Программа внеурочной деятельности "Уроки общения"
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Китриш Светлана Валентиновна

Программа составлена  для учащихся 5 класса. Занятия по данной программе помогают учащимся адаптироваться  к обучению в среднем звене, наладить межличностные отношения в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Новоульяновская средняя  школа №1

Ульяновская область город Новоульяновск

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ СШ№1

_________/Макарова Е.А./

                                 ФИО

«29»августа 2017г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 893 от31.08.2017

Директор МОУ СШ №1

_________/Новикова О.В./

                                       

                  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной  деятельности

«Уроки  общения»

Направление – социальное

Вид  деятельности - игровая

Уровень обучения (класс)   -  основное  общее,   5  класс

Количество часов  -   34                        

Учитель  -     Китриш  Светлана  Валентиновна,

первая  квалификационная  категория.

                         

                         

                             РАССМОТРЕНО

                             на заседании МО    

                             специалистов  психолого-

                            педагогического    сопровождения

                             Руководитель МО

                               ________/Фомина М. Г./

                                 ФИО

                                Протокол № 1

                               от «29»августа 2017 г

2017  - 2018  учебный год

Пояснительная записка

Программа «Уроки общения»  составлена   на основе  ФГОС  основного общего  образования второго поколения, программе формирования универсальных учебных действий  в основной  школе:  от действия  к мысли; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.    и  авторской программы    Смирновой Е. Е.  «Познаю себя и учусь управлять собой». Программа уроков  психологии.- СПб.:Речь,2007.

Современные  социально-экономические тенденции  все больше   приводят  к расслоению  общества.  Частым  становится  запрос  к психологу  о помощи  в связи  с сложившейся  конфликтной  обстановкой  в    классе.

Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими.

Младшие школьники уже вполне самостоятельны и инициативны, однако им не хватает критичности и умения просчитывать отдаленные последствия своих поступков. Получается, что данный возраст (11-13 лет) является тем отрезком в жизни школьника, где он уже и не ребенок, но еще и не подросток, что неизбежно порождает ряд проблем данного периода.

 Поэтому важно успеть заложить основы личностно-эмоциональной защищенности школьников, сформировать у ребят психологические умения самопомощи и безопасного взаимодействия с другими. С подобными  знаниями  подростки  знакомятся  на уроках  обществознания  и светской этики,    но  занятия  проходят  в традиционной   форме  урока. Часто  получается, что  ребенок  знает  как надо  себя  вести  в какой-либо  ситуации, но не умеет  этого делать.  Данную  проблему   может  решить введение  специального курса  «Уроки общения».   Значительная  часть   материала  курса  «Уроки общения»   предполагает  активные    формы  работы: тренинговые  упражнения, ролевые игры .

Программа  курса «Уроки  общения» рассчитана на 34  часа  в год,  1 учебное занятие в неделю.  

Общая  характеристика  учебного курса.

Цель программы: развитие  социально-адаптивных  возможностей  младших подростков и воспитание   толерантного  отношения  друг к другу.

Задачи  программы:

  • обеспечение школьника средствами самопознания;
  • развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения;
  • повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  • развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека;
  • развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Программа «Уроки  общения» имеет как коррекционную, так и профилактическую направленность возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии  школьников. Предлагаемый курс занятий предназначен для работы со школьниками 5-х классов  и направлен  на развитие  социально-адаптивных  возможностей  и воспитание   толерантного  мировоззрения.

В подростковом   возрасте на первое место  начинает   выходить общение  со сверстниками. Значение общения с близкими друзьями для развития личности определяется тем, что это общение является практикой в овладении нормами особого типа отношений — личных. Овладение нормами дружеских отношений составляет важнейшее приобретение ребёнка в подростковом возрасте. Общение со сверстниками становится основой самопознания и формирования идентичности личности. Следствием интенсивной внутренней работы самоисследования становится повышенный интерес к себе, своим чувствам, переживаниям, способностям.

