 18.03 | 25.03 | 08.04 | 15.04 | 22.04 | 29.04 | 06.05 | 13.05 | 20.05 |
12КК | 9 | 25.02 | 04.03 | 11.03 | 18.03 | 25.03 | 08.04 | 15.04 | 22.04 | 29.04 | 06.05 | 13.05 | 20.05 |
IV. Психологическое консультирование и просвещение
Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводил индивидуальные консультации с учащимися по личному желанию самих учащихся, так и по запросу педагогов. В течение учебного года было проведено 52 индивидуальные консультации с учащимися по проблемам адаптации, обучения, поведения, взаимоотношений учащихся друг с другом и педагогами, 126 индивидуальных беседы с детьми группы «риска».
Педагог-психолог сотрудничает с директором школы-интерната, зам директора по УВР, социальным педагогом, классными руководителями, с воспитателями. Были проведены 18 индивидуальных консультаций педагогов по вопросам обучения и воспитания школьников, результатам проведенной психодиагностики вновь прибывших детей.
Педагог-психолог является членом Совета профилактики, на котором решаются проблемы поведении, обучения, взаимодействия учащихся с коллективом сверстников.
Просветительская деятельность проходила в виде бесед с учащимися. Темы бесед:
«Воровство», «Жестокость», «Лживость». «Сквернословие», «Мифы о курении, алкоголе и наркомании», «О вреде алкоголя» с просмотром видеоролика и презентации (26.01.2017 г.), «О вреде курения» с показом видеоролика и презентации (2.02.2017 г.), «Жизнь без табака» (8.02.2017 г.), «О вреде наркомании. СПИД-открытые лица» с просмотром презентации и видеоролика (9.02.2017 г.), Педагог-психолог принял участие в мероприятии «СПИД- чума XXI века»., «Отказ от курения», «День толерантности».
V. Методическая работа
В течение учебного года педагог-психолог принимал участие в работе педагогических советов, методических объединений, семинаров педагогов, ПМПк школы-интерната, ПМПК Иультинского района
Декабрь 2016 г. | Психологическая поддержка детей с индивидуально-типологическими особенностями | ПМПк |
Декабрь 2016 г. | Отчет педагога-психолога за I полугодие 2016-17 учебного года | ПМПк |
Январь 2017 г | Отчет о работе с обучающимися с осложненным поведением за I полугодие 2016-17 учебного года | Совет администрации |
Март 2017 г. | Отчет по профилактике и воспитательной работе среди воспитанников «МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот», склонных а совершению правонарушений, употреблению спиртных напитков за период с 1 по 15 марта 2017 года | Совет администрации |
Март 2017 г. | Учимся создавать бесконфликтную среду: детский буллинг как разновидность насилия | МО воспитателей |
Март 2017 г | Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика | МО учителей и воспитателей |
Апрель 2017 г. | Коррекционно-развивающая работа в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Педагогический совет |
Педагог-психолог разработал адаптированные рабочие программы для коррекционно-развивающих занятий и социально-психологических тренингов с учащимися:
классы | Название адаптированной рабочей программы |
4 | Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
4-5 | Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей младших подростков |
4-7 | Развитие познавательных способностей |
6 | Формирование коммуникативных умений и навыков у младших подростков |
6 | Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы подростков |
7 | Поверь в себя |
4,6.7 | Коррекция агрессивного поведения подростков |
7,8 | Профилактическая работа с подростками, проявляющими повышенную агрессивность в поведении и общении |
8 | Обучение подростков навыкам и умениям в сферах общения |
9 | Этика и психология юношеских отношений. Подготовка к семейной жизни |
9 | Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к экзаменам |
В течение 2016-17 учебного года педагог-психолог прошел следующие курсы переподготовки и повышения квалификации:
№ п/п | Тема курсов | Дата | Кол-во часов | Образовательная организация ДПО |
1 | «Моббинг и буллинг в ученическом коллективе. Стратегии вмешательства и предотвращения травли в школьной среде» | 12.07. 2016г. | 150 | АНО «Академия Дополнительного Профессионального Образования». г. Курган |
2 | «Тренер и группа: секреты профессионального мастерства» | 10.08. 2016г | 72 | ДПО "Институт практической психологии "ИМАТОН". г.Санкт-Петербург |
