Применение игротерапии с использованием пальчиковых кукол при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.
статья по психологии на тему
Данная статья адресована учителям начальных классов, педагогам-психологам, преподавателям дополнительного образования.
Одним из направлений работы по сопровождению ребят в адаптационный период является применение занятий по кукловедению, в которых я использую техники игротерапии. Игротерапия предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Мой опыт показывает, что работа с куклой доступна всем детям без исключения, так как в основе данных занятий лежит погружение ребёнка в сказочный мир. Именно через включение сказку маленькие школьники могут отрабатывать на «практике» правила поведения, навыки общения, справляться с застенчивостью, тревожностью, страхами и пр.
Театр кукол более близкий жанр для ребёнка, с его живым воображением и наивным метафорическим восприятием мира. Ребёнок с большой радостью присутствует на представлении в качестве зрителя, в котором участвуют герои-куклы, особенно если они близки ему по сказкам. Но не меньший восторг вызывает у ребёнка возможность самому творить чудо – оживлять кукол, даровать им движение, характер. В этом я убедилась во время работы по кукловедению с детьми-первоклассниками.
Важным моментом в данных занятиях является изготовление пальчиковых кукол своими руками по шаблонам, что в последствии формирует бережное отношение детей к куклам, повышает их ценность. Это, безусловно, сказывается на качестве дальнейшей работы. Также, обязательным является использование музыкального сопровождения в зависимости от целей того или иного упражнения. Каждое занятие имеет определённую структуру:
Основные части занятий: 1. Приветствие 2. Разминка 3. Основная часть 4. Релаксационная часть. В занятиях допускается варьирование содержания каждой части, можно избрано использовать нужный материал в зависимости от поставленной общей темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_igroterapiiriod.doc | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игротерапии с использованием пальчиковых кукол при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.
Данная статья адресована учителям начальных классов, педагогам-психологам, преподавателям дополнительного образования.
Всем известно, что для первоклассников период адаптации к школе является крайне сложным. У каждого ребёнка он протекает по-своему. В этот период у детей могут возникнуть изменения в поведении и эмоциональном фоне, что может проявляться в виде плаксивости, чрезмерном возбуждении, повышенной тревожности, расторможенности, агрессивности или же наоборот заторможенности, астеничности, депрессивности. Первоклассник может начать увлекаться играми, характерными для более раннего возраста, подражать в поведении младшим детям. В данный период могут возникнуть чувства страха, неприспособленности, одиночества. Так же может проснуться желание стать маленьким и появиться «фобии школы», которые сопровождаются отказом посещать образовательное учреждение. Все данные симптомы свидетельствуют о затруднении процесса адаптации.
Чтобы преодолеть трудный период, первоклассникам нужна психологическая помощь специалистов. В нашем учебном заведении работает психологическая служба. Одна из главных задач моей работы – помощь ученикам благополучно адаптироваться к новым условиям. Моя психологическая работа начинается с диагностического блока. Для изучения особенностей адаптации к школе я использую метод наблюдений, метод экспертной оценки, провожу анкетирование родителей. В диагностике самих учеников пользуюсь проективными методиками. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что количество детей со сложностями в адаптации составляет в среднем 23% от всех учеников. Таким детям я рекомендую посещать коррекционно-развивающие занятия. А учителям данных учеников предлагаю индивидуальные консультации по волнующему вопросу.
Одним из направлений работы по сопровождению ребят в адаптационный период является применение занятий по кукловедению, в которых я использую техники игротерапии. Игротерапия предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Мой опыт показывает, что работа с куклой доступна всем детям без исключения, так как в основе данных занятий лежит погружение ребёнка в сказочный мир. Именно через включение сказку маленькие школьники могут отрабатывать на «практике» правила поведения, навыки общения, справляться с застенчивостью, тревожностью, страхами и пр.
