Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год
материал (5 класс)
Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_7-analitich.otchet_2021-2022.doc | 355.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма 7
Аналитический отчет о работе педагога-психолога
МБОУ «СШ №9 с УИОП»
за 2021–2022 учебный год.
В центре внимания и деятельности педагога-психолога школы находятся процессы развития школы, обучающихся и учителей.
Работа педагога – психолога школы организована в соответствии с моделью сопровождения.
Цель работы школы: Обеспечение инновационного развития образовательной организации - школы № 9 как эффективной организационно-управленческой модели доступного качественного образования, профессионального самоопределения
Цель деятельности педагога-психолога: Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса для создания социально – психологических условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Способствовать созданию условий для укрепления психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
2.Отработка механизма по реализации программы предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
3.Совершенствовать индивидуальную и групповую работу со всеми субьектами образовательного процесса.
4.Осуществлять своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в развитии ребенка, обусловленных его индивидуально-психологическими особенностями на основе банка данных учащихся.
5.Совершенствовать психологический блок программы педагогического и родительского сообщества как фактора успешной образовательной деятельности школьного коллектива учащихся 1-11классов.
6.Обеспечение психологической поддержки учащихся, родителей, педагогов через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи.
8. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе реализации ФГОС.
Реализация цели и задач психологической службы в течение учебного года проходила по следующим направлениям: диагностическое, психокоррекционной, психопрофилактическое и развивающее, консультативное, психопросвещение.
Содержательной формой организации диагностического направления являлись мониторинги:
-личностного развития учащихся школы, включающего две части:
1. «Интеллект» - изучение особенностей когнитивной сферы (особенности интеллекта – как ученики получают, хранят и используют информацию)
2. «Личность»- изучение факторов личностного характера, помогающих или мешающих процессу обучения.
-мониторинг процессов социального самоопределения учащихся (профессиональное самоопределение, развитие компетенций – «Портрет выпускника школы»).
Результаты исследований интеллектуального развития учащихся 4 –х классов за 2019-2020,2020-2021,2021-2022 учебные года следующие:
Год/уровни | Высокий | В/среднего | Средний | Н/среднего | Низкий |
2019–2020 уч.г. | 1–1% | 7–8% | 49–68% | 15–21% | 1-1% |
2020–2021 уч.г. | - | 1–1% | 61–69% | 26–29% | 1–1% |
2021–2022 уч.г. | - | 6/8% | 50/69% | 16/22% | 1/1% |
Сравнительный анализ результатов исследования интеллектуального развития учащихся 4-х классов в 2021-2022 учебном году показывает положительную динамику по сравнению с предыдущим учебным годом. Произошло увеличение количества учащихся, показывающих выше среднего уровень интеллектуального развития.
Методики исследования интеллектуального развития, тест Амтхауэра.
Результаты исследования интеллектуального развития учащихся 5-х классов.
Таблица показателей развития типов интеллекта у учащихся 5-х классов:
Классы | Уровни | Вербальный интеллект | Математический интеллект | Пространственный интеллект | Общий результат | |||
5 «А» 23 учащихся | высокий средний низкий | 4–17% 11–48% 8–35% | 6–26% 10–43% 7–30% | - 5–22% 18–78% | 2–9% 12–52% 9–39% | |||
5 «Б» 24 учащихся | высокий средний низкий | 4–17% 14–58% 6–25% | 4–17% 9–37% 11–46% | - 9–38% 15–62% | 1–4% 12–50% 11–46% | |||
5 «В» 23 учащихся | высокий средний низкий | 2–9% 16–69% 5–22% | 2–9% 16–69% 5–22% | - 15–65% 8–35% | - 19–83% 4–17% | |||
5 «Г» 23 учащихся | высокий средний низкий | 1–4% 12–52% 10–43% | - 10–43% 13–54% | - 9–39% 14–61% | - 8–35% 15–65% | |||
Общие данные 93 учащихся | высокий средний низкий | 11–12% 53–57% 29–31% | 12–13% 45–48% 36–39% | - 38–41% 55–59% | 3–3% 51–55% 39–42% |
Анализ результатов исследования показал, что у учеников 5-х классов:
-пространственный интеллект развит слабее, чем математический и вербальный; наиболее высокие показатели по данному типу интеллекта выявлены у учащихся 5В класса, а низкие в 5А;
-математический интеллект выше у учеников 5А класса.
-вербальный интеллект у 5А и 5 Б классов на одинаковом уровне.
С результатами данного исследования в 5-х классах, были ознакомлены учителя, родители и учащиеся. Полученные данные рекомендовано использовать педагогам при методической организации уроков, так как, например, учащимся у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее целесообразно предлагать для усвоения учебный материал в вербальной (словесной) форме. При ведущем математическом типе интеллекта лучше принимается и перерабатывается знаковая (символическая) информация, при пространственном - учебный материал, организованный в виде каких-либо схем и им подобные структуры.
Доведенные до сведения родителей и самих учащихся результаты обследования могут быть использованы при подготовке домашних заданий, так как теперь родитель, и сам ученик знает, в каком виде лучше представлять изучаемый учебный материал для того, чтобы он с большим результатом усваивался.
Точно также можно повысить результативность действия и доминирующего канала восприятия (типа интеллекта) при использовании специально направленных на его стимуляцию упражнений и техник и опираться на него при выборе профиля обучения.
Результаты исследования интеллектуального развития учащихся 7, 8-х классов
Высокий | Средний | Низкий | |
7 «А» 27 учащихся | 4–15% | 18–67% | 5–18% |
7 «Б» 22 учащихся | 5–23% | 13–59% | 4–18% |
7 «В» 26 учащихся | 2–8% | 17–65% | 7–27% |
Общие данные 7-х классов 75 учащихся | 11–15% | 48–64% | 16–21% |
8 А 24 учащихся | 5–21% | 17–71% | 2–8% |
8 Б 23 учащихся | - | 12–52% | 11–48% |
8 В 22 учащихся | 3–14% | 10–45% | 9–41% |
Общие данные 8-х классов 69 учащихся | 8–12% | 39–56% | 22–32% |
Анализ результатов исследования показал, что высокий уровень интеллекта преобладает на параллели 7-х классов. Что может свидетельствовать о более высоком потенциале в достижение учебных успехов.
