Выступление педагога-психолога перед родителями выпускников 11 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (11 класс) на тему

Залалова Гульназ Галинуровна
Выступление перед родителями выпускников
Родительское собрание
Родители выпускников 11 класса
Способы снять нервно-психическое напряжение
Способы мобилизующие интеллектуальные возможности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слово педагога-психолога

Экзамен — ситуация, требующая концентрации и немедленного ответа, когда в организме человека срабатывает механизм «запуска стресса». Экзамен — двойная психологическая нагрузка, связанная, как с периодом подготовки, так и с моментом сдачи самого экзамена. Все это время учащиеся психологически и физически находятся в состоянии стресса, который может привести к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональном сдвиге, изменение мотивации,  нарушениям двигательного и речевого поведения, что может отразиться на результатах сдачи экзамена.

В силах родителей помочь своему ребенку психологически подготовиться к предстоящему испытанию.

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, которые определяют успешность ребенка в сдаче экзамена. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Задача родителей и педагогов – научить его справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать», «Зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  1. Собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.
  2. Организовать режим. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы – отдыхать, не дожидаясь усталости лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ученик обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая). Обязательно давайте детям, как следует выспаться, включайте в их рацион побольше фруктов, соков, побалуйте шоколадом.
  3. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся более сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
  4. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
  5. Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью – пусть занимается ночью. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра, не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен – ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы несерьёзно относитесь к его испытаниям, которые для него важны.
  6. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Способы снять нервно-психическое напряжение:

  • спортивные занятия;
  • контрастный душ;
  • мытье посуды;
  • скомкать лист бумаги и выбросить;
  • слепить из газеты свое настроение;
  • громко спеть свою любимую песню;
  • вдохнуть глубоко 10 раз;
  • прогуляться по лесу;
  • потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".

На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а недостаток жидкости резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. Лучше всего подходит минеральная вода или зеленый чай.

Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом:

- Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

- Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание». Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков. Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты.

Успешная сдача экзаменов – это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть своя зона ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...

Рекомендации педагога-психолога ученикам 9, 11-х классов перед выпускными экзаменами

Памятка ученикам 9, 11-х классов перед выпускными экзаменами...

Выступление педагога - психолога на собрании для родителей будущих первоклассников.

Родительское собраниеВыступление педагога-психолога«Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе».Цель выступления педагога психолога на родительском собрании:знакомство родителей с видам...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.

Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.Работа представлена в двух файлах: 1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в на...

Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»

Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме: Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

В данной работе рассматриваются стили семейного воспитания и роль семьи в нравственном воспитании школьников,...