Возможности игрового взаимодействия при формировании навыков жизнестойкости
консультация по психологии на тему

Доровских Оксана Дмитриевна

Демонстрация возможности использования методов игрового взаимодействия с педагогами и старшими школьниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для классных руководителей

«Возможности игрового взаимодействия

при формировании  навыков жизнестойкости»

Цель - повышение компетентности педагогов в области игрового взаимодействия с обучающимися при формировании  навыков жизнестойкости.

Задачи:

  1. Актуализировать знания педагогов о возможностях игрового взаимодействия с обучающимися, как педагогическом методе в воспитании, формировании жизненных навыков.
  2. Продемонстрировать разнообразие видов психологических игр и упражнений, опираясь на  методы деятельностного подхода в обучении.

Ход консультации:

  1. Приветствие участников консультации, выполнение упражнения «Мозговая гимнастика»
  2. «Возможности игрового взаимодействия при формировании навыков жизнестойкости», теоретический материал, приложение 1.
  3. Практикум, игровое взаимодействие (индивидуальное и групповое выполнение игровых упражнений педагогами), приложение 2.
  4. Завершение консультации-практикума, рефлексия взаимодействия.

Использованная литература:

  1. Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия – С-Петербург, 2012г.
  2. Леванова Е.А.Технология конструктивного взаимодействия с подростком – М.,2002г.
  3. Самоукина Н.В.  Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинга, 2004г.
  4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ пер. с нем.. – М., Генезис, 2004г.
  5. Фопель К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 1

Приложение 1

Теоретический материал:

        «В современном обществе идет постоянный поиск благоприятных условий для развития личности. Вопрос построения собственной жизни, её управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное значение, поскольку устойчивость охраняет личность от расстройств, создает основу гармонии, полноценного психического здоровья.

        Исследования жизнестойкости ведутся как за рубежом, так и в нашей стране. Однако для России данная проблема является относительно новой. В работах отечественных исследователей отмечается, что жизнестойкость личности является определённым ресурсом, потенциалом, который может быть востребован ситуацией.

    Жизнестойкость включает в себя три сравнительно автономных компонента: 

1. Включённость. Она даёт возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.

2. Контроль. Человек уверен, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется в чём-то ему полезной.

3. Вызов. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей.

        Чем более развита жизнестойкость, тем человек будет адекватно воспринимать трудности, вместо их избегания и отрицания и сможет превратить любые изменения в свои возможности.

        Исследованиями доказано, что жизнестойкость не является врождённым качеством, а формируется в течение жизни. Значит, большая роль отводится социуму: семье и образовательному процессу.  Помощь ребёнку в обретении навыков, ресурсов для развития жизнестойкости является основной задачей педагогического коллектива.

        Существует достаточное количество методов и технологий взаимодействия, сегодня хочу обратить ваше внимание на возможности игрового взаимодействия с обучающимися.

         Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственно правильный путь в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей «Поэтике» философ говорит о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

Особенная роль в развитии теории игры как самовыражения принадлежит выдающемуся психологу с мировым именем – Жану Пиаже. Он утверждал, что игра - это своего рода подготовка к возможным формам поведения на заданном уровне, не предполагающая их немедленного практического использования. В игре человек учится ориентироваться и преодолевать трудности, уготовленные ему в мире действительности. Игра – именно тот метод, который создает не только спонтанную, легкую, безопасную атмосферу, но и – ненавязчиво – условия для того, чтобы участники получили новый опыт.

        В период школьной жизни игра уступает перед другими видами деятельности. В то время как дети и  подростки проявляют активность в большей степени именно в игровой деятельности, потому как усвоение многих правил, ценностей, навыков и норм происходит с помощью косвенного воспитательного воздействия, которое оказывает игра (правила игры, поведение других участников в игре, окружающие условия, мнения одноклассников, друзей, а не путем прямых назиданий взрослых.

Все игры можно разделить на две большие группы:

К первой относятся все игры, которые не связаны напрямую с темой, целью встречи, занятия, а работают на развитие  группы. Такие игры универсальны. Они подходят для занятия, классного часа любой тематики и любой целевой аудитории. Это те игры, которые позволяют создать неповторимую  атмосферу, а также развивать и корректировать динамику развития группы.

К ним относятся такие игры:

• на знакомство;

• на группообразование;

• на снятие тактильных барьеров;

• на внимание;

• на регуляцию психического и эмоционального состояния;

• на доверие;

• на снятие агрессии и др.

        Вторая группа игр - это целевые игры.

Они  работают на конкретную содержательную цель занятия, встречи.

Среди них выделяют:

• актуализирующие, мотивирующие игры;

• игры, развивающие конкретные умения;

• игры, интегрирующие опыт.

Основные правила игр:

1.  Здесь и теперь. 

2.  Искренность и открытость. 

3.  Принцип «Я». 

4.  Активность. 

5.  Конфиденциальность». 

Личность – это системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Психология человека: от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана

Игра – один из видов активности человека.

Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко

Игра – важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений.

Д. Б. Эльконин. Психология игры

Игра – это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие.

Л. С. Выготский

Приложение 2

        Игры и упражнения:

  1. Притчи:

- «Сотрудничество»

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими  ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила взаимодействия.

- «Есть проблема? Нет проблем!»

Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул его вперёд и спросил своих учеников:
- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.
- Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.
- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
- Ваша рука начнёт болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.
- Как по вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?
- Нет! – растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.
- Точно! – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило, это ни к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.

Жизнестойкость предполагает признание человеком своих реальных возможностей, принятие реальной собственной уязвимости. Жизнестойкость − это база, исходя из которой, перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, который позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности.  

  1. Игры на создание работоспособности в группе, настроя на один лад и создание своеобразного «живого организма», который будет жить в одном ритме.

- «Ассоциации»

Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа – быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум, а рамках темы. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. (Например, цепочка ассоциаций-слов может быть такой: автобус – час пик – толкучка – джинсы – тысяча рублей – деревянный – Буратино – Папа Карло —…).

Начинать игру нужно по очереди, по кругу.

Вместе с участниками можно после игры поразмышлять, что человек слышит в том, что говорит ему другой человек. В этом помогут следующие вопросы.   1. Может ли служить это упражнение своеобразной моделью развития диалога в отношениях, передачи информации в обществе или рождения великих творческих проектов?

2. Имеет ли значение, с какой интонацией произносились ассоциации?

3. Как себя чувствуют участники в ситуации ограничения времени и темы?

4. Почему кто-то из участников озвучил именно такую ассоциацию? И т. д. и т. п.

- «Ладушки»

Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, вторая – внешний. Участники становятся напротив друг друга, так, чтобы у каждого была пара. На первом этапе задача участников всем вместе, одновременно и ритмично, на шесть счетов проиграть всем известную игру ладушки: 1 – хлопок в ладоши, 2 – две руки параллельно хлопают о ладоши партнера, 3 – хлопок в ладоши, 4 – правая рука, 5 – хлопок в ладоши, 6 – левая рука, а на 7–8 – внешний круг делает шаг направо и меняет партнеров. Игра продолжается в том же ритме без остановок, до тех пор пока все участники не вернутся в изначальные пары.

Если это упражнение взято в качестве настройки на работу, на занятие, то доброжелательность, поддержка, немного юмора при обращении внимания участников на инструкцию будет достаточно. Если данная игра идет в блоке командообразования, то и стиль ее ведения меняется на более жесткий, с четкой постановкой цели, с постоянным возвращением участников к инструкции и важности четкого ее выполнения. Но и в том и в другом случае участники получат массу удовольствия от упражнения, ведь ритм, который рождается только при участии каждого, сосредоточенность друг на друге и на общей цели, ответственность за общий результат и успех выполнения – все это повышает уровень энергии в группе и способствует дальнейшей продуктивной работе участников.

  1. Игры на создание групповой атмосферы, развития эмпатии, сплоченности.

- «Пожелания»

Это упражнение может быть где-то в середине вашего первого или второго занятия или может его заканчивать. Для него вам необходимо заранее написать на отдельных листочках (в форме звездочек, снежинок и т. д.) пожелания (приятные слова, афоризмы и т. д.) по количеству участников, пронумеровать их и разложить (или приклеить на скотч) по всему пространству, в котором предстоит заниматься. Участники сидят в кругу. Им предлагается рассчитаться по количеству и запомнить свой номер. Говорим участникам, что для каждого из них в этой аудитории есть небольшой подарок, чтобы его получить, нужно быть очень внимательными. Необходимо найти пожелание с вашим номером.

Тот, кто нашел свой листочек, возвращается в круг. Когда все вернулись, предлагается по очереди зачитать пожелания, адресовав их всем остальным участникам.

Таким образом, можно корректировать эмоциональное состояние группы, актуализировать тему занятия, написав на листочках высказывания, связанные с этой темой, и регулировать психофизическое состояние участников, попросив сделать это задание максимально быстро.

- «Гром – ураган – землетрясение»

Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и является «жильцом». Когда водящий говорит «Гром!», «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик».

Когда ведущий говорит «Ураган!», «домик» «взлетает» и пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится водящим.

Упражнение позволяет повысить уровень эмоционального состояния, а также повысить уровень взаимодействия участников группы и начать процесс группообразования.

- «К.У.Б.О.У.»

Это упражнение с загадочным названием, которое расшифровывается как «Каратист Убил Быка Одним Ударом», очень похоже на известную игру «испорченный телефон», только оно требует точной фиксации понятого на бумаге, что позволяет проводить при необходимости достаточно глубокий психологический анализ. Оно очень нравится как детям, так и взрослым, ведь позволяет от легкости и азарта участия прийти к серьезным и важным выводам во время анализа.

Несколько человек (7–8) выходят за дверь. Первому участнику ведущий говорит фразу: «Каратист убил быка одним ударом». Входит один участник, первый ему без помощи слов объясняет эту фразу, тот записывает ее на бумаге так, как понял, не озвучивая. При этом он не должен видеть предыдущую запись. Затем показывает следующему то, что понял сам (записал на бумаге) и т. д. В финале упражнения все фразы зачитываются в обратном порядке их написания.

Не забудьте предупредить участников-наблюдателей, что подсказывать в процессе упражнения нельзя и самой лучшей поддержкой для «героев игры» будет внимательное, но молчаливое слежение за процессом игры. Это условие не всегда выполняется, поэтому ведущему следует пресекать все попытки подсказок.

Это упражнение также направлено на развитие творческих способностей у детей и отслеживание группой невербальных проявлений водящего. Именно поэтому это упражнение может быть широко использовано не только при знакомстве, но и в занятиях развития творческого потенциала участников, а также в коммуникативных тренингах, как для актуализации темы, так и для отработки навыков невербальной коммуникации.

После упражнения следует провести небольшой анализ происходящего и выяснить у участников следующее:

• Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? почему?

• Что помогало вам?

• Что вам мешало?

- «Путаница»

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий отворачивается и считает до 10. За это время все играющие, не размыкая рук, запутываются между собой (закручиваются, переступая через руки, проходя под руками).

После окончания счета участники останавливаются.

Задача водящего – распутать игроков до исходного положения.

- «Восковая палочка»

Группа встает в круг плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи и стараясь не отрывать пяток от земли, ровно, словно палочка, падает в любом направлении. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой и ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник. После прохождения через круг всех участников, проводят обсуждение  чувств.  

- «Фигура»

Все встают в тесный круг, прижавшись друг к другу плечами.

Задача: с закрытыми глазами перестроиться в квадрат. Ведущий стоит в центре и следит, чтобы глаза были закрыты.

Интересно, как игроки будут переговариваться. Эта игра хороша и для диагностики социально-ролевых позиций, распределения ролей в группе, лидерства. В хорошо «разогретой» и сработавшейся группе задачу можно усложнить и выключить из процесса не зрение, а голос, то есть устранить возможность переговариваться. Можно провести такую игру и в начале работы и в конце, чтобы посмотреть, произошли ли какие-либо изменения в стиле взаимодействия группы. Можно также строить и другие геометрические фигуры, разные по степени сложности их построения: круг, треугольник, ромб, параллелепипед и т. д.

- «Барыня»

Ведущий делит зал на 4 части. Каждая группа разучивает свои слова:

1-я группа – Веретена точены.

2-я группа – Веники замочены.

3-я группа – Пей чай с пирогами.

4-я группа – Мы поедем за грибами.

Все вместе разучивают – Барыня-барыня, сударыня-барыня.

По команде ведущего та часть участников, на которую он указывает рукой, кричит свои слова, если ведущий поднимает обе руки вверх, то все поют последнюю строчку.

  1. Игры на мотивацию, работу в группе, взаимодействие («Путешествие», «Необитаемый остров», «Донорское сердце» и т.д.)

- «Донорское сердце»

Игра на развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция:

«Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека:

1) пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению;

2) 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце;

3) молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца;

4) учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце».

Этапы игры

Деление группы на 4 команды.

Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.

Обсуждение итогов игры

1. какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?

2. каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?

3. какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?

  1. Игры проективные (диагностические)

- «Дерево»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок).

Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

дерево1

Приложение 3

Признаки суицидального поведения:

3 группы характерных признаков: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки 

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

 - прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

 - много шутит на тему самоубийства;

 - проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки 

Подросток может:

1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

 - замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

 -ощущать попеременно,то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

 - проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния. 

    

  Ситуационные признаки 

 - социально изолирован, чувствует себя отверженным;

 - живёт в нестабильном окружении

- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального; 
- предпринимал раньше попытки самоубийства;

- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

- слишком критически относится к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы и возможности сетевого взаимодействия учителей.

В условиях информатизации системы образования педагогу всё чаще приходится вторгаться в интернет-пространство. Зачем же? Какие интернет-ресурсы необходимы учителю? у каждого из нас уже наработана опре...

Воспитательные возможности игровой технологии на уроках физической культуры.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями....

«Возможности сервиса - googl на уроках и во внеурочное время. Возможности сетевого взаимодействия на платформе google».

Материал содержит способ сетевого взайствия на платформе Google. Возмажности применения новых технологий на уроках и во вгеурочное время.  А также это один из способов представления исследователь...

Конспект урока на тему: "Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (3х3)"

Конспект урока на тему: "Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (3х3)"...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"

Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Виды ОВЗ. Игровая деятельность детей с ОВЗ. Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками.

Виды ОВЗ.Игровая деятельность детей с ОВЗ.Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками....