Возрастные этапы психологического развития личности.
учебно-методический материал по психологии по теме
Авторская таблица психологического развития от 0 лет до пожилого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2psih_razvitiya_tablitsa.docx | 89.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Возраст и его границы: от 0 до 1 месяца Новорожденный | |
Показатели физического развития | Слабый, совершенно беспомощный, полная зависимость от взрослого. Рефлексы выживания: Дыхание, рефлекс «поиска груди»,сосательный рефлекс, зрачковый рефлекс. Большая часть времени проводится во сне или дремотном состоянии. Примитивные рефлексы: рефлекс Моро, хватательный рефлекс кисти, хватательный рефлекс стопы, рефлекс Бабинского, рефлекс шага, плавательный рефлекс, шейно-тонический рефлекс . К концу 1 месяца появляются условные рефлексы Имеются безусловные рефлексы(наследственно закрепленные механизмы); функции: защитная и ориентировочная. Появление первых условных рефлексов. Голова – ¼ часть тела. Мозг продолжает развиваться, не вполне сформирован. Кора - недостаточно созрела. Ощущения недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Важно: возникновение слухового сосредоточения ( 2-3 нед.) и зрительного(3-5 нед.), которые придают активный характер бодрствованию. К концу 1 месяца появляются условные рефлексы. Новорожденный во многом подкорковое существо, хотя сама подкорка еще не организована. Физиологический критерий конца новорожденности - появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий - приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился. |
Показатели когнитивного развития | Младенцы могут видеть и слышать, обонять и осязать, чувствовать давление и боль. Они могут выбирать, на что смотреть. Важно: возникновение слухового сосредоточения ( 2-3 нед.) и зрительного(3-5 нед.), которые придают активный характер бодрствованию. Новорожденные способны к научению (успокаиваются, слыша привычные звуки, воспроизводят на основе подражания мимические маски). Пиаже: сосание, хватание и смотрение - способы познания мира и воздействия на мир. Сенсомоторная стадия (0-1 месяц – упражнение рефлексов) . Эриксон: интроекция (вбирание образа матери). Фрейд: эрогенная зона - рот и губы; интроекция - механизм поглощения, первичный нарциссизм - замкнутость энергетических потоков на себя, находит предмет своего удовлетворения в стимуляции своего тела (аутоэротизм). Сирс: аутичное существо, не связанное с миром. |
Показатели развития отношений | Привязанность. Простой тип жизненного мира состоит только из биологических потребностей, которые удовлетворяются взрослым. Отношения: субъективно-непосредственные. Специфика социальной ситуации развития – полная зависимость от взрослого. Человеческое лицо первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, сосредоточения на лице матери - первый акт общения. Главная особенность: недифференцированная социальная чувствительность. |
Показатели развития личности и самосознания | Ребенок рождается с формой жизни, главная особенность которой – непосредственность удовлетворения потребности в поддержании жизни, что и обеспечивает первичное согласие с миром. Комплекс оживления - это эмоционально - положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками, психологический критерий конца новорожденности. Установление тонких эмоциональных связей с матерью. До 3 месяцев - приспособление, интерес к миру. 2-7 - влюбленность Фрейд: получение максимального удовольствия |
Показатели эмоционального развития | Приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, ребенок устанавливает с ней новые тонкие эмоциональный связи. Появляется «комплекс оживления» - бурная эмоциональная реакция, включающая двигательные, звуковые, мимические компоненты, что означает становление потребности в общении. |
Показатели развития, специфичные для данного возраста | Ребенок ничего не может без взрослого. Фрейд: 1. Галлюцинаторный характер 2. оральная стадия - сосание 3. отсутствие Я абсолютное бессознательное Миллер: конфликт между первичными и вторичными побуждениями порождает невроз. |
Основные факторы риска развития | Недостаточный уход ( нарушение теплового режима, режима кормления, гигиенических процедур и т.п.). Отсутствие должного внимания со стороны взрослых людей. |
Возраст и его границы( 0-1 год). Младенчество. | |
Показатели физического развития | Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться. Достижения становления общей моторики( средние данные): 1 мес.- поднимает подбородок; 2 мес.- поднимает грудь; 3- тянется за предме-том; 4- сидит с поддержкой; 5-6 мес- хватает предметы; 7- сидит без поддержки; 8- садится без поддержки; 9- стоит с поддержкой, ползает на животе; 10- ползает с опорой на колени и руки, ходит за руки; 11- стоит без поддержки; 12 мес- ходит. Интенсивный рост, интенсивное движение. К концу 4 месяца почти вдвое прибавляет в весе. Большинство рефлексов исчезают на 2 -3 месяце, заменяясь произвольными действиями.К году весят почти втрое больше, чем при рождении. Два подпериода - до 5-6 месяцев и от 5-6 до 12. Первый - развитие сенсорных систем, сенсорных реакций (сосредоточение, слежение, круговые движения). Реакция на новизну - 4 месяца. Движения артикуляционного аппарата опережают все остальные. Второй период - акт хватания. К 9 месяцам - ходьба. Речь - автономная, ситуативная эмоционально окрашенная речь. |