Театр кукол более близкий жанр для ребёнка, с его живым воображением и наивным метафорическим восприятием мира. Ребёнок с большой радостью присутствует на представлении в качестве зрителя, в котором участвуют герои-куклы, особенно если они близки ему по сказкам. Но не меньший восторг вызывает у ребёнка возможность самому творить чудо – оживлять кукол, даровать им движение, характер. В этом я убедилась во время работы по кукловедению с детьми-первоклассниками.
На занятиях по кукловедению тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции, чувства, мышление, речь, творческие способности и воображение. Так же на занятиях развиваются дикция и мелкая моторика, координация движений, способность к саморегуляции, ориентация в пространстве. Ещё в качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в: положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия; позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.
Игровая деятельность это самый простой, естественный и доступный способ самовыражения ребёнка, когда ему трудно самому понять, сформулировать и сказать, что с ним происходит и что он чувствует. Большое значение имеет для ребёнка и возможность снять психоэмоциональное напряжение простым доступным и безопасным для окружающих способом. Умение прислушиваться к себе и к своим чувствам способствует снятию тревожности. Занимаясь в группе, ребенок учится общаться с другими детьми, что формирует навык общения, развивает умение сотрудничать.
Важным моментом в данных занятиях является изготовление пальчиковых кукол своими руками по шаблонам, что в последствии формирует бережное отношение детей к куклам, повышает их ценность. Это, безусловно, сказывается на качестве дальнейшей работы. Также, обязательным является использование музыкального сопровождения в зависимости от целей того или иного упражнения. Каждое занятие имеет определённую структуру:
Основные части занятий: 1. Приветствие 2. Разминка 3. Основная часть 4. Релаксационная часть. В занятиях допускается варьирование содержания каждой части, можно избрано использовать нужный материал в зависимости от поставленной общей темы.
Содержание занятий:
- Приветствие.
Материалы: Детские стульчики, музыкальное сопровождение.
Содержание: Дети сидят на стульчиках в ряд. Руководитель (психолог, учитель) подходит к детям и по очереди берёт руку каждого ребёнка и поглаживает её со словами приветствия. Далее также по очереди дети ответно поглаживаю руку руководителя с приветственными словами.
- Разминка.
Материалы: Демонстрационные картинки, соответствующие предложенной тематике упражнений и др. Музыкальное сопровождение.
Содержание:
- Пальчиковая гимнастика с заучиванием и дальнейшим использованием стихотворных строк.
- Упражнения для рук. Плавные волнообразные движения, «фонарики», «пальчики вместе-врозь», «кулачок-ладошка» и др.
- Работа над выразительными движениями: мимикой, жестами, позой походкой. Использование ролевой гимнастики: дети по очереди изображают различных домашних животных: коров, кошек, собак и т.д., диких животных, радостных, грустных, злых, испуганных, смелых, трусливых животных. Например, смелую мышку и трусливого льва. И подобные упражнения. Далее можно переходить к характерам и настроениям людей, разыгрывать пантомимические коротенькие сценки.
- Упражнение «Что нам музыка несёт?» В предложенном упражнении ребята учатся по музыкальным фрагментам распознавать передаваемое настроение и соотносить свои движения рук с настроением музыкальной пьесы (грустное – весёлое). Подобные упражнения также носят психогимнастический эффект, который достигается путём чередования напряжения с расслаблением рук. Музыкальное сопровождение желательно подбирать двухчастной формы.
- Основная часть.
Материалы: Куколки-головки, перчатки, украшения для кукол и др..Демонстрационные картинки. Музыкальное сопровождение.
Содержание:
- «Оживление кукол». Дети надевают на ручки перчатки и куколки-головки (См. Kuzina2.jpg)
- «Кукла делает гимнастику». Дети имитируют наклоны «головы», разведение «рук» в стороны, сведение рук и т.д.
- «Кукла пляшет». Под плясовую мелодию куклы двигаются вправо-влево, вверх-вниз; выполняют повороты; наклоны вперёд-назад, вправо-влево; имитацию ходьбы и бега, «пружинки». Под плавную мелодию куклы производят соответствующие движения. Таким образом, дети закрепляют умения передавать нужный темп и настроение через движение рук. А также ученики используют в своих танцах ранее показанные упражнения для рук и элементы зарядки для куклы. В данной части дети учатся передавать нужный темп движения и настроение куклы с помощью работы рук, осваивать и закреплять навыки пантомимики. Обучение коммуникативным навыкам и эмпатии происходило через предложенную работу в парах (парные пляски).
