Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 8 класса ОУ "СО А-школы им.Д.И.Менделеева" на 2014 – 2015 уч.год
рабочая программа (8 класс) по теме

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Программа рассчитана на 165 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (4-5 часов в неделю).

Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности восьмиклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneshk._raboty.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная А-школа имени Д.И.Менделеева»

Рабочая

образовательная программа

внеурочной деятельности (ФГОС)

учащихся 8 класса

ОУ – СО А-школы им.Д.И.Менделеева

на 2014 – 2015 уч.год

Гагариной Галины Александровны

учителя истории, обществознания,

классный руководитель 8 класса

г. Удомля

 2014

Введение

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Программа рассчитана на 165 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (4-5 часов в неделю).

Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности восьмиклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

Основные разделы программы

Название раздела

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1

Художественная деятельность: занятия в театральном кружке

33

1.1

Развивающие упражнения

12

12

1.2

Подготовка к общешкольным мероприятиям

18

10

8

1.3

Участия в выступлениях

3

3

2

Познавательная деятельность: занятия кружка «Моя родословная»

33

33

2.1

Моя родословная

7

6

1

2.2

Я и моё имя

11

11

2.3

История моей семьи

8

8

2.4

Семейные обязанности и традиции

8

8

3

Проблемно – ценностное общение: работа кружка «Этикет поведения и общения»

33

33

4

Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Добрые дела для моего класса», проект «Школа-дом родной».

33

5

Исследовательская деятельность: занятия в кружке «Я – исследователь»

26

26

5.1

Тренинг

12

12

5.2

Исследовательская практика

8

8

5.3

Мониторинг

6

6

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

1.Театральная деятельность

Цель занятий: развивать интеллектуальную и психоэмоциональную сферу личности средствами театрального искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

  • комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;
  • создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель»,  «ученик – ученик»;
  • обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;
  • развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;
  • повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся.

Пояснительная записка.

Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.

Некоторые области актерского тренинга подвластны только профессионалам, но многие упражнения можно использовать с учащимися средней школы.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).

Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.

В первом полугодии класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Проведения

1

Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела.

Изучение танцевальных движений. Упражнения на развития пластики

2-3

Упражнения на постановку дыхания.

Упражнения на совместное проговаривание слов

4-5

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Озвучивание видеороликов.

6-7

Упражнение на развитие дикции.

Подготовка песен на школьные конкурсы

8-10

Упражнения на развитие памяти.

Заучивание стихов и текстов для выступлений на школьных и городских конкурсах

11

Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии.

Этюды, сценки

12-13

Изготовление персонажей, составление композиций.

Придумывание персонажей для выступлений, их костюмов, действий.

15-16

Репетиция ко Дню школы

Продумывание внешнего и внутреннего содержания номера

17

Выступление на концерте, посвященного Дню школы

Итоговое выступление

18-19

Подготовка номера к Дню Учителя

Продумывание внешнего и внутреннего содержания номера. Репетиция

20

Выступление на концерте, посвященного Дню учителя

Участие в выступлении.

21-22

Помощь и репетиция в театрализованном представлении на Новый Год

Заучивание ролей и репетиция движений

23

Выступление в костюмированной сказке на Новый Год

Итоговое выступление

24-25

Подготовка к концерту, посвященному Дню защитника Отечества

Выбор номера и участника. Продумывание номера.

26

Выступление в концерте

Итоговое выступление.

27-28

Подготовка к концерту, посвященному Международному женскому дню.

Подготовка к выступлению.

29

Выступление на концерте

Итоговое выступление

30-31

Подготовка к торжественному концерту, посвященному Дню последнего школьного звонка. Выступление на концерте

Подготовка к концерту.

Итоговое выступление

32-33

Резервные часы.

2.Патриотическое направление:

«Моя родословная».

Цель:   подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического

              предмета  истории в старших классах;

              обучить младших школьников ориентироваться в исторической

              информации;

              пробуждение  интереса к истории своей семьи, Отечества;

              способствовать более близкому общению членов семьи.

Задачи:

  • ввести  ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
  • научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
  • помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Пояснительная записка.

Для учащихся средней школы предмет «история» интересен и доступен.

Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города и опираясь на знания, полученные на уроках истории.

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Учащиеся

                  проработают понятия «генеология», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;

                  узнают

  • историю возникновения имён и фамилий;
  • степени родства в семье;
  • о профессиях предков;
  • о семейных увлечениях и традициях;

составят

  • «ленту времени» своей жизни;
  • родословное древо;
  • вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
  • подберут семейный девиз.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

Моя родословная (в курсе истории)

   

1

Понятие о родословной.