Показатели когнитивного развития | Восприятие. Совершенствование зрительного сосредоточения: увели-чивается его длительность; происходит активная реакция на увиденное (2 мес.), различение предметов по цвету, форме, сложности( 3-4 мес.). Развивается пространственное восприятие. Речевое развитие. Первое полугодие: формирование речевого слуха, второе полугодие- возникновение лепета. Речь ситуативна. Восприятие и действия – основа возникновения наглядно-действенного мышления. В 2-3 месяца начинается открытие себя. Совершенствование зрительного сосредоточения. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит. Воспринимает форму предметов. Реакция на новизну. В 5 месяцев исследование объектов при помощи рук, глаз и рта. Появлястся узнавание, после 8 месяцев появляется воспроизведение. Умение стоять и ходить дает возможность исследовать предмет изнутри, сверху и снизу. Способность к манипулированию и перемещению компонентов среды в пространстве. Речевое развитие: 1 полугодие - речевой слух и гуление, 2 полугодие - лепет. К концу периода понимание слов. Переходный период - автономная речь: слова многозначны и ситуативны, слова переходят друг в друга как междометия. Фрейд: разграничение между желаниями и удовлетворениями потребности. Пиаже: сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет поведение строится на основе координации восприятия и движения). Мир «здесь и сейчас», отсутствие языка и мышления, отсутствие понимания объективной реальности. 0-1 месяц- упражнение рефлексов, 1-4 месяца – первичные круговые реакции (повторяющиеся действия),адаптация основных сенсорных и моторных структур. 4-8 месяцев - вторичные круговые реакции (интерес к изменениям, вызванным его действиями), развитие стратегии продления интересных впечатлений. 8-12 месяцев — начало практического интеллекта, действия становятся преднамеренными. Эриксон: интроекция (вбирание образа матери), первая ступень формирования идентичности, формирование ощущений «космического порядка». |
Показатели развития отношений | Общаясь с матерью или другим близким человеком, младенец стремит-ся не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Общение облегчается жестами, которыми ребенок активно пользуется. Непосредственное удовлетворение возникающих потреб- ностей в общении и предметно-познавательной деятельности обус- лавливают более высокий уровень согласия с миром(базовое доверие) . Ребенку нужно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним. Появляется «обменивающий» способ, который постепенно переходит во «взаимодействующий». К 8 месяцам - социальные игры. Фрейд: получение обратной связи через кусание. Эриксон: референтная группа - мать. Способ взаимодействия - вбирание. Ребенок осваивает 2 варианта связи с миром - давать и получать. Сирс: зависимость в диаде. |
Показатели развития личности и самосознания | 1. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяемого из окружающего, связан с овладением своим телом, с возникновением случайных движений( формирование первых предметных действий). 2. Начало ходьбы, самостоятельного передвиже- ния. Расширение возможности освоения окружающего. 3. Овладение речью(развитие сознания + увеличение действующих способностей ребенка). Эти факторы выступают в качестве базы становления ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружающего мира. Эриксон: интроекция (вбирание образа матери), первая ступень формирования идентичности, формирование ощущений «космического порядка». |
Показатели эмоционального развития | Центральное новообразование данного возрастного периода – общение со взрослыми( с матерью или замещающими ее людьми). Полноценность этого общения ведет к развитию базового доверия- доверия к миру. |
Показатели развития, специфичные для данного возраста | Развитие тонкой моторики ( от общих движений руки к кисти). Хватание-первое целенаправленное действие ребенка, основа освоения манипуляций с предметом( противопоставление большого пальца руки). Появление круговых действий(повторяющихся) в 7 мес и функциональных в 10 мес. Действия пока не становятся предметными: переноса действий на другие предметы не происходит. Ребенок ходит или пытается ходить, что значительно расширяет его познавательные возможности. Действия и восприятие можно организовать с помощью речи, т.к. он понимает обращенные к нему слова взрослых, и начинает говорить сам. К первым социальным достижениям, согласно Э. Эриксону, относится также готовность ребенка позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так как ее существование стало внутренней уверенностью, а ее новое появление предсказуемым. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у маленького ребенка зачаточное чувство собственной идентичности.
