ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ЭТАПАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ.
проект (5 класс) на тему
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ЭТАПАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ.
Закон «Об образовании» несколькими статьями обосновывает необходимость деятельности образовательных учреждений по социальному самоопределению уч-ся. В частности статья 14 пункт 1 гласит, что содержание образования должно быть ориентировано на создание условий для самореализации ученика, развитие социально важных качеств.
Проектное обучение явл-ся как раз тем средством, которое позволяет формировать социальные компетенции, такие как способность проявлять инициативу, работать самостоятельно, брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, уметь осваивать новые знания, уметь применять решения. То есть быть социально адаптированным, обладать набором качеств и знаний для самореализации, ощущать свою значимость в социуме.
Социальная технология-деятельность, в результате которой достигается поставленная цель, посредством сознательных и планомерных этапов, реализующихся в определенной последовательности.
Социальный проект – это способ сделать воспитание детей реальным, а не формальным.
И, конечно, чтобы научить ребят выполнять проекты, данную технологию необходимо освоить самому учителю. А также научиться обучать проектированию. Было изучено большое количество методической литературы, работали методом проб и ошибок, помогали интуиция и педагогический опыт.
Мы занимаемся социальным проектированием в течение 6 лет, с 5-го класса. И сегодня я бы выделила следующие
Педагогические приемы организации работы над социальными проектами
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта, провоцирует вопросы. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует (высокая мотивация- залог успешной работы над проектом) учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проектМоделирует различные ситуации; а. | Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Выступает посредником. Предлагает учащимся: • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; Моделирует различные ситуации. Формирует необходимые умения и навыки. Организует процесс контроля разработанного плана деятельности. Одобряет и поддерживает. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. Консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
| Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
В этом году на вопрос анкеты выбрать вариант, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения
| Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. | Я люблю, когда другие люди ценят меня. | Я люблю приятно проводить время с друзьями. |
10 «А» | 50% | 25% | 25% |
9 «А» | 10% | 20% | 70% |
И я надеюсь, желание ребят сделать работу хорошо и получить от этого удовлетворение – результат, можно сказать, многолетней проектной деятельности.
Моей главной задачей как классного руководителя в 5 классе было изучить детей, занять интересным делом.
Начиналось все с клуба «Почемучки» - мы изучали народные традиции и праздники, русские народные игры. На заседаниях клуба ребята собирали информацию, придумывали интересные вопросы, разучивали старинные потешки, разыгрывали представления, воссоздавали картинки празднования с народными традициями и играми. То есть проходили все этапы проектирования и показывали практический результат. Так неосознанно на практике мы пришли к проектам, учились овладевать приемами проектирования. Уже в 5 классе были выполнены проекты «Масленица», «Рождественские посиделки», «Пасхальные игры».
Учет возрастных особенностей является одним из основополагающих педагогических принципов.- переход на тему Вов.-личное отношение к Родине, войне. Эмоции в патриотическом сознании являются побуждением к действию-наши прадеды.
Подростковый период является сензитивным т.е. наиболее благоприятным для патриотического воспитания, формирования активной жизненной позиции.
класс | Проект | Возрастные особенности | Реализация проекта |
5 | Открытое заседание клуба «Почемучки».
Рождественские посиделки
Пасхальные игры
«Наши прадеды» - Сбор информации о прадедах; - выпуск стенгазеты «Наши прадеды»; - классный час «Наши прадеды».
| Склонность к активным играм, стремление экспериментировать.
Возрастает значение коллектива | Семинар завучей по воспитательной работы.
Праздник для учеников и учителей.
Классное мероприятие.
|
6 | Масленица
Игра, что придумал русский народ, всем нам здоровье и радость несет: -сбор информации о народных играх, их классификация, разучивание игр, выпуск сборника народных игр, изготовление инвентаря для игр (калечины, шерстяные мячи ит.д.), разучивание народных игр с младшими детьми на переменах, в летнем лагере.
