Свежий взгляд на решение проблемы.
материал по психологии на тему
Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются процессу оценки. Оценка проходит в три этапа: первичная, вторичная и переоценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_razreshenie_problem.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются процессу оценки. Оценка проводится в три этапа: первичная, вторичная и переоценка.
ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА - это заключение о ситуации как о приятной
(положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т.д.) и нейтральной. От того, как оценивается ситуация, зависят эмоции (положительные, отрицательные) и поведение человека.
ВТОРИЧНАЯ ОЦЕНКА - это рассмотрение альтернатив преодоления ситуации.
Ответ на вопрос "Что делать?"
- Произвести немедленный поведенческий ответ.
- Подумать, какую стратегию поведения избрать.
Вторичная оценка зависит от предшествующего опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций, а также ресурсов личности и среды, которыми может воспользоваться человек в процессе преодоления проблемы. (Что мне может помочь? Кто может помочь? Как я это делал раньше?).
ПЕРЕОЦЕНКА - это результат повторного рассмотрения события и продолжения размышления о нём. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о событии. Переоценка события открывает новые ресурсы личности и среды и может повлиять на выбор другой стратегии поведения.
Преодоление проблемных и стрессовых происходит в рамках трех основных стратегий:
- разрешение проблем - это активная стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы;
- поиск социальной поддержки - это активная стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблем обращается за помощью и поддержкой к окружающим людям: семье, друзьям, “значимым другим”;
- избегание - это стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Стратегия разрешения проблем
Модель принятия решения "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".
Шаги | Вопросы/действия |
Остановись ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ | Чего касается эта проблема? В чём заключается проблема? В чём заключается положительная сторона того, что проблема возникла? В чём заключается отрицательная сторона того, что проблема возникла? |
Подумай ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ | Чего я хочу? Какие решения в этой ситуации желательны? Какие решения в этой ситуации возможны? |
Подумай о последствиях ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВОДОВ "ЗА" И “ПРОТИВ" | Что может произойти? Рассмотрите обе стороны последствий, позитивную и негативную. Каково мое решение? |
Решай, что делать ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ | Взвесьте все последствия, сделайте наилучший для Вас выбор |
Делай и оцени исход ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ | Насколько положительны и отрицательны результаты действия для меня и для других? |
Этапы разрешения проблем:
1. Ориентация в проблеме. Предполагает следующие этапы:
- Точное узнавание, что проблема возникла (проблема есть)
- Понимание того, что проблемы в жизни - это нормальное и неизбежное явление.
- Выработка веры в то, что существуют эффективные способы разрешения проблемы.
- Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение или вызов личности.
2. Определение, оценка и формулирование проблемы. Предполагает следующие этапы:
- Поиск всей доступной информации о проблеме;
- Выделение информации, относящейся к делу, от информации субъективной, непроверенной, к делу не относящейся, преждевременных оценок, ожиданий, интерпретаций, выводов;
- Определение факторов или обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению цели;
- Постановка реалистической цели с описанием деталей желательного исхода.
- Третьим шагом в разрешении проблемы является "мозговой штурм" - генерация альтернатив. При этом следует придерживаться следующих принципов:
- Принцип «количество порождает качество». Принцип предполагает генерацию разнообразных вариантов решения проблемы. При этом необходимо предполагать самые различные, возможно и не подходящие варианты. Пусть некоторые из них кажутся смешными или глупыми, главное, чтобы их было как можно больше.
- Принцип «отсроченного решения». Предусматривает понимание того, что окончательное решение будет принято еще не сейчас. Поэтому можно рассматривать любые варианты. Следует подождать и все их обдумать спокойно без мысли о том, что это и есть единственное решение, которое будет принято.
- Четвертым шагом разрешения проблемы является принятие решения. Цель этого шага - развить имеющиеся возможности решения проблемы и выбрать наиболее эффективные из них. Эффективными являются решения, которые полностью разрешают ситуацию и увеличивают положительные последствия. Следует рассматривать четыре категории последствий:
- кратковременные или непосредственные
- долговременные
- направленные на себя
- направленные на окружающих
Следует иметь в виду, что бывают такие проблемы, которые приходится
решать поэтапно. В таком случае следует рассмотреть каждый их этапов
решения и его последствия, определить последовательность этапов и примерные сроки.
