«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»
методическая разработка на тему

Халаева Анна Валентиновна

«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_lichnosti_rebenka_k_tvorchestvu_i_poznaniyu.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» Называевского муниципального района

Омской области.

 

Тема: «Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»

                                                                                  Составитель: Халаева  

                                                                                Анна Валентиновна

педагог дополнительного

образования МБОУ ДОД

«Дом детского творчества».

Называевск – 2014.

ТЕМА: Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.

Непосредственная познавательная активность, любознательность.

Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста. Внешне она проявляется в следующем:

  • непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
  • позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации. В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, - насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре». Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно- практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений,необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Этот уровень активности наиболее ярко проявляется у учащихся начальных классов школы. Для него характерны:

  • стремление решать интеллектуальные задачи;
  • стремление получить средства для решения указанных задач;
  • потребность в интеллектуальных достижениях;
  • установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
  • позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний;
  • интерес к значению незнакомых слов;
  • ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.

Такой уровень нередко называют «репродуктивно-подражательным». В тех случаях, когда усвоение образцов действий становится самоценным, ребенок нередко проявляет интеллектуальную пассивность. Отметим, что одним из ярких признаков интеллектуальной активности является то, что ребенок не может выделить собственную интеллектуальную • задачу из всех прочих видов деятельности. Основным условием развития данного уровня является отношение взрослых, их ожидания по поводу успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. Основные барьеры — развитие конкурентности и замена познавательной мотивации мотивацией достижения, а также ориентация педагогов и родителей преимущественно на исполнительскую сторону деятельности.

Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними.

Проявления познавательной активности этого уровня/наиболее характерны для учащихся 5- 8 классов.Для этого уровня характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения. К внешним признакам, характерным для первого уровня, в этом случае добавляются:

  • свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
  • стремление выполнять задания повышенной трудности;
  • поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
  • использование собственных примеров по теме;
  • стремление поделиться со взрослыми и одноклассниками имеющимися знаниями;
  • относительная устойчивость интереса не связана с конкретной ситуацией. Основными условиями развития уровня - включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни школьника, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых.Барьерами являются репродуктивный характер предъявляемых знаний, не выявленность их связи с реальной действительностью и репродуктивный характер образования, а также не связанность их с ведущими потребностями возраста. На протяжении подросткового возраста для учащихся ценность познавательной активности снижается. Пик отмечается в 5-6-м классах, а в 7-м и особенно в 8-м — резко снижается. Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого. К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:
  • не насыщаемый характер познавательного интереса — стремление узнать больше;
  • интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;
  • поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
  • устойчивая избирательность и постоянство интереса, его включенность в представление ученика о собственном будущем;
  • интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления;
  • выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;
  • активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области;
  • желание высказать и отстоять свою точку зрения;
  • осознание интереса ученик способен объяснить, что ему нравится в том или ином предмете.

Этого уровня достигает около18% старших школьников. Основным условием достижения и закрепления данного уровня является включение познавательной активности в число основных личностных ценностей. Барьерами развитияпознавательной активности на этом уровне являются личностные особенности школьников — низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п. Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.

Сензитивными для психологической работы по развитию познавательной активности

школьников являются этапы перехода на новую ступень обучения (1-й класс, 5-й класс, 9-й класс). Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых, их ожидания в отношении успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребенка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребенку, но и отношение к нему и к самому себе.

Таким образом, для развития познавательной активности следует уделять внимание созданию не просто атмосферы общего эмоционального благополучия, а сложной системы переживаний, связанных с интеллектуальным поиском, преодолением внешних и внутренних трудностей. Такая система включает как позитивные, так и негативные эмоции, в частности когнитивный дискомфорт. Но доминируют в ней все же позитивные, стеничные переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству

Применение специальных приемов и методов обучения может содействовать пробуждению творческой активности. Знания, умения и навыки являются обязательным ...

ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые пр...

Особенности игры на разных возрастных этапах. Развитие игровых умений у детей младшей и средней групп.

В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Описаны первые попытки отечественных и зарубежных ученых понять природу игры, ее характерные черты и причины ...

Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах

Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах...