Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)
статья по теме

Имшинова Зоя Николаевна

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными  возможностями здоровья

в специальной (коррекционной) общеобразовательной

школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы

( из опыта работы)

                                                   Имшинова Зоя Николаевна

                                                                Руководитель  структурного

                                                                              подразделения по социальной работе

                                          ГБОУ СКОШИ №102

                                             

В последние годы в  России наблюдается рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.

Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 102 является работа с семьёй. Мы считаем, что качество образовательного процесса может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Для более эффективного взаимодействия  школы с родителями  разработана общешкольная программа «Семья и школа – единое образовательное пространство», которая предусматривает комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение семейного воспитания от первых дней пребывания ребенка с ОВЗ в школе-интернате до его трудоустройства.

Целью семейного сопровождения является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (в школе, в семье, и т.п.).

В нашем учебном заведении сопровождение осуществляется по следующим направлениям и включает в себя:

1.формирование социально-педагогической компетенции родителей как необходимого условия осознания ответственности за жизнь и судьбу своих детей;

2. психолого-педагогическую поддержку родителей в трудных, кризисных и  экстремальных ситуациях;

3. психолого-педагогическое ориентирование процесса семейного воспитания.

Большая роль в организации оптимального взаимодействия педагогов школы-интерната с родителями принадлежит школьному психологу. Он обладает соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся, консультирование педагога и родителей по поводу форм взаимодействия с ребенком.

Семья должна знать о работе, которая проводится с ребенком. Для этого в нашей школе практикуется заключение договора с родителями, где оговариваются условия работы, которую проводит психолог с ребенком. Каждый родитель не только знакомится, но и принимает свое решение о согласии или не согласии психологического сопровождения. Специалист знакомит родителей с данными диагностических исследований.

Особая роль во взаимодействии с семьей отводится деятельности социальной службы школы-интерната, которая выступает посредником между школой, государственным сектором и общественными организациями в оказании помощи детям с ОВЗ и их семьям.

В нашем учреждении накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников.

Социально - педагогический мониторинг семьи. Любую работу с семьей мы начинаем с её изучения, которое проводится, согласно разработанного алгоритма. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, проанализировать проблемы, имеющиеся в семье, во-вторых, проконсультироваться со специалистами по вопросу оказания помощи семье, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

На основе собранной информации разрабатываем индивидуальную для семьи и общую для группы детей комплексную программу поддержки. В процессе ее разработки выявляем барьеры, препятствующие интеграции ребенка и его семьи в социум, намечаем стратегию поддержки.

Социальный патронаж – одна из самых важных и продуктивных форм работы социального педагога с семьей . Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Посещение семьи на дому позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Консультационные беседы занимают не менее важное место в деятельности нашей социальной службы, наряду с патронажем. Опыт работы социально-психологической службы нашей школы показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь матерей. Эта поддержка заключается в выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи, создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с ОВЗ , формирование положительных установок у родителей.

Для родителей наших учащихся характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие часто пренебрежительно относятся к данной категории родителей, считая, что причиной рождения у них ребенка с ОВЗ стал неправильный образ жизни. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают, а поддерживают. Беседы с социальным педагогом и психологом – это единственная возможность спокойно, без стеснения пообщаться, расслабиться, задать трудные вопросы. Родители , воспользовавшиеся предложенными рекомендациями специалистов реализуют их, корректируя  родительско-детские отношения в семье.

Во время индивидуальных консультаций, с приглашенным семейным психологом, родителей информируют о возможностях психологической разгрузки и снижения уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением необычной родительской роли.

Часто родители сопротивляются диагнозу, завышая требования к своему ребенку. Мы в беседах формируем адекватное отношение к ребенку, помогаем принять диагноз своего ребенка, принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть.

Работа с такими семьями очень трудная, требующая ряда этических принципов. Надо уметь расположить родителей к разговору, следует соблюдать конфиденциальность, деликатность. Поэтому работу с семьей строим с использованием индивидуального и личностного подходов, с учетом специфики конкретной семьи.

