Новый взгляд на решение квадратных уравнений в школьном курсе математики
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Квадратные уравнения находят широкое применение при решении различных задач: начиная с заданий средней школы и до олимпиад самого высокого уровня. В школьном курсе математики подробно изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Специфика предлагаемого материала данной статьи, состоит в поиске более эффективных способов решения квадратных уравнений, кроме общеизвестного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Новый взгляд на решение квадратных уравнений в школьном курсе математики
Квадратные уравнения находят широкое применение при решении различных задач: начиная с заданий средней школы и до олимпиад самого высокого уровня. В школьном курсе математики подробно изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Специфика предлагаемого материала данной статьи, состоит в поиске более эффективных способов решения квадратных уравнений, кроме общеизвестного. Данный материал может быть использован как учителями на уроках, элективных и факультативных курсах, так и учениками для расширения и углубления знаний по решению квадратных уравнений.
Вначале целесообразно вспомнить рациональный способ решения приведенных квадратных уравнений, а именно теорему, обратную теореме Виета.
Если m и n - числа такие что , то и m и n корни уравнения
Доказательство.
Рассмотрим уравнение , подставим вместо p и q их выражения через m и n:
.
Пусть x=m, тогда верное равенство,
значит, m - корень уравнения .
Пусть x=n, тогда верное равенство,
значит, n - корень уравнения .
Теорема доказана.
Эта теорема применима только к приведенным квадратным уравнениям. Таковым можно сделать любое квадратное уравнение, но не всегда теорема, обратная теореме Виета, будет рациональным способом его решения, а именно: если коэффициенты приведенного квадратного уравнения окажутся дробными. Существует ряд теорем, основанных на доказанной теореме, с помощью которых можно решить любое квадратное уравнение. Рассмотрим эти теоремы.
Определение 1.
Уравнение вида будем называть обратным приведенному уравнению
.
Теорема 1.
Корни уравнения, обратного приведенному, обратны корням приведенного уравнения.
Доказательство.
Пусть - корень уравнения
, тогда по определению корня,
- верное числовое равенство, при этом
, так как 0 не удовлетворяет решаемому уравнению.
Разделим данное уравнение на
:
- верное числовое равенство, т.е.
верное числовое равенство. По определению корня, -
корень уравнения
Таким образом, получен алгоритм решения уравнения
Если а и b - числа такие что , то
и
корни уравнения
Определение 2.
Уравнения и
обратные друг другу (a, b, c
Теорема 2. (обобщение предыдущей теоремы)
Корни уравнения обратного данному, обратны корням данного уравнения.
Доказательство.
Пусть - корень уравнения
, тогда по определению корня
- верное числовое равенство, при этом
0, так как 0 не удовлетворяет решаемому уравнению.
Разделим уравнение на
,
- верное числовое равенство, т.е.
верное числовое равенство. Сравним его с уравнением
. По определению корня,
- корень этого уравнения.
Замечание 1.
Теорема имеет практическое значение, когда необходимо быстро придумать новое квадратное уравнение с известными корнями.
Определение 3.
Уравнение вида называются возвратными, они обратны себе.
Из теоремы 2 об обратных уравнениях, имеем:
Следствие 1:
Корни возвратного квадратного уравнения взаимнообратны.
Доказательство.
Рассмотрим уравнение , разделим на a (a
0, так как уравнение полное):
. Пусть
и
его корни, по теореме Виета,
=1. Следовательно
=
Два взаимнообратных рациональных числа имеют вид и
. Значит, рациональные корни возвратного уравнения можно записать следующим образом:
,
.
Теорема 4.
Если уравнение имеет корни
и
, то a= p
q, -b =
.
Доказательство.
Так как =
и
=
- корни уравнения
(a 0, так как уравнение полное), то по теореме Виета
,
то есть
, или (p
, то есть a=
, - b=
.
Алгоритм решения уравнения
Если p и q - числа такие что , то
и
корни уравнения
Для уравнений общего вида также существует рациональный способ решения, основанный на теореме, обратной теореме Виета:
Теорема 5.
Корни уравнения равны
, ,
, где
,
- корни уравнения
Доказательство.
Умножим обе части уравнения на a (a
, так как уравнение полное):
,
.
Обозначим ax=y, тогда - приведенное квадратное уравнение.
Найдем его корни и
по теореме, обратной теореме Виета, то есть такие, что
= -b,
=ac. Из замены следует:
,
.
Рассмотрим две теоремы с помощью которых можно решить уравнения, коэффициенты которых обладают некоторыми свойствами:
Теорема 6.
Если в квадратном уравнении , a+b+c = 0, то
=1,
.
Доказательство.
Рассмотрим уравнение , коэффициенты которого такие, что a+b+c = 0- верное равенство. Подставим x=1 в уравнение, получим a+b+c = 0
Следовательно, по определению корня, =1 корень уравнения
. По теореме, обратной теореме Виета,
=
.
Теорема 7.
Если в квадратном уравнении a-b+c =0, то
=-1,
=-
.
Доказательство.
Рассмотрим уравнение , коэффициенты которого такие, что
a - b + c = 0 верное равенство. Подставим х=-1 в уравнение, получим:
a - b +c =0, следовательно, по определению корня, =-1 - корень уравнения
. По теореме, обратной теореме Виета,
-
.
Из выше изложенного следует, что в качестве основного практического способа решения квадратных уравнений в школе можно выбрать теорему обратную теореме Виета, оставив формулам корней лишь теоретическую роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50082.jpg)
Решение текстовых задач в школьном курсе математики
В школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величина...
методика решения логарифмических неравенств в школьном курсе математики
разбор методов решений неравенств в свете подготовки к ЕГЭ...
Пример нестандартного решения некоторой текстовой задачи школьного курса математики
Некоторые текстовые задачи при решении у учащихся вызывают затруднения. На примере одной задачи я хочу показать нестандартное решение, которое может быть применено и к другим задачам, например, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-253632-1368439402.jpg)
Содержание и роль уравнений в школьном курсе математики
Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объевляется тем, что уравнения широко используются в различных разделах математики, в решении важных пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/29/picture-158369-1388339524.jpg)
Иррациональные уравнения в школьном курсе математики. Методы решения.
Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. Однако в школе иррациональным уравнениям уделяется достаточно мало внимания, но задания по теме "Ирр...
Диофантовы уравнения в школьном курсе математики.
Работа показывает несколько способов решения линейных диофантовых уравнений....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-1451908-1674403811.jpg)
Статья на тему "МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ"
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИМонгуш Ч. А., 4 курс МИ_307 группа ФМФНаучный руководитель - Троякова Г. А., к.ф-м.н., доцент АннотацияАктуальность изуче...