 Младший подростковый возраст является  крайне значимым, так как это время перестройки всей социальной ситуации развития школьника. У ребят появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать самого себя и иметь возможность сформировать адекватную самооценку.  Вместе с тем они чувствуют, что не умеют, не могут оценить себя, не знают, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Защитные личностные механизмы поведения еще не сложились. Их опыт активного социального взаимодействия со сверстниками пока еще недостаточен.

Основными  новообразованиями  в подростковом возрасте  являются: сознательная  регуляция  своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей  и ориентироваться  на них в своем поведении.  Для  того, чтобы  эти  качества  развивались,  их надо  воспитывать.  Развитие  не  может  происходить  из ничего.  Оно  является  итогом  собственного опыта  ребенка.  Занятия  в рамках  курса «Уроки  общения»  помогут  в воспитании  и развитии  основных  новообразований  младшего   подросткового возраста

Планируемые результаты

  1. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
  2. Развитие навыков межличностного общения, способов взаимопонимания.
  3. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.
  4. Развитие представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  5. Развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
  6. Развитие умения адекватно реагировать в различных  критических ситуациях;
  7. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;
  8. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
  9. Развитие умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  10. Развитие умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли, обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

Система  оценивания  результатов  обучения.

Результаты  процессов,  запускаемых тренинговыми  занятиями измерить  довольно  сложно. Изменения  могут  происходить  у разных  подростков  по-разному, эффект  может  носить отсроченный характер. Показателем  успешности  работы  группы  может стать  перенос  изменения,  произошедших  во время  занятий,  в более широкий   жизненный  контекст.

Для  выявления субъективного мнения  участников    по проблематике   программного  курса  «Уроки  общения»  проводится  опросник   «Мой класс».  Анкетирование  проводится  дважды   в начале  курса  и в конце.

Методика  состоит  из 15  вопросов, разделенных  на 5 блоков.  В  каждом  отдельном  блоке  из  трех  вопросов  первый  вопрос  измеряет  степень  удовлетворенности  школьной жизнью, второй  степень  конфликтности   в классе,  третий  степень сплоченности  класса (как  это  качество  отражается  в  сознании  учащихся).  Вопросы  предъявляются  в бланке.

Опросник   «Мой класс».

Вопросы  анкеты  помогут  узнать,  каким  является  ваш класс.  Если  ты  согласен  с утверждением,  то ответь – ДА.   Если  не согласен – НЕТ.

Содержание  вопроса

Вариант  ответа

Ребятам  нравится  учиться  в нашем  классе?

   ДА  - НЕТ

Ребята  в классе  часто   дерутся  друг  с другом?

В нашем  классе  каждый  ученик -  мой друг?

Некоторые  ученики  в нашем  классе  несчастливы.

обратный

Некоторые  ребята  в нашем  классе  любят  обзываться.

С некоторыми  ребятами  из нашего класса  я не дружу.

обратный

Ребята  нашего  класса  с удовольствием  ходят  в школу?

Многие  ребята   нашего класса  любят  драться.

Все  ученики  в нашем  классе – друзья.

Некоторые  ученики  не любят  свой класс.

обратный

Отдельные  ученики  всегда  стремятся  настоять  на своем.

Все  ученики  нашего  класса хорошо  относятся  к друг другу.

Наш класс  веселый.

Дети  в нашем  классе  много  ссорятся.

Дети  в нашем классе любят  и  уважают  друг друга.


Спасибо  за  честность  и откровенность.

Оценка  и интерпретация  результатов -  в  прямых  вопросах  Ответ «ДА»  оценивается  в 3 балла, ответ «НЕТ» -  в 1 балл.  В обратных  вопросах  -  баллы  считаются  наоборот.  Вопросы  оставшиеся  без ответа  или  ответы  даны  неправильно  оцениваются  в 2 балла.

Параметры  оценивания:

- степень  удовлетворенности  школьной жизнью  - вопросы № 1,4,7,10,13.