|
Основные факторы риска развития | Отсутствие эмоционального общения со взрослым приводит к значительной задержке психического развития младенца. Отсутствие условий для разнообразной и содержательной предметно-познавательной деятельности вследствие недостаточного внимания взрослых к этой стороне жизни младенца может привести к появлению нарушений его согласия с внешним миром, замкнутости. Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие. ребенка. Центральное новообразование -потребность в общении со взрослыми (по Эриксону - базовое доверие к миру) . Фрейд: При фиксации на оральной стадии формируется ненасытность, не работает принцип реальности (жадность, сверхтребователыюсть, ненасытность). Эриксон: при отсутствии поддержки, депривации потребностей, отсутствии преемственности формируется недоверие к миру. Кризис 1 года -следствие отлучения от груди. Эмоциональная изоляция, уход от общения. |
Возраст и его границы (2-3 года) Раннее детство | |
Показатели физического развития | В это время дети утрачивают в значительной степени ту пухлость тела, которую принято связывать с младенчеством. Вместе с изменениями пропорций тела у ребенка в возрасте от 2 до 6 лет происходит и быстрое увеличение роста и массы тела. В течение этого периода здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте — 8 см. Происходящее в раннем детстве созревание центральной нервной системы (ЦНС) также включает в себя миелинизацию (образование защитного слоя из изолирующих клеток — миелиновой оболочки, которая покрывает быстродействующие проводящие пути ЦНС) |
Показатели когнитивного развития | Активно познает мир окружающих предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры с сюжетом. Память непроизвольна: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания( материал запоминается легче, если находит эмоциональный отклик).Феномен однословного предложения. Автономный характер речи: слова многозначны. В течение полугода автономная речь трансформируется и исчезает. Пассивная речь опережает активную. К 2-м годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие предметы. Интенсивное развитие восприятия, которое в данном возрасте доминирует. Восприятие аффективно окрашено. Непроизвольный характер памяти. Наглядно-действенное мышление. Дифференциация пространственная, временная, количественная, меры, цвета и т.д. Фрейд: фиксация внимания на актах дефекации Пиаже: продолжение сенсомоторной стадии - 12-18 месяцев - третичные круговые реакции (специальное изменение действий с целью исследования результатов), 18-24 месяца - начало интериоризации схем действий, формируется внутренний план действий. Начинается стадия репрезентативного интеллекта (мышление с помощью представлений), этап дооперациональных представлений - от 2 до 7 лет Эриксон: формируется представление о законе и порядке, правилах, установленных извне. Сирс: период абсолютной зависимости Миллер: мать задает отношение к окружающему миру на всю жизнь |
Показатели развития отношений | В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничест- ва. Вокруг совместных действий разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми. Общение с другими детьми только появляется и не становится пока полноценным. Общение - форма организации предметной деятельности. Общение опосредовано словом. Общение с детьми только появляется и еще не становится полноценным. Фрейд: связь с социумом через выполнение требований Эриксон: референтные отношения - мать (безусловная любовь) и отец как источник требований и контролер их выполнения (безусловная любовь) Сирс: период абсолютной зависимости |
Показатели развития личности и самосознания | Зарождение самосознания. Простейшая первичная форма – узнавание себя. Новый этап: ребенок называет себя в третьем лице, а затем появляется местоимение «я». Появляется первичная самооценка, осознание «какой Я?» - чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов. Оно основано на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Возникновение и динамика развития собственных желаний. Отсутствует соподчинение мотивов. В общении преобладают мотивы сотрудничества. Фрейд: готовность к выполнению требований из-за страха наказания, потери любви. Эриксон: присвоение и разрушение, борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность |
Показатели эмоционального развития | Восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать. Отсутствует соподчинение мотивов( ребенок не в состоянии принять решение). Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями. Развитие эмоционально-потребностной сферы связано с зарождающимся в это время самосознанием. Появляется первичная самооценка (это чисто эмоциональное образование, основанное на потребности принятия, поэтому она всегда завышена). Эмоциональная коррекция поведения носит запаздывающий характер. 9-18 месяцев - появление устойчивого чувства Я 18-36 месяцев - развитие эмоционального воображения Фрейд: переживание страха наказания, потери любви. Эриксон: стыд, сомнение, страх потерять контроль |
Показатели развития, специфичные для данного возраста | Сознание «Я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3-х лет. Структура поведения: мотив (аффективное восприятие предмета) - действие - оценка взрослым - эмоциональная реакция на оценку. |
