" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"
учебно-методический материал по психологии по теме
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений.
Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт.
Кроме роста числа почти всех категорий детей с нарушением интеллекта, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"
На современном этапе развития социума вопросы оказания специальной помощи детям с нарушением интеллекта весьма актуальны. В каждой стране есть такие дети, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт. Кроме роста числа почти всех категорий детей с нарушением интеллекта, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.
Психологическое сопровождение младших школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально – психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
Психологическое сопровождение: понятие, структура, содержание.
Школьный психолог занимается обоснованием педагогических программ и методов общения, диагностической подготовкой к обучению и усвоению различных специализированных программ, выявляют уровень психического развития ребенка, занимаются профориентацией и т. д.
Психолог строит свою профессиональную деятельность, которая направляется собственно психологическими целями и задачами, регулируется своими целями и задачами, регулируется своими ценностями, своими установками на ребенка, формы и методы работы с ним.
Психолог не воздействует на ребенка своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем. Кроме того, цель работы не в том, чтобы «заглянуть» в его внутренний мир, узнать, как устроен он, его отношения с миром и самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений.
Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен школьный психолог. [14; стр.15]
В основе психологической деятельности школьного психолога лежат три основные идеи.
Идея первая: суть психологической деятельности — в научно-методическом руководстве учебно-воспитательным процессом в школе.
Идея вторая: смысл деятельности школьного психолога — в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей.
Идея третья: суть школьной психологической деятельности — в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения.
Сопровождение ребенка опирается на те, личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находиться в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне.
Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в модель школьной психологической практики закладываем безусловную ценность в н у т р е н н е г о мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.
Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Психолог может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. В процессе сопровождения психолог, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психологическое сопровождение, осуществляемое школьным психологом, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок, и ту систему обучения и воспитания, которую выбрали для него родители.
Цель сопровождения - создать в рамках объективно данной ребенку социально - педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
Психологическое сопровождение ребенка в школе осуществляется педагогическими средствами через педагога и воспитательные воздействия. Психолог в свою очередь помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников.
Концептуальные следствия идеи сопровождения.
Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность школьного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Содержательные следствия идеи сопровождения.
Психологу нужно обоснованно и четко подойти к отбору содержания конкретных форм работы и самое главное — определить понятие социально-психологического статуса школьника. Тогда он может ответить на вопрос, что именно нужно знать о школьнике для организации условий его успешного обучения и развития. Социально-психологический статус школьника представляет собой систему психологических характеристик ребенка. В эту систему включают параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социально-психологических условий обучения и развития. В целом эти параметры могут быть условно разделены на две группы.
Первую группу составляют особенности школьника. Прежде всего, особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и учитывать при построении процесса обучения и взаимодействия.
Вторую составляют различные проблемы или трудности, возникающие у школьника в различных сферах его школьной жизни и внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях. Их надо находить и корректировать (развивать, компенсировать). И те, и другие нужно выявлять в процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения.
Психолог справится со своей сложной профессиональной задачей только в том случае, если сможет наладить с педагогами школы прочный профессиональный контакт, истинное сотрудничество, позволяющее создавать детям комфортные и продуктивные учебные и развивающие условия.
Сопровождение же представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологическое целое и способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.
Деятельность психолога в рамках сопровождения
предполагает:
- осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития
- определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников
- разработку и внедрение определенных мероприятий форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников
- приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат
Задача психолога — создать такие условия, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведении, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире.
Дети с нарушением интеллекта обучаются в школах-интернатах. Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий. Детям трудно привыкнуть к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети не всегда хорошо относятся к новичкам. Поэтому вливание в коллектив часто оказывается весьма болезненной для ребёнка.
Зачастую причиной неуспешности ребенка является не только интеллектуальные нарушения, но и личностные особенности. Развитие направлено не только на развитие познавательной сферы, но и на коррекцию личностных особенностей учащихся (эмоциональная сфера, саморегуляция, самооценка, личностные отношения). Как показывает опыт - это является наиболее результативным при коррекции недостатков у учащихся с нарушением интеллекта.
Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии не ограничивается только консультированием и психо - коррекционными занятиями. Эффективность психологической помощи в значительной степени зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии.
Следует выделять основные этапы процесса психологического сопровождения.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка:
- определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
- подготовка необходимой документации:
- составление графика работы.
Ориентировочный этап включает следующие задачи:
1. установление контакта с родителями и родственниками ребенка;
- установление контакта с группой (классом), которую посещает ребенок, с классным руководителем или воспитателем;
- ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
- совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.
Этап планирования содержит в себе:
1. создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;
2. утверждение этой программы со всеми специалистами, которые работают с ребенком.
Составление программы сопровождения возможно только после тщательного клинико-психологического, психолого-педагогического обследования ребенка.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи:
1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка и
педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением интеллекта для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей;
2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного
процесса;
3.Научно-просветительская и консультативная работа с
педагогами, дефектологами и логопедами, учителями,
воспитателями и др. специалистами, работающими с ребенком.
Деятельностный самый трудный и ответственный этап сопровождения должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению координируют работу всех участников, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана, постепенно передавая свой опыт и свои функции родным и близким ребенка. Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности. Исключается авторитарность в отношениях с семьей, которая фиксирует пассивность семьи и ее зависимость от специалистов.
При этом не может быть отдельной работы с ребенком, и не может быть отдельной работы с семьей. Главное - это обогащение и развитие семейной ситуации, расширение потенциала развития каждого его участника.
Заключительный этап включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка (дополнительные коррекционные занятия, продолжении обучения в специальном или общеобразовательном учреждении, обучение в школе с профессиональной ориентацией или получении профессионального образования).
Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения, по решению той или иной проблемы.
Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения рекомендуется вести соответствующую документацию (дневник динамического наблюдения, где каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка). В этом дневнике психолог дает развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Такая форма работы позволяет проследить динамику изменений в процессе сопровождения и оптимизирует процесс коллективного взаимодействия специалистов во время его сопровождения.
Психологическое сопровождение должно осуществляться постоянным специалистом-психологом. Если ребенок обучается в специальной школе, его реализует школьный психолог. Ему необходимо помогать каждому воспитаннику коррекционной школы воспитывать в себе симпатию по отношению к другим детям, взрослым и формировать привычки, позволяющие в будущем хорошо заботиться о себе и об окружающих. При этом психологам необходимо быть терпеливыми и спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам и психологам необходимо знать и изучить психологические возможности детей с отклонениями в развитии.
Психологическое сопровождение процесса обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта включает:
- изучение (диагностику) уровня развития детей;
- организацию индивидуальных и групповых занятий психолога с детьми;
- консультативную помощь педагогам;
- консультативную помощь родителям.
Важным элементом психологическою сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. С результатами наблюдений необходимо знакомить родителей для координации совместных усилий психолога и воспитания в семье.
Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т.е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оцепить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальных программ.
Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей, сделать наглядными их детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Обязательным условием работы с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный ребенку (группе детей), готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность, адекватно оценивать собственные усилия.
Целью каждого образовательного этапа являемся переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ему еще предстоит освоить. При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу (Образовательный центр, УВК, ПМС и др.).
Для организации работы с учащимися, с выраженной умственной отсталостью, целесообразно вести записи о продвижении детей в различных аспектах обучения, что помогает учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся, определить задачи и содержание работы в текущий период, оцепить адекватность и эффективность проведенных коррекционных мероприятий
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий.
Как наиболее значимые, выделяем следующие уровни осуществления деятельности:
-деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
-деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность;
- умение исправить допущенные ошибки.
В процессе психологического сопровождения необходимо:
1.Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.
2.Создать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения.
3.Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Выделяют семь этапов психологического сопровождения: подготовительный, ориентировочный, этап планирования, этап реализации, деятельностный, заключительный, рефлексивный.
Выводы.
Изучив литературу, можно сделать вывод, что у всех детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, высшая нервная деятельность и психические процессы имеют ряд особенностей.