Наши прадеды: - Создание видеопрезентации «Наши прадеды»; - просмотр фильмов о войне
|
Возрастает значение коллектива,
стремление завоевать авторитет,
развитие коммуникационных способностей.
|
Школьный праздник
Участие в городском семинаре завучей по внеклассной работе.
Выступление перед родителями
|
7 | Масленица
Дети-герои войны -просмотр фильмов, - сбор материалов о пионерах-героях, - создание презентации, - мероприятия для младших классов. |
Развитие эмоциональной сферы,
| Школьный праздник
Школьные мероприятия |
8 | Масленица
Никто не забыт, ничто не забыто - просмотр фильмов о войне («Четыре танкиста и собака»); - съемка фильма «Четыре танкиста и собака»; - участие в торжественном мероприятии, посвященном победе в Сталинградской битве; - акция «Чистые стены»; - акция «Спасибо деду за Победу!»;
-съемки видеофильма «Никто не забыт, ничто не забыто»
- участие в торжественном шествии 9Мая;
- участие в митинге памяти 22 июня;
|
Готовы к сложной деятельности, Чем насыщеннее их жизнь, тем больше она им нравится.
Стремление к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды.
Сензитивный возраст к патриотическому воспитанию.
| Школьный праздник
«Письмо ветерану» ( публикация в газете «Арзамасские новости») Акции проводились в городе
Участие в городском видеоконкурсе «Поклонимся великим тем годам…»
Участие в областном конкурсе проектов.
Городское мероприятие
Участие в международном конкурсе «Артефакты Памяти» (организация «Русский мир»).
Участие в телепрограмме «Новости Арзамаса». |
9
| Наши герои:
- соц.реклама «Наши герои»; - просмотр фильмов о Вов, - мероприятия для начальной школы.
Литературно-музыкальная композиция к дню Победы; - участие в торжественном шествии 9 Мая. |
Возникает желание социального утверждения.
|
Участие в областном конкурсе.
Школьное мероприятие
Городское мероприятие |
10 | Дорогами победы:
- участие во Всероссийской акции телеканала Россия www. 1tv.ru/veterani
- Мальчишник
- сбор материалов, разработка маршрута, поиск работы и заработка для поездки по маршруту «Дорогами Победы»
| Социальная активность, желание помогать другим. Стремление к самостоятельности. Самореализация. Стремление стать интересным эрудированнымчеловеком. Потребность в общественно-полезной деятельности. Потребность в неформальном, доверительном общении с взрослым.
|
Всероссийская акция
Городской этап регионального конкурса, заочный этап регионального конкурса |
Как классному руководителю:
- Проекты позволили составить воспитательную систему.
- Необходимо отметить, что участниками работы над проектами всегда были и есть все без исключения ученики класса- ученики группы риска, стоящие на учете. Это один из самых положительных моментов проектной деятельности. И если в 5-7 классах ребята сами определялись, в каких группах работать: информационной, поисковой, презентационной, творческой. То уже в 9 классе у нас была полная взаимозаменяемость – информацию могут найти все, предложить пути решения проблем, видео сделать почти все, поют, танцуют, выступают перед зрителями тоже все.
- Т. Е. развитие творческих способностей.
- Системность –
( проекты;просмотр фильмов о войне :
5кл.- х/ф «Васек Трубачев и его товарищи»
6 кл.-х/ф «Улица младшего сына»
7кл.- х/ф «Орленок »
8кл.- .-х/ф «Четыре танкиста и собака»
9кл.- д/ф «Обыкновенный фашизм»
х/ф «Жизнь прекрасна»
10 кл.- д/ф «Бумеранг доброты»
- Личностное отношение к войне, к памяти, понимание , что быть гражданином своей страны непросто.
Анкетирование с целью выявления ценностных отношений уч-ся к государству, своему патриотическому долгу показал, что 100% уч-ся считают патриотизм явл-ся вечной ценностью, без которой невозможно развитие и процветание государства (9-а - 92%)
(Чистые пруды).