3 | «Школьный психолог. Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» | 12.01.2017г | 288 | АНО «Академия Дополнительного Профессионального Образования». г. Курган |
4 | 19.04.2017г | 18 | Центр онлайн обучения педагогов "Экстерн". ООО "Международные Образовательные Проекты" . Санкт-Петербург | |
5 | «Специальное дефектологическое образование по профилю «Расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения» | 28.06. 2017г | 670 | АНО «Академия Дополнительного Профессионального Образования» . г. Курган |
6 | «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции» | 25.07. 2017г | 72 | ДПО "Институт практической психологии "ИМАТОН". г.Санкт-Петербург |
7 | «Гимнастика мозга или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров (технологии здоровьесбережения ) | 07.08. 2017г | 40 | ДПО "Институт практической психологии "ИМАТОН". г.Санкт-Петербург |
На образовательном форуме «Знанио» педагог-психолог принял участие в работе вебинаров-медионаров:
№ п./п. | Тема медионара | Кол-во часов | Документ |
1 | «Рефлексия как обязательный этап урока или мероприятия в условиях реализации ФГОС» | 2 часа | Свидетельство № МН-10008768/4 |
2 | «Проблема тревожности обучающихся в современной школе» | 2 часа | Свидетельство № МН-10008773/5 |
3 | «Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика» | 2 часа | Свидетельство № МН-10012324/6 |
4 | «Учимся создавать бесконфликтную среду: детский буллинг как разновидность насилия» | 2 часа | Свидетельство № МН-10017097/8 |
Подводя итог проведенной работы, можно отметить следующее:
Процесс адаптации учащихся к новым условиям обучения и проживания в школе-интернате проходит удовлетворительно, так как в школе-интернате создан благоприятный микроклимат для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, спокойно и уверенно.
Большинство учащихся серьезно относятся к учебе, ответственно подходят к подготовке домашних заданий, у них повысился уровень учебной мотивации, интерес к познанию окружающего мира.
Учащиеся с желанием посещают коррекционно-развивающие занятия. В целом, у детей отмечена положительная динамика в развитии познавательной сферы: улучшились показатели внимания, памяти, мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей.
На тренинговых групповых занятиях по развитию эмоционально-волевой сферы ребята испытывают затруднения, когда сталкиваются с необходимостью высказать свое мнение, делать вывод, проявлять эмоции, отреагировать чувства других.
Представленная система работы по обеспечению психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса способствует повышению эффективности процесса социальной адаптации обучающихся (воспитанников) к самостоятельной жизни.
Исходя из результатов проделанной работы педагог-психолог наметил, на 2017-2018 учебный год следующие задачи:
своевременно выявлять причины трудностей обучения и психоэмоциональных проблем учащихся через систему диагностической и консультационной работы;
оказывать консультативную помощь школьникам и педагогам в решении конфликтных ситуаций;
продолжить коррекционно-развивающие занятия с учащимися по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы;
развивать познавательную активность, толерантность учащихся;
продолжить работу по формированию негативного отношения воспитанников школы-интерната к курению, алкоголю, наркотикам;
принимать активное участие в работе педагогических советов, школьных МО, семинаров методической и просветительной направленности, конференций, районных ПМПК и школьных ПМПк;
продолжить совершенствовать профессиональный уровень через курсы переподготовки и повышения квалификации.
_____________________/ Т.М. Тищенко/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Отчет педагога-психолога школы за учебный год
В данном материале представлены результаты педагога-психолога за учебный год...
Отчет педагога-психолога за 2017-2018 учебный год
Отчет педагога-психолога за 2017-2018 учебный год...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год
Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для у...
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...
Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год
Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год...
п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год
п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год...