В течение учебного года, в соответствии с планом диагностической работы, проведены следующие исследования: выявление отношения учащихся к учению, доминирующего мотива учения учащихся 2–4 классов, 5–8 класов.
Отношение к учебной деятельности у учащихся 1 ступени неустойчиво, может резко меняться в зависимости от конкретных ситуаций; младший школьник далеко не всегда адекватно осознает свое отношение, поэтому для изучения мотивации учащихся, использовались, как ответы на прямые вопросы анкеты, так и наблюдения психолога, родителей, учителей за детьми, т.е. отношение к учебной деятельности изучалось в разных ситуациях на протяжении октября-ноября месяца учебного года.
Результаты проведенных исследований, следующие:
Год/уровни | Высокий уровень | Выше среднего уровень | Средний уровень | Н/среднего уровня | Низкий уровень |
2019–2020 уч.г. | 4/2% | 41/20% | 112/53% | 47/22% | 7/3% |
2020–2021 уч.г. | 1/1% | 33/15% | 122/54% | 57/25% | 13/6% |
2021–2022 уч.г. | 6/2% | 46/18% | 132/50% | 69/26% | 11/4 % |
Сравнительный анализ результатов учебной мотивации свидетельствует о том, что учебная мотивация, среди учащихся 1 ступени обучения, увеличилась по сравнению с прошлым годом.
В течение учебного года, в соответствии с планом диагностической работы, проведены следующие исследования: выявление отношения учащихся к учению, доминирующего мотива учения учащихся 5,6.7 классов.
Результаты исследования учебной мотивации в среднем и старшем звене, следующие:
Таблица показателей учебной мотивации 5-х классов:
Класс кол-во учащ. | Уровни развития мотивации | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
5А 25уч. | 12–48% | 12 – 48% | 1 – 4% |
5Б 25уч. | 17 - 68% | 8 - 32% | 0 |
5В 25уч. | 9 - 36% | 14 - 56% | 2 - 8% |
5Г 22уч | 11 – 50% | 10 – 46% | 1 – 4% |
Общий показатель 97учащихся | 49 – 51% | 44 – 45% | 4 – 4% |
Таблица показателей учебной мотивации 6-х классов
Класс кол-во учащ. | Уровни развития мотивации | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
6 «А» 27уч. | 18–67% | 9–33% | 0 |
6 «Б» 25уч. | 7–28% | 18–72% | 0 |
6 «В» 23уч. | 12–52% | 11–48% | 0 |
Общий показатель 75учащихся | 37–49% | 38–51% | 0 |
Анализ результатов учебной мотивации на параллели 5,6,-х классов выявил следующее: ведущим мотивом являются - содержательные мотивы. Тенденция, которая вытекает из соотношения социальных и содержательных мотивов учащихся, свидетельствует о том, что мотивация детей в большинстве случаев будет зависеть от содержания учебной деятельности, от необходимости самоактуализации и саморазвития в процессе учебы.
Сравнительная таблица показателей учебной мотивации по 5,6, параллелям:
Год | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
5-е классы | |||
2019–2020 уч.г. | 47% | 52% | 1% |
2020–2021 уч.г. | 57% | 41% | 2% |
2021–2022 уч.г. | 49 – 51% | 44 – 45% | 4 – 4% |
6-е классы | |||
2019–2020 уч.г. | 45% | 55% | 0 |
2020–2021 уч.г. | 49% | 51% | 0 |
2021–2022 уч.г. | 37–49% | 38–51% | 0 |
Снизилось количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации
-на параллели 5-х классов на 6%,
На параллели 6-х классов высокий уровень учебной мотивации остается прежним.
Здесь можно говорить о том, что работа педагогического коллектива школы направлена на развитие интереса у учащихся к учебе, не только через учебно-воспитательный процесс, но и через реализацию различных форм обучения (предметные олимпиады, Интернет – викторины и т. д.)
Результаты исследования учебной мотивации в 8–11- х. классов следующие:
Год/уровни | Высокий | Средний | Низкий |
2019–2020 уч.г. | 6% | 82% | 6% |
2020–2021 уч.г. | 6% | 84% | 4% |
2021–2022 уч.г. | 7% | 83% | 10% |
Сравнительный анализ результатов учебной мотивации свидетельствует о положительной динамике: количество учащихся с высоким уровнем мотивации увеличилось на 1%. Но, к сожалению, количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации увеличилось на 6%.
Школа на каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи, если у ребенка своевременно не формируется психологические способности, позволяющие находить правильные решения этих задач, они превращаются в непреодолимые трудности, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только ребенка, но и его родителей, педагогов.
Готовность детей к школьному обучению определялась с помощью комплекса методик, который позволял ребенку проявить такой уровень мотивационного, произвольного, интеллектуального развития, который необходим для начала обучения в школе.
Результаты доминирования мотивов аффектно - потребностной сферы у учащихся, следующие:
Классы | Познавательный мотив | Игровой мотив | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
1 «А» | 25 | 83 | 5 | 17 |
1 «Б» | 22 | 78 | 6 | 22 |
1 «В» | 20 | 77 | 6 | 23 |
1 «Г» | 19 | 79 | 5 | 21 |
Всего: | 86 | 80 | 22 | 20 |
Результат тестирования интеллектуального развития учащихся рассматривались в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребенком.
Были получены следующие данные:
Классы | Высокий уровень | В/среднего уровень | Средний уровень | Н/среднего | Низкий уровень | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
1 «А» | 3 | 10 | 11 | 36 | 10 | 33 | 6 | 20 | 0 | 0 |
1 «Б» | 2 | 7 | 8 | 28 | 12 | 43 | 6 | 22 | 0 | 0 |
1 «В» | 2 | 7 | 9 | 35 | 10 | 38 | 5 | 19 | 0 | 0 |
1 «Г» | 1 | 4 | 9 | 40 | 7 | 30 | 6 | 26 | 0 | 0 |
Всего: | 8 | 7 | 37 | 35 | 39 | 37 | 23 | 21 | 0 | 0 |
Таким образом, ниже среднего уровень показали 23 обучающихся, низкого уровня – нет.
Зная, как распределяются дети в классе по умственному развитию, учитель может обеспечить индивидуальный подход, более эффективно распределить учебные задания между группами.
