Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"
элективный курс (5 класс) по теме
Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_obryady_russkogo_naroda.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №78»
город Барнаул
Программа внеурочной деятельности
для учащихся 5-7 классов
"Традиции и обряды русского народа: начало начал"
Авторы педагогического проекта: Калашникова О.Г., Умрилова Л.В.
2013 год
Пояснительная записка
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова в жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.
Курс "Традиции и обряды русского народа: начало начал" интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.
Цели и задачи.
Программа данного курса предназначена для обучения учащихся 5-7 классов; рассчитана на 35 часов.
Основные цели курса следующие:
обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;
формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории и ценностям отечественной культуры;
дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе, развитие духовной культуры детей и творческого воображения подростков, расширение их художественного и общекультурного кругозора.
Задачи:
1. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
2. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
3. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры.
4. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Иметь представление
- быт и развитие культуры на древнерусской земле;
- о влиянии христианских духовных традиций, христианского душевного устроения на русскую литературу 19 -20 веков;
- об основных христианских и языческих обычаях и обрядах, связанных с праздниками церковного календаря.
Знать
- об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, пантеоне богов, праздниках, мифах о человеке;
- календарные обряды и обрядовый фольклор;
- словарь церковных терминов;
- быт русского народа, устои, традиции;
- особенности архитектуры первых русских городов и обустройство дома;
- традиции народной медицины.
Уметь
- выявлять в произведениях русских классиков 19-20 веков общечеловеческое содержание, христианско-нравственную проблематику;
- анализировать и интерпретировать обрядовую поэзию с учетом её жанровой специфики, в христианском контексте русской литературы и с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории Древней Руси и культурологи;
- применять полученные знания для углубленного изучения материала, полученного на уроках литературы.
Прогнозируемый результат:
1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений, мифы древних славян, особенности славянского календаря, основные календарные обряды и обычаи.
Личностные результаты
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные результаты
1) способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2) способность к сотрудничеству и коммуникации;
3) способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Принципы построения курса.
Основой построения элективного курса являются принципы
- доступности в отборе литературных, литературно-критических и духовных произведений;
- единства литературного, речевого и духовно-нравственного развития;
- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.
Методы и приемы.
С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.
Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа, товарища. Пополнять словарный запас – тоже задача курса.
Программа состоит из 35 занятий.
Типы уроков и формы проведения занятий.
Лекция, практикумы, работа с художественной литературой, игра, мастер-классы по изготовлению куклы, оберега, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности уч-ся при освоении материалов курса.
Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.
Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам творческих письменных работ, устных сообщений в конце года, защиты проекта в конце года.
Список литературы и Интернет-источников:
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., Художественная литература, 1984
- Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М, Эксмо, 1996
- Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» «Братья славяне» из Нижнего Новгорода, 1995
- Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006
- Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 1995
- Жуковский В.А. Светлана,, Жуковский В.А. Баллады. М., Художественная литература, 1998
- Зеленая аптека. Лекарственные растения// http://www.sol-sanich.ru/, https://play.google.com/store/apps/details?id=zh.studio.green.pharmacy&hl=ru, http://grinapteka.ru/
- Зуев А. Стихотворения. Барнаул, 2008
- Есенин С. Стихотворения и поэмы. М., 2007
- Есенин С.А. Ключи Марии// Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002 т.5
- Капица Ф.С. Тайны славянских богов.М., Рипол Классик, 2008
- Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 томах// http://www.bibliotekar.ru/karamzin/
- Клюев Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1977
- Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. СПб.: РХГИ, 1999
- Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008
- Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. М., Епифанов, 2007
- Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., Эксмо, 1997
- Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба.М., Белый город, 2006
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005
- Ремизов А. М. Кострома// Ремизов А.М. Посолонь. М, 1996 // http://www.vek-serebra.ru/remizov/kostroma.htm
- Семенова М. Мы – славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007
- Тэффи Н. А. Блины// "Наука и жизнь" No2 1996 г, с.146-149// http://bookz.ru/
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007
- Фасмер Макс. Этимологический словарь// http://fasmerbook.com/
"Традиции и обряды русского народа: начало начал"
№ | Количество часов | Название темы | Виды учебной деятельности и формы её организации |
1-3 | 3 | Вводное занятие. Н.М. Карамзин «История государства Российского». Комментированное чтение рассказов о славянских племенах, о древних русских городах, о характере древних славян. | Установочная мини-лекция учителя. Комментированное чтение отрывков книги Н.М. Карамзина «История государства Российского». |
4-5 | Пантеон богов славян. Славянская мифология. | Лекция учителя (выделение и запись учащимися основных положений лекции, связанных с языческой мифологией, знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных). | |
6-8 | 2 | Поверия, суеверия и предрассудки русского народа. Духи и существа древних славян. Творческая работа. | Лекция учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта. Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ. |
9-11 | 3 | Человеческая жизнь от смерти до рождения | Беседа учителя об обрядах (рождение, взросление, свадьба, поминание усопшего). Работа в малых группах: тайна твоего имени, звездный мост, границы во времени. |
12 | 1 | Быт русского народа. Жилище. Обустройство дома. Поселение. | Беседа учителя. ЭОР Работа с текстами стихотворений Н. Клюева «Изба – святилище земли» и «Рождество избы» |
13-14 | 2 | Быт русского народа. Мой род - моя крепость. Семья. | Беседа учителя. |
15-16 | 2 | Быт русского народа. Одежда. Украшения и обереги. | Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению оберега. |
17 | 1 | Быт русского народа. Русская баня. | Беседа учителя. Работа с текстом стихотворения алтайского поэта Александра Зуева «Черные доски» |
18 | 1 | «Раз в крещенский вечерок…» Гадания. | Праздник «Святочные посиделки»: шутки, игры, гадания. Баллада В.А. Жуковского «Светлана». |
19 | 1 | Русская печь | Работа с текстами стихотворений Н. Клюева и С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…», «Пахнет рыхлыми драченами…» |
Хлеб – всему голова | Работа с этимологическим словарем. История слов – названий изделий из теста: «калач», «коврижка», «каравай» и др. | ||
20-21 | 2 | Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле». | Лекция учителя о сборе лекарственных трав, о народных лечебниках, о полезной и здоровой пище. Практическая работа по изготовлению отвара по старинным рецептам. |
22-23 | 2 | Игрушки. Русская обереговая кукла. | Беседа учителя. Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы. |
24 | 1 | Русские народные игры | Урок-игра |
25-26 | 2 | Календарь языческих праздников. | Групповая работа уч-ся. Представление индивидуальных проектов. |
27-28 | 2 | Ритуалы и обряды славян. А.Ремизов «Кострома», Теффи «Блин» | Беседа учителя. Анализ художественных текстов |
29 | 1 | Герои сказаний древних славян | Работа с текстами. |
30-31 | 2 | Мифологические образы в русской народной сказке. Сказка «Василиса Премудрая». | Анализ художественного текста. |
32 | 2 | Мифологические образы в живописи, театре, кино | Просмотр фильма «Снегурочка» |
33-34 | 2 | Представление, защита творческих проектов по теме «Культура Древней Руси» | Представление, защита творческих проектов. Индивидуальная и групповая работа. |
35 | Нас Русь зовет и манит. Итоговое занятие. | Рефлексия. Создание занимательных заметок для школьной газеты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов
Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...
«Учебно-методическое обеспечение обучения лоскутному шитью» (программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов)
Программа внеурочной деятельности по разделу " Лоскутное шитье"...
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов "Создание альманаха" (по ФГОС).
Данная программа является универсальной. Она может стать основой для создания книг различной тематики. Составлена совместно с учителем информатики Колосовой Т.В....
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов
Добрый день уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию разработанную мной программу "Твоя территория".Программа представляет собой работу детей в собственном пресс - центре образовательног...
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов "Успешное общение"
Программа составлена с целью помощи учащимся 5-х классов в период адаптации в среднем звене школы....
Программа внеурочной деятельности для учащихся 8- 9 классов общеобразовательных учреждений «Современная Британия»
Программа внеурочной деятельности создана на основе авторской программы Смирнова Ю.А. «Современная Британия» для учащихся 10- 11 классов общеобразовательных учреждений издательство «...