Психологический анализ возрастных этапов развития
статья по психологии

Антошина Вера Алексеевна

Психологический анализ возрастных этапов развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический анализ возрастных этапов развития

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направлен-

ности жизнедеятельности

МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ 1 МЕСЯЦА ДО 1 ГОДА)

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоциональным Предметно-познавательная деятельность Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка 

ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК - ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окружающих вещей

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода – переход  к словесному мышлению

Игра.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ)

Начало школьной жизни, с приобретением соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

"Я сам" в социальном смысле. Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют.

Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней  жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости» (младший подростковый возраст) Самооценка.

 «Я – концепция»

(старший подростковый возраст)

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: РАННЯЯ ЮНОСТЬ (ОТ 16 ДО 17 ЛЕТ)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначаль-

ный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональ-ная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое исследование "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"

Психологическое   исследование  "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"...

ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые пр...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ЭТАПАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ   КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ЭТАПАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ.    Закон «Об образовании»  нескольки...

Особенности игры на разных возрастных этапах. Развитие игровых умений у детей младшей и средней групп.

В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Описаны первые попытки отечественных и зарубежных ученых понять природу игры, ее характерные черты и причины ...

Возрастные этапы психологического развития личности.

Авторская таблица психологического развития от 0 лет до пожилого возраста....

Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах

Особенности психологического развития личности на разных возрастных этапах...

Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст

Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...