Вместе с тем определение уровня развития мышления имеет и другие значения:
- Пользуясь этими данными, педагог имеет возможность влиять на успеваемость учащихся поощряя старания слабых и нарицая недостаточное усердие более сильных.
- Учитель может заранее спланировать какие виды учебной работы наиболее целесообразны, какие убрать, а также соотношение между письменными и устными работами, творческими и репродуктивными.
- Картина уровней интеллектуального развития учащихся 1-х классов позволит содержательнее по – деловому контактировать с родителями. Тренировать у детей развитие способностей: устное решение задач в уме, устное составление плана пересказа и т. д.
Качественный анализ полученных данных свидетельствует о том, какие стороны интеллектуальной деятельности находятся в более сформированном виде, какие требуют кропотливой работы.
Анализ результатов мониторингового исследования готовности первоклассников к школе позволил выявить проблемные зоны адаптации обучающихся к школьному обучению. Для успешности дальнейшего обучения, решения выявленных проблем необходимо использовать результаты мониторингового исследования первоклассников с целью выстраивания действенной индивидуальной программы психолого-педагогической поддержки обучающихся в начале обучения в школе, спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми. Классным руководителям, в случае необходимости, получить консультацию по вопросам обучения детей у педагога-психолога.
2. В целях повышения эффективности принимаемых мер и приведения их в систему, продолжить работу по отслеживанию индивидуальной траектории развития каждого обучающегося (адаптация в первом классе).
3. Сравнение оценок уровня готовности первоклассников к обучению в школе, данных учителями и родителями, показало, что мнение родителей во многом отличается от мнения учителей. Это может повлиять на ожидаемые (планируемые) результаты. При подготовке детей к школе, родители ориентируются в основном на учебный процесс, отказываясь от деятельности, в которой происходит формирование базовых учебных умений. Поэтому необходимо усилить информационно-разъяснительную работу среди родительской общественности по вопросам готовности детей к обучению в школе. Для этого включить в план работы психолога, взаимодействия с родительским социумом, с включением тематики расширяющей представление о готовности детей к школе. 4. Так как для первоклассника здоровье является важнейшим ресурсом, дающим возможность дальнейшего полноценного развития, необходимо на уровне образовательного учреждения усилить работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Схема комплексного диагностирования учащихся 1-х классов, школьной зрелости выявила проблемы детей, с которыми были ознакомлены как учителя, так и их родители; был намечен совместный план работы с учителями и родителями первоклассников.
Итоги выполнения этого плана свидетельствуют о том, что не все родители прислушиваются к советам психолога и выполняют их; этот же негативный факт показало и исследование адаптации первоклассников; которое проводилось комплексно, т. е. к наблюдениям подключались не только учителя, но и родители, это способствовало
своевременному выявлению дезадаптированных учащихся и оказанию им необходимой помощи.
Изучение степени и особенностей приспособления учащихся, к новой социальной ситуации- адаптации учащихся: 1 классах, проводилось с использованием комплекса методик, охватывающих все сферы жизнедеятельности ребенка для получения реальной картины прохождения адаптации; было обследовано:
- 1 классы – 82 обучающихся;
Результаты исследования адаптации:
Год | адапт. | дезадапт. |
2019–2020 | 89% | 11% |
2020–2021 | 85% | 15% |
2021–2022 | 87% | 13% |
Педагогом-психологом проведены индивидуальные консультации с родителями дезадаптированных детей и детей «групп риска», а также с данными группами учащихся проведены индивидуальные и групповые занятия (цикл занятий по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников). Так же еженедельно проводились занятия по внеучебной программе курса «Интеллектика», в рамках психологического сопровождения учащихся 1-х классов в рамках реализации ФГОС НОО, с целью обеспечить высокую интеллектуальную готовность к обучению, создать условия для развития способностей детей, исходя из профиля школы.
С обучающимися 5-х классов проводилось изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей в период адаптации в средней школе с использованием
«Теста школьной тревожности» Филлипса.
В ходе изучения были получены следующие результаты, которые представлены в таблице:
Таблице показателей уровня школьной тревожности у учащихся 5-х классов.
Класс | Общая трево жность в шко ле | Пережи вание соц. стресса | Фруст рация потреб ности в дости жении успеха | Страх само выра жения | Страх ситуа ции про верки знаний | Страх не соотв. ожида ниям окружаю щих | Низкая физио логичес кая сопро тивляе мость стрессу | Проблемы и страхи отноше ниях с учите лями | ||||||||
Пов | Выс | Пов | Выс | Пов | Выс | Пов | Выс | Пов | Выс | Пов | Выс | Пов | Выс | Пов | Выс | |
5 «А» 24 чел. | 2 уч. 8% | 4 уч. 17% | 2 уч 8% | 1уч 4% | 6 уч 26% | 2 уч 8% | 4 уч. 17% | 4 уч 17% | 3 уч 12% | 9 уч 38% | 8 уч 33% | 5 уч 21% | 4 уч 17% | 5 уч 21% | 4 уч. 17% | 1уч 4% |
5 «Б» 23 чел. | 6 уч. 26% | 6 уч 26% | 6 уч 26% | 1уч 4% | 9 уч 39% | 1уч4% | 3 уч. 13% | 6уч26% | 4 уч 17% | 12уч53% | 5 уч 22% | 8 уч 35% | 4 уч 17% | 7 уч 30% | 9 уч 39% | 0 |
5 «В» 25 чел. | 3 уч. 12% | 1 уч. 4% | 7 уч. 28% | 1уч. 4% | 4 уч. 16% | 0 | 7 уч. 28% | 4 уч 16% | 5 уч. 20% | 6 уч. 24% | 6 уч. 24% | 8 уч. 32% | 2 уч 8% | 2 уч. 8% | 8 уч. 32% | 0 |
5 «Г» 21 чел. | 3 уч. 14% | 2 уч. 10% | 6 уч. 28% | 1уч. 5% | 4 уч. 19% | 0 | 3 уч. 14% | 5уч.24% | 6 уч. 28% | 5 уч. 24% | 6 уч. 28% | 1уч. 5% | 4уч.19% | 2 уч. 10% | 5 уч. 24% | 0 |
Всего 93 уч. | 14уч. 15% | 13уч 14% | 21уч 23% | 4уч. 4% | 23уч 25% | 3уч. 3% | 17уч. 18% | 19у 21% | 18уч 19% | 32уч 35% | 25уч 27% | 22уч 23% | 14у 15% | 16уч 17% | 26уч 28% | 1уч 4% |
Анализируя полученные данные, можно сделать следующий вывод:
Наиболее высокий уровень тревожности у 35% учащихся в ситуации проверки знаний, а страх не соответствовать ожиданиям окружающих у 23% учащихся.
