Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; создание основы для умения учиться, чтобы возник интерес и побуждение к собственной деятельности.- актуализация по пройденной теме;
- формирование навыка грамотного письма в процессе обобщения темы;
- активизация мотива обучения, для чего вы хотите учиться (личностный результат);
- развитие самостоятельности при формулировании проблемы (познавательные УУД);- формирование умения связного высказывания в процессе закрепления с опорой на алгоритм;
- формирование умения самостоятельно планировать деятельность;
- развитие мелкой моторики в процессе работы в тетрадях;
- формирование внимания через умения выполнять шаги алгоритма-обобщенного правила;
- развитие памяти через мнемотехнический способ передачи информации;
- повышение мотивации, формирование интереса через использование игровой технологии, мнемотехнических приемов;
- формирование навыков запоминания с использованием интерактивной доски;
- обогащение словарного запаса с помощью овладения разнообразными средствами и формами коммуникации;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема: Мягкий знак после шипящих
Цель: закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; создание основы для умения учиться, чтобы возник интерес и побуждение к собственной деятельности.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
- актуализация по пройденной теме;
- формирование навыка грамотного письма в процессе обобщения темы;
- активизация мотива обучения, для чего вы хотите учиться (личностный результат);
- развитие самостоятельности при формулировании проблемы (познавательные УУД);
- коррекционно-развивающие:
- формирование умения связного высказывания в процессе закрепления с опорой на алгоритм;
- формирование умения самостоятельно планировать деятельность;
- развитие мелкой моторики в процессе работы в тетрадях;
- формирование внимания через умения выполнять шаги алгоритма-обобщенного правила;
- развитие памяти через мнемотехнический способ передачи информации;
- повышение мотивации, формирование интереса через использование игровой технологии, мнемотехнических приемов;
- формирование навыков запоминания с использованием интерактивной доски;
- обогащение словарного запаса с помощью овладения разнообразными средствами и формами коммуникации;
- коррекционно-воспитательные:
- подготовка обучающихся к взаимодействию со здоровыми детьми через работу в микрогруппах;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при проведении игры.
Оборудование урока: презентация к уроку, карточка с образцом-рассуждения, карточка с тестом.
Тип урока: урок обобщения.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово.
Подходит к концу этот учебный год, в течение которого вы разгадали много тайн по биологии, истории; учились думать на математике. На уроках письма и чтения мы знакомились с богатством и выразительностью русского языка, «потому что язык наш силен, свеж, богат, краток и ясен» (В.И. Даль).
-- Ребята, вы хотите быть грамотными и чтобы вас понимали?
Для этого нужно учиться правильно говорить и писать. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, образованности и внутренней культуре. Для этого надо знать много слов, много читать, иметь хорошую память и уметь думать.
- Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Учитель просит детей ответить на следующие вопросы:
—Что мы должны вспомнить и повторить на уроке? Какие возникают трудности при изучении темы «Мягкий знак после шипящих»?
Трудности возникают, если на конце слова стоят шипящие: ж, ч, ш, щ. Мы сомневаемся: писать мягкий знак или нет. Внимание! Это нам сигнал: какой мы должны сделать выбор? Проверьте, нужно ли в этом слове на конце писать ь. Поэтому я выбрала чудесный способ проверки.
- Основная часть.
Подготовительная работа на повторение изученного. Актуализация опорных знаний.
-- Итак, начнем. Чтобы справиться со сложностями, надо знать части речи.
-- Что такое имя существительное?
Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?
Обобщение изученного материала.
Чтение грамматической сказки.
-- Послушайте сказку.
Жил-был ь. Жизнь не баловала мальчика. Он рано осиротел, и вместе с сестрой после смерти родителей остался в семье дяди. Там они были лишними, никому не нужными. Дядя был мрачный, злой и жадный. Он думал о богатстве и враждебно относился к ь. (На рисунке дядя отталкивает его, не уделяет внимания мягкому знаку.)
Ь тянулся к хорошему и ненавидел все плохое и злое. Сестра была добрая и ласковая, всегда рада была его видеть. Чтобы не думать о плохом, он шел к сестре, которая встречала его приветливой улыбкой…
Первичное закрепление по изученному материалу.
-- превратите сказку в правило, сформулируйте его сами.
Обобщенное правило-алгоритм.
1 шаг. Определите, какой частью речи является проверяемое слово.
2 шаг. В именах существительных проверьте род и число:
-- в именах существительных женского рода единственного числа
(проверочная фраза «она, одна») – ь пишется:
брошь (ж.р., ед.ч.)
ночь (ж.р., ед. ч.)
речь (ж.р., ед. ч.)
горечь (ж.р., ед.ч.)
-- в именах существительных мужского рода и множественного числа
(проверочная фраза «мой» или «много») -- ь не пишется:
плащ (м.р., ед.ч., «мой»)
плющ (м.р., ед.ч., «мой»)
задач (мн.ч., Р.п., «много»)
из училищ (мн.ч., Р.п., «много»)
-- Чтобы не запутаться в правилах, давайте их упростим. Предлагаю более легкий, интересный путь проверки.
Рифмованное правило-помощник:
«После шипящих - мягкий знак»,
Друзья, проверить можно так:
В глаголах и наречиях знак пишется всегда,
А в кратких прилагательных – не пишем никогда.
Существительное – «много», существительное – «мой» -
Знак не нужен никакой.
А подставь «она, одна» - мягкий знак пиши всегда.
- Закрепление изученного материала. Работа по применению обобщенного правила.
-- Запомнили правило? Приступайте к работе.
-- Прочитайте стихотворение. Выпишите из него слова, оканчивающиеся на шипящие. Объясните графически условия выбора написания.
Образец рассуждения:
- задать вопрос, определить часть речи;
- применить рифмованное правило;
- выделить условие выбора написания.
