Свежий взгляд на решение проблемы.
материал по психологии на тему

Светлана Геннадьевна Совкова

Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются  процессу оценки. Оценка   проходит в три этапа: первичная, вторичная и переоценка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznetsova_razreshenie_problem.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются  процессу оценки. Оценка проводится в три этапа: первичная, вторичная и переоценка.

ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА - это заключение о  ситуации  как  о  приятной

(положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т.д.) и нейтральной. От того, как оценивается  ситуация,  зависят  эмоции (положительные, отрицательные) и  поведение  человека.

ВТОРИЧНАЯ ОЦЕНКА - это рассмотрение альтернатив преодоления ситуации.

Ответ на вопрос "Что делать?"

  • Произвести  немедленный  поведенческий  ответ.
  • Подумать, какую стратегию поведения  избрать.

Вторичная  оценка  зависит  от предшествующего опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций,  а также ресурсов личности и среды, которыми может воспользоваться человек в процессе  преодоления проблемы. (Что мне может помочь?  Кто может помочь? Как я это делал раньше?).  

ПЕРЕОЦЕНКА - это результат повторного рассмотрения события  и  продолжения  размышления  о нём. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о событии. Переоценка  события открывает новые ресурсы личности и среды и может повлиять на выбор другой стратегии поведения.

Преодоление проблемных  и  стрессовых происходит в рамках трех основных стратегий:

  • разрешение проблем - это активная стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы;
  • поиск социальной поддержки - это активная стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблем обращается за помощью и поддержкой к окружающим людям: семье, друзьям, “значимым другим”;
  • избегание - это стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Стратегия разрешения проблем

 Модель принятия решения  "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".

Шаги

Вопросы/действия

Остановись

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Чего касается эта проблема?

В чём заключается проблема?

В чём заключается положительная

сторона того, что проблема возникла?

В чём заключается отрицательная

сторона того, что проблема возникла?

Подумай

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ

Чего я хочу?

Какие решения в этой ситуации желательны?

Какие решения в этой ситуации возможны?

Подумай о последствиях

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВОДОВ "ЗА" И “ПРОТИВ"

Что может произойти? Рассмотрите обе

стороны последствий, позитивную и

негативную.

Каково мое решение?

Решай, что делать

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Взвесьте все последствия, сделайте наилучший для Вас выбор

Делай и оцени исход

ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

Насколько положительны и отрицательны результаты действия для меня и для других?

Этапы разрешения проблем:

1.  Ориентация в проблеме. Предполагает следующие этапы:

  • Точное узнавание, что проблема возникла (проблема есть)
  • Понимание того, что проблемы в жизни - это нормальное и неизбежное явление.
  • Выработка веры в то, что существуют эффективные способы разрешения проблемы.
  • Понимание проблемы не как угрожающей, а  как  нормальной  ситуации, несущей в себе изменение или вызов личности.

2. Определение, оценка  и  формулирование проблемы. Предполагает следующие этапы:

  • Поиск всей доступной информации о проблеме;
  • Выделение информации, относящейся  к  делу, от информации субъективной, непроверенной, к делу не относящейся, преждевременных оценок, ожиданий, интерпретаций, выводов;
  • Определение факторов или обстоятельств, которые делают  ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению цели;
  • Постановка реалистической цели с описанием деталей желательного исхода.
  1. Третьим шагом в разрешении проблемы  является  "мозговой  штурм" - генерация альтернатив. При  этом следует придерживаться следующих принципов:
  • Принцип «количество порождает качество». Принцип предполагает генерацию разнообразных вариантов решения проблемы. При этом необходимо предполагать  самые  различные, возможно и не подходящие варианты. Пусть некоторые из них кажутся смешными или глупыми, главное, чтобы их было как можно  больше.
  • Принцип «отсроченного решения». Предусматривает понимание того, что окончательное решение будет принято еще не сейчас. Поэтому можно рассматривать любые  варианты. Следует подождать  и  все  их обдумать спокойно без мысли о том, что это и есть единственное решение, которое будет принято.
  1. Четвертым шагом   разрешения  проблемы  является  принятие  решения. Цель этого шага - развить имеющиеся возможности решения проблемы и выбрать наиболее эффективные из них. Эффективными являются решения, которые полностью разрешают ситуацию и  увеличивают  положительные  последствия. Следует рассматривать четыре  категории  последствий:
  • кратковременные или непосредственные
  •  долговременные
  • направленные на себя
  • направленные на окружающих

      Следует иметь в виду, что бывают такие проблемы, которые приходится

решать поэтапно. В  таком  случае  следует рассмотреть каждый их этапов

решения и его последствия, определить последовательность этапов и  примерные сроки.

5. Пятым шагом разрешения проблемы  является  выполнение  решения  и

    проверка. Процедура выполнения  решения и проверки включает четыре этапа

  • эффективное выполнение  решения
  •  изучение  последствий  разрешения
  • оценка эффективности  разрешения
  • самоподкрепление (самопоощрение).

В процессе принятия решений бывает полезно обсудить свои мысли с другими людьми. Это дает сразу несколько возможностей:

  • получить поддержку от “значимых других”;
  • получить дополнительную информацию или альтернативный взгляд на проблему;
  • проанализировать прошлый опыт принятия решений, рассмотрев возможности неудачи, провала.

Социальная поддержка - это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, о нем заботятся, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства.

Кроме того, это - обмен ресурсами между, по крайней мере, двумя людьми: донором (дающим поддержку) и реципиентом (получающим поддержку).

Принято выделять четыре типа социальной поддержки:

  1. эмоциональная или интимная - забота о другом, доверие и сопереживание ему;
  2. инструментальная или материальная - помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами;
  3. информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;
  4. обратная связь - оценка исполнения после разрешения проблем.

В сложившемся коллективе (семья, дружеская группа, рабочий коллектив) возникает определенная система отношений.

Взаимоподдерживающая система отношений объединяет членов группы в единое целое, дает им возможность эффективно развиваться.

Принципы, по которым развивается социально-поддерживающая система:

  • система социальной поддержки всегда добровольна;
  • никто в ней не существует за счет другого;
  • все ее члены равноправны;
  • все члены этой системы уважают и поддерживают друг друга;
  • система исключает все “инструменты” само- и взаимоподавления.

Взаимоподаваляющая система отношений, когда один член коллектива подавляет других, или коллектив подавляет кого-либо, расчленяет группу на части, приводит к ее саморазрушению. Примером социально-подавляющей системы является так называемая дисфункциональная семья, то есть семья, не способная выполнять свои основные функции.

Цель семьи - воспитание подрастающего поколения и развитие всех ее членов.

Здоровая семья - это открытая система, где

  • есть  пространство для развития каждого Я и есть общее Мы;
  • есть ясные для каждого члена семьи правила и традиции, однако эти правила гибки и могут быть изменены, если этого требуют новые условия;
  • изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;
  • общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;
  • самооценка каждого члена семьи высокая.

Дисфункциональная семья - это семья, не способная выполнять основные свои     функции. Это закрытая система, где

  • самооценка у членов семьи низкая;
  • общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, препятствующее росту;
  • взаимоотношения ролевые, а не личностные;
  • правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила; запреты на их обсуждения.

Ролевые отношения строятся на основе недоверия и подразумевают взаимную закрытость участников общения. Роли, как показывают исследования, усваиваются в детстве. Для ребенка, живущего в дисфункциональной семье, усвоение ригидной поведенческой роли является средством выживания. Однако с течением времени роль превращается в единственно возможный способ построения отношений. Теряя свое приспособительное значение, роль  становится источником проблем, внутриличностных и межличностных конфликтов, невротизации, заболеваний. Кроме того известно, что, входя в новую общность или создавая ее, человек-носитель роли интуитивно отбирает в качестве желательных партнеров тех из своего окружения, которые играют комплиментарные к его собственной роли. Если речь идет о создаваемой таким человеком семье, то высока вероятность того, что и в ней он не сможет не играть в игру, навязанную ему в детстве. В.Сатир, семейный психотерапевт, так описывает типичные роли в семье, где дисфункция возникла из-за химической зависимости одного из родителей.

