Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса «Путешествие весёлых человечков. Творческое сотрудничество сверстников».
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Шрамова Юлия Александровна

Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы.

Содержание программы  выстроено таким образом, что обеспечивается устойчивое развитие воспитательных результатов: приобретение ребенком личностных (о себе) и социальных знаний (первый уровень); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов). Достижение результатов программы происходит через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют учащимся получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал.

В психологическую программу включены упражнения на развитие таких жизненно важных качеств, как умение общаться и взаимодействовать в коллективе, развитие навыков самооценки и понимания других, развитие навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях и принятия решений, работы с информацией и навыков творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_.puteshestvie_veselyh_chelovechkov.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса

«Путешествие весёлых человечков. Творческое сотрудничество сверстников»

Направление внеурочной деятельности: социальное

Автор программы:

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Шрамова Ю.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Путешествие веселых человечков .Творческое сотрудничество сверстников» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования  на  основе  программ «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней  школе» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис,2005) и  «Уроки общения для младших подростков» ( Слободяник  Н. «Уроки общения для младших подростков»./Программа коррекционно-развивающих занятий. «Школьный психолог» № 13, 2002), в соответствии с ООП  и  учебным планом МБОУ «Московская СОШ им. А.П.Кыштымова».

         В  программе  учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами для начального общего образования. Программа соответствует требованиям к структуре программ внеурочной деятельности, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса.

3. Место курса в учебном плане школы.

4. Личностные и  метапредметные результаты освоения курса

5. Содержание курса.

6. Тематическое планирование.

7. Календарно-тематическое планирование

8. Планируемые результаты изучения курса.

9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Общая характеристика курса

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации образования. Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности.

    Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы.

Содержание программы  выстроено таким образом, что обеспечивается устойчивое развитие воспитательных результатов: приобретение ребенком личностных (о себе) и социальных знаний (первый уровень); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов). Достижение результатов программы происходит через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют учащимся получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал.

В программе  используются игры и упражнения как хорошо известные психологам, разработанные в различных направлениях психологического тренинга, других видах активной психологической работы, так и авторские упражнения (или адаптированные варианты известных упражнений), а также сочетание различных методов и форм работы: сказкотерапия, упражнения на релаксацию,  упражнения-активаторы, общение в группах, ролевые игры, творческие задания, тесты. В психологическую программу включены упражнения на развитие таких жизненно важных качеств, как умение общаться и взаимодействовать в коллективе, развитие навыков самооценки и понимания других, развитие навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях и принятия решений, работы с информацией и навыков творчества.

Программа реализуется в групповых формах работы, что объясняется не только той ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих  форм психологической работы. Занятия построены в форме игры, в нее включены методики, стимулирующие развитие подростков, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности.

Ведущими методами на занятиях являются:

- игра;

- тренинговые упражнения;

- творческие задания;

- арт-терапия;

- сказкотерапия;

- музыкотерапия;

- диагностика.

        В процессе организации занятий используются также следующие методы работы:

- исследование - получение знаний на исследовательской основе.  

- наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

- упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.

- словесные методы – беседа, рассказ, описание, объяснение.

На занятиях используются следующие приемы:

- творческие задания;

-  реверсированная мозговая атака;

- ассоциации;

- коллективная запись;

- эвристические вопросы;

- приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор.

Схема построения занятия: введение, основное содержание, заключительный этап. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

Цель программы: создание социально – психологических условий развития личности подростков через активизацию внутреннего потенциала и межличностного общения.

Задачи:

  • Создание психологически комфортных условий для развития у учащихся позитивной Я-концепции.
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
  • Развитие потребности в личностном росте и коррекция поведенческих реакций.

Место курса в учебном плане школы

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова».

Данная программа является логическим продолжение программы внеурочной деятельности «Путешествие весёлых человечков» для учеников 1-4 кл.

Программа рассчитана на 1 год –  5 класс и реализуется в рамках «Социального» направления внеурочной деятельности.

Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1 ч в неделю).