5. Пятым шагом разрешения проблемы является выполнение решения и
проверка. Процедура выполнения решения и проверки включает четыре этапа
- эффективное выполнение решения
- изучение последствий разрешения
- оценка эффективности разрешения
- самоподкрепление (самопоощрение).
В процессе принятия решений бывает полезно обсудить свои мысли с другими людьми. Это дает сразу несколько возможностей:
- получить поддержку от “значимых других”;
- получить дополнительную информацию или альтернативный взгляд на проблему;
- проанализировать прошлый опыт принятия решений, рассмотрев возможности неудачи, провала.
Социальная поддержка - это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, о нем заботятся, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства.
Кроме того, это - обмен ресурсами между, по крайней мере, двумя людьми: донором (дающим поддержку) и реципиентом (получающим поддержку).
Принято выделять четыре типа социальной поддержки:
- эмоциональная или интимная - забота о другом, доверие и сопереживание ему;
- инструментальная или материальная - помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами;
- информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;
- обратная связь - оценка исполнения после разрешения проблем.
В сложившемся коллективе (семья, дружеская группа, рабочий коллектив) возникает определенная система отношений.
Взаимоподдерживающая система отношений объединяет членов группы в единое целое, дает им возможность эффективно развиваться.
Принципы, по которым развивается социально-поддерживающая система:
- система социальной поддержки всегда добровольна;
- никто в ней не существует за счет другого;
- все ее члены равноправны;
- все члены этой системы уважают и поддерживают друг друга;
- система исключает все “инструменты” само- и взаимоподавления.
Взаимоподаваляющая система отношений, когда один член коллектива подавляет других, или коллектив подавляет кого-либо, расчленяет группу на части, приводит к ее саморазрушению. Примером социально-подавляющей системы является так называемая дисфункциональная семья, то есть семья, не способная выполнять свои основные функции.
Цель семьи - воспитание подрастающего поколения и развитие всех ее членов.
Здоровая семья - это открытая система, где
- есть пространство для развития каждого Я и есть общее Мы;
- есть ясные для каждого члена семьи правила и традиции, однако эти правила гибки и могут быть изменены, если этого требуют новые условия;
- изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;
- общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;
- самооценка каждого члена семьи высокая.
Дисфункциональная семья - это семья, не способная выполнять основные свои функции. Это закрытая система, где
- самооценка у членов семьи низкая;
- общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, препятствующее росту;
- взаимоотношения ролевые, а не личностные;
- правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила; запреты на их обсуждения.
Ролевые отношения строятся на основе недоверия и подразумевают взаимную закрытость участников общения. Роли, как показывают исследования, усваиваются в детстве. Для ребенка, живущего в дисфункциональной семье, усвоение ригидной поведенческой роли является средством выживания. Однако с течением времени роль превращается в единственно возможный способ построения отношений. Теряя свое приспособительное значение, роль становится источником проблем, внутриличностных и межличностных конфликтов, невротизации, заболеваний. Кроме того известно, что, входя в новую общность или создавая ее, человек-носитель роли интуитивно отбирает в качестве желательных партнеров тех из своего окружения, которые играют комплиментарные к его собственной роли. Если речь идет о создаваемой таким человеком семье, то высока вероятность того, что и в ней он не сможет не играть в игру, навязанную ему в детстве. В.Сатир, семейный психотерапевт, так описывает типичные роли в семье, где дисфункция возникла из-за химической зависимости одного из родителей.
