Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
статья по психологии на тему
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
Возрастно-нормативная модель развития — понятие, обозначающее собственно педагогическую интерпретацию психологического понятия нормы развития. Возрастно-нормативная модель описывает ребенка на определенном возрастном этапе и дает характеристику его развития в виде последовательного развертывания ситуаций развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastno-normativnaya_model.doc | 28.5 КБ |
vozrastno-normativnaya_model.pptx | 276.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастно-нормативная модель развития в подростковом периоде.
Возрастные особенности подросткового возраста.
Возрастно-нормативная модель развития — понятие, обозначающее собственно педагогическую интерпретацию психологического понятия нормы развития. Возрастно-нормативная модель описывает ребенка на определенном возрастном этапе и дает характеристику его развития в виде последовательного развертывания ситуаций развития.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Возрастно-нормативную модель можно описать посредством динамики форм субъектности подростков в разных ситуациях развития.
В соответствии с изложенной логикой развития в подростковом возрасте выделяются три типичные ситуации развития — ситуация перехода к новому типу общности и деятельности, ситуация опробования новой общности и совместной деятельности и ситуация освоения содержания новой совместности.
В основе возрастно-нормативной модели развития лежат возрастные возможности подростков. Остановимся на каждой развитии каждой формы субъектности.
Подростковая субъектность в деятельности предполагает бОльшую самостоятельность во всех трёх ситуациях развития, нежели у младших школьников. У подростков уже сформированы способности к самостоятельной постановке цели, самостоятельному планированию, организации и реализации , а также практическому познанию.
Субъектность в общности предполагает ориентацию на групповую работу со сверстниками и готовность к взаимодействию со школьниками других возрастов. Взрослый же воспринимается подростком на данном этапе развития как потенциальный участник совместной деятельности, а не как учитель (который все расскажет и всему научит)
Субъектность в сознании предполагает способность к саморефлексии, а также новое восприятие и адекватное осознание себя.
Очень важно помнить особенности каждой возрастной категории и не просто опираться на них во взаимоотношениях с обучающимися в образовательном процессе, а таким образом давать возможность детям развивать актуальные сформированные на конкретном возрастном этапе возможности и способности.
Педагог-психолог А.В.Савенкова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастно – нормативная модель развития представляет собой описание главных линий и новообразований развития ребенка на определенной ступени — становление субъектности (по типам ситуаций развития данного возраста) в деятельности, общности, сознании.
Этапы подросткового развития: 1 этап: 11 —13 лет, 5—7 классы начало перехода от детства к взрослости возникновение и развитие самосознания чувство взрослости внутренняя переориентация подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых
Этапы подросткового развития: 2 этап: 14 —15 лет, 8—9 классы скачкообразный характер развития стремление к общению и совместной деятельности перехода от детства к взрослости особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества» формирование нравственных понятий и убеждений, выработка моральных принципов сложные поведенческие проявления (непослушание, сопротивление, протест и др ) рост информационных перегрузок (объёмы и способы получения информации)
Возрастно-нормативная модель развития подростков: В учебно-экспериментальной ситуации В проектно-исследовательской деятельности В микросреде предпрофессиональ-ного выбора Субъектность в сознании Субъектность в общности Субъектность в деятельности
Интегральные новообразования: Субъект индивидуальной учебной деятельности Социальная идентичность Определяющая и сравнивающая рефлексия Субъектность в сознании Субъектность в общности Субъектность в деятельности
Модель В учебно - экспериментальной ситуации развития: В проектно-исследовательской деятельности: В микросреде предпрофессионального выбора: Субъектность в деятельности: - Способность к самостоятельной постановке и реализации учебной задачи на новой предметности - Способность к экспериментированию с научными понятиями и способами учебной деятельности - Переход от учебных действий как способов теоретического познания к практическому их опробованию через реальное учебное исследование и проектные формы организации - Осваивание целостной структуры деятельности: поиск обобщенных способов действия, целеполагания , планирования, организации, реализации, контроля и оценки результатов Субъектность в общности: - Восприятие взрослого как наставника и консультанта в учебном экспериментировании - Ориентация не только на сверстников, но и на старших и младших школьников - Восприятие взрослого как потенциального участника совместной деятельности - Ориентация на организацию «своей группы» в рамках проектирования и на вхождение в группу в качестве участника проекта - Построение отношения со взрослыми из разных культурных позиций - Отношения со сверстниками и другими школьниками определяются общей профессиональной направленностью Субъектность в сознании: - Инициация возможности широкой социальной оценки «своих учебных средств», «своих способов решений» для осознания их значимости - Осознание себя как учащегося — учащего самого себя, изменяющего себя. - Опробация культурных позиций «учителя», «умельца», «эксперта» - Инициация взаимодействия из позиции «консультанта» через «свой проект» со «своей группой» - Моделирование норм построения целостного поведения - Рефлексия своих способностей, определение границы своей взрослости. - Формирование адекватной « Я-концепции »
Модель В учебно - экспериментальной ситуации развития: В проектно-исследовательской деятельности: В микросреде предпрофессиональ-ного выбора: Субъектность в деятельности: - Способность к самостоятельной постановке и реализации учебной задачи на новой предметности - Способность к экспериментированию с научными понятиями и способами учебной деятельности - Переход от учебных действий как способов теоретического познания к практическому их опробованию через реальное учебное исследование и проектные формы организации - Осваивание целостной структуры деятельности: поиск обобщенных способов действия, целеполагания , планирования, организации, реализации, контроля и оценки результатов
Модель В учебно - экспериментальной ситуации развития: В проектно-исследовательской деятельности: В микросреде предпрофессиональ-ного выбора: Субъектность в общности: - Восприятие взрослого как наставника и консультанта в учебном экспериментировании - Ориентация не только на сверстников, но и на старших и младших школьников - Восприятие взрослого как потенциального участника совместной деятельности - Ориентация на организацию «своей группы» в рамках проектирования и на вхождение в группу в качестве участника проекта - Построение отношения со взрослыми из разных культурных позиций - Отношения со сверстниками и другими школьниками определяются общей профессиональной направленностью
Модель В учебно - экспериментальной ситуации развития: В проектно-исследовательской деятельности: В микросреде предпрофессиональ-ного выбора: Субъектность в сознании: - Инициация возможности широкой социальной оценки «своих учебных средств», «своих способов решений» для осознания их значимости - Осознание себя как учащегося — учащего самого себя, изменяющего себя. - Опробация культурных позиций «учителя», «умельца», «эксперта» - Инициация взаимодействия из позиции «консультанта» через «свой проект» со «своей группой» - Моделирование норм построения целостного поведения - Рефлексия своих способностей, определение границы своей взрослости. - Формирование адекватной « Я-концепции »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...
Возрастные особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - самый трудный в наше время. В презентации даны рекомендации для родителей...
Родительский лекторий "Возрастные особенности шестиклассников - начало подросткового периода"
Данный материал раскрывает некоторые моменты возраста шестиклассника, как начала подросткового периода, и содержит советы для родителей...
Программа родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте
Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленн...
Возрастные особенности подросткового возраста.Мастер-класс.
Презентация к обучающему семинару для педагогов, работающими с детьми подросткового возраста....
Презентация "Сложный возраст.Особенности психологии подросткового периода"
В презентации рассматриваются особенности подросткового возраста, характерные черты современных подростков...