Особенности изучения литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по литературе
Изучение курса литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности изучения литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Особенности преподавания литературы у слабослышащих »
В России насчитывается 190т. Инвалидов по слуху (портал Милосердие.ru) и с каждым годом их число растет.
Возникает потребность для создания благоприятных условий обучения, доступности образования, в том числе и профессионального.
Так в чем же сложность обучения данной категории учащихся?
- Уровень языкового развития таких ребят достаточно разнороден: от свободно говорящих (но таких единицы) и хорошо понимающих речь окружающих, с неплохим лексическим запасом, до почти неговорящих и совсем не понимающих устную речь.
- Одни носят слуховые аппараты (но слышат плохо) , другие же не носят их совсем.
В результате образовательный процесс, который базируется на передаче информации через устную речь , представляет серьезные трудности для обеих сторон учебного процесса.
Чтение художественной литературы (все ее жанры), пересказ, анализ и др. виды работ на уроках . ,«объемые тексты» и незнакомые слова «пугают» слабослышащих учащихся. Порою вызывая отторжение и нелюбовь к предмету.
Речь у них сформирована на основе зрительного восприятия. Поэтому упор следует делать на этом аспекте, на эмоции,учить образному восприятию (например, при изучении лирических произведений).
Каждый урок литературы – это «открытие» ,постоянное пополнение лексического запаса.
Можно использовать следующий алгоритм:
Новое слово иллюстрация «поиск жеста» запоминание
Подготовка к уроку требует тщательной выборки материала.
Устная речь преподавателя должна быть понятна. Немаловажную роль играет «сработанность» учителя и сурдопереводчика, его жестовый и лексический запас, качество перевода. Большой удачей будет для всех, если рабочий тандем состоится.
Слабослышащие учащиеся должны уметь вести «диалог» и производить анализ текста.
На уроках литературы можно использовать тестирование. Например, при изучении теоретического материала.
Цель каждого урока – получение представления об уровне подготовки самостоятельной связной речи, уровне их грамотности, объеме лексики, о способности самостоятельного продуцирования логически обоснованных высказываний.
Уроки литературы должны способствовать воспитанию публичности (например, жестовое чтение лирических произведений, пересказ).
Это качество необходимо для будущей работы и жизни в коллективе, умение устно конструктировать тексты.
Преподавателям, работающим с такими учащимися, следует знать специфику проведения занятий и общения.
- При разговоре преподавателю следует находится перед ними достаточно близко, чтобы они видели лицо говорящего.
- Желательно, чтобы у них были слуховые аппараты.
- Наличие сурдоперевода.
- Наглядность.
- Дозированность подачи информации
- Много писать на доске, пользоваться письменной речью.
Личность педагога, который работает со слабослышащими очень важна. Ему необходимо учитывать всю социально-биологическую картину личности «исключительного» ребенка и понимать, что он имеет дело с особенными детьми.
Постоянная работа над собой неизбежна и в смысле приобретения теоретической и практической подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья...
Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ...
Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с О...
Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...
«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»
laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»...
Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)»
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и являетс...