Анализ по параметрам представлен ниже:
1. Общая тревожность в школе.
-- высокий процент по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 14% испытуемых.
--несколько повышена общая тревожность в школе у 15% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти подростки склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а также, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.
--Нормальный уровень тревожности в школе имеют 71 % школьников. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих подростков травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.
2. Переживание социального стресса.
--Достаточно высокий процент испытуемых, 73%, не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.
---Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс
на высоком уровне – 4%,
на повышенном уровне – 23%
Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих подростков, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
3. Фрустрация потребности достижения успеха.
--Сравнительно небольшой процент школьников, 3%, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Возможно, так же и то, что фрустрация потребности достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.
-- 25%, испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.
--Не переживают фрустрацию в достижении успеха 72%, что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства подростков, не является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
4. Страх самовыражения.
--У 21% испытуемых присутствует страх самовыражения на высоком уровне,
--У 18% он повышен. Этот факт свидетельствует о том, что большинство подростков переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. Это объясняется, с одной стороны, тем, что подростки склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в раннем подростковом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих.
5. Страх ситуации проверки знаний.
-- 35% школьников испытывают сильный,
-- 19% – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.
--А 46% испытуемых не испытывают страха проверки знаний.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
--Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 23% - на высоком уровне и у 27% школьников повышен. То есть, подростки боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие – с одной стороны, подростков волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для подростка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
-- 17% учеников имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
--Также 15% испытуемых склонны к данным особенностям.
--68% испытуемых, имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
-- высокий уровень тревожности у 4% школьников.
--повышенный уровень тревожности у 28% школьников.
--68% - не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями.
По полученным результатам были выявлены учащиеся «группы риска» (с высоким уровнем тревожности), с которыми в течение года были проведены групповые занятия по «Снижение уровня тревожности у учащихся 5-х классов»
Социометрические исследования классных коллективов 5-х классов
с использованием методики Моткова И. О. «Наша группа» проводилось с целью изучения межличностных отношений в ученических коллективах.
«Отвергаемый»- (член группы, не получивший ни одного положительного выбора).
«Изолированный» - (не получивший ни одного выбора).
Количество человек, занимающих в классе статус «изолированных» или «отвергаемых», распределились следующим образом:
Класс | «Отвергаемые» | «Изолированные» |
5А -25чел. | 1–4% | нет |
5Б -20чел. | нет | нет |
5В -22чел. | 2–9% | нет |
5Г-23 чел. | 3–13% | нет |
Из выше представленных результатов социометрического исследования ученических коллективов можно сделать следующий вывод:
-наиболее благоприятная обстановка во взаимоотношениях «ученик-ученик» в 5Б классе,
-а вот в 5 В и 5 Г классе наблюдается противоречивость в отношениях между учащимися класса, т. к. отрицательные выборы практически на одном уровне с положительными.
Результаты полученных данных свидетельствуют о необходимости проведения классных мероприятий на сплочение коллектива. В данном случае работа может проводиться в микрогруппах. Классные руководители были ознакомлены с результатами диагностики.
В мониторинг личностного развития включена методика на изучение уровня самооценки учащихся школы. Для учащихся 2,3 классов «Лесенка» Щур, для учащихся 5–10 классов исследование самооценки по методике Дембо- Рубинштейн.
Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.
Успех и неуспех в деятельности зависит не только от умелости и способностей деятеля, не только от везения и стечения внешних обстоятельств, но и в значительной мере от того, как человек оценивает свои шансы на успех. Самооценка действует как самореализующееся пророчество: моя вера в успех во многом его определяет, моя уверенность в том, что у меня ничего не получится, практически обрекает меня на неудачу.
Данные результатов обследования в 2–4 классах следующие:
Таблица показателей уровня самооценки учащихся 2–4 классов.
Класс | Высокая | Выше среднего | Средняя | Ниже среднего | Низкая |
2а | 5/22% | 2/9% | 12/52% | 1/4% | 3/13% |
2б | 8/31% | 5/19% | 12/46% | 1/4% | 1/4% |
2в | 2/8% | 2/8% | 18/69% | 3/12% | 1/4% |
3а | 2/10% | 4/20% | 12/60% | 2/10% | - |
3б | 5/21% | 6/25% | 11/46% | 1/4% | 1/4% |
3в | 2/8% | 3/13% | 17/71% | - | 2/8% |
4а | 3/12% | 7/28% | 14/56% | - | 1/4% |
4б | 2/9% | 5/23% | 14/64% | 1/5% | - |
4в | 1/4% | 7/26% | 17/63% | 1/4% | 1/4% |
Общий показатель | 30/14% | 41/19% | 127/58% | 10/4,5% | 10/4,5% |
Данные свидетельствуют о том, что 81,5% учащихся имеют адекватную самооценку. Это говорит о том, что ребенок оценивает себя и свои поступки положительно.
Сравнение по годам уровня самооценки учащихся 2–4 классов
Высокая | Средняя | Низкая | |
2019–2020 | 16% | 76% | 8% |
2020–2021 | 17% | 80% | 3% |
2021–2022 | 14% | 81,5% | 4,5% |
Сравнивая результаты за 2019–2020, 2020–2021, 2021–2022 учебные года можно сказать, что уровень средней самооценки на параллели 2–4 классов остается приблизительно на среднем уровне.
Исследование самооценки учащихся 5,6, классов проводилось по методике
Дембо - Рубинштейн.
Данные результатов обследования в 5-х классах, следующие:
Класс | Низкая | Средняя | Высокая | Очень высокая |
5А-24 уч. | 2 - 8% | 4 - 17% | 7 - 30% | 11 - 45% |
5Б-25 уч. | 2 - 8% | 5 - 20% | 7 - 28% | 11 - 44% |
5В-25уч. | 3 - 12% | 3–12% | 7–28% | 12 - 48% |
5Г-23 уч. | --- | 5–22% | 10 - 43% | 8–35% |
Общий показатель 97чел. | 2–7% | 4 – 18% | 8 – 32% | 11 – 43% |
Анализируя данные, представленные в таблице, можно говорить о том, что у 50% пятиклассников адекватная самооценка.