Семьям наших учащихся с ОВЗ необходима социально-правовая поддержка, которая включает такие виды деятельности как:

  1. проведение тематических бесед для родителей с целью их юридического просвещения по вопросам прав и льгот;
  2. помощь в подготовке необходимых документов для оформления инвалидности (писем, заявлений, документов в различные государственные инстанции);
  3. помощь в организации отдыха детей, получения пособия.

Педагогический коллектив школы - интерната сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка.

Родительские собрания остаются самой распространенной формой групповой работы с родителями на протяжении многих лет. Они играют также большую роль в установлении позитивного контакта между школой и семьей и проводятся последнее время у нас в нетрадиционной форме.

Организуем встречи родителей с администрацией по классам, приглашаем на собрания специалистов (юриста, психолога, нарколога, психотерапевта, врача-педиатра, логопеда, инспектора ГДН и т.д.), организуем для родителей выставки-ярмарки, на которых они могут приобрести поделки, сделанные руками детей, комплекты постельного белья, пошитые учащимися старших классов. Организуем  просмотр видео - фильмов, отражающих мероприятия, проводимые в школе-интернате. Дети готовят концертные номера для родителей, проводим анкетирование родителей, награждаем их грамотами, благодарственными письмами.

 Такие собрания повышают педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание детей, сплачивают родительский коллектив, создают в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Большую помощь в работе с родителями нам оказывает родительский комитет. Члены родительского комитета участвуют в посещении семьи, в заседаниях Совета по профилактике правонарушений, в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между педагогами и родителями, родителями и администрацией, помогают в проведении общешкольных мероприятий,  участвуют в консультировании.

«Дни открытых дверей» - стали традицией в школе-интернате. Ежегодно организуем встречи для родителей, учителей, воспитателей, специалистов и учащихся с целью знакомства с возможностями нашего образовательного учреждения, демонстрации своих достижений.

«Неделя семьи» проходит ежегодно в апреле. Родители могут посетить уроки, получить консультацию специалистов, более подробно ознакомиться с работой школы-интерната, принять активное участие в мероприятии «Мама, папа, я – спортивная семья».

«День здоровья» традиционно проводится в конце мая. Родители со своими детьми и сотрудниками школы выезжают на теплоходе на природу.

Используем и такие формы работы как тестирование, анкетирование, например, для определения характера взаимоотношений в семье, для выявления нравственного микроклимата в семье и ее традиций.

Методом анкетирования ежегодно выясняем степень удовлетворенности родителей учебным заведением.

С марта 2012г. в школе стала выходить газета «Школьный калейдоскоп», в которой есть страничка и для родителей. Газета пользуется большой популярностью у родителей наших учеников.

Администрация школы-интерната в течении учебного года организует для детей и родителей совместные экскурсии, походы в цирк, театр, на выставки.

Оформляется и периодически обновляется информационный стенд для родителей. С помощью вывешенной на стенде информации, родители могут получить ответы на интересующие их вопросы, ознакомиться со своими правами и обязанностями, а также правами и обязанностями учащихся, получить советы психолога, врача, юриста.

Большое значение в нашем учреждении уделяется развертыванию системы педагогического всеобуча родителей. В школьной библиотеке имеется большая подборка книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию своих детей.

В последние годы отмечается возросший интерес родителей к образовательно-воспитательному процессу, происходящему в школе, их доверие к педагогам.

Родители все больше прислушиваются к мнениям тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. А это побуждает специалистов непрерывно профессионально совершенствоваться, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с семьей.

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в школе-интернате немыслимо без тесного сотрудничества с внешкольными учреждениями (отделом социальной защиты, отделом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, биржей труда, правоохранительными органами, поликлиниками и т.д.). От того как эффективно будет осуществляться это взаимодействие, зависит успешность решения многих жизненно важных проблем для детей с ОВЗ и их семей, что будет способствовать более успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в обществе.

Литература:

1. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стреблева, А. В. Закрепина.

2.Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 3-102.Волкова Н. Социально-педагогическая служба школы - направления работы. Социальная педагогика-2007г.-№2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"

электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...