Основные факторы риска развития | Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если новые отношения не складываются, инициатива ребенка не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления ( проявляются только в отношениях со взрослыми и никогда - со сверстниками). Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие. Кризис 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму Фрейд: появление сверх Я. Фиксация на анальной стадии - либо формирование расточительства, аккуратности, нечистоплотности, либо патологической аккуратности, накопительства, сверхпунктуальности. Эриксон: при гиперопеке, инвалидизации или гипоопеке формируются стыд, сомнение, ощущение ущербности, незащищенности, неправильности под взглядом других. Кризис: опыт обучения и приучение к чистоплотности. |
Возраст и его границы ( 4-5 ) Дошкольный возраст | |
Показатели физического развития | Первый период вытяжения, связанный с эндокринными сдвигами, усилением функции гипофиза. Укрепление костно-мышечной системы( в т.ч. формирование костного скелета кисти руки), с одной стороны, и низкая выносливость мышечной системы, с другой. В результате процессов роста и созревания нарастает энергетическая мощность организма, повышается его работоспособность.. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Его развитие способствует осуществлению более сложных процессов научения, разрешения проблем и употребления языка; в свою очередь, перцептивная и моторная деятельность вносят свой вклад в создание и укрепление межнейронных связей. |
Показатели когнитивного развития | Наиболее благоприятный для развития памяти возраст. Переход от непроизвольной памяти к произвольной. Совершенствование произвольной памяти обусловливает новый уровень развития восприятия, которое утрачивает свой первоначально аффективный характер. Специально организованное восприятие способствует лучшему С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, способность к логическому рассуждению( ассоциациям, обобщениям, установлению связей).В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона речи, интенсивно растет ее словарный запас, развивается грамматический строй. Соподчинение мотивов. Наиболее сильный мотив -поощрение, более слабый -наказание. Вначале ему нужен контроль взрослого или других детей, затем воображаемый контроль. Возникновение чувства долга. Появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой -мотивы достижения успеха, соревнования, мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами. Индивидуальная мотивационная система складывается в этот период, формируется иерархия. Фрейд: Эдипов комплекс и комплекс Электры как мотивационно-аффективное отношение к родителю противоположного иола. Эриксон: самоутверждение, целеустремленность, развитие активной инициативности.
|
Показатели развития отношений | Перед ребенком встают новые задачи общения. Кроме родителей в круг общения влючаются дети, взрослые. В этом возрасте крайне важно общение ребенка со сверсниками. Фрейд: чувство привязанности ко взрослым людям (родителям) Эриксон: Референтные отношения - вся семья, общение с братьями, сестрами. Боулби: с 3-х лет формируется партнерское поведение Критенден: способность к сотрудничеству со взрослыми, с родителями, со сверстниками. |
Показатели развития личности и самосознания | "Вторжение в пространство посредством энергичных перемещений, в другие тела посредством физического нападения, в уши и души других людей посредством агрессивных звуков, в неизвестное посредством снедающего любопытства" (Э.Эриксон) Способность принимать чужое воздействие. Самосознание формируется к концу дошк. возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию( центральное новообразование дошкольного детства). Самооценка появляется на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. В процесс формирования личности включается память: появляются первые детские воспоминания. по Э. Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения - совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия |
Показатели эмоционального развития | Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными (отсут-ствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам). Желания, побуждения ребенка соединяются с представле-ниями, благодаря чему побуждения перестраиваются ( эмоциональное предвосхищение). В структуру эмоциональных процессов помимо вегетативных и моторных компонентов входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Вся деятельность является эмоционально насыщенной. А.В. Запорожец описал механизм эмоционального предвосхищения. Происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Этот механизм лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Меняется структура эмоциональных процессов, помимо моторных и вегетативных компонентов сюда входят сложные формы восприятия, мышления, воображения, переживания становятся глубже, а внешне они более сдержанны. Эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалам и нормами общества. |
Показатели развития, специфичные для данного возраста | Речь: Становится средством общения и мышления ребенка, а также и предметом сознательного изучения. Память. Становление произволь- ности. Появление ролевой игры. Игра- ведущий вид деятельности. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. |