Личностные и  метапредметные результаты освоения курса

Личностные УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

4)  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности;

Регулятивные УУД:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение.

Коммуникативные УУД:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Содержание курса

Развитие навыков общения и взаимодействия. Знакомство. Ищу друга. Каждый видит мир и чувствует по-своему. Секреты успешного общения или почему люди ссорятся? Преодоление барьеров общения. «Дом наших отношений». «Ярмарка достоинств». Секреты самопрезентации. Планета друзей. «Мы выбираем, нас выбирают…»

Развитие навыков самопознания, самооценки и понимания других. Азбука перемен. Мои внутренние друзья и внутренние враги. «Познавая себя – познаешь других». Границы моего Королевства. «Победи своего дракона»

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, формирование навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Мир эмоций. Мои эмоциональные состояния. История про Серую кошку.

Развитие навыков принятия и исполнения решений. «Я могу. Мои внутренние ресурсы». От слова к делу. Мотивы наших поступков. Эффективные способы преодоления проблем. Ступени личностного роста.

Развитие познавательных процессов. Кроссворд. Фантазия без границ. «Лучше коротко, да ясно». Приемы развития внимания. Эффективные приемы запоминания. Изучаем свои способности. Живая скульптура. Первые шаги к творчеству. Вернисаж. «Премьера». Сотворчество свободных художников. Мир после дождя. «Я – исследователь». «Неизвестная планета». «В творческой лаборатории хорошего настроения».

Тематическое планирование курса

Название раздела

Количество часов

1

Развитие навыков общения и взаимодействия

8

2

Развитие навыков самопознания, самооценки и понимания других

5

3

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, формирование навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях

3

4

Развитие навыков принятия и исполнения решений

4

5

Развитие познавательных процессов

15

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Личностные УУД

Метапредметные

Развитие навыков общения и взаимодействия

1

Знакомство. Ищу друга.

Принятие правил работы группы

Л1,Л3

Р1, К1

2

 Каждый видит мир и чувствует по-своему.

Психологические игры, анкетирование

Л2

Р3, П1, К2

3

Секреты успешного общения или почему люди ссорятся?

Дискуссия, тренинг

Л3, Л5

Р2, П3, К1

4

Преодоление барьеров общения

Тренинговые упражнения

Л4

Р4, П2, К1

5

«Дом наших отношений»

Психологическая игра

Л2

Р5, П1, К1

6

«Ярмарка достоинств». Секреты самопрезентации

Деловая игра

Л3

Р3,П3, К2

7

Планета друзей

Беседа с элементами тренинга

Л5

Р1, П1, К2

8

«Мы выбираем, нас выбирают…»

Социометрия. Моделирование сценария русской сказки.

Л2

Р4, К2

Развитие навыков самопознания, самооценки и понимания других

9

Азбука перемен

Игра  «Ассоциации» , «Нравственное лото»

Л2

Р5, П1,К1

10

Мои внутренние друзья и внутренние враги

Игра «Змейка»,

Л4

Р3, К2

11

«Познавая себя – познаешь других».

Психогимнастика. Игра-конкурс. Выявление позиции «Я» - самооценка;

Л3

Р3, П1, К2

12

Границы моего Королевства.

Беседа с элементами тренинга

Л5

Р3, К1

13

«Победи своего дракона»

Игра

Л1

Р4, К2

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, формирование навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях

14

Мир эмоций.

Беседа с элементами тренинга. Упражнения «Зеркало», «Сидит Петрушка скучает»

Л1,Л3

Р1, К1

15

Мои эмоциональные состояния.

Тренинг, игра «Делай как…»

Л2

Р3, П1, К2

16

История про Серую кошку

Слушание сказки. Вербальное и невербальное  описывание эмоц. состояний. Рисование эмоций

Л3, Л5

Р2, П3, К1

Развитие навыков принятия и исполнения решений

17

«Я могу. Мои внутренние ресурсы».

Дискуссия «Что надо сделать, чтобы задействовать внутренние  ресурсы», «Чемодан»

Л2

Р5, П1, К1

18

От слова к делу. Мотивы наших поступков.

Изготовление масок, психодрама

Л3

Р3,П3, К2

19

Эффективные способы преодоления проблем.

Упражнение «+» и «-»

Л5

Р1, П1, К2

20

Ступени личностного роста

Творческий проект

Л2

Р4, К2

Развитие познавательных процессов

21

Кроссворд

Игра «Изобрази понятие», составление кроссворда творческими группами

Л1,Л3

Р1, К1

22

Фантазия без границ

Классификация по разным основаниям. Игра «найди ошибки».

Л2

Р3, П1, К2

23

«Лучше коротко, да ясно».

Упражнения «Трудные слова», «Определения для инопланетян». Групповая работа

Л3, Л5

Р2, П3, К1

24

Приемы развития внимания.

Беседа с элементами тренинга. Упражнения «Найди ошибки художника»,

Л4

Р4, П2, К1

25

Эффективные приемы запоминания.

Тренинговые упражнения

Л2

Р5, П1, К1

26

Изучаем свои способности

Тестирование познавательных процессов – внимание, память, мышление, воображение

Л3

Р3,П3, К2

27

Живая скульптура

Игра «Покажи понятие», построение «памятника творческому человеку»

Л5

Р1, П1, К2

28

Первые шаги к творчеству

Тренинг, упражнение «Какой объект имеет такой цвет?»

Л2

Р4, К2

29

Вернисаж

Рисование дерева

Л3

Р1,П1,К1

30

«Премьера».

Составление разных сценариев по одному и тому же сюжету.

Л4

Р1, П1, К2

31

Сотворчество свободных художников

(Тест Торренса «Необычное использование предметов»)

Л1,2

Р3,П3,К1

32

Мир после дождя

Упражнение «Танец рук», рисование в парах

Л1,Л3

Р1, К1

33

«Я – исследователь».

Беседа с элементами тренинга. Упражнения «Определи условия», «Какими могут быть вопросы»

Л1

Р3, П1, К2

34

 «Неизвестная планета».

Познавательная игра

Л3, Л5

Р2, П3, К1

35

«В творческой лаборатории хорошего настроения»

Музыкально-театральная гостиная: выступления творческих групп, выполнение творческих заданий, рефлексия по курсу занятий

Л4

Р4, П2, К1

Планируемые результаты изучения курса

В результате реализации программы организации внеурочной деятельности на основе базовой модели дополнительного образования ожидается повышение результатов, как личностных, так  и метапредметных.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

         Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:

· профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;

· улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;

· увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

· воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

Литература для учащихся:

Рабочая тетрадь «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.) – Москва.: «Генезис» 2008 г.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2006
  2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006
  3. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. – Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2002
  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.. Обучение жизненно важным навыкам. / Н.П.Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М.Шурухт.- Санкт-Петербург: Образование - Культура,2002.
  5. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
  6. Савенков А.И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. – М.: Генезис, 2005
  7. Слободяник  Н. «Уроки общения для младших подростков»./Программа коррекционно-развивающих занятий. «Школьный психолог» № 13, 2002
  8. Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.) – Москва.: «Генезис» 2007 г.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006
  10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе М: Генезис,2005

Электронные обучающие средства:

Занимательная психология. Тесты для детей и родителей.

Личностные психотесты «В глубине подсознания»

Психологическое тестирование детей и подростков.

Психологическое тестирование. Вы и ваш характер

Комплект мелодий для релаксации 

Интернет-ресурсы:

http://www.psychology.ru

http://www.e-psy.ru

http://psycheya.ru

Полный перечень  интернет-ресурсов см. в папке психолога

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к программам, обучающие программы, выход в Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"

Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 8 класса ОУ "СО А-школы им.Д.И.Менделеева" на 2014 – 2015 уч.год

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.Программа рассчитана на 165 часов и п...

Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся первых классов...

Программа внеурочной деятельности для учащихся третьих классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся третьих  классов...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Увлекательное путешествие"

Программа разработана к УМК "Английский язык" Комаровой Ю.А....