Показатели завышенной самооценки (43%) указывают на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам. У подростков возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих. В таких случаях подросток идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает представление о себе. Восприятие действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным, чисто эмоциональным, рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы как несправедливо заниженная. Неуспех предстает, как следствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самого подростка.
Низкая самооценка (7%) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. При заниженной самооценке подростки склонны занижать свои реальные возможности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовывать свои способности. Такие подростки не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны.
Таблица показателей уровня самооценки учащихся 6-х классов.
Класс | Низкая | Средняя | Высокая | Очень высокая |
6А-24 уч. | 3–13% | 6 - 25% | 10–42% | 5–21% |
6Б-25 уч. | 1–4% | 6–24% | 12–48% | 6 - 24% |
6В-23уч. | - | 12–52% | 3–13% | 8–35% |
Общий показатель 72чел. | 4–6% | 24–33% | 25–35% | 19–26% |
Анализируя данные, представленные в таблице, можно говорить о том, что у 68% шестиклассников адекватная самооценка.
Показатели завышенной самооценки (26%) указывают на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам. У подростков возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих. В таких случаях подросток идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает представление о себе. Восприятие действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным, чисто эмоциональным, рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы как несправедливо заниженная. Неуспех предстает, как следствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самого подростка.
Низкая самооценка (6%) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. При заниженной самооценке подростки склонны занижать свои реальные возможности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовывать свои способности. Такие подростки не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны.
Таблица показателей уровня самооценки учащихся 7 классов
Класс | Низкая | Средняя | Высокая | Очень высокая |
7 «А»-25чел. | - | 3 - 12% | 12 - 48% | 10 - 40% |
7 «Б»-25чел. | - | 3 - 12% | 8 - 32% | 14 - 56% |
7 «В»-18чел. | 1 - 6% | 4 - 22% | 9 - 50% | 4 - 22% |
Общий показатель 68чел. | 1 - 1% | 10 - 15% | 29 - 43% | 28 - 41% |
Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам. Низкая самооценка свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. При заниженной самооценке подростки склонны занижать свои реальные возможности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовывать свои способности. Такие подростки не ставят перед собой трудно достижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны.
Основными причинами низкой самооценки является недооценивание себя по категориям: - авторитет у сверстников, уверенность в себе. Эти учащиеся составляют «группу риска». С данными диагностики ознакомлены родители, педагоги, учащиеся.
Данные исследования показывают сформированность самооценки по классам и подтверждают оптимальное представление о себе и своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Изучение степени и особенностей приспособления учащихся, к новой социальной ситуации - адаптации учащихся 5 классах, проводилось с использованием комплекса методик, охватывающих все сферы жизнедеятельности ученика для получения реальной картины прохождения адаптации; было обследовано 97 учащихся 5-х классов.
Из всех обследованных учащихся ни один не показал полную дезадаптацию.
Анализ результатов исследования степени адаптация учащихся 5-х классов показал, что:
- в целом адаптация к школьной жизни учащихся 5-х классов проходит в соответствии с возрастными особенностями на допустимом уровне;
-учебная нагрузка, большое количество уроков превышают учебные и физиологические возможности учащихся, способствуют развитию усталости, утомляемости;
- наибольшие трудности в период адаптации испытывают учащиеся 5Б класса (32% учащихся трудно привыкнуть к новым учителям, у 56% учеников наблюдается повышенный уровень тревожности при выполнении заданий в классе и ответах на уроке).
С данными учениками в течение года велась групповая и индивидуальная работа с использованием методов арт-терапии.
мониторинг процессов социального самоопределения учащихся
В диагностический комплекс были включены методики, анкеты раскрывающие факторы личностного характера, которые могут помочь в профессиональном самоопределении (интересы, склонности, способности).
Результаты комплексных исследований, проводимых с учащимися 8,9 классов свидетельствуют об уменьшении количества учащихся в классах со слабовыраженными интересами.
Результаты исследования интересов учащихся 8-х классов:
Учебный год | Физика и математика | Химия и биология | Радиотехника и электроника | Механика и конструирование | География и геология | Литература и искусство | История и политика | Педагогика и медицина | Предпринимательство и медицина | Спорт и военное дело | ||
2019–2020 | 15% | 49% | 28% | 21% | 22% | 36% | 20% | 23% | 37% | 43% | ||
2020–2021 | 15% | 26% | 19% | 11% | 6% | 23% | 9% | 21% | 34% | 30% | ||
2021–2022 | 19% | 31% | 22% | 9% | 2% | 29% | 11% | 23% | 22% | 34% |
Как видно из полученных результатов учащихся привлекает больше всего спорт и военное дело, литература и искусство, химия и биология занимает третье место среди интересов учащихся 8-х классов.
На параллели 9-х классов изучался тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Исследование проводилось для изучения выбора профиля учащихся 9-х классов.
Предметно-действенное | Абстрактно-символическое | Словесно-логическое | Наглядно-образное | Креативность | |||||||||||
Высокий | Средний % | Низкий % | Высокий | Средний % | Низкий % | Высокий | Средний % | Низкий % | Высокий | Средний % | Низкий % | Высокий | Средний % | Низкий % | |
2019–2020 | 43 | 46 | 11 | 6 | 40 | 54 | 28 | 63 | 9 | 42 | 54 | 4 | 52 | 43 | 5 |
2020–2021 | 25 | 74 | 1 | 13 | 47 | 40 | 22 | 58 | 20 | 43 | 51 | 6 | 48 | 51 | 1 |
2021–2022 | 16 | 59 | 26 | 14 | 19 | 66 | 16 | 38 | 46 | 31 | 37 | 32 | 16 | 59 | 25 |
Как видно из результатов исследования, 31% обследуемых обладают наглядно-образным мышлением. Это люди художественного склада ума (дизайнеры, архитекторы, художники), которые могут представить то, что было, и то, что будет. 16% учащихся 9-х классов высоко развито предметно-действенное мышление. Данный тип мышления свойственен людям дела. Они лучше усваивают информацию через движения. Информационно-технологический профиль предполагает высоко развитое абстрактно - символическое мышление и словесно- логическое мышление. Данным типом мышления обладают 14% учащихся.
