Выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме: Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"
презентация к уроку

Евгения Владимировна Федотова

В данной работе рассматриваются стили семейного воспитания и роль семьи в нравственном воспитании школьников, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект выступления 49.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

Роль родителей в нравственном воспитании своих детей

1

Школа играет важную роль в воспитании подрастающего поколения и ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка, дает ему первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

2. Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей,  он  развивается в ответ на их характер и их поведение. Эрих Фром

Семья  составляет  первую  общественную  среду  ребёнка.   Родители являются образцами, на которые  ребёнок  ориентируется  ежедневно.  Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Для  ребенка семья - это целый мир,  в котором он живет,  действует,  делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.  

3 Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка

влияют:

 

Семья - 50%

СМИ, телевидение  - 30%

школа - 10%

улица -10%.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, убеждений и действия слова и дела. Что же представляет собой нравственное воспитание?

4. Нравственное воспитание это- систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

Само  нравственное  воспитание  осуществляется  путём  формирования  у ребёнка  нравственных  потребностей  и  убеждений,  нравственных  чувств   и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

5. Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки   гармоничной личности

    Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

6. Ребёнок  ждёт от родителей:

ЛЮБВИ  ТЕПЛА  ОДОБРЕНИЯ  ЗАБОТЫ  ПОДДЕРЖКИ  ПОХВАЛЫ  ПОНИМАНИЯ  НЕЖНОСТИ УЛЫБКИ

      Очень часто родители жалуются на своих детей и недовольны ими, особенно часто это происходит, когда ребёнок достигает подросткового возраста, и в нём заостряются некоторые черты характера и проявляется бунтарство и протест против родителей, школы или всего мира в целом. Типологию поведения ребёнка в подростковом возрасте можно прогнозировать заранее  в зависимости от стиля воспитания, который применят родители.

Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным?

У каждого есть отрицательные черты характера, которые мешают нам быть лучше. Полезно взглянуть  на себя со стороны.

       Существует несколько типов семейного  воспитания. Некоторые я сейчас перечислю. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами.

7. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1 Авторитарный стиль

2 Гиперопека

воспитание    ОПЕКОЙ

3 Кумир семьи

4 Гипоопека

воспитание РАВНОДУШИЕМ

5  Хаотический стиль

противоречивый

6  В КУЛЬТЕ    БОЛЕЗНИ

7 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

воспитание доверием

8  стиль воспитания  АВТОРИТАРНЫЙ

Авторитарный стиль (диктатура)— все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

    Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

9. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Мнение родителей: Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

 Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

                                                             

10. ГИПЕРОПЕКА 

воспитание    ОПЕКОЙ

  • Ребенок  лишен  самостоятельности, следует    советам взрослых
  • Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
  • Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
  • Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
  • Родители тепло и заботливо относятся к ребенку, но контролируют каждый его шаг, не позволяют ему ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых.
  • Они вмешиваются в его взаимоотношения со сверстниками и навязывают свои пути выхода из детских конфликтов.

  • 15.  Они запрещают все, что с их точки зрения может представлять хотя бы малейшую угрозу его здоровью, вплоть до катания с крутых горок.
  • Все действия ребенка проходят под неусыпным взором взрослых.
  • Домашние задания выполняются вместе с детьми. Как правило, решения подсказывают взрослые.

  • зависимость
  • трудности в общении
  • неприспособленность к жизни
  • привычка, что за них все решают
  • эгоцентризм

     Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста, к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

12. КУМИР СЕМЬИ

  • Ребенок обожаем и любим. Это может быть «поздний» ребенок в семье.
  • Отсутствие  запретов
  • Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
  • Освобожден от всех обязанностей
  • Родители выполняют все его требования и малейшие капризы. Порой, отказывая себе, они покупают ему дорогие вещи и игры.
  • Часто родители делают за него то или иное домашнее задание только потому, что ребенок сам не хочет его сделать.

  • 13. эгоизм
  • безответственность
  • желание получать всё и сразу
  • потребительское отношение к окружающим
  • упрямство
  • непонимание запретов

     Совет родителям: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

14  ГИПООПЕКА 

воспитание   РАВНОДУШИЕМ

  • Ребенок не получает в семье должного тепла и внимания, он предоставлен сам себе, родители практически не контролируют его времяпрепровождение и занятия
  • Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
  •  Временами вспоминают, что он есть  и уделяют минимум внимания
  •  Вынужден сам думать о себе, завидует  всем детям
  • Родители считают,  что  в   их обязанности входит лишь кормить  и  одевать ребенка
  • 15 Родители не формируют у него целенаправленно навыки социальной жизни, не обучают его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо», не следят за выполнением домашних заданий, не знают , что происходит у него в школе.
  •  Их не интересуют детские проблемы, ребенок не может получить от родителей добрый совет.

  • Формируется комплекс неполноценности
  • Вовлечение в «дурную» компанию
  • Склонность к правонарушениям

     Итак, ребено, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.          Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

     Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

 Принцип   «Делай что хочешь, мне все равно»

   Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым.

   Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

16. ХАОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Противоречивый

  • Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками, приводящие к семейным конфликтам.

 

  • У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, неосознанные поступки, когда родители говорят одно, а делают другое, что приводит к потере родительского влияния на детей.

  • 17. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. 
  • При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка, неумение доводить до конца начатое.
  • Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим

мнением старших, родителей. 

    Ребенок предоставлен сам себе, следствием чего не редко являются проявления негативного поведения, правонарушений, чрезмерные, а порой и неприемлемые развлечения, плохая учеба и т.п. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.

   Все часто зависит от настроения.

    Неприятности на работе, плохие отношения в семье, и часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного.

     Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение.      

Слишком мало времени для воспитания ребенка. Многие слишком загружены работой.

       Совет родителям: Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) поговорите с ним, обсудите события за день, а малышам можно рассказать  сказку или почитать книжку. Ребенку это необходимо.

18.  В КУЛЬТЕ    БОЛЕЗНИ

  • Когда  ребенок  болеет  достаточно  серьезным хроническим   заболеванием
  • Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
  • Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им.  
  • Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
  • Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности.  
  • Ждет сочувствия и сострадания ото всех

        

  • С трудом приспосабливается к действительности  

 

19.  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

воспитание доверием

  • Родители предоставляют ребенку определенную самостоятельность, уважают его человеческое достоинство, позволяют часто самому регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь.
  •  Они всерьез заинтересованы в том, чтобы ребенок самостоятельно принимал решения, для этого создают ситуации выбора и помогают ему самому принять то или иное решение.
  •  Родители снисходительны к ошибкам ребенка и признают свои. Ошибки обсуждаются вместе с родителями и совместно ищутся пути их исправления.
  • Родители контролируют учебную деятельность ребенка, доверяя ему и помогая по мере необходимости советом.
  • Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы.
  • 20. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
  •  Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

  • Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

Демократический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

    Задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком.

    Конечно, нельзя говорить, что рассмотренные нами сегодня стили воспитания ребенка в семье строго определены. Встречается и смешение стилей воспитания. Часто случается, что мама использует один стиль, а папа другой и в результате возникают конфликты между родителями, а дети очень быстро приспосабливаются к тому стилю, который им наиболее выгоден.

21. Дети – свидетели, они учатся жить у жизни

   Сотрудничество в семейном воспитании принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом. Пусть эти родительские истины помогут вам в воспитании ваших детей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

22  СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.
  • Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной
  • Уделяйте ему больше свободного времени
  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах
  • 23 Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах
  • Слушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте  их
  • Разговаривайте  друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга
  • Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей
  • Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем
  • Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни
  • 24. Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.
  • Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи
  • Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний. Именно в таких  ситуациях ребенок учиться доверять Вам  свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами  

25. Воспитание детей - дело нелегкое, и родители должны с полной ответственностью относиться к своим обязанностям. Надо всегда помнить, что именно в семье ребенок получает представление о хорошем и плохом, в семье формируется его характер и привычки. Совместно со школой  нужно решать проблемные вопросы, чтобы избегать негативных последствий поведения наших детей. Мы вместе должны помочь нашим детям стать добропорядочными членами общества, достойными представителями своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского собрания "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

познакомить родителей с их ролью в нравственном воспитании своих детей...

Родительское собрание "Проблемы семейного досуга. Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного окружения. Об этом и пойдет речь в предоставленном материале....

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Родительское собрание, наряду с классным часом и коллективным творческим делом, относится к числу основных форм работы педагога с юными и взрослыми членами классного сообщества. А это означает, что от...

Презентация к родительскому собранию «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Цель:Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.Задачи:показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;формировать культуру общения родителей и дете...

Родительское собрание "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Материал поможет родителям правильно строить отношения с детьми, воспитывать высокие нравственные качества ребёнка...

Конспект родительского собрания для школьников 5-7 класса на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

В настоящее время переход к рыночной экономике меняет систему человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно не растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о воспитании детей...