Мои представления о войне основаны на:
1-знаниях, полученных на уроках истории 10-63% 9а- 66%
2- рассказах ветеранов, очевидцев 57% 86%
3- книгах о войне 29% 36%
4-кинофильмах 36% 73%
5- в работе над проектами 45% 25%
Мое отношение к службе в армии:
1-Понимаю,что необходимо,но для себя выбрал бы альтернативную службу 10—29% 9а- 26%
2- положительно: это моя обязанность, пойду служить в любом случае 57 66
3- это не для меня 14 0
4- служба д.б. контрактной 0 8%
- Проектная деятельность способствует благоприятному нравственно-психологическому климату в классном коллективе, созданию ситуации успеха ( массовая инициатива, взаимодействие и помощь, сближаются и примиряются противоречия, притираются характеры).
Результаты анкетирования (Патриот) Что в вашем классе ценится выше всего
Готовность помочь другу в трудную минуту-15%
Смелость-12%
Сила воли-11%
Умение ценить настоящую дружбу-11%
Взаимопонимание-11%
Решительность-10%
Честность, порядочность, принципиальность -9%
Способности-8%
Хорошие манеры-8%
Интерес, знание литературы, искусства, музыки-2%
Интерес к политике-1%
( были пункты-приятная внешность, умение модно одеваться, наличие фирменных вещей, дисков и т. П.-0%)
- В этом году меня удивляют в желании развития своей личности (просят принести списки лучших книг, фильмов, посмотреть в Н.Н. балет) – я считаю, что это происходит также благодаря проектированию- ведь столько лет мы узнаем о героях ,
- Меняется стиль кл.руководства – партнерские, диалоговые взаимоотношения.(относятся как к человеку, стараются не подвести, хотя всякое бывает)
Ученики конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца. Участие подростков в разнообразной по содержанию, форме и видам коллективной деятельности ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, социальной адаптации.
Социальное проектирование – это школа гражданского воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_29.01.2014.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ЭТАПАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ.
Закон «Об образовании» несколькими статьями обосновывает необходимость деятельности образовательных учреждений по социальному самоопределению уч-ся. В частности статья 14 пункт 1 гласит, что содержание образования должно быть ориентировано на создание условий для самореализации ученика, развитие социально важных качеств.
Проектное обучение явл-ся как раз тем средством, которое позволяет формировать социальные компетенции, такие как способность проявлять инициативу, работать самостоятельно, брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, уметь осваивать новые знания, уметь применять решения. То есть быть социально адаптированным, обладать набором качеств и знаний для самореализации, ощущать свою значимость в социуме.
Социальная технология-деятельность, в результате которой достигается поставленная цель, посредством сознательных и планомерных этапов, реализующихся в определенной последовательности.
Социальный проект – это способ сделать воспитание детей реальным, а не формальным.
И, конечно, чтобы научить ребят выполнять проекты, данную технологию необходимо освоить самому учителю. А также научиться обучать проектированию. Было изучено большое количество методической литературы, работали методом проб и ошибок, помогали интуиция и педагогический опыт.
Мы занимаемся социальным проектированием в течение 6 лет, с 5-го класса. И сегодня я бы выделила следующие
Педагогические приемы организации работы над социальными проектами
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта, провоцирует вопросы. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует (высокая мотивация- залог успешной работы над проектом) учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проектМоделирует различные ситуации; а. | Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Выступает посредником. Предлагает учащимся: • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; Моделирует различные ситуации. Формирует необходимые умения и навыки. Организует процесс контроля разработанного плана деятельности. Одобряет и поддерживает. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. Консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
В этом году на вопрос анкеты выбрать вариант, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения
Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. | Я люблю, когда другие люди ценят меня. | Я люблю приятно проводить время с друзьями. | |
10 «А» | 50% | 25% | 25% |
9 «А» | 10% | 20% | 70% |
И я надеюсь, желание ребят сделать работу хорошо и получить от этого удовлетворение – результат, можно сказать, многолетней проектной деятельности.
