Выступление педагога - психолога на собрании для родителей будущих первоклассников.
методическая разработка по теме

Кузнецова Лариса Николаевна

Родительское собрание

Выступление педагога-психолога

«Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе».

Цель выступления педагога психолога на родительском собрании:

знакомство родителей с видами психологической готовности детей к школе;

способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление психолога на собрании для родителей будущих первоклассников

на тему: «Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе».

Добрый вечер, уважаемые родители!

Вас наверняка уже начали волновать вопросы о том, как подготовить ребенка к школьному обучению, что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Итак, существует несколько видов готовности ребенка к школе:

  1. Психофизиологическая готовность;
  2. Психолого-педагогическая готовность;
  3. Социально-личностная готовность.

Поговорим подробней о психофизиологической готовности.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному (т.е. паспортному) возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

        Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму.

        И, наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается ко взрослому по внутреннему ощущению времени.

         При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а так же в общении со своими сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений – один из важных показателей степени подготовленности к школе.

        Несомненно, важна и мелкая моторика.

Высокий уровень развития мелкой моторики – это одна из самых важных предпосылок успешного обучения. Но у многих детей 6-7 лет это умение сформировано недостаточно.

Если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, то используйте оставшееся время для укрепления руки и развития моторики. В этом вам поможет комплекс упражнений (памятки раздать)

Теперь поговорим о психолого-педагогической готовности.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Еще одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что  обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Произвольное поведение – это умение слушать и умение слушаться.

Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.

Произвольность проверяется тестом «Графический диктант». Ребенку предлагается нарисовать 3 узора по клеточкам, следуя словесной инструкции.

Формируйте у ребенка произвольное поведение – умение подчинять свое поведение воле.

В этом могут помочь, например, следующие игры:

- конструирование;

- игра «Да и Нет не говорить».

Так же следует обратить особое внимание на развитие внимания, мышления и памяти.

ВНИМАНИЕ

Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе.

Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например:

- игра «Что изменилось?»;

- игра «Найди отличия»;

- игра «Опиши соседа»;

- игра «Сделай как я» и т.п.

МЫШЛЕНИЕ

Для развития мышления можно использовать такие игры как:

- игра «Поиск противоположного»;

- игра «Поиск аналогов»;

- игра «Назови одним словом»;

- игра « 4-ый лишний» и т.п.

ПАМЯТЬ

Для развития памяти можно использовать такие игры как:

- игра «Что исчезло?»;

- игра «10 слов»;

- игра «Фотоаппарат».

Сейчас коротко о социально-личностной готовности.

Социально-личностная готовность ребенка заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника.

Формируйте у ребенка мотивацию к учению, рассказывайте о школе (и положительные и отрицательные моменты), рассказывайте о требованиях школы, развивайте коммуникативные навыки, учите ребенка правильно реагировать на неудачи, на замечания учителей и т.д.

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения!

До новых встреч!


Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
  3. Занятия с пластилином;
  4. Занятия с конструктором: закручивание гаек, шурупов;
  5. Игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;
  6. Вырезание ножницами;
  7. Рисование различными инструментами и материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью;
  8.  Работа с бумагой: складывание оригами, плетение, аппликация;
  9. Графические упражнения: штриховка-обводка, штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров непрерывными движениями руки, дорисовывание предметов;
  10. Раскраски.

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
  3. Занятия с пластилином;
  4. Занятия с конструктором: закручивание гаек, шурупов;
  5. Игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;
  6. Вырезание ножницами;
  7. Рисование различными инструментами и материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью;
  8.  Работа с бумагой: складывание оригами, плетение, аппликация;
  9. Графические упражнения: штриховка-обводка, штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров непрерывными движениями руки, дорисовывание предметов;
  10. Раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Презентация для собрания с родителями будущих первоклассников.

Презентация для собрания с родителями будущих первоклассников....

Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...

Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников

Очень скоро ваш ребенок станет первоклассником. И сейчас наверно каждого из вас волнует вопрос: А  готов ли мой ребенок школе? Как он будет учиться? Как помочь ему, если возникнут первые школьные...

Выступление на Дне открытых дверей для родителей будущих первоклассников

Представлен текст выступления перед родителями будущих первоклассников...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Адаптационный период первоклассников»

Данное выступление направлено на психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребёнка к школе...