ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
методическая разработка по теме
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
оу и доу | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
Актуальность:
По данным статистики в нашей стране ежегодно увеличивается количество детей, психофизиологически не готовых к началу школьного обучения. При этом важно отметить растущее из года в год расхождение между возрастными показателями актуального состояния ребенка и имеющимися сегодня социально-психологическими требованиями, предъявляемыми к нему в школе.
У большинства первоклассников наблюдается недостаточное развитие сенсомоторного восприятия, крупной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха.
Такие дети в начальной школе обязательно нуждаются в коррекционной помощи специалистов: психологов, логопедов, так как проблемы, возникающие в начале обучения, неизбежно приводят к различным трудностям усвоения школьной программы в старших классах.
При этом у них чаще всего появляются эмоциональные и личностные нарушения, которые у каждого ребенка, поступившего в школу, зависят от состояния психологического комфорта в семье, от складывающихся отношений с учителем, от внутреннего ощущения комфортности и защищенности, от умения понимать и правильно выполнять задания учителя.
Анализ причин развития данной проблемы говорит о необходимости оказывать таким детям значимую коррекционную помощь в старшем дошкольном возрасте когда имеется временной период для успешной компенсации имеющихся у детей недостатков и формы проявления этих недостатков более мягкие, а коррекционные мероприятия более эффективны.
Системный подход к профилактике школьной неуспешности позволит учителю и родителям с первых дней пребывания ребенка в школе выявить сильные стороны его подготовки, увидеть проблемные зоны и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, создающего индивидуальные условия для дальнейшего успешного обучения.
Адресат: воспитанники подготовительных групп ДОУ, их родители и лица, их заменяющие, воспитатели подготовительных групп ОУ, учителя начальных классов ОУ Московского района
Цель: Профилактика недостатков в готовности детей к школьному обучению на основе системного подхода, при котором каждый ребенок получает адресную помощь и поддержку в рамках четко спланированной системы
Задачи:
1. Выявление имеющихся у старших дошкольников особенностей развития, препятствующих их успешному обучению в школе.
2. Разъяснение родителям сильных и слабых сторон готовности их детей к школьному обучению и системному усвоению учебного материала.
3. Оказание методической помощи специалистам дошкольных учреждений с целью создания наиболее эффективной реабилитационной системы, максимально приближенной к образовательным потребностям каждого ребенка.
4. Формирование единой базы данных, позволяющей определить потребность и объем коррекционной и развивающей помощи специалистов ГБОУ ЦПМСС Московского района детям старшего дошкольного возраста.
Участники взаимодействия: ГБОУ ЦПМСС, ДОУ И ОУ Московского района
Критерии оценки:
- соответствие возрастным психологическим нормативным требованиям;
- соответствие уровня речевого развития нормативным требованиям;
- соответствие уровня физиологической зрелости возрастным требованиям дошкольника.
Методы сбора информации:
- обследование учащихся;
- анкетирование родителей;
- наблюдение;
- собеседование со специалистами ДОУ и учителями начальных классов;
- проведение родительских собраний;
- педагогический консилиум.
Этапы:
I этап – подготовительный:
- Подготовка и проведение обучающего семинара для педагогов ДОУ района
- Разработка бланков для обследования детей ДОУ района
- Разработка опросника для родителей
II этап – диагностический:
- Проведение психолого-педагогического обследования в ДОУ района (подготовительная группа)
- Проведение опроса родителей старших дошкольников
IIIэтап – аналитический:
- Обработка данных обследования детей ДОУ и опроса родителей
- Проведение педагогического консилиума в ДОУ по результатам обследования
IVэтап – коррекционно-развивающий:
- Отбор детей нуждающихся в индивидуальной коррекции и проведение занятий с ними
- Формирование групп для родителей и проведение занятий с ними в «родительском клубе»
V этап – итоговый:
- Повторное обследование детей, входящих в «группу риска», для оценки их уровня психологического развития и уровня их адаптации к школе;
- Проведение педагогического консилиума в ОУ, принимающих детей «группы риска» на обучение.
Даная система в работе с детьми старшего дошкольного возраста Московского района позволит организовать динамическое наблюдение за психологическим развитием детей, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи, уменьшить риск их школьной дезадаптации, а также послужит основой для дальнейшего прогноза потребностей детей в образовательных программах.
Диагностические методики
1. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости//Диагностика психического развития. Прага : Авиценум,1978.
2. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М .:Дидакт,1992.
3. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.:NS Магистр, 1994.
4. Тесты школьной зрелости Керна А. 1963. и Йирасек Я.1978.
Список литературы для педагогов
1. Бернштейн Н.А. о построении движений – М.: Медгис, 1947.
2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему учится. – СПб.: РГПУ им.Герцена, 2000.
3. Готовность ребенка к школе: Методико-психологические критерии/ Под ред. А.В. Гордиец-Ростов н/Д:Феникс,2006.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.,1993.
5. Екжанова Е.А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. – М.: Дейтон,1997.
6. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости//Диагностика психического развития. Прага : Авиценум,1978.
7. Тесты школьной зрелости Керна А. 1963. и Йирасек Я.1978.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М.: Педагогика,1973.
9. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей.- СПб.,1995.
10. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М .:Дидакт,1992.
11. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.:NS Магистр, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Статья. Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...
Классное самоуправление - как основная форма профилактики школьной дезадаптации в 5 классе
Как сплотить 29 разных ребят в коллективе?...
Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.
Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период....
Применение игротерапии с использованием пальчиковых кукол при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.
Данная статья адресована учителям начальных классов, педагогам-психологам, преподавателям дополнительного образования. Одним из направлений работы по сопровождению ребят в адаптационный пер...