роль | чувство | способы защиты | преимущества для себя | преимущества для семьи | последствия |
зависимый | стыд, вина, одиночество | употребление алкоголя, наркотиков | уход от боли | ничего | смерть, безумие |
созависимый | отчаяние, обида, страх, вина | гиперответствен-ность, активность | значимость, важность, повышение самооценки | ответственность | болезни |
герой | вина, одиночество, обида | ответственность, высокая работоспособность | признательность, положительное внимание окружающих | повышение самооценки | цинизм, разочарование, болезни |
козел отпущения | страх, обида, злость, одиночество | правонарушения | отрицательное внимание окружающих | отвлечение от боли | зависимость от наркотиков, алкоголя, тюрьма, проституция |
шут | страх, смятение, одиночество | гиперактивность, шутовство, неадекватность | внимание, вызванное шутовством | развлечение | пустота, одиночество, разочарование |
потерянный ребенок | одиночество, обида, потерянность | “уход в себя” | отстраненность | облегчение | одиночество, зависимость от других |
Социально-поддерживающий процесс в обобщенном виде включает в себя три звена:
- Копинг-стратегия “Поиск социальной поддержки”. Чем лучше человек умеет находить людей, способных оказать ему поддержку, тем большим может быть эффект всего социально-поддерживающего процесса.
- Средовой копинг-ресурс - социальная поддержка как функция социальных сетей. Чем больше в окружении человека людей, способных оказать ему поддержку, чем разнообразнее их круг (члены семьи, родственники, друзья, наставники, члены общественных организация и т.д.), тем больше вероятность, что в результате поддержки будут удовлетворены разные запросы человека (эмоциональные, информационные, оценочные и т.д.), тем выше будет эффект поддержки.
- Личностный копинг-ресурс - восприятие социальной поддержки. Если человек не умеет принимать поддержку окружающих, то первые два звена социально-поддерживающего процесса оказываются практически бесполезными. Невозможно навязать человеку помощь насильно. Поэтому очень важным является развитие умения распознать и принимать поддержку.
Мы черпаем огромные силы в тех людях, которые поддерживают нас. В трудные моменты они оказываются рядом с нами для того, чтобы:
- помочь нам эмоционально;
- открыть нам возможность другого взгляда и снабдить нас мудростью;
- вдохнуть в нас мужество не отступать от своих нравственных принципов и жизненных ценностей;
- помочь нам собраться с духом и занять жесткую позицию с теми, кто причиняет нам душевную боль;
- утешить и дать силы справиться с тяжелыми ситуациями и без сожаления расставаться с трудными людьми;
- поделиться с нами знаниями и умениями, которых нам недостает.
Стратегия избегания
Люди обычно используют копинг-стратегия избегания. когда сомневаются в возможности преодоления проблемы своими силами или с помощью социальной поддержки, негативно оценивают ситуацию и свои возможности, имеют негативный опыт преодоления подобных проблем в прошлом.
В определенной ситуации для взрослого человека эта стратегия может быть полезной, функциональной (например, избегание конфликтных ситуаций на работе или избегание алкогольных компаний человеком, ранее лечившимся от алкогольной зависимости и т.д.).
В других случаях стратегия избегания может иметь дисфункциональный характер, препятствующий нормальному развитию человека. Это происходит, когда избегание начинает носить систематический характер, становится поведением “наименьшего сопротивления” (например, избегание общения с окружающими, трудностей в процессе изучения чего-либо нового, проблем во взаимоотношениях с определенной категорией людей).
Избегающее поведение может стать основой для формирования саморазрушающего поведения и какого-либо рода зависимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
• Проектный метод, как один из способов решения проблемы школьной неуспешности.
Методическая реферативная работа по проектному методу обучения учащихся в 5-10 классе....
«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....
Математическое моделирование в решении проблемы космичечского мусора
Материал представлен в виде презентации и использован в рамках научно-практической конференции, посвященной 50 летию полета человека в космос....
Что мешает ребенку учиться? Взгляд нейропсихолога на проблемы успеваемости
Как объяснить, что у ребенка могут быть совершенно разные способности по отношению к тем или иным учебным предметам. Например, ему легко даются литература и история, а вот математика усваивается гор...
Новый взгляд на решение квадратных уравнений в школьном курсе математики
Квадратные уравнения находят широкое применение при решении различных задач: начиная с заданий средней школы и до олимпиад самого высокого уровня. В школьном курсе математики подробно изучаются формул...
Формирование действий самостоятельного создания, способов решения проблемы в процессе решения комбинированных задач в 11 классе
Итоговая работа на курсах по программе "Формирование УУД у школьников в процессе решения комбинированных задач в 11 классе"...
Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"
Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"...