Сравнительный анализ изучения типа мышления учащихся за 2021–2022 учебные года показал, что на протяжении этих лет у обучающихся происходит снижение высокого уровня развития предметно-действенное, словесно-логическое, наглядно-образное мышление. Больше становится детей с развитым абстрактно-символическим мышлением, это связано с тем, что большую часть информации мы получаем через компьютеры. Результаты исследования показали, что основная тенденция в сфере готовности учащихся к профессиональному определению в 9-х классах - средняя.
Результаты исследования интеллектуального развития учащихся 9 классов.
Интеллект как совокупность умственных способностей человека отличается сложностью строения.
Среди его составляющих в разное время были выделены:
-математические (счетные) способности, обеспечивающие успешность операций, связанных с числами,
-вербальные способности, лежащие в основе понимания и репродукции устной и письменной речи;
-пространственная ориентация или способность представлять различные предметы в пространстве;
Показатели интеллектуального развития учащихся по классам и уровням представлены ниже:
Вербальный | Математический | Пространственный | ||
9-е | высокий | 1–3% | 9–24% | 1–3% |
средний | 23–62% | 19–51% | 27–73% | |
низкий | 13–35% | 9–24% | 9–24% |
Полученные данные по классам показывают, что среди параллели девятых классов прослеживается преобладание математического интеллекта (24% на высоком уровне), имеется общая ориентация на успешность операций, связанных с числами. Вербальный интеллект на высоком уровне преобладает у 3 % учащихся.
Рост уровня вербального интеллекта осуществляется параллельно с развитием образного мышления. Мы мыслим образами, но для общения с другими людьми вынуждены трансформировать образы в мысли, а мысли - в слова. Такая трансформация способствует формированию и развитию гибкости мышления учащихся.
Таким образом, благодаря развитию вербального мышления - мысль и язык связываются в неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. С помощью чего словесно выражаются процессы восприятия мира, действия и переживания личности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегуляции поведения.
Развитие математического интеллекта сопровождается развитием логического мышления в целом, умением выстраивать логические цепочки и связи, анализировать, классифицировать, обобщать материал по главным, существенным признакам.
Как правило, люди с математическим типом интеллекта отличаются рациональностью и в построении жизненных планов, умеют расставлять приоритеты в их осуществлении.
Изучение степени и особенностей приспособления к новым социально- психологическим условиям обучения проводилось так же и среди 10-х классов.
Состояния детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Поэтому от педагогов, родителей в этот период требуется повышенное внимание к потребностям ребенка, создание обстановки, способствующей формированию у него уверенности в своих силах, возможностях.
Учащимся 10-х классов был предложен опросник, включающий в себя основные моменты периода адаптации.
Результаты представлены в данной таблице:
Вопросы анкеты | 10 «А» 24 чел. | 10 «Б» 24 чел. |
1) Ты пошел в 10-й класс по собственному желанию? - по собственному желанию - по настоянию родителей | 21–88% 3–12% | 22–98% 2–8% |
2) Соответствует ли выбранный профиль твоим способностям, интересам, склонностям? -да -нет -не совсем | 13–54% 11–46% - | 17–71% - 7–29% |
3)Хотел бы ты поменять профиль? Если «Да», то на какой? -нет - химико-биологческий - информационно-технологический - нет ответа | 22–92% 1–4% - 1–4% | 18–75% 1–4% 1–4% 4–17% |
4) По каким предметам ты испытываешь затруднения в учёбе? -нет затруднений -алгебра -геометрия - химия -информатика -история -биология -физика -русский язык - география -иностранный язык - физ-ра | 46 выборов 5–11% 5–11% 10–22% 5–11% - 6–13% - 10–22% - 1–2% 4–8% - | 55 выборов - 11–22% 15–27% 11–22% 1–2% 3–5% - 7–13% 1–2% 2–4% 3–5% 1–2% |
5) Преподаванием, каких предметов ты не удовлетворен? - алгебра, геометрия -физика - не ответили - история, общество - никаких - география - химия - иностранный язык -МХК | 1–4% 6–25% 17–21% - - - - - - | - 2–8% 12–51% 4–7% 2–8% 1–4% 1–4% 1–4% 1–4% |
6) После распределения стало учиться легче или сложнее? -легче -сложнее -не знаю - так же | 6–25% 7–29% 1–4% 10–42% | 16–66% 4–17% - 4–17% |
7) Как ты считаешь, пригодятся ли полученные знания пред профильным классом, при обучении в 10 –м классе? -да -не совсем -нет | 17–71% 5–21% 2–8% | 13–54% 6–25% 5–21% |
8) Как ты считаешь, ты учишься в меру своих способностей? - да -не совсем -нет | 11–46% 11–46% 2–8% | 6–25% 17–71% 1–4% |
9) Успеваешь ли ты выполнять весь объем домашнего задания? -да -не совсем -нет | 12–50% 9–38% 3–12% | 8–33% 11–46% 5–21% |
10) Сколько по времени ты выполняешь домашнее задание? - до 1 часа - 1-2 часа - 2-3 часа -3-4 часа - больше 4 часов | 4–17% 12–50% 5–21% 3–12% - | 2–8% 14–58% 4–17% 3–13% 1–4% |
11)Тебе комфортно в классе? - да -не совсем -нет | 21–88% 3–12% - | 16–75% 5–21% 1–4% |
12) Делишься ли ты своими проблемами с родителями? - часто -редко -нет | 10–42% 11–46% 3–12% | 7–29% 13–54% 4–17% |
13) Что тебя не устраивает в режиме десятиклассника? - много элективных курсов (поздно приходим домой) - всё устраивает - кормят поздно - 8 уроков - много домашнего задания - не ответили -5 часов физики - большие нагрузки на некоторые предметы -не достаточное разнообразие элективных курсов - мало времени на всё | 7–29% 2–8% 1–4% 3–13% 8–33% 2–8% - - - 1–4% - | 1–4 % - 9–38% - 10–42% - 1–4% 1–4% 1–4% - 1–4% |
14) Что бы ты хотел изменить в жизни школы? - ничего, всё устраивает - больше мероприятий - пятидневка - меньше домашнего задания - длинные перемены, убрать столовую после 4 урока - замки в туалетах - спортивный зал | 10–42% 2–8% 9–38% 1–4% 2–8% - - | 15–63% 2–8% - 1–4% 3–13% 2–8% 1–4% |
15) Что бы вы хотели пожелать нынешним 9-м, будучи в статусе уже десятиклассника? - ничего (не ответили) - серьёзно отнестись к выбору профильного класса и не ошибиться - усидчивости, хорошо учиться, здоровья, удачи - не идти в 10 класс, идти в техникум, колледж - хорошо сдать экзамены, успехов - быть более ответственными. | 6–25% 2–8% 8–33% 4–17% 4–17% | 11–46% 5–21% 6–25% 1–4% - 1–4% |
Полученные данные позволили выявить трудности десятиклассников в период адаптации, с которыми были ознакомлены учителя и родители (как индивидуально, так и на родительских собраниях).