- степень  конфликтности   в классе -  вопросы №2,5,8,11,14.

- степень сплоченности  класса  -  вопросы № 3, 6, 9, 12, 15.

Баллы  суммируются  по каждому  параметру  отдельно,  высчитывается  среднее арифметическое.  Высокий  уровень  параметра  -  4-5 баллов,  средний  уровень – 3  балла,  низкий  - 1-2  балла.

Содержание  программы.

          Занятия построены как по схеме урока с элементами тренинга,  так и  в тренинговой  форме. Сначала ребятам предоставляется психологическая  информация, которая затем, для того чтобы быть усвоенной, «отыгрывается» в течение  1-2  занятий.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы и техники психолого-педагогического воздействия:

  • элементы сказкотерапии (анализ сказок, притч);
  • визуализация;
  • психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
  • телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация);
  • игровые методы;
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  • групповая дискуссия;
  • ассоциативный метод;
  • мозговой штурм;
  • песочная  терапия;
  • проективные методы вербального и рисуночного типа;
  • ролевая игра.

Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного. По своей ценности они превосходят любую другую форму донесения информации до человека. В этом возрасте ребята еще сохраняют непосредственность восприятия сказок, с удовольствием слушают и обсуждают их. Благодаря метафоричности изложения сказки и притчи помогают им глубже понять свои сложности и проблемы и не вызывают у них сопротивления.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самоосознавания. Помимо этого, проективные рисунки служат для диагностики внутренних проблем.

Элементы аутотренинга используются на занятиях для снятия нервно-психического напряжения.

В групповой дискуссии ребята учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции. Обсуждение помогает проанализировать те чувства, которые они испытали, осознать их, сформулировать, чему они научились в результате работы, и определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки.

Различного вида игры необходимы для эмоционального развития, повышения уровня активности и улучшения межличностного взаимодействия.

Визуализация дает возможность с помощью самовнушения и саморегуляции создавать в воображении яркие образы, которые могут как отражать стремления самих детей, так и создаваться в соответствии с описанием ведущего.

Мозговой штурм предлагается для создания новых идей, направленных на решение проблемы. Принимая в нем участие, ребята учатся высказывать свои предложения, которые совместно обсуждаются, с тем чтобы потом выбрать самые лучшие.

Ролевая игра создает возможности для получения опыта другого поведения. Она является очень эффективным средством обучения, так как позволяет ребятам поупражняться в различных типах поведения, посмотреть на свое поведение и действия других со стороны. Участвуя в ролевой игре, школьники используют новые для них способы поведения в ситуациях, приближенных к реальным, а также учатся по-новому смотреть на происходящее с ними.

В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:

1. Приветствие. Его ритуал придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного настроя на работу и сплочения учащихся.

2.       Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. (Например: «Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию» или «Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей».) Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.

3.       Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.

4.   Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.

                Вся  программа  состоит  из  3-х  модулей: «Мы – пятиклассники»,   «Я и другие Я», «Мы – вместе!».  

Главная задача первого блока -  облегчение процесса  адаптации. Так как  5-й  класс – это  сложный  этап, связанный  с переходом  учащихся  из начальной школы  в среднее звено.

На занятиях  ребята  знакомятся  с правилами и особенностями  обучения  в среднем  звене,  в игровой  форме  моделируют  свой  школьный  путь,  знакомятся  с именами  педагогов,  учатся  взаимодействовать с   новыми  одноклассниками,  снимать  нервно-психическое  напряжение.  

Знакомятся  с менеджментом   учения.  Обучаются  эффективным  навыкам  умения  учиться.

Главная  задача  второго блока – развитие  представление  о себе,  формирование  интереса  к другому человеку  как личности.  

На занятиях   второго блока  ребята   размышляют  о настоящей  дружбе,  о том,  как стать  настоящим  другом.

 Учатся  понимать  свои  чувства  и чувства других  людей. Обучаются  способам   эмоционально-волевой регуляции.