Умственно отсталые дети очень медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. По причине замедленности и непрочности процесса запоминания программу четырёх классов массовой школы дети с нарушением интеллекта усваивают за 7-8 лет. Ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, делает воспроизведение учебного материала крайне неточным.
Опосредованные приёмы запоминания малодоступны умственно отсталым детям.
У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех форм мыслительной деятельности: практически – действенной, наглядно – образной и словесно – логической. Все мыслительные процессы отличаются своеобразием. Легко обнаруживается неупорядоченность, бессистемность при анализе объекта, непоследовательное называние того, что бросается в глаза, без выделения существенных признаков. Отличительной чертой всей мыслительной деятельности умственно отсталых школьников является тугоподвижность, стереотипность процесса мышления.
У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности. Речевое недоразвитие обнаруживается в нарушениях всех компонентов речи. Звукопроизношение часто удаётся исправить к окончанию начальной школы, а бедность словаря и недостаточная дифференцированность значений слов часто сохраняется до старших классов.
Употребляемые детьми с нарушением интеллекта предложения часто построены примитивно, с ошибками в согласовании и управлении, распространены пропуски членов предложения, иногда даже главных. Уровень развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации человека, у рассматриваемого контингента детей крайне низкий, овладение монологической речью оказывается чрезмерно сложной задачей. Отставание и особенности становления устной речи обусловливают трудности в овладении письменной речью. Регулятивная функция речи также недостаточно сформирована. Таким образом, обнаруживается тесная взаимозависимость в развитии речи и мышления, патологическое формирование которых в свою очередь связано с нарушением формирования других психических процессов.
Среди особенностей эмоционально – волевой сферы детей младшего школьного возраста с нарушением познавательной деятельности исследователи отмечают недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии с отдалёнными целями. Всем свойственна эмоциональная незрелость, недифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.
Для детей младшего школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в России существуют специальные (коррекционные) образовательные школы VIII вида, школы – интернаты, занимающиеся по программам вспомогательных школ, допускается домашнее обучение.
Но, несмотря на ограниченность выбора образовательного учреждения, в специальных школах России оказывают квалифицированную педагогическую помощь. Ребёнок с нарушением интеллекта получает психологическую помощь.
В нашем образовательном учреждении каждому ребёнку с нарушением интеллекта оказывают квалифицированную педагогическую и психологическую помощь.
Список использованной литературы.
- Балуева Е.Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития (выдержки из статьи)
- Башун А. Л., Карпова Н. К., Карпов К. Н. Комплексная коррекция личности детей с диагнозом ЗПР в условиях специализированного ДОУ // Психология образования: региональный опыт. — М, 2005.
- Безух С.М., Лебедева С.С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей – инвалидов. Изд.: Речь, 2007 – С. 110.
- Воронкова В.В. Олигофренопедагогика. Пособие для ВУЗов. Изд.: Дрофа, 2009. – 397с.
- Гайфуллина Л. К. Личностно-ориетированная коррекция эмоциональных проявлений у младших школьников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дисс. — М., 2004.
- Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника.- СПб.: Речь, 2009. - 160 с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь 2006 – С. 53-208с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии СПб.: Речь, 2006 – 400с.
- Шипицына Л.М Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие.- СПб.: ВДАДОС Северо - Запад, 2010.- 279 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида 2012 уч. год.
По результатом проведенного исследования психоэмоционального состояния учащихся, данные отражают в целом .Рекомендации психолога классному руководителю по осуществлению благоприятной адапт...
Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...
Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)
Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...
Сценарий Отчётного концерта "Волшебный мир искусства" учащихся и педагогов школы-интерната VIII вида.
Сценарий Отчётного концерта "Волшебный мир искусства" учащихся и педагогов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....
Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы-интерната VIII вида на тему: "Страна законов"
Занятие разработано для обучающихся 14-15 лет корреционных школ VIII вида. Цель занятия: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний....
Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы-интерната VIII вида на тему: "Страна законов"
Занятие разработано для обучающихся 14-15 лет корреционных школ VIII вида. Цель занятия: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний....