Дети с ограниченными возможностями здоровья. Виды ОВЗ. Игровая деятельность детей с ОВЗ. Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками.
статья

Бачурина Екатерина Борисовна

 Виды ОВЗ.

Игровая деятельность детей с ОВЗ.

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Виды ОВЗ.

Игровая деятельность детей с ОВЗ.

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками.

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Виды ОВЗ

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

1) Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2) Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3) Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4) Изменения статодинамической функции.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

  • Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речевыми дисфункциями (разные степени);
  • интеллекта;
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Игровая деятельность детей с ОВЗ

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед воспитателем стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.

Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Поэтому воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

Программно – методическое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья видам народных промыслов в рамках экспериментальной деятельности

         Результатом многолетней плодотворной работы  по   допрофессиональной  и профессиональной подготовке воспитанников  стало открыти...

Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития....

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»

laquo;Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»...