роль

чувство

способы защиты

преимущества для себя

преимущества для семьи

последствия

зависимый

стыд, вина, одиночество

употребление алкоголя, наркотиков

уход от боли

ничего

смерть, безумие

созависимый

отчаяние, обида, страх, вина

гиперответствен-ность,

активность

значимость, важность, повышение самооценки

ответственность

болезни

герой

вина, одиночество,

обида

ответственность, высокая работоспособность

признательность, положительное внимание окружающих

повышение самооценки

цинизм, разочарование, болезни

козел отпущения

страх, обида, злость, одиночество

правонарушения

отрицательное внимание окружающих

отвлечение от боли

зависимость от наркотиков, алкоголя, тюрьма, проституция

шут

страх, смятение, одиночество

гиперактивность, шутовство, неадекватность

внимание, вызванное шутовством

развлечение

пустота, одиночество, разочарование

потерянный ребенок

одиночество, обида, потерянность

“уход в себя”

отстраненность

облегчение

одиночество, зависимость от других

Социально-поддерживающий процесс в обобщенном виде включает в себя три звена:

  • Копинг-стратегия “Поиск социальной поддержки”. Чем лучше человек умеет находить людей, способных оказать ему поддержку, тем большим может быть эффект всего социально-поддерживающего процесса.
  • Средовой копинг-ресурс - социальная поддержка как функция социальных сетей. Чем больше в окружении человека людей, способных оказать ему поддержку, чем разнообразнее их круг (члены семьи, родственники, друзья, наставники, члены общественных организация и т.д.), тем больше вероятность, что в результате поддержки будут удовлетворены разные запросы человека (эмоциональные, информационные, оценочные и т.д.), тем выше будет эффект поддержки.
  • Личностный копинг-ресурс - восприятие социальной поддержки. Если человек не умеет принимать поддержку окружающих, то первые два звена социально-поддерживающего процесса оказываются практически бесполезными. Невозможно навязать человеку помощь насильно. Поэтому очень важным является развитие умения распознать и принимать поддержку.

Мы черпаем огромные силы в тех людях, которые поддерживают нас. В трудные моменты они оказываются рядом с нами для того, чтобы:

  • помочь нам эмоционально;
  • открыть нам возможность другого взгляда и снабдить нас мудростью;
  • вдохнуть в нас мужество не отступать от своих нравственных принципов и жизненных ценностей;
  • помочь нам собраться с духом и занять жесткую позицию с теми, кто причиняет нам душевную боль;
  • утешить и дать силы справиться с тяжелыми ситуациями и без сожаления расставаться с трудными людьми;
  • поделиться с нами знаниями и умениями, которых нам недостает.

Стратегия избегания

Люди обычно используют копинг-стратегия избегания. когда сомневаются в возможности преодоления проблемы своими силами или с помощью социальной поддержки, негативно оценивают ситуацию и свои возможности, имеют негативный опыт преодоления подобных проблем в прошлом.

В определенной ситуации для взрослого человека эта стратегия может быть полезной, функциональной (например, избегание конфликтных ситуаций на работе или избегание алкогольных компаний человеком, ранее лечившимся от алкогольной зависимости и т.д.).

В других случаях стратегия избегания может иметь дисфункциональный характер, препятствующий нормальному развитию человека. Это происходит, когда избегание начинает носить систематический характер, становится поведением “наименьшего сопротивления” (например, избегание общения с окружающими, трудностей в процессе изучения чего-либо нового, проблем во взаимоотношениях с определенной категорией людей).

Избегающее поведение может стать основой для формирования саморазрушающего поведения и какого-либо рода зависимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Проектный метод, как один из способов решения проблемы школьной неуспешности.

Методическая реферативная работа по проектному методу обучения учащихся в 5-10 классе....

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

Математическое моделирование в решении проблемы космичечского мусора

Материал представлен в виде презентации и использован в рамках научно-практической конференции, посвященной 50 летию полета человека в космос....

Что мешает ребенку учиться? Взгляд нейропсихолога на проблемы успеваемости

Как объяснить, что у ребенка могут быть совер­шенно разные способности по отношению к тем или иным учебным предметам. Например, ему легко даются литература и история, а вот мате­матика усваивается гор...

Новый взгляд на решение квадратных уравнений в школьном курсе математики

Квадратные уравнения находят широкое применение при решении различных задач: начиная с заданий средней школы и до олимпиад самого высокого уровня. В школьном курсе математики подробно изучаются формул...

Формирование действий самостоятельного создания, способов решения проблемы в процессе решения комбинированных задач в 11 классе

Итоговая работа на курсах по программе "Формирование УУД у школьников в процессе решения комбинированных задач в 11 классе"...

Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"

Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"...