Упражнение 1.
Врунишка Чиж
-- Здравствуй! – Еж сказал Чижу.
-- Здравствуй! – Чиж сказал Ежу.
-- Где ты был, приятель Чиж?
-- Я, брат Еж, летал в Париж.
-- Это ложь! – воскликнул Еж.
Чиж ответил:
-- Ну и что ж…
Чиж, еж, Париж – кто? что? – существительное, ед.ч., м.р., фраза «мой», ь писать не надо.
Ложь – что? – существительное, ед.ч., ж.р., фраза «она, одна», вспоминаем образ девочки, надо писать ь.
У крылечка нашей школы клумбу свежую стеречь встал на стражу гладиолус.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Стеречь, гоняешь, волнуешь, веешь – что делать? что делаешь? – глагол, значит, после шипящего надо писать ь.
Могуч – каков? – краткое прилагательное, ь не пишется.
Туч – чего? – существительное, мн.ч., Р.п., фраза «много», ь писать не надо.
Упражнение 2.
Руководствуясь рифмой и смыслом, закончить предложения словами с шипящей на конце.
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом… (мышь)
В этот час такая тишь!
Только слышно: «Спи,… (малыш)
Камыш, малыш – кто? что? – существительное, ед.ч., м.р., фраза «мой», ь писать не надо.
Мышь, тишь – кто? что? – существительное, ед.ч., ж.р., фраза «она,одна», вспоминаем образ девочки, надо писать ь.
- Физкультминутка.
- Закрепление ранее полученных знаний по теме.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Развитие связной устной речи в процессе игры.
-- А теперь поиграем. Игра «Профессия с мягким знаком на конце»
Написать по нескольку существительных мужского или женского рода с шипящими на конце, которые являются названиями: профессий, вещей, животных, птиц, рыб. Составить с этими существительными предложения.
Профессии, люди:
Врач. Опытный врач выписал рецепт. Опытный врач реже ошибается. Врач сделал мне укол. На участке работает внимательный врач.
Ткач. Ткач работает на ткацком станке. Ткач ткет ткань на фабрике.
Скрипач. На концерте выступал известный скрипач. В оркестре играют талантливый трубач и виртуозный скрипач. Виртуозный скрипач играет марш.
Трубач. Хорошо играл походный марш трубач. Талантливый трубач играет джаз.
Сторож. Ночью магазин охраняет сторож. Сторож поймал грабителей.
Паж. (В средние века – мальчик, прислуживавший королеве.)
Паж прислуживает королеве. У королевы был маленький паж. В карете рядом с королем сидел его маленький паж. Паж всегда помогает королеве.
Палач. (Лицо, осуществляющее казнь, производящее пытки и телесные наказания.) Палач долго точил свой топор. Палач карает преступников. Палач казнит врагов.
Молодежь. Молодежь поздравляла ветеранов.
Персонаж. Герда – самый смелый и добрый персонаж сказки «Снежная королева».
- По памяти запишите названия профессий.
Вещи:
Плащ. Мама купила в магазине модный плащ.
С крыш. С крыш свесились острые сосульки.
Патронташ. Охотничий патронташ состоял из 25 патронов. (Сумка для ружейных патронов.)
Плюш. На сцене раскрылся плюш занавеса.
Карандаш. В пенале лежит карандаш.
Шалаш. В лесу из веток мы построили шалаш. Наш шалаш стоит на берегу реки. Шалаш в лесу помогает укрыться от ветра и дождя.
Печь. В избе растопили печь. В деревенском доме стоит русская печь.
- По памяти запишите названия вещей.
Животные, птицы, рыбы, растения:
Мышь. Мышь незаметно пробежала за шкаф.
Сыч. Где-то недалеко кричал сыч.
Ерш. Ерш хорош в ухе, а лещ – в пироге. В реке плескался ерш.
Плющ. Плющ вился вокруг дуба. У дома растет плющ.
- По памяти запишите названия животных.
8. Рефлексия. Проверка полученных знаний. Осуществление дифференцированного подхода при анализе работ учащихся.
- Выполните тест.
Тест
Найдите слова, где ь пишется:
- береч.. 7) помоч..
- съеш.. 8) товарищ..
- с крыш.. 9) будеш..
- выигрыш.. 10) вещ..
- помощ.. 11) ключ..
- трудиш..ся 12) после
Ключ: 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10.
- Давайте вместе проверим, как вы выполнили тест. Поменяйтесь тетрадями. Вам дан ключ с правильными ответами, оцените результаты.
9. Домашнее задание.
По опорным словам напишите сочинение на тему «Магия музыки». Подберите заголовок. Обозначьте условия написания.
Сплошь море афиш, настежь плюш занавеса, всемогущ скрипач, хорош трубач, постичь тайну клавиш, певуч наигрыш, увлечься, каждая мелочь, похож на кружащийся смерч, ощущаешь тишь пастбищ; слышишь, как хрусталем звенит горный ключ; роскошь, полночь, бельэтаж.
10. Организационное завершение.
- Над какой темой мы работали? ( Мягкий знак после шипящих.)
- Какое задание вам больше понравилось? Что было интересно?
- А тебе какая профессия нравится? А ты кем хочешь стать?
11. Подведение итогов урока.
- Наш урок заканчивается. Я ставлю оценки и уверена, что вы стали образованнее, продвинулись по лестнице знаний; что вы всегда будете писать правильно мягкий знак: после чего? – после шипящих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...
Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)
Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...
Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.
Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...
Разработка урока письма и развития речи по теме "Изменение глаголов по временам" 7 СКК VIII вида.
Конспект урока письма и развития речи по теме "Изменение галголов по временам"...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение»
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение» Цель урока - формирование представ...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса
Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса
Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...