Программа внеурочной деятельности для учащихся третьих классов «Психологическая мозаика»
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности для учащихся третьих классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_3_kl_-_kopiya.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Психологическая мозаика»
для обучающихся третьих классов
педагога-психолога Гиндуллиной Айгуль Каусаровны
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Особенно это важно в начальной школе, так как именно здесь учеба – ведущий вид деятельности учащихся. Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка.
Цель программы
Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- Развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основные направления
Диагностическое
Коррекционно-развивающее
Аналитическое направление
Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Организационно-методическое направление
Материал рассчитан на 34 урока в каждой ступени в год по 25 минут в каждой группе. Проводятся систематически 1 раз в неделю с сентября по май.
Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этим заданием самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности является повышение успеваемости по различным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, мыслительной активности и т.д.)
- эмоциональное состояние учеников.
Диагностические процедуры в программе
Важным аспектом реализации программы сопровождения детей является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
Диагностическая работа включает:
– изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, когнитивных способностей обучающихся;
– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
– углубленное исследование детей "группы риска";
– анализ успешности коррекционно-развивающей работы, диагностика сформированности УУД.
Диагностические процедуры в программе.
Диагностический инструментарий | Цель |
Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки). | Уровень сформированности регулятивных УУД |
«Лесенка»; анкета по оценке уровня школьной мотивации; методика «Что такое хорошо и что такое плохо». | Уровень сформированности личностных УУД |
"Выделение существенных признаков", Тест «Логические закономерности» методика Э.Ф.Замбицявичене) “Определение уровня умственного развития младших школьников” | Уровень сформированности познавательных УУД изучение уровня умственного развития учащихся |
Наблюдение, Методика «Рукавички» | Уровень сформированности коммуникативных УУД |
Консультативная работа включает:
– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;
– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
– консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов обучения ребёнка;
– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей;
Коррекционно-развивающая работа включает:
– организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
– системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий;
– развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для третьих классов разработана на основе авторских развивающих программ для младших школьников «Уроки психологического развития» Локаловой Н.П., Литвиненко С.В. «Думаем и фантазируем».
Ожидаемые результаты реализации программы:
Предполагаемый результат:
- развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
- развитие личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Календарно-тематический план занятий «Психологическая мозаика» 3А
№ | Темы занятий | Задачи | Кол-во занятий | Дата проведения |
1 | «Давайте познакомимся» | Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого. | 1 | 02.09.13 |
2 | «Слова, слова» | Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза | 1 | 09.09.13 |
3-4 | «Дружба – это…?» | Содействие осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развивать навыки совместной деятельности. Формировать умения эффективного общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. | 2 | 16.09.13 23.09.13 |
5 | «Моделирование геометрических форм» | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза. | 1 | 30.09.13 |
6 | «Образ и мысль» | Развитие монологической речи на наглядно-образной основе | 1 | 07.10.13 |
7 | «Секреты нашей памяти» | Развитие памяти; обучение приемам логического, ассоциативного, образного запоминания. | 1 | 14.10.13 |
8 | «Развиваем память» | Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания | 1 | 21.10.13 |
9 | «Общее в различном» | Развитие обобщения на наглядно-образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой работы. | 1 | 28.10.13 |
10 | «Развиваем мышление» | Развитие аналитико-синтетического мышления. Формирование образного и понятийного обобщения | 1 | 11.11.13 |
11 | «Как подружились Хочу и Надо» | Развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности | 1 | 18.11.13 |
12 | «Смешной и грустный человек» | Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на действие контроля | 1 | 25.11.13 |
13 | «Когда я бываю Незнайкой» | Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление. | 1 | 02.12.13 |
14-15 | «Умение задавать и отвечать на вопросы» | Обучение умению постановки вопросов. Формирование умений строить суждения как ответ, развитие связной речи. | 2 | 09.12.13 16.12.13 |
16 | «Как я работал редактором» | Формирование навыков контроля и самооценки. Развитие связной речи. | 1 | 23.12.13 |
17 | «В мире образов» | Развитие воображения. | 1 | 13.01.13 |
18-19 | Ребята, давайте жить дружно! | Взаимодействие с одноклассниками, ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. | 2 | 20.01.14 27.01.14 |
20 | «Отыщи числа». | Внимание ( переключение). Мышление (наглядно- образное). | 1 | 03.02.14 |
21-22 | «Цель, планирование, реализация» | Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию. | 2 | 10.02.14 17.02.14 |
23 | «Как развивать память» | Обучение способам развития различных видов памяти. | 1 | 24.02.14 |
24-25 | «Как мы думаем» | Развитие способности к анализу и обобщению информации. Развитие связной речи. | 2 | 03.03.14 10.03.14 |
26 | «Классификация» | Обучение приемам классификации объектов. Развитие навыков планирования. | 1 | 17.03.14 |
27 | «Учимся давать определение» | Овладение алгоритмом определения понятий. Развитие функции обобщения. | 1 | 31.03.14 |
28 | «Правила доказательства, или как доказать черепахе, что она не рыба» | Обучение построению умозаключений. Развитие аналитико-синтетических действий. | 1 | 07.04.14 |
29 | «Учимся решать проблему или задачу» | Развитие навыков построения суждения и умозаключения. Активизация мыслительной деятельности. Формирование познавательного интереса к решению задач | 1 | 14.04.14 |
30 | «Мысли на бумаге» | Развитие связной письменной речи. Обучение приемам планирования письменных работ | 1 | 21.04.14 |
31 | «Развиваемся» | Активизация познавательной деятельности | 1 | 28.04.14 |
32 | «Легко ли быть оратором» | Знакомство с приемами построения доклада. Развитие связной речи | 1 | 05.05.14 |
33 | «И снова о себе…» | Диагностика отношений к учебной деятельности, к своим достижениям. | 1 | 12.05.14 |
34 | Итоговое занятие «У меня все получится!» | Диагностика готовности детей к обучению в основной школе | 1 | 19.05.14 |
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий 3-х классов
Диагностический инструментарий | Цель |
Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки). | Уровень сформированности регулятивных УУД |
«Лесенка»; мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева), методика «Незаконченные предложения». | Уровень сформированности личностных УУД |
Тест «Логические закономерности», “Определение уровня умственного развития младших школьников” | Уровень сформированности познавательных УУД изучение уровня умственного развития учащихся |
Наблюдение | Уровень сформированности коммуникативных УУД |
Использованная литература:
- Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
- Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991.
- Зак А. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет – М., 1994 г.
- Литвиненко С.В. «Думаем и фантазируем» 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011.
- Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. «Педагогическое общество России, 2000.
- Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М. «Педагогическое общество России, 2000.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995.
- Пол И. Деннисона и Гейл И. Деннисон. Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». – М., 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Мы – исследователи»
материал содержит программу по внеурочной деятельности для 1-2 класса по 1 часу в неделю....
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся .
Здесь представлена мини-программа на 6 часов, соответствующая новейшим требованиям ФГОС. Это база , опираясь на которую можно создать образовательную программу внеурочной деятельности учащихся л...
Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова
Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова Направление: проектная деятельность. Вид деятельности: познавательная деятельность. Возраст: 8...
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»
Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...
Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"
Данный модуль программы внеурочной деятельности представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...
Программа внеурочной деятельности учащихся «Знай и сохраняй природу родного края»
Программа внеурочной деятельности учащихся«Знай и сохраняй природу родного края»(программа разработана для учащихся 8 классов)Программа рассчитана на 1 год реализацииПояснительная записка.Настоя...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Магия творчества" 5,6 класс.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым празднико...