Основные факторы риска развития | Страх, предательство родителя своего пола. Чувство вины формируется из-за соревновательных отношений с родителем своего пола. ( По З. Фрейду) Формирования зависимого поведения при отсутствии принятия ребенка родителями или одним из родителей. Выготский: обобщение переживаний. Фрейд: фаллическая стадия, высшая степень детской сексуальности, полностью дифференцируется инстанция СверхЯ, формируются такие механизмы защиты, как вытеснение и сублимация, при фиксации - страх конкуренции, становится невозможна половая любовь при уважении к своему партнеру. Эриксон: при отсутствии возможностей и неодобрении активности формируется чувство вины, пассивность. При аномалии могут отсутствовать признаки полоролевой идентификации. Криттенден: 4 типа привязанностей (формирование коммуникативной, когнитивной и эмоциональной сферы) Эльконин: восприятие недифференцированно. |
Возраст и его границы( 6-11лет) Младший школьный возраст . | |
Показатели физического развития | На протяжении этого периода наблюдаются значительные вариации в темпах и степени роста; не все дети взрослеют с одинаковой скоростью. Рост определяется динамическим взаимодействием таких факторов, как среда, питание, половые различия и генетические факторы. Происходит удлинение костей по мере увеличения тела в продольном и поперечном размерах, появляются первые постоянные зубы. Период среднего детства, его развитие влечет за собой более эффективное функционирование различных структур, например лобных долей коры головного мозга, ответственных за мышление и сознание. Поверхность этой области несколько увеличивается по площади вследствие непрерывного ветвления нервных волокон. Кроме того, в эти годы более явной становится латерализа-ция полушарий головного мозга. Мелкая моторика, также быстро развивается на протяжении среднего детства |
Показатели когнитивного развития | Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, способствует развитию у них чувства «я могу» и позволяет оценить себя, способствует признанию со стороны сверстников что, безусловно, важно для психического здоровья Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. К концу дооперациональной стадии такие его свойства, как ригидность, статичность, необратимость начинают, по выражению Пиаже, «таять». Мышление детей становится обратимым, более гибким и сложным. Дети способны устанавливать причинно-следственные связи, особенно если конкретный объект находится прямо перед ними и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. группируют материал по категориям, а еще через некоторое время могут даже создавать небольшие рассказы и зрительные образы, помогающие лучшему запоминанию. Такое осознанное применение стратегий запоминания делает воспроизведение по памяти у старших детей более эффективным. Фрейд: энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта. Пиаже: 7-11 лет-стадия конкретных операций. Ребенок понимает, что при определенных преобразованиях некоторые основные свойства предметов не изменяются. Способность к рассуждению, доказательству, соотнесению различных точек зрения, способность выделять классы и устанавливать отношения, понимание чисел, конкретное мышление, развитие обратимости в мышлении. Эриксон: усваиваются типологические элементы культуры и базовые техники, профессиональная идентификация. |
Показатели развития отношений | Значимость учителя, сверстников (сотрудник или конкурент). Основная психосоциальная модальность делать что либо правильно, совместно с другими. Возможность осваивать технико-социальные основы во взрослом мире. Отработка навыков подчинения и равноправия со сверстниками. |
Показатели развития личности и самосознания | Компетентность, непринужденность в использование навыков и интеллекта ( уверенность в себе). Отказ от любой деятельности формирует чувство неполноценности. Необходимость формирования познавательной мотивации. Мотивационная сфера по А.Н. Леонтьеву является ядром личности. Получение высокой отметки становится целью, за которой могут стоять разные мотивы. Широкие социальные мотивы (соответствуют ценностям взрослых): статус хорошего школьника, долг, ответственность, необходимость получить образование, но по выражению Леонтьева это «знаемые» мотивы. Познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Мотивация достижения. Престижная мотивация - быть первыми. У неуспевающих детей - мотивация избегания неудачи и компенсаторная мотивация. |
Показатели эмоционального развития | Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Фрейд: умиротворение и эмоциональный баланс |
Показатели развития, специфичные для данного возраста | Время ( по Эриксону) "психосексуального моратория", характеризует определенная дремотность инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной зрелости, необходимая для того, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности. Школа в систематическом виде приобщает ребенка к знаниям о будущей трудовой деятельности, передает в специально организованной форме "технологический этос" культуры, формирует трудолюбие. На этой стадии ребенок учится любить учиться и учится наиболее самоотверженно тем типам техники, которые соответствуют данному обществу. |
Основные факторы риска развития | Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувствах неадекватности и неполноценности. По мнению Э. Эриксона, "ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность". Фрейд: фиксаций на латентной стадии нет Эриксон: при плохом обучении, отсутствии руководства и поддержки формируется чувство неполноценности |