Для исследования самооценки личности старшеклассника использовалась методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.
Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе. Наша самооценка складывается из соотношения полученного результата (уровня успеха) с тем, что мы хотели достичь (то есть с нашими притязаниями). По известной формуле классика У. Джемса:
Cамооценка = Успех / Притязания
Всего обследовано 25 учащихся 10 «А» класса.
Класс | Уровень самооценки | Уровень притязаний |
10 «А» | 53%высокий | 56% очень высокий |
10 «Б» | 43%высокий | 43% очень высокий |
Средний показатель | 48%высокий | 49% очень высокий |
Данные результатов уровня самооценки подтверждают оптимальное представление о себе, что является важным фактором личностного развития. Но данные уровня притязаний удостоверяет о некритичном отношении к собственным возможностям.
Класс | Низкая | Средняя | Высокая | Очень высокая |
10 «А» | - | 6чел/28% | 11чел/53% | 4чел/19% |
10 «Б» | - | 2чел/13% | 7чел/43% | 7чел/44% |
Общие показатель | - | 8 чел/22% | 18чел/48% | 11чел/30% |
Показатели завышенной самооценки указывают на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам.
Низкая самооценка свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
Класс | Низкая самооценка | ||||||
Здоровье | Способности | Характер | Авторитет у сверстников | Умелые руки | Внешность | Уверенность в себе | |
10 «А» | 1чел/5% | - | 6чел/28% | 3чел/14% | 2чел/10% | 1чел/5% | 2чел/10% |
10 «Б» | - | - | 3чел/19% | 1чел/6% | 1чел/6% | - | - |
Общий показатель | 1чел/3% | - | 9чел/24% | 4чел/11% | 3чел/8% | 1чел/3% | 2чел/5% |
Как видно, основными причинами низкой самооценки является, недооценивая себя по категориям: характер, авторитет у сверстников, умелые руки, уверенность в себе.
Наряду с запланированными исследованиями, в течение учебного года проводились дополнительные групповые и индивидуальные комплексные обследования учащихся проводились по заказам: военкомата, классных руководителей, родителей.
Проведена аналитическая обработка полученных результатов, сформулированы и переданы заказчику информации соответствующие рекомендации.
Психокоррекционная работа с учащимися проводилась, как в индивидуальной форме (коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, имеющие трудности в усвоении общеобразовательной программы), так и в групповой:
-цикл занятий по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. Цель данных занятий: психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников. Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-х классов. «Я-первоклассник»
- Коррекционно-развивающие занятия «Снижение уровня тревожности у учащихся 5-х классов». Целью является создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня, соответствующего возрастной норме.
Индивидуальная коррекционная работа проводилась с использованием методик арт-терапии. Данные методики использовались как в работе с учащимися, так и в совместной работе родитель+ребенок.
Развивающая работа
- В рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ежегодно реализуется компилятивная программа психологического сопровождения учащихся начальных классов «Интеллектика» (1 классы). Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы доктора психологических наук А.З. Зака «Интеллектика», допущенной Министерством образования Российской Занятия проводились раз в неделю по 30 минут с каждой подгруппой, в группах по 10–12 человек, что обеспечивает индивидуальный подход в обучении и возможность работать с детьми в разном темпе, в соответствии с уровнем развития и темперамента.
- Среди 5–7 классов была реализована программа психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности с учетом ФГОС ООО «Познай себя» (основы психологических знаний). Программа направлена на развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения, мышления) и совершенствования волевой регуляции вообще и отмеченных познавательных процессов в частности. Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. При организации деятельности с обучающимися использовались следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия, элементы психологических тренингов, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач.
- Так же реализована программа внеурочной деятельности для обучающихся 8–9 классов «Психология самоопределения». Целью программы является формирование психолого-педагогической культуры у обучающихся, способности использовать полученные знания для решения задач личностного саморазвития и самосовершенствования, а также эффективной профессиональной социализации. Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час.
- Курс внеурочной деятельности «Основы психологии общения», для обучающихся 10-х классов, должен помочь десятикласснику вырабатывать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть основами современного общения и поведения, а также формировать способность к самооценке, самоконтролю и саморегуляции, способность беречь психическое здоровье. В центре данной программы «Человек» как наивысшая ценность. В данном курсе человек рассматривается в его психологических и социальных связях с миром. Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час.
- При разработке программы "Психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ"(11 класс), использовалась программа занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н., Королевой Н. Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать. Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час.
Психопрофилактическая работа
К Всемирному дню психического здоровья была подготовлена и проведена
Психологическая игра «Цвет дня», «Моё настроение» с целью: исследовать эмоциональное состояние - настроение учащихся и учителей до и после пребывания в школе. Результаты данного исследования для учащихся были представлены на школьном стенде.
Ежемесячно подавалась информация на школьный сайт в Интернете, с целью информирования родителей и учащихся о работе психологической службы.
Для способности формирования развития толерантного отношения в образовательной среде проводился квиз-детский телефон доверия. А так же тематические встречи для обучающихся «Я и другие», «День борьбы со СПИДом», «День телефона доверия», «День безопасного интернета», «Всемирный день семьи», неделя профориентации.
Психопрофилактическая работа включает в себя:
- профилактические классные часы с обучающимися на темы: «Жизнь прекрасна», «Учусь управлять собой», «Весенняя хандра», профилактика суицидальных намерений.
Психопросвещение
Цель данного вида работы - способами психологического просвещения и обучения учителей, родителей, специфическим приемам практической психологии, создание заслона психоэмоциональным отклонениям в психическом развитии детей, создания психологического благополучия.