Моей главной задачей как классного руководителя в 5 классе было изучить детей, занять интересным делом.
Начиналось все с клуба «Почемучки» - мы изучали народные традиции и праздники, русские народные игры. На заседаниях клуба ребята собирали информацию, придумывали интересные вопросы, разучивали старинные потешки, разыгрывали представления, воссоздавали картинки празднования с народными традициями и играми. То есть проходили все этапы проектирования и показывали практический результат. Так неосознанно на практике мы пришли к проектам, учились овладевать приемами проектирования. Уже в 5 классе были выполнены проекты «Масленица», «Рождественские посиделки», «Пасхальные игры».
Учет возрастных особенностей является одним из основополагающих педагогических принципов.- переход на тему Вов.-личное отношение к Родине, войне. Эмоции в патриотическом сознании являются побуждением к действию-наши прадеды.
Подростковый период является сензитивным т.е. наиболее благоприятным для патриотического воспитания, формирования активной жизненной позиции.
класс | Проект | Возрастные особенности | Реализация проекта |
5 | Открытое заседание клуба «Почемучки». Рождественские посиделки Пасхальные игры «Наши прадеды» - Сбор информации о прадедах; - выпуск стенгазеты «Наши прадеды»; - классный час «Наши прадеды». | Склонность к активным играм, стремление экспериментировать. Возрастает значение коллектива | Семинар завучей по воспитательной работы. Праздник для учеников и учителей. Классное мероприятие. |
6 | Масленица Игра, что придумал русский народ, всем нам здоровье и радость несет: -сбор информации о народных играх, их классификация, разучивание игр, выпуск сборника народных игр, изготовление инвентаря для игр (калечины, шерстяные мячи ит.д.), разучивание народных игр с младшими детьми на переменах, в летнем лагере. Наши прадеды: - Создание видеопрезентации «Наши прадеды»; - просмотр фильмов о войне | Возрастает значение коллектива, стремление завоевать авторитет, развитие коммуникационных способностей. | Школьный праздник Участие в городском семинаре завучей по внеклассной работе. Выступление перед родителями |
7 | Масленица Дети-герои войны -просмотр фильмов, - сбор материалов о пионерах-героях, - создание презентации, - мероприятия для младших классов. | Развитие эмоциональной сферы, | Школьный праздник Школьные мероприятия |
8 | Масленица Никто не забыт, ничто не забыто - просмотр фильмов о войне («Четыре танкиста и собака»); - съемка фильма «Четыре танкиста и собака»; - участие в торжественном мероприятии, посвященном победе в Сталинградской битве; - акция «Чистые стены»; - акция «Спасибо деду за Победу!»; -съемки видеофильма «Никто не забыт, ничто не забыто» - участие в торжественном шествии 9Мая; - участие в митинге памяти 22 июня; | Готовы к сложной деятельности, Чем насыщеннее их жизнь, тем больше она им нравится. Стремление к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды. Сензитивный возраст к патриотическому воспитанию. | Школьный праздник «Письмо ветерану» ( публикация в газете «Арзамасские новости») Акции проводились в городе Участие в городском видеоконкурсе «Поклонимся великим тем годам…» Участие в областном конкурсе проектов. Городское мероприятие Участие в международном конкурсе «Артефакты Памяти» (организация «Русский мир»). Участие в телепрограмме «Новости Арзамаса». |
9 | Наши герои: - соц.реклама «Наши герои»; - просмотр фильмов о Вов, - мероприятия для начальной школы. Литературно-музыкальная композиция к дню Победы; - участие в торжественном шествии 9 Мая. | Возникает желание социального утверждения. | Участие в областном конкурсе. Школьное мероприятие Городское мероприятие |
10 | Дорогами победы: - участие во Всероссийской акции телеканала Россия www. 1tv.ru/veterani - Мальчишник - сбор материалов, разработка маршрута, поиск работы и заработка для поездки по маршруту «Дорогами Победы» | Социальная активность, желание помогать другим. Стремление к самостоятельности. Самореализация. Стремление стать интересным эрудированнымчеловеком. Потребность в общественно-полезной деятельности. Потребность в неформальном, доверительном общении с взрослым. | Всероссийская акция Городской этап регионального конкурса, заочный этап регионального конкурса |
Как классному руководителю:
- Проекты позволили составить воспитательную систему.