 Размышляют  о ценности  самого себя  и других людей.  Учатся   формированию  положительного образа  своего  «Я».

Знакомятся  со способами  решения   конфликтных    и критических  ситуаций.

Главная  задача  третьего блока – развитие навыков  межличностного общения.

На занятиях  последнего  блока  подростки  обучаются  навыкам  межличностного  общения,  толерантности, умению  ориентироваться  в мире  социальных  и нравственных ценностей.  

Учебно-тематический  план

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание  деятельности

Теоретическая  часть занятия

Практическая  часть занятия

Модуль 1. «Мы - пятиклассники»

Мы -  пятиклассники!

1

1

Какие мы разные.

2

1

Познаем себя.

1

1

У нас новенький!

1

1

Я и учеба.

4

1

3

Модуль 2. «Я и другие Я»

Я и мои друзья.

1

1

Я в своих глазах и в глазах других людей

1

1

Я и планета чувств.

3

1

2

Чувства людей  и их поведение

1

1

Как победить своего дракона

2

2

Мои сильные стороны

1

1

Как достичь  цели?

1

1

Я и мои способы преодоления тревожности.

2

0,5

1,5

Я и мои социальные навыки.

1

0,5

1,5

Я и мои одноклассники.

1

1

Учимся решать конфликты вместе.

2

0,5

1,5

Как научиться жить без драки?

2

2

Наш корабль успешного общения.

2

2

Модуль 3. «Мы – вместе!»

Наш класс

1

1

Мы - команда

2

2

Наши достижения

2

2

Зажги свою звезду (итоговое занятие)

1

1

Ожидаемые  результаты.

Общим  критерием  продуктивности  социально-психологического тренинга  как средства  формирования, развития  и коррекции  качеств  подростка  следует  считать  успешную реализацию  приобретенных психологических  особенностей   и освоенных  технологий, необходимых  для повседневной  жизни.  Такие занятия  могут  стать толчком, стимулятором развития  и помогут  конкретному их участнику  найти  и осознать   оптимальные  способы  саморазвития.

В целом   должны  произойти  изменения  по  следующим  критериям:

- умения ориентироваться в мире социальных, нравственных ценностей;

- повышение  самооценки  и веры  в себя;

- приобретение  жизненно  важных навыков:

                        -умение общаться,

                        - умение владеть  эмоциями,

                        - умение  строить  межличностные  отношения,

                        -  умения адекватно реагировать в различных  критических ситуациях

Учебно-методическое  и материально-техническое  обеспечение.

  1. Требования  к помещению.

Для  проведения  занятий  требуется  просторное помещение, чтобы  можно было  поставить стулья  в круг.  Количество  стульев  должно  соответствовать количеству  учащихся.

  1. Дидактические материалы.

 Каждое  занятие  требует  предварительной  подготовки:  листы  бумаги, фломастеры или маркеры, доска, мелкий  раздаточный  материал (грецкие  орехи, ручки, карточки  по темам).  Музыкальный  материал (песни  о дружбе,  фонограммы  с релаксационной  музыкой).  Тексты  сказок, притч, заданий  для  беседы,  напечатанные  на  отдельных  карточках.

  1. Технические средства.                                                                                                                     Проигрыватель, компьютер, ксерокс, принтер, фотоаппарат.

Литература

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПБ, 2003.
  2. Еременко М.И. Развитие  ключевых компетентностей  старшеклассников.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  3. Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПБ., 2008.
  4. Григорьева М.Ю. Я и другие Я.- М.: Школьная пресса, 2011.
  5. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация  ребенка  в обществе.- М.: АРКТИ, 2014.
  6. Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПБ, 2007.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое  планирование.

Дата

Дата  проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемые результаты

ФОПД

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Модуль 1. «Мы - пятиклассники»

02.09.

Мы -  пятиклассники!

1

  1. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
  2. Развитие навыков межличностного общения, способов взаимопонимания.
  3. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.

1. Знакомство с помощью игры «мяч».

2. Задание «Принятие правил»

3. Упражнение «Те, кто»

4. Упражнение «Продолжи фразу»

5. Релаксационные упражнения на руки

6. Упражнение «Школьный путь»
7. Упражнение «Поменяться местами»

8. Анализ занятия (обратная связь).

10.09

17.09

Какие мы разные.

2

  1. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.
  2. Развитие представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  3. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Развитие навыков межличностного общения, способов взаимопонимания.

1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

2.Упражнение "Что я люблю"

3.Упражнение «Гипотетическая ситуация»

4.Упражнение "Сегодня утром..."

5.Релаксационное  упражнение. 2.Упражнение "Что я хорошо  умею…"

3. Упражнение «Поменяться местами»

4.Упражнение "Отгадай  по ладоням.."

5. Упражнение «Что нового узнал  о друге?»

6. Упражнение «Что важно для меня?»

7.Совместный рисунок.

8.Рефлексия занятия.

24.09

Познаем себя.

1

  1. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.
  2. Развитие представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  3. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.

1.Игра: «Море волнуется раз…»

2.Упражнение  «Задай вопрос другу". 3.Упражнение "«Кто я? Какой я?»

4. Упражнение «Три предложения».

5. Игра "Ошибки Мишани".

6.Релаксационное  упражнение

7.Игра "Я — настоящий. Я — супер". 8.Рефлексия  занятия.

01.10

У нас новенький!

1

  1. Развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
  2. Развитие умения адекватно реагировать в различных  критических ситуациях;
  3. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений.

1. Упражнение «Добрый-злой мяч».

2.Упражнение «Самое смешное правило» 3.Беседа «Здравствуй, новичок, будем учиться на отлично!»

4. Релаксационное  упражнение.

5. Игра "Наши учителя".

6.Упражнение «Вот я какой! Угадали?»

7.Рефлексия  занятия.

08.10

15.10

22.10

05.11

Я и учеба.

4

  1. Развитие умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  2. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;

1. Упражнение «От всей души…»

2.Методика «Незаконченные предложения».

3. Мини-лекция «Как организовать свои занятия»

4. Игра «Выпутываемся из проблем».

5. Релаксационное  упражнение.

6. Дискуссия  «Школьная оценка».

7. Рисунок «Мое настроение»

8.  Рефлексия занятия.

Модуль 2. «Я и другие Я»

12.11

Я и мои друзья.

1

  1. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.
  2. Развитие представлений о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  3. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.

1.Упражнение «Ассоциации на слово дружба».

2. Упражнение «Кто больше».

3. Упражнение «Ладошка».

4. Мозговой  штурм: «Портрет  друга».

5. Упражнение «Монолог  о дружбе».

6. Упражнение «Законы  дружбы».

7. Упражнение «Здравствуй, друг».

8.  Рефлексия занятия.

19.11

Я в своих глазах и в глазах других людей

1

  1. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.
  2. Развитие представлений о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  3. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.

1.Упражнение «Снежный ком».

2. Упражнение «А я еду».

3. Упражнение  «Домики»

4. Упражнение «Орехи».

5. Упражнение «Сердце  класса»

6. Рефлексия занятия.

26.11

03.12

10.12

Я и планета чувств.

3

  1. Развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
  2. Развитие умения  распознавать чувства;
  3. Развитие умения  описывать свои  чувства.

1.Упражнение «Большие  и маленькие»,

2.Упражнение «Называем  чувства  и эмоции»,

3.Упражнение «Снежки»,

4.Упражнение «Рассерженные шарики»,

5.Упражнение «Покажи  без слов»,

6.Упражнение  «Разбей  тарелку»,

7. Беседа «Ты-высказывание»,

8.Беседа  «Формула Я-высказывания»,

9.Ролевая  игра  «Скажи  правильно»,

10 Упражнение «превращение  злости»

11. Упражнение «Тигр,мышь и слон»,

12.  Рефлексия занятия.

