Что мешает ребенку учиться? Взгляд нейропсихолога на проблемы успеваемости
статья по психологии по теме

Емцова Ирина Владимировна

Как объяснить, что у ребенка могут быть совер­шенно разные способности по отношению к тем или иным учебным предметам. Например, ему легко даются литература и история, а вот мате­матика усваивается гораздо труднее. Частично мы уже коснулись этой темы, комментируя в прошлом номере письмо читателя.* Сегодня по­говорим подробнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_meshaet_rebenku_uchitsya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

•••••••Что мешает ребенку учиться?
Взгляд нейропсихолога на проблемы успеваемости

М. Максименко, нейропсихолог, кандидат психологических наук

Как объяснить, что у ребенка могут быть совер­шенно разные способности по отношению к тем или иным учебным предметам. Например, ему легко даются литература и история, а вот мате­матика усваивается гораздо труднее. Частично мы уже коснулись этой темы, комментируя в прошлом номере письмо читателя.* Сегодня по­говорим подробнее.

Дело в том, что у каждого из нас, как правило, все пси­хические функции развиты в разной степени. Отчасти такое явление объясняется соци­альными, культурно-историчес­кими и педагогическими причинами. Иногда неравно­мерное созревание у ре­бенка высших психичес­ких функций связано с наследственностью или с индивидуальными осо­бенностями развития мозговой деятельности. Итак, что же мешает или что затрудняет возмож­ности ребенка успешно усваивать школьные зна­ния? Не будем забывать, что школьное обучение претерпело значитель­ные изменения. Возрос уровень знаний и уме­ний, необходимых ре­бенку даже на начальных этапах обучения. Про­цесс познания интенси­фицируется как количе­ственно (начальная шко­ла обучает три года), так и качественно (постоян­но растут объем знаний по каждому предмету и количество изучаемых предметов). К сожалению, в последнее десятилетие рез­ко возросло число детей, состав­ляющих группу риска относитель­но успеваемости. Это дети, пере­несшие в раннем детстве черепно-мозговые травмы, страдающие минимальной мозговой дисфунк­цией, возникшей в результате органического поражения голов­ного мозга и других заболеваний центральной нервной системы. Нейропсихология позволяет по­дойти к причинам школьной не­успеваемости дифференцированно, раскрывает механизмы, лежа­щие в основе трудностей школь­ного обучения или поведения ре­бенка. Познакомимся с ними. Итак, любая психическая деятель­ность обеспечивается совместной работой разных участков головно­го мозга. Каждый из них обеспе­чивает функционирование опре­деленного звена психической де­ятельности. Так, специфический вклад в каждую функцию вносят левое и правое полушария голов­ного мозга. Левое отвечает пре­имущественно за речь и двига­тельные функции правой руки, правое - за зрительно-простран­ственные восприятия и двигатель­ные функции левой руки. Лобные отделы мозга регулируют и контролируют любую психичес­кую деятельность, влияют на мо­тивацию тех или иных действий. От них и зависят побудительные силы деятельности ребенка и фор­мирование у него учебной мотива­ции. Патология или функциональ­ная незрелость этих отделов про­являются в нежелании учиться (не­достаточная мотивация), повы­шенной отвлекаемое, неумении сосредоточиться на конкретном, даже коротком задании, невоз­можности выполнить его самосто­ятельно, хотя при постоянной организации и стимуляции педа­гога такое выполнение становится возможным. В более сложных слу­чаях имеют место невозможность вербально - логического мышления (решения задач и счета), неумение делать выводы и обобщения из прочитанного материала при со­хранном, иногда почти дословном пересказе текста. Недоразвитость височных отделов мозга затрудняет восприятие и за­поминание вербального материа­ла, замедляет формирование фоне­матического слуха (основы звуко - буквенного анализа), что мешает понимать прочитанное. Правда, для педагогов начальной школы проблемы слухоречевой памяти ребенка не бывают явными, по­скольку требования к данной пси­хической функции ограниченны. Более отчетливо они выступают позднее, когда школьнику прихо­дится усваивать достаточно боль­шой объем материала по несколь­ким гуманитарным дисциплинам. Теменные отделы коры головно­го мозга позволяют человеку ори­ентироваться в окружающем про­странстве, легко (без помощи калькулятора) автоматизировать счетные операции, а кроме того, прекрасно владеть тонкой моторикой правой руки, что проявля­ется в почерке. Затылочные отде­лы обеспечивают адекватное вос­приятие окружающего мира, хотя нарушение этой функции встре­чается очень редко. Специфической функцией право­го полушария является автоматиза­ция любого двигательного навыка, что необходимо для формирования письма. Музыкальный слух, вос­приятие музыки и других нерече­вых стимулов (специфических предметных шумов), зрительная память - основные функции ви­сочных отделов правого полуша­рия. Их недоразвитость может не позволить ребенку, например, вы­учить японский язык, где для усво­ения иероглифов необходима хоро­шая зрительная память. А вот не­зрелость теменных отделов этого полушария приводит к нарушению конструктивной деятельности, на­глядно-конструктивного мышле­ния, необходимых для освоения понятий геометрии, стереометрии, черчения. Отсюда и проблемы в изучении этих предметов. Следует ли из всего выше сказан­ного, что выявленная (нейропсихологом, психологом или педаго­гом) у ребенка недостаточная сформированность отдельных психических функций или их зве­ньев является непреодолимой и предопределяет всю его последующую, жизнь? В большинстве случаев - нет! Чем раньше будет выявлен тот или иной дефект, тем больше возмож­ностей для его компенсации. Ран­няя коррекция, особенно в на­чальной школе, может помочь преодолеть трудности. Существу­ет путь компенсаторного функци­онирования, когда дефицит лю­бой функции позволяет перестро­ить ее и целенаправленно ввести дополнительные звенья. Так, на­пример, для преодоления наруше­ния непосредственно зрительной памяти возможно применение произвольного словесного проговаривания, повторного зритель­ного воспроизведения, то есть компенсации ее с помощью дру­гой, хорошо сформированной функции - слухоречевой памяти. И такой путь возможно найти для каждого ребенка с учетом его дефицитарных и сохранных психи­ческих функций. Первыми обращают внимание на имеющиеся у ребенка трудности родители и педагоги. Но хотелось бы предостеречь от поспешных действий. По-настоящему выя­вить причины неадекватного по­ведения, ошибок в письме, чтении и математике и наметить пути коррекции и компенсации может лишь специалист-нейропсихолог.

______________________________
*
См. «Директор школы» № 2, с. 48

© Журнал «Директор школы», №3, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что мешает ребенку в успешной учебе?"

Слайд-шоу к родительскому собранию....

Три фразы, которые мешают вашему ребенку учиться

Что не следует говорить ребенку...

Свежий взгляд на решение проблемы.

Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются  процессу оценки. Оценка   проходит в три этапа: первичная, вторичная и переоценка....

Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"

Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"...

Родительское собрание в 5 классе. "Проблемы с русским языком у школьников - может помочь нейропсихология"

Лекция для родителей содержит конкретные советы, как помочь тем ученикам, которые пишут, как курица лапой, имеют грязные тетради, не делают домашние задания....

Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе

В данной презентации проанализирована и законспектирована книга А.Р. Лурии и Л.С.Цветковой "Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе", выложены в виде схем пути восста...