Особенности психологического сопровождения развития обучающихся с ограниченными воозможностями здоровья
материал по психологии по теме
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihol._soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия
«Аскизская школа - интернат ».
Особенности психологического сопровождения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила педагог-психолог
Топоева Т.А.
Аскиз- 2016
Особенности психологического сопровождения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.
На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития (дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью. Плюс имеют диагноз умсвенная отсталость). Они особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Целью психологического сопровождения является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.). На сегодняшний день в нашей школе обучается 61 ребенок, из них 13 статус «ребенок – инвалид» - имеют особые образовательные потребности в различной степени, 1 ребенок (Пышняк Ирина) нуждается в особых образовательныых потребностях, обучается на дому обучения.
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения) школы являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
Остановлюсь подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения и психологического просвещения. По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки обследуются на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) (г. Абакан ЦПМПК в ГБУ РХ Центр «Радость», муниципальная ПМПК с. Аскиз. Специалистами ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку обучаться дальше
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
- создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- экспертная работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- психопрофилактика.
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:
- определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;
- прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
- реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации:
- создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;
- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
- определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
- разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
- создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.
Направления работы педагога-психолога в начальной школе:
- комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
- выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
- реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
- Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
- проведение дифференцированной диагностики учащихся с рекомендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;
- участие в ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;
- составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
- взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, , социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
- знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
- проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;
- осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей (посещение семьи);
- консультирование родителей по их запросам;
- осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;
Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:
- выявление уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы;
- способствование созданию психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.
Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.
При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу педагогом – психологом подробно изучаются данные его анамнеза и особенностей раннего развития.
В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта
Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...
Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)
Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...
Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с О...
Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...
" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очер...
Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)
Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...
Особенности изучения литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Изучение курса литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих)...