17.12

Чувства людей  и их поведение

1

  1. Развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
  2. Развитие умения  распознавать чувства;
  3. Развитие умения  описывать свои  чувства.

1.Упражнение «Имя, мое настроение  похоже»,

2.Мозговой штурм  «Полезные  и вредные  чувства»,

3. Упражнение «Польза  и вред эмоций»,
4. Обсуждение сказки «Волшебная страна чувств»

5. Рефлексия занятия.

24.12

14.01

Как победить своего дракона

2

  1. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.
  2. Развитие представлений о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;

3. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.

1. Упражнение «Имя - Я хочу стать»,

2. Упражнение «Неоконченное  предложение»,

3.Упражнение «Стряхни»,

4.Упражнение «Дракон  моих недостатков»,

5. Сочини сказку «Как победить своего дракона»,

6.  Рефлексия занятия.

21.01

Мои сильные стороны

1

  1. Развитие представлений о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;

2. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.

1.Упражнение «Имя –комплимент»

2.Упражнение «Мой  портрет  в лучах солнца»

3.Медитация  «Моя  уникальность»,

4. Проективный  рисунок «Я такой, какой я есть»

5. Рефлексия занятия.

  1. 11

28.01

Как достичь  цели?

1

  1. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений.
  2. Развитие умения ориентироваться в мире социальных, нравственных ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

1.Упражнение «Комплимент  другу»

2.Упражнение –ромашка  «Я  хочу»,

3. Упражнение «Лесенка»,

4.Чтение и анализ сказки  «О славном  учмаге»

5. Рефлексия занятия.

04.02

11.02

Я и мои способы преодоления тревожности.

2

  1. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений.
  2. . Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
  3. Развитие умения адекватно реагировать в различных  критических ситуациях;

1.Упражнение «Давайте поздороваемся»

2.Упражнение «Воробышки»,

3.Мозговой штурм «Тревожность»,

4.Упражнение «Найди  героя  своей  сказки»

5.Беседа «Физическое  проявление  тревожности»

6.Упражнение «Тревожные  ситуации»

7 Упражнение «путаница»

8. Мозговой штурм «Как справиться  с тревожностью»

9.Упражнение «Мышеловка»

10. Упражнение «Рука  к руке»

11. Упражнение «Влияние  музыки»

12 Техника  самомассаж.

10 .  Рефлексия занятия.

18.02

25.02

Я и мои социальные навыки.

2

  1. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений.
  2.  Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
  3. Развитие умения адекватно реагировать в различных  критических ситуациях;

1.Упражнение «Здравствуйте»

 2. Мозговой штурм «Общение –это»

3.Упражнение  «Испорченный  телефон»

4.Беседа  вербальные  и невербальные  средства общения»

5.Упражнение «Позы  тела»

 6.Упражнение

7.Упражнение «Общение  в паре»

8.Упражнение «Ромашка  общения»

9. Ролевая сценка  «Разговор с учителем»

10. Упражнение «белки, орешки,шишки»

11. Упражнение  «Найди  стаю»

12.  Рефлексия занятия.

04.03

11.03

Учимся решать конфликты вместе.

2

  1. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
  2. Развитие умения адекватно реагировать в различных  критических ситуациях;
  3. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений.

1.Упражнение «Подними  палец  вверх»,

2.Беседа  Что такое  конфликты»,

3.Упражнение «Леди  и джентельмены»,

4.Упражнение «Неуверенный-уверенный-агрессивный»

5.Упражнение-дискуссия «Холодный суп»

6.Ролевое моделирование   стилей  общения,

7.Упражнение «Домино»

8.Упражнение «Броуновское  движение»

9.Ролевая игра «Конфликтные  ситуации»

10.Упражнение «Детство»

11.Рефлексия занятия.

18.03

25.03

Как научиться жить без драки?