Формами организации этого вида работы стали: выступления на педагогических советах, на родительских собраниях, совещаниях при директоре.
В соответствии с планом работы были подготовлены выступления на родительских собраниях:
-«Адаптация обучающихся 1 и 5 классов», «Роль семьи в сохранение и укреплении здоровья детей»;
-«Профилактика суицидального поведения учащихся», «О недопущении жестокого обращения родителей (законных представителей) с несовершеннолетними»
-«Психологическая готовность ребёнка к школе» (будущие первоклассники)
- «Роль родителей в психологической подготовке выпускников к сдаче ГИА»
- «Подготовка учащихся 4-х классов к обучению в основной школе».
С целью повышения психологической грамотности участников образовательного процесса распространялись памятки для педагогов и родителей на темы:
«Детский телефон доверия»
«Профилактика суицидального поведения у обучающихся»
«Трудности социально-психологической адаптации обучающихся»
«Как заинтересовать ребенка в учебном успех»
"Психическое здоровье ребенка в ваших руках"
«Виртуальный аутизм — это уже реальность!»
Даны рекомендации педагогам по профилактике и недопущению суицидального поведения. «Как выстроить работу классного руководителя по профилактике суицидального поведения», «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»
С целью формирования навыков практического использования теоретических знаний по психологии, использование межпредметных связей в работе педагогов, проведены выступления на темы:
- Мониторинг образовательных потребностей обучающихся 10-х классов в профильном обучении;
- Школьный буллинг –как причина возникновения суицидального поведения у несовершеннолетних;
- «Приемственнсть». Результаты исследования адаптации 5-х классов;
- «Профилактика девиантного поведения».
Выступления на классных часах:
- «Жизнь прекрасна», «Весенняя хандра».
- «Классный час по проф. ориентации» - 9 класс;
- «Что нужно знать ученикам, чтобы успешно сдать экзамены» - 9,11 класс;
Публикации в интернете на сайте nsportal.ru (социальная сеть работников образования).
Создан и активно используется личный мини-сайт (http://nsportal.ru/palagina-margarita) на портале социальная сеть работников образования.
Консультативная работа
Целью консультативной работы являлось: оказание психологической помощи учащимся, родителям, педагогам.
По результатам диагностики | 13 |
По проблемам возрастной психологии | 61 |
По личным проблемам | 45 |
Проблемы, связанные с обучением | 42 |
Из них повторных | 47 |
Учащиеся | 89 |
Педагоги | 28 |
Родители | 44 |
За 2021–2022 учебный год обратилось за консультацией: по личным вопросам-45, по вопросам возрастной психологии 61 субъекта образовательного процесса. По результатам диагностик - 13, проблемы, связанные с обучением -42. Из них повторных обращений было 47.
За 2021–2022 учебный год было проведено: 161 консультация. Из них с учащимися 89, с педагогами 28, с родителями 44.
Консультативная работа включала в себя (по необходимости) дополнительное обследование ребенка в русле той проблемы, с которой обратились родители, установление причины, появившейся проблемы, намечались конкретные пути решения проблемы; пути сглаживания тех или иных нарушений; были даны рекомендации, как для родителей, так и для педагогов.
Основные проблемы, с которыми обращались родители:
-причины плохой успеваемости;
- низкие уровни развития высших психических функций;
-отсутствие контакта во взаимоотношениях;
- проблемы эмоциональной неустойчивости учащегося (агрессивные, застенчивые, гиперактивные и т. д.)
-Основные проблемы, с которыми обращались дети:
- неуверенность в себе;
- плохая успеваемость;
-трудности в общении со сверстниками;
-страх темноты;
-выбор профессии;
-взаимоотношения с противоположным полом.
Основные проблемы, с которыми обращались учителя школы:
- плохая успеваемость отдельных учащихся;
- поведение учащихся;
-конфликты с родителями;
-взаимоотношение с коллегами.
Организационно-методическая деятельность. Экспертиза.
За 2021–2022 учебный год прошла курсы повышения квалификации по темам: «Радикализм в молодежной среде», «Основы навигаторского сопровождения в учебном процессе», «Психологические аспекты вовлечения молодёжи террористическую деятельность. Противодействие вербовки в социальных сетях», «Организация профилактической работы по противодействию потреблению психоактивных веществ в подростковой молодежной среде».
В течение учебного года прошла профессиональную подготовку «Арт-терапия и современные направления терапии искусствами в психологической практике», квалификация «Арт-терапевт», планирую применять элементы арт-терапии как в индивидуальной, так и в групповой практике.
Осуществлена публикация в СМИ на тему «Педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся в конфликтной ситуации» (всероссийское сетевое издание «Образовательные материалы».
С 11.04.-15.04.2022 участвовала в составе психологической службы конкурса «Педагогический дебют», в номинации «Педагог-наставник».
Являюсь членом экспертного совета международного конкурса развития профессиональной компетенции для педагогов «Опыт работы с детьми с ОВЗ».
Организатор и эксперт X Всероссийской дистанционной олимпиады по психологии «Психология без границ» в МБОУ «СШ №9 с УИОП», для обучающихся 6–11 классов.
Участие в Форсайт - центре «Педагог НВ», выступление на тему «Психологическая подготовка к конкурсам профессионального мастерства. Практические советы».
Также в течение учебного года принимаю участие в заседание школьного совета профилактики, заседание школьного ППк, педагогических советах.
Достижения в результате психолого-педагогического сопровождения обучающихся:
При реализации программы «Познай себя» (основы психологических знаний), обучающиеся в командном туре, X Всероссийской дистанционной олимпиады по психологии «Психология без границ» заняли II место (возрастная категория 8–9 классы), III место (возрастная категория 10–11 классы). В личном туре два учащихся (6 и 11 класс) явились победителями, а пять обучающихся 8–10 классов награждены дипломами призёров.
Проблемы, с которыми столкнулась в ходе работы:
- отсутствие оборудованного кабинета для проведения групповых форм работы при реализации программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках реализации ФГОС, а также общего психологического сопровождения участников образовательного процесса.
Педагог-психолог: Палагина М. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Аналитический отчет педагога-психолога
Аналитический отчет психолога школы за год....
Аналитический отчет педагога-психолога.
Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.
Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год
Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для у...
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...
п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год
п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год...