У меня есть своя история. Понятие родословной.

2

Моя семья.

Моя семья.

3

Поколение, потомки, предки.

Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».

4

Родословное древо.

Родословное древо.

5

Практическое значение родословных в прошлом.

Нужно ли знать свою родословную?

6

Составление родословного древа семьи.

Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

Я и моё имя (в курсе обществознания)

7

«Кто я?»   «Где живу?»

Географические названия – свидетели прошлого.

8

Что означают наши имена.

Знакомство с историей  возникновения имён.

9

Как родители выбирают имя ребёнку.

Происхождение современных имён

10

Имена и прозвища в Древней Руси.

Имя и прозвище.

11

Откуда к нам пришли наши имена.

Влияние различных культур на проникновение имён.

12

Тайны наших имён.

Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена.

13

Имя и ангел – хранитель.

Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.

14

Моя фамилия. Моё отчество.

История возникновения фамилий и отчеств.

15

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

Историческое прошлое  семьи.

16

«Говорящие» фамилии.

Что могут рассказать  фамилии о прошлом.

История моей семьи (в курсе истории)

17

Профессии моих родителей.

Профессии.

18

Мои братья и сёстры.

Степени родства в семье.

19

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

Степени родства в семье.

20

Кто, кому и кем доводится.

Степени родства в семье.

21

Мои прабабушка и прадедушка.

Связь поколений.

22

Профессии моих предков.

Профессии предков.

Семейные обязанности и традиции (в курсе обществознания)

23

Что мы знаем о традициях.

Знакомство с понятием «традиции».

24

Мир семейных увлечений.

Увлечения моей семьи.

25

Семейные обязанности.

Обязанности членов семьи.

26

Семейные традиции.

Какие традиции в моей семье.

27

Фамильный герб и фамильный девиз.

Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.

28

Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны»

Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.

29-33

Резерв

  1. Этикет поведения и общения

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.

Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила  и приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).

Основные задачи:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений  оптимизации своей коммуникативной деятельности;
  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
  • обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

Пояснительная записка

Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.

Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.);  расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Чем мы будем заниматься.

Знакомство с понятием «этикет».

2

Твоё имя.  Будем общаться.

Как люди общаются между собой.

3

Обращение

Слова обращения к разным людям на разных уровнях.

4

Приветствие.

Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия.

5

Ответы на приветствие.

Как нужно отвечать на приветствие.

6

Звонок по телефону.

Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.

7

Звонок по телефону.

Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.

8

Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь).

Слова вежливого общения на привлечение внимания.

9

Я знакомлю разных людей.

Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми.

10

Я знакомлюсь сам.

Что нужно говорить, когда представляешься сам.

11

Приглашение и ответ на него.

Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение.

12

Письменное приглашение. Приглашение по телефону.

Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

13

Просьба, предложение. Скрытая просьба.

Варианты вежливого выражения просьбы.

14

Согласие в ответ на просьбу, приглашение.

Слова и выражения согласия.

15

Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.

Слова и выражения вежливого отказа.

16

Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.

Ролевые игры, «маленький классный театр».

17

Поздравление и пожелание.

Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.

18

Извинение и ответ на него.

Учимся извиняться и отвечать на извинение, слова-извинения.

19

Комплимент и ответ на него.

Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

20

Жалоба и утешение.

Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.

21

Благодарность и ответ на неё.

За что нужно благодарить. Слова благодарности.

22

Как вести себя во время разговора.

Правила вежливого поведения во время разговора.

23

Мимика и жесты.

Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.

24.

Давайте договоримся.

Знакомство со считалками.

25

Прощание, пожелание при прощании.

Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.

26

Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие – частичное согласие с мнением собеседника.

Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

27

Что лучше и что хуже языка.

Слово веселит, огорчает, утешает.

28

Весёлая контрольная работа.

Определить, что в высказываниях неправильно.

29=33

Резерв

  1. Общественно – полезная деятельность

Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Добрые дела для моего класса», проект «Школа-дом родной».

   Цели:

  • приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
  • создание привлекательного пришкольного участка;
  • реализация общественно – значимых инициатив.

   Задачи:  

  • привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
  • учить детей навыкам общественной работы;
  • воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
  • развивать организационные и коммуникативные компетенции;
  • создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
  • сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.

Пояснительная записка

 

Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд.  Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.

Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

Работа в первом классе ведется в рамках проектов: «Добрые дела для моего класса», «Школа-наш дом родной».

Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.

«Добрые дела для моего класса»

Содержание

Дата проведения

1

Знакомство с обязанностями дежурного в классе, в школе.

Дежурство в классе, в школе.

В течение учебного года

2

Операция «Чистота-залог здоровья»

Ежемесячно

3

Уборка территории школьного двора от бумажного мусора, зимой расчистка дорожек от снега

Еженедельно, по мере необходимости

4

Уход за комнатными растениями в классе

Еженедельно

5.Программа исследовательского обучения

восьмиклассников.

Цель программы:

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей восьмиклассников в процессе обучения.
  • Развитие познавательных способностей восьмиклассников на профильных уроках.
  • Обучение детей среднего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формирование и развитие у детей среднего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  • Формирование у средних школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Пояснительная записка.

Программа учебно- исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Общая характеристика содержания подпрограмм

 Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». При сохранении общей направленности заданий материал будет усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг»

Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Основные особенности программы.

  • Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются с начала учебного года.
  • Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога и обязательно в тесном контакте с родителями.
  • Результаты собственной исследовательской работы представляют на конференциях и семинарах. Выделяется в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Распределение часов

Вид учебной работы

Всего

Часов

Сроки проведения

Тренинг

1

Общая трудоёмкость

12

В течение учебного года

2

Занятия с классом/ учащимися

12

3

Индивидуальная работа

4

Самостоятельная работа

Исследовательская практика

5

Общая трудоёмкость

8

В течение учебного года

6

Занятия с классом/ учащимися

2

7

Индивидуальная  работа

6

8

Самостоятельная работа

Мониторинг

9

Общая трудоёмкость

6

В течение учебного года

10

Занятия с классом (конференции, участие в общешкольных, городских и региональных конкурсах)

4

11

Индивидуальная работа

12

Самостоятельная работа (участие в процедурах защит исследовательских работ)

2

Содержание занятий

Тема

Содержание

Дата проведения

Подпрограмма «Тренинг»

1

Что такое исследование

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследование в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др. в ходе изучения доступных объектов.

2

Наблюдение и наблюдательность

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

3

Что такое эксперимент

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

4

Учимся вырабатывать гипотезы

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

5

Знакомство с логикой

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.  Неправильные классификации – поиск ошибок.  Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.

6

Как задавать вопросы

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.

7

Учимся выделять главное и второстепенное

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом».

8

Как делать схемы

Знакомство с понятиями: схема, чертёж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание – пиктограммы.

9

Как работать с книгой

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

10

Что такое парадоксы

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

11

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями.

12

Как сделать сообщение о результатах исследования

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

Выбор темы.

Составление плана исследования.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Доклад.

14

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Каждый ребёнок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад.

15

Экспресс-исследование

Группа получает задание провести собственное мини-исследование в ходе поездок и экскурсий. По итогом этих исследований проводится мини конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

16

17

Семинар по итогам экскурсии

Коллективная игра-исследование

Семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику выделяется время на сообщение и ответы на вопросы.

18

Коллекционирование

Учащийся выбирает тему для своей коллекции. И начинает сбор материала.

19

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

20

Сообщения о своих коллекциях

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма «Мониторинг»

21

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

22

Мини-конференция по итогам собственных исследований

Дети выступают с краткими сообщениями по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

23

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

24

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам.

.

Использованная литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
  4. http://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 8 класс. Учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева. 2014-2015 уч.г.

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования  и программы общеобразовательных учреждений &la...

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...

Анализ работы воспитателей 10- а класса Ларченко Натальи Александровны, Лепперт Татьяны Владимировны за 2014 – 2015 учебный год I-e полугодие

Основной целью воспитательной работы с детьми, страдающими нарушениями слуха является развитие речевого общения, увеличение словарного запаса, развитие и коррекция нарушений лексического, грамматическ...

Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс 2015-16 уч. год

Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс. В программе указаны разделы программы, темы уроков, предметное содержание, виды деятельности и планируемые результаты....

Анализ мониторинга оценки качества учебно - воспитательной деятельности родителями учащихся класса цимбал за 2015-2016 учебный год

Данным документом представлены результаты мониторинга оценки качества муниципальных услуг и работ в сфере культуры класса цимбал 2015 - 2016 года....

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса «Подвижные игры народов России»

Подвижные игры- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веко...