2

  1. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
  2. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений. Развитие умения адекватно реагировать в различных  критических ситуациях;

1.Упражнение «Давайте поздороваемся»

2.Упражнение.  «Мы  с тобой  одной крови»

3. Упражнение  «Построение  по признаку»

4.Ролевое моделирование «Как вы поступите»

5.игра  «Лавата»

6. Упражнение  А я считаю»,

7. Упражнение «Домино»

8.Рефлексия занятия.

08.04

Я и мои одноклассники.

1

  1. Развитие представлений о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  2. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
  3. Формирование сплоченности.

1.Упражнение  «Спина  к спине»

2.Беседа  «Правила  общения»

3.Упражнение  «Мне нравится, когда меня называют»

4. Упражнение «Улыбка  в подарок»

5.Упражнение «Карусель  общения»

6. Упражнение « Встаньте  те, кто»

7. Рефлексия занятия.

15.04

22.04

Наш корабль успешного общения.

2

  1. Формирование  ценности  другого человека.
  2. Развитие  доверия  к окружающим.
  3. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

1.Упражнение «Стражники»

2. Упражнение «Общая  картина»

3.Упражнение «Моя  мишень»

4.Упражнение «Представь  собеседника»

5.Упражнение «Ушки, рожки, носик»

6.Упражнение «»Это здорово»

7.Упражнение  «Невидимая связь»

8. Упражнение «Я рад, что ты учишься  со мной»

9.  Рефлексия занятия.

Модуль 3. «Мы – вместе!»

29.04

Наш класс

1

  1. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Развитие представлений о ценности самого себя и других людей
  3. Формирование сплоченности

1.Упражнение «Имя, мое настроение  похоже»,

2.Упражнение «Комплимент  другу»

3.Упражнение «От чистого сердца»

4.Упражнение   «Броуновское  движение»

5. Упражнение «Найди  стаю»

6. Рефлексия занятия.

06.05

13.05

Мы - команда

2

  1. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Развитие представлений о ценности самого себя и других людей
  3. Формирование сплоченности

1.Упражнение «Имя - Я хочу стать»,

2.Упражнение  «Общая  картина»

3.Упражнение  «Невидимая  связь» .  

4.Упражнение  «Мы  с тобой  одной крови»

5. Упражнение «Построение  по признаку»

6. Рефлексия занятия.

20.05

27.05

Наши достижения

2

  1. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Развитие представлений о ценности самого себя и других людей
  3. Формирование сплоченности

1.Упражнение «Комплимент  другу»

2.Упражнение –коллаж «Наш класс»

 3.Упражнение «Невидимая  связь» .  

4.Упражнение  «Давайте поздороваемся»

5. Упражнение «Спина  к спине»

6. Упражнение .  «Построение  по признаку»

7.Рефлексия занятия.

30.05

Зажги свою звезду (итоговое занятие)

1

  1. Развитие навыков межличностного общения, способов взаимопонимания.
  2. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
  3. Развитие представлений о ценности самого себя и других людей
  4. Формирование сплоченности

1. Ритуал приветствия

2. Игра "Гомеостат"

Упражнение 1. "Найди свою звезду"

Упражнение 2. "Звезда"

Упражнение 3. "Интервью в парах"

Упражнение 4. "Наш маленький кусочек неба"

Упражнение 5. "Я думаю, что нас объединяет…"

Упражнение 6. "Дорисуй и передай"

Рефлексия:

Лист   корректировки    рабочей  программы.

Дата  урока  по плану

Дата  проведения по факту

Содержание  корректировки

(тема  урока)

Обоснование  проведения  корректировки

Реквизиты  документа

(дата, приказ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения»

Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-х классах. Главное назначение да...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...

Программа внеурочной деятельности «Искусство общения»

Программа внеурочной деятельности «Искусство общения» составлена на основе авторской программы Слободяник Н.П. «Уроки общения для младших подростков». В программе используются также упражнения и игры ...

Программа внеурочной деятельности "Час общения"

Программа внеурочной деятельности по ФГОС для 5 класса....