Возраст и его границы(12-18 лет) Подростковый возраст. | |
Показатели физического развития | Физические изменения у девочек: развитие груди, рост лобковых волос, рост подмышечных волос, рост тела, менархе, рост выделений сальных и потовых желез. Физические изменения у мальчиков: рост яичек и мошоночного мешочка, рост лобковых волос, рост лицевых и подмышечных волос, рост тела, рост пениса, изменения голоса, первая эякуляция, рост выделений сальных и потовых желез. Перестройка организма - половое созревание, эндокринные изменения в организме. Изменение роста, веса, пропорций тела. Появляются вторичные половые признаки. Перепады сосудистого и мышечного тонуса. Половая идентификация достигает нового уровня. Формируется новый образ физического Я. |
Показатели когнитивного развития | Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Умение оперировать гипотезами. Развиваются такие операции как классификация, аналогия, обобщение. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развитие письменной речи. Развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству. Улучшаются различные аспекты обработки информации, например, мутапознание. Появляется более сложный и осмысленный взгляд на социальные институты, культурные ценности и общество. Благодаря интенсивному интеллектуальному |
Показатели развития отношений | Неформальные группы и компании. Важность принятия референтной группой. В отношениях со взрослыми характерно стремление к эмансипации. Социальные референтные группы могут состоять из индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения. К ним могут относиться также более широкие социальные группы, установки и идеалы которых они разделяют: религиозные, этнические, сверстников или группы по интересам, даже чат-группы пользователей Интернета. Референтные группы, независимо от своего размера, подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а иногда формируют новые. Иногда молодых людей привлекают ценности и установки определенной личности, а не группы. Этот значимый другой может быть близким другом, любимым учителем, старшими братом или сестрой, героем кино или спорта или кем-то, чьи идеи и поведение восхищают подростка. Хотя влияние значимых других может ощущаться на любом этапе жизни, оно наиболее характерно для подросткового возраста. Семья сохраняет сильное влияние на подростков, хотя их отношения с родными осложняются. Фрейд: разрушение детско-родительских отношений, которые были ранее, примат общественных отношений над семейными Эриксон: «МЫ» и «ПОСТОРОННИЕ», жестокость по отношению к чужакам, избирательность в общении, половая дифференциация в отношениях. |
Показатели развития личности и самосознания | Формирование идентичности определяет структуру организации и интеграции поведения в различных областях жизни. «Подростковые реакции»: «запойные» увлечения, общение со сверстниками. Ведущая деятельность -интимно-личностное общение. Фрейд: формируется такой защитный механизм как реактивное образование |
Показатели эмоционального развития | Эмоциональная нестабильность, сексуальное возбуждение. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность. Депрессия у подростков часто связана с суицидной попыткой, такими расстройствами как анорексия и булимия. Семейные, социальные и личностные факторы создают у подростка риск депрессии. Увеличивается эмоциональная дистанция между подростками и их родителями Эриксон: влюбленность |
Показатели развития, специфичные для данного возраста | Самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эгоидентичности.. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание ("физиологическая революция") Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. |
Основные факторы риска развития | Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс"); презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет"). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения. Личностная нестабильность: эмоциональная лабильность, нравственная неустойчивость, неустойчивая самооценка. Фрейд: Может быть регресс к предыдущим стадиям, символический инцест, при фиксации -психологический гомосексуализм, вторичный нарциссизм, зависимость |
Возраст и его границы( 18-25) Ранняя взрослость . | |
Показатели физического развития | Ранняя взрослость — это здоровый период жизни. Обладание максимальной силой, выносливостью и энергией, хорошим здоровьем. Если они в хорошей физической форме, то активно действуют и испытывают удовольствие, ощущение компетентности, у них повышается самооценка. Максимальная сила ног появляется между 20 и 30 годами, а рук — примерно к 20 годам. Максимальной силы и выносливости большинство спортсменов достигает в возрасте от 20 до 30 лет. Многие заболевания пожилого возраста приобретаются в период ранней взрослости. |