- «Кукольный театр». По предложенному примерному сценарию ставится и проигрывается «спектакль». Для терапевтического эффекта необходимо предлагать соответствующие проблемные темы и истории для постановок: «Как мышонок Грыз нашёл друзей», «Зайка-ученик», «Кто самый лучший?», «Как Тузик обманул Барбоса», «Трусливый медвежонок» и др. Наиболее сильного эффекта можно добиться, если побуждать ребят рассказывать о своих трудностях в школе и вне её, проигрывать данные ситуации в «спектакле», в котором ненавязчиво направлять ребят на нахождение эффективных путей решения проблемы, моделируя нужное поведенческие стратегии учеников. Также ребята могут работать вообще без заданной темы методом импровизации. Такая работа хороша своим диагностическим наполнением, так как все свои поведенческие модели, а так же модели поведения значимых взрослых ребёнок будет использовать в кукловедении. Необходимость направлять «кукловодов» при импровизации сохраняется.
- Релаксационная часть.
Материалы: Индивидуальные коврики (желательно), релаксационное музыкальное сопровождение.
Содержание:
- Дыхательные упражнения. Обучение локализованному дыханию. Данное обучение происходит поэтапно. Сначала ребята осваивают диафрагмальное дыхание-дыхание нижними отделами легких. Затем средне-грудное -дыхание средними отделами лёгких. Далее учатся верхнему дыханию - дыханию верхними отделами лёгких. И в итоге осваивают гармонично-полное дыхание, которое складывается из диафрагмального, среднего и верхнего дыханий.
- Психомышечная тренировка с визуализацией: «Сон на берегу моря», «Солнышко и тучка», «Лицо загорает» и др. Например, под релаксационную музыку дети лежаться или садятся удобно и закрывают глаза. Руководитель медленно говорит о том, что всем деткам приятно и хорошо, мышцы расслабились, как будто мы лежим в ванне с тёплой водой. Потеплели руки, каждый пальчик, ноги, стопы и пальчики на ногах, животик и т.д.Тепло, хорошо, спокойно (2 мин.)
- Выход из релаксационного состояния (Вы отдохнули, набрались сил, а теперь пора вставать, на счёт «три» открываем глаза и поднимаемся.) Окончание занятия. Слова поддержки и благодарности.
Обязательным условием проведения данных занятий является музыкальное сопровождение, которое оказывает положительное влияние на нервно-психическую сферу занимающихся, а также демонстрационный материал и наглядность, которые являются стимулом к упражнениям. Благодаря занятиям по кукловедению каждый ребёнок может окунуться в стенах школы в атмосферу принятия и успеха, может почувствовать собственную ценность и значимость. Таким образом, данные занятия помогают первоклассникам, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. А также помогают в поиске своих ресурсов, утверждении веры в свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....
«Применение игротерапии в реабилитационном процессе посредством музыки. Профилактика негативных эмоциональных состояний воспитанников.»
Это доклад на я готовила на семинар. К докладу прилагался фильм, жаль,что вес видео превышает возможность его загрузки....
Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.
Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период....
Психологический минимум для родителей первоклассников. «Особенности адаптационного периода»: родительское собрание – тренинг
ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассников, с особенностями протекания адаптационного периода, разобрать ситуации наиболее часто встречающиеся в жизни первоклассника.Оборудование...
презентация "Использование приемов визуализации на уроках русского языка в 5 классе в адаптационный период"
Данна презентация представляет собой опыт использования приемов визузации на уроках русского языка в 5 классе....
Методы коррекции школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью
Школьная дезадаптация, и умственная отсталость являются широко распространенными, угрожающими для общества явлениями, так как служат источником серьезных проблем, к основным из которых следует отнести...