- Необходимо отметить, что участниками работы над проектами всегда были и есть все без исключения ученики класса- ученики группы риска, стоящие на учете. Это один из самых положительных моментов проектной деятельности. И если в 5-7 классах ребята сами определялись, в каких группах работать: информационной, поисковой, презентационной, творческой. То уже в 9 классе у нас была полная взаимозаменяемость – информацию могут найти все, предложить пути решения проблем, видео сделать почти все, поют, танцуют, выступают перед зрителями тоже все.
- Т. Е. развитие творческих способностей.
- Системность –
( проекты;просмотр фильмов о войне :
5кл.- х/ф «Васек Трубачев и его товарищи»
6 кл.-х/ф «Улица младшего сына»
7кл.- х/ф «Орленок »
8кл.- .-х/ф «Четыре танкиста и собака»
9кл.- д/ф «Обыкновенный фашизм»
х/ф «Жизнь прекрасна»
10 кл.- д/ф «Бумеранг доброты»
- Личностное отношение к войне, к памяти, понимание , что быть гражданином своей страны непросто.
Анкетирование с целью выявления ценностных отношений уч-ся к государству, своему патриотическому долгу показал, что 100% уч-ся считают патриотизм явл-ся вечной ценностью, без которой невозможно развитие и процветание государства (9-а - 92%)
(Чистые пруды).
Мои представления о войне основаны на:
1-знаниях, полученных на уроках истории 10-63% 9а- 66%
2- рассказах ветеранов, очевидцев 57% 86%
3- книгах о войне 29% 36%
4-кинофильмах 36% 73%
5- в работе над проектами 45% 25%
Мое отношение к службе в армии:
1-Понимаю,что необходимо,но для себя выбрал бы альтернативную службу 10—29% 9а- 26%
2- положительно: это моя обязанность, пойду служить в любом случае 57 66
3- это не для меня 14 0
4- служба д.б. контрактной 0 8%
- Проектная деятельность способствует благоприятному нравственно-психологическому климату в классном коллективе, созданию ситуации успеха ( массовая инициатива, взаимодействие и помощь, сближаются и примиряются противоречия, притираются характеры).
Результаты анкетирования (Патриот) Что в вашем классе ценится выше всего
Готовность помочь другу в трудную минуту-15%
Смелость-12%
Сила воли-11%
Умение ценить настоящую дружбу-11%
Взаимопонимание-11%
Решительность-10%
Честность, порядочность, принципиальность -9%
Способности-8%
Хорошие манеры-8%
Интерес, знание литературы, искусства, музыки-2%
Интерес к политике-1%
( были пункты-приятная внешность, умение модно одеваться, наличие фирменных вещей, дисков и т. П.-0%)
- В этом году меня удивляют в желании развития своей личности (просят принести списки лучших книг, фильмов, посмотреть в Н.Н. балет) – я считаю, что это происходит также благодаря проектированию- ведь столько лет мы узнаем о героях ,
- Меняется стиль кл.руководства – партнерские, диалоговые взаимоотношения.(относятся как к человеку, стараются не подвести, хотя всякое бывает)
Ученики конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца. Участие подростков в разнообразной по содержанию, форме и видам коллективной деятельности ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, социальной адаптации.
Социальное проектирование – это школа гражданского воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ
Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые пр...
Особенности игры на разных возрастных этапах. Развитие игровых умений у детей младшей и средней групп.
В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Описаны первые попытки отечественных и зарубежных ученых понять природу игры, ее характерные черты и причины ...
Психологический анализ возрастных этапов развития
Психологический анализ возрастных этапов развития...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства
Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым? ...
Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии
На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...