Показатели когнитивного развития | Некоторые умения достигают своего максимума к возрасту около 20 лет; они включают в себя быстроту действий, непроизвольную память, манипуляции с формой и другие паттерны. При помощи диалектического мышления индивидуум рассматривает и обдумывает, а затем пытается интегрировать противоположные или конфликтующие мысли и наблюдения. Одним из особенно важных аспектов диалектического мышления является интеграция идеала и реальности. Согласно Ригелу, эта способность является сильной стороной мышления взрослых людей. Он также считал, что контекстуальные парадигмы характеризуются постоянством, динамичностью и непрерывностью. Мощные инструменты формального операционального мышления являются ключевым достижением этого этапа развития, который он обозначил как период приобретений. В ранней взрослости мы используем наши интеллектуальные способности, чтобы достичь успеха и выбрать стиль жизни; Шейо назвал это периодом достижений. зрелости взрослых. Предполагается, что ход когнитивного развития должен включать в себя как развитие логического мышления в соответствии с теорией Пиаже, так и эволюцию саморегуляции, начиная с детского возраста и включая большую часть периода взрослости. Логическое мышление может достичь своей конечной стадии при достижении уровня формальных операций. Людям нужно испытать на себе влияние сложных социальных проблем, различных точек зрения, пройти через большой практический опыт, чтобы они в дальнейшем ушли от дуалистического мышления. Период эволюции это длительный процесс становления автономности взрослых, их подготовки к столкновению с противоречиями и неоднозначностью жизненного опыта. Когнитивная зрелость взрослых характеризуется развитием навыков независимого принятия решений. |
Показатели развития отношений | Семья, коллеги, установление дружеских связей. Эриксон: друзья, сексуальные партнеры, соперники, сослуживцы. |
Показатели развития личности и самосознания | Молодой человек готов к близости, он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв компромиссов. |
Показатели эмоционального развития | Любовь и творческая атмосфера сотрудничества. Переживание нового комплекса эмоций – родит.отношений с 25 лет - душевная теплота, понимание, доверие или отчужденность, одиночество. Близость и изоляция. |
Показатели развития, специфичные для данного возраста | Поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы «потерять себя в других и найти себя в других». Важную роль играют сексуальные отношения. Молодой человек не боится теперь утраты своего "Я" и обезличивания. Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрослость и что необходимо для ее достижения; 2) найти наставника; 3)начать строить карьеру; 4) установить близкие отношения. |
Основные факторы риска развития | Опасность же этой стадии представляет одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. Такое нарушение, по мнению Э. Эриксона, может вести к острым "проблемам характера", к психопатологии. Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою "территорию", в свой внутренний мир. Существует опасность, что эти стремления могут превратиться в личностные качества - в чувство изоляции и одиночества. Гулд Главным ложным предположением, подлежащим изменению, является «Я всегда буду принадлежать моим родителям, верить в их мир». |
Возраст и его границы(примерно до 60 лет) Зрелость. | |
Показатели физического развития | У большинства людей сила, работа органов и моторно-перцептивные навыки достигают своего максимума в возрасте от 30 до 35 лет. В период средней взрослости человек испытывает первые ощущения, говорящие о том, что его тело начинает стареть. Примерно после сорока лет начинается некоторое снижение физических возможностей, снижается чувствительность органов восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние), восприимчивость к боли. Этот процесс затрагивает в первую очередь сенсомоторные навыки, а также особенности внутреннего функционирования организма. Двигательные навыки могут ухудшаться, но уровень исполнения рабочих функций остается на прежнем уровне, возможно благодаря длительной практике и опыту. В среднем возрасте начинают происходить, кроме того, и внутренние изменения организма. Замедляется функционирование нервной системы, особенно после 50 лет. Скелет утрачивает свою гибкость и несколько сжимается; рост человека становится чуть ниже. Кожа и мышцы начинают терять эластичность; отмечается тенденция к накоплению подкожного жира, особенно в некоторых областях, таких как верхняя часть живота. Каждое десятилетие, начиная с взрослого периода жизни человека, количество крови, перекачиваемой сердцем, снижается на 8%, и к среднему возрасту коронарные артерии |
Показатели когнитивного развития | Умственные способности у человека не снижаются, а по многим аспектам интеллекта - повышаются (особенно если это связано с профессиональными потребностями человека). Несколько снижается уровень кратковременной памяти и скорость реакции, но и они во многом могут компенсаторно замещаться. Резкое ослабление умственной деятельности может наблюдаться у людей незадолго перед смертью. |
Показатели развития отношений | Символические роли бабушек и дедушек: присутствие (символ стабильности), семейная «национальная гвардия» (быть рядом с внуками в критической ситуации), арбитраж (сохранить целостность семьи во время конфликтов), сохранение семейной истории (ощущение преемственности, передача традиций) Пекк Р.: замена сексуализации социальных отношений их социализацией в 40-60 лет Эриксон: брак, семья, работа. Отношения с близкими членами семьи и друзьями нуждаются в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться. |
Показатели развития личности и самосознания | Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. При этом, речь необязательно идет только о собственных детях. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего "Я", и это приводит к личностному обогащению.Возможность соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрация уровня своих социальных достижений. В.Франкл: понятие зрелости связано с исследованием отношения человека к собственной жизни. Д. Левинсон: и 40 лет- стремление к успеху и стабильности в о всех сферах жизни Эриксон: борьба творческих сил человека против косности и застоя |
Показатели эмоционального развития | Эмоциональное состояние зависит от успеха или неуспеха в трудовой деятельности. |
Показатели развития, специфичные для данного возраста | . Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности. |
Основные факторы риска развития | При неблагоприятной ситуации развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. |
Возраст и его границы Завершающий этап ( свыше 60) старость | |
Показатели физического развития | В период старения происходят специфические изменения на уровне различных функциональных систем человека (разрастание соединительной ткани в сосудах, скелетных мышцах, почках и других органах). Исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции. |
Показатели когнитивного развития | Происходит сужение круга социальных отношений в связи с выходом на пенсию Умирают друзья, коллеги по работе. Уменьшаются запросы общества: от людей старше 60 лет и уже не требуют былой энергичности. Возникает необходимость адаптироваться к новому распределению ролей. Прожитая жизнь выстраивается как история, появляется возможность оглянутся и проанализировать, жизненные события, свои поступки и т.д. Быть благодарным к жизни, принятие своих собственных родителей, других людей. Принятия себя без осуждения, и упреков. |
Показатели развития отношений | У человека впервые возникает возможность не обращать внимания на статусы, национальность, возраст. Он стирает границы в общении, теперь его собеседник все человечество. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны и на этом этапе. На последнем возрастном этапе в качестве главной становится та сторона жизни, что раньше была в тени ( пожилые люди «вдруг» начинают рисовать, сочинять сказки, выращивать цветы…): происходит смена ведущей деятельност |
Показатели развития личности и самосознания | Человек разрешает застарелые конфликты, находит новый смысл в жизни и даже открывает нечто ранее не известное в самом себе. Лишь осознание реальности приближающейся смерти может заставить людей принять ключевые решения относительно самых важных моментов жизни. Смерть создает необходимую перспективу. Таким образом, смерть может послужить толчком «процесса возвращения к жизни». Как и в предыдущие периоды жизни, выяснение смысла и цели жизни требует активной перестройки философских, духовных и практических убеждений. Достижение эго-идентичности. Целостность личности. |
Показатели эмоционального развития | Пожилые люди могут испытывать эмоции, не знакомые им в период их молодости. У них не наблюдается сокращения способности чувствовать положительные эмоции, например счастье и радость. Отрицательные эмоции, напротив, не становясь менее сильными, проявляются реже, чем раньше. Другие аспекты эмоциональности, например возбуждение и стремление к разнообразию ощущений, несколько сокращаются. Кроме того, у пожилых людей реже наблюдаются внезапные перепады настроения, они менее склонны впадать в смятение и способны лучше контролировать свои эмоции, чем молодые. Все это дает пожилым людям более сильное ощущение собственного благополучия. Пожилые люди испытывают беспокойство по поводу смерти, по-разному справляются с этим чувством. Некоторые находят смысл, цель жизни и встраивают знание о том, что они умрут, в свою жизненную схему. |
Показатели развития, специфичные для данного возраста | Признание уникальности своей жизни. На этой стадии развития возникает мудрость, которую Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти .Отсутствие этой личностной интеграции ведет к страху смерти. |
Основные факторы риска развития | Кризис ухода на пенсию: нарушение привычного уклада жизни, ощущение противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Снижение социального статуса может привести к резкому ухудшению общего физического и психического состояния. Люди с гедонистической направленностью личности быстро заканчивают свое существование, испытывая при этом нравственные страдания и страх смерти. Страх перед концом жизни, кажущаяся незавершенность жизненного пути, разочарование, отчаянье. |
Этапы жизни по Левинсону
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ЭТАПАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ЭТАПАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ. Закон «Об образовании» нескольки...
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...
«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»
«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»...
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА»
• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве)....
Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...
Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах
Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах...
Психологический анализ возрастных этапов развития
Психологический анализ возрастных этапов развития...