«Применение игротерапии в реабилитационном процессе посредством музыки. Профилактика негативных эмоциональных состояний воспитанников.»
материал по музыке на тему

Вдовина Людмила Мухарамовна

Это доклад на я готовила на семинар. К докладу прилагался фильм, жаль,что вес видео превышает возможность его загрузки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА СЕМИНАР

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ВДОВИНОЙ Л.М.

ТЕМА: «Применение игротерапии в реабилитационном процессе

посредством музыки. Профилактика негативных эмоциональных состояний воспитанников.»

     "Зачем нужна ребенку музыка? »  - кто сможет ответить на этот вопрос?

В каких-то важных государственных документах, безусловно, написано, что все мы хотим вырастить наших детей  образованными, духовно богатыми и  развитыми  и для этого нужны занятия  музыкой, рисованием, литературой. У нас по давней традиции принято видеть в эстетическом воспитании «средство формирования разносторонне развитой гармоничной личности». Но что стоит за этим привычным заклинанием? Простого и понятного объяснения найти не удалось.

  Действительно, занимаясь подготовкой материала для мультимедийного проекта на семинаре, мне пришлось перечитать множество  статей и работ с постоянно повторяющимся, порой бессмысленным для меня текстом, переписанным друг у друга. А многое  уже просто устарело.

       Теория – это одно, а на практике?...

      Главные вопросы — КАК и  В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ работать? Ведь в педагогике существует заповедь: «Не навреди»!

«...Идеализация музыкальных шедевров в общественно-педагогическом сознании неизбежно означает уход музыкальной педагогики от своих действительно актуальных задач и неспособность увидеть реальные проблемы. Сопротивление детей нашим педагогическим усилиям и их нынешнее полное отчуждение от музыки — это, конечно, не то, чего мы все хотим, но то, чем мы платим. Платим за то, что не слышим, не видим, не хотим понимать интересы детей и вдобавок неправильно думаем о некоторых вполне очевидных вещах! Дети открывают себя, как сущность, у которой есть глубокая биологическая и психическая потребность соотносить себя с миром звуков. Все звуки мира — это только шум, пока кто-нибудь не услышит в них музыку. Петь, танцевать, играть, придумывать, экспериментировать, не задумываясь при этом, как все выглядит со стороны,- значит обеспечить  главное условие музыкально-педагогической успешности, которое именуется УДОВОЛЬСТВИЕМ.» Как все понятно и близко. Это небольшая часть из Теории и практики начального музыкального обучения, автором которой является Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, с романтичным  названием «Под солнечным парусом, или полет в другое измерение.».

        Занимаясь самообразованием и на практике применяя все интересное и  новое, лично для себя  сделала несколько открытий:

  •  возможности Интернета  - новые технологии, методика, музыкальный материал. Отсортировывай, адаптируй и применяй!
  •  использование мультимедийного материала в работе, как на занятиях, так и в досугах. Ведь не только дети, но и мы — взрослые лучше воспринимаем и усваиваем материал визуально.

     Главной и основной задачей на первичный  момент  стала необходимость поисков эффективных методов в работе с детьми девиантного поведения направленных на компенсацию и коррекцию;

   Огромным плюсом является необходимость и возможность  музыкального общения с детьми ежедневно, возможность поиска и экспериментов.

И еще одно важное открытие я для себя сделала - не нужно изобретать то, что уже давно изобретено, нужно только двигаться в правильном направлении.  Музыка и есть тот самый ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД в работе.

   Общение с музыкой доставляет детям удовольствие, а положительный опыт общения на музыкальных занятиях  мотивирует детей на действие и развитие.

    Музыка является источником особой детской радости. Ребёнок открывает для себя ее красоту, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может.

     Занимаясь с разными группами детей, а в нашем центре их три :старшая - это дети школьного возраста; младшая — дошкольники от 3 лет, группа - особый ребенок, я пришла к выводу, что наиболее  подходящей организационной формой их общения является постоянная частичная интеграция, то есть систематическое объединение детей на отдельных занятиях и досугах. Главная цель такого объединения – социализация, всестороннее развитие через усвоение общественного опыта.

   Совместная музыкальная деятельность  детям с задержкой психоречевого развития помогает научиться соблюдать определенные правила поведения: не отвлекать соседа, не крутиться, не разговаривать, не мешать товарищам, смотреть туда, откуда льется звук, усаживаясь – не толкаться, уступать место сверстнику; в результате  певческой деятельности часто появляются первые слова. В совместном игровом процессе дети проявляют друг другу толерантность, учатся выдержке и строят дружеские отношения.

    Социализация ребенка как в норме, так и при наличии отклонений в развитии происходит в процессе взаимодействия с окружающими и начинается с формирования аффективно - личностных связей с близкими взрослыми: прежде всего с мамой, затем с папой, бабушками, дедушками и т. д. Затем малыш осваивает взаимодействие с новыми взрослыми, и, наконец, у каждого ребенка рано или поздно появляется интерес к общению с другими детьми: ровесниками и более старшими.

    Общение с ровесниками является необходимым условием благополучного развития любого ребенка. Контакты друг с другом дают детям дополнительные впечатления, сильные эмоциональные переживания, развивают подражательные способности. Поэтому так важны музыкально-игровые занятия, стимулирующие интерес и доброжелательное отношение к сверстникам, способствующие эмоционально-положительным контактам между детьми, развивающие у них инициативные действия, направленные на другого, воспитывающие толерантность.

В содержание музыкально-игровых занятий необходимо включать психолого-педагогическую работу. (видео)

   В ежедневной работе музыкального руководителя необходимо выделить несколько направлений, которые отражают особенности психического развития у детей:

  • развитие слухового восприятия,
  • стимуляция певческой активности,
  • стимуляция двигательной активности.

Развитие восприятия музыки у детей в разном возрасте происходит по разному: Малыши воспринимают музыку в целом, как сложный акустический стимул. Они эмоционально реагируют в основном на ее характер.  Музыка должна вызывать у малышей интерес, положительные эмоции, быть достаточно разнообразной, яркой, художественной, запоминающейся.

   Так как малыши двигательно активны и не могут длительное время находиться в неподвижном состоянии, необходимо находить способы, чтобы продлить время коллективного восприятия музыки. Например, я включаю в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения. В паузах между звучанием музыкальных фрагментов  меняется местоположение детей – если сидели на стульчиках, перемещаемся на пол, или наоборот. Музыка звучит до тех пор, пока у детей сохраняются внимание и интерес.

  Школьники воспринимают музыку уже осознанно, различая характер, определяя темп и динамику развития произведения. Для полного восприятия музыкального материала, будь то знакомство с музыкальными инструментами, жанрами,  композиторами и т. п. Мною используются мультимедийные проекты.

Стимуляция певческой активности. Работа, направленная на стимуляцию певческой активности, которая ведется на каждом занятии, развивает у детей  внимание, память, речь (она становится более выразительной, эмоционально окрашенной, обогащается интонационно).

   Свои музыкальные занятия я начинаю обязательно с песенок-приветствий, которые способствуют позитивному настрою на занятие. Практикую пропевание своего имени с прохлопыванием простейшего ритмического рисунка.

    Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Песенный и игровой репертуар я подбираю  соответствующий настроению детей, подходящий по тематике и соответствующий возрасту.

 Стимуляция двигательной активности. Музыкально-двигательные игры, пляски, упражнения всегда сопровождаются эмоциональным подъемом и благотворно влияют на развитие любого ребенка.

   Подбирать игры, стимулирующие двигательную активность, нужно с таким расчетом, чтобы дети могли в них участвовать независимо от степени нарушения. Движения должны быть простыми и производиться в удобном темпе. Детям предлагаю различные игры и упражнения с предметами и без них.

 Всячески поощряю попытки детей к самостоятельным действиям. Чтобы избежать перегрузок, активные, двигательные игры чередуются со спокойными.

Дети - и школьники, и малыши - с удовольствием музицируют. На своих занятиях я использую не только погремушки, бубны, колокольчики и подобные инструменты, детям нравится шуметь пластиковыми бутылочками, наполненными различной крупой. Периодически мы устраиваем музыкальный оркестр под аккомпанемент детских песен. ( «Виноватая тучка» Тухманова)

  Музыкально-двигательные игры развивают взаимодействие детей между собой, стимулируют появление интереса к сверстнику, а также способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, эмоций, совершенствованию моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, формированию представлений о связи музыки и движения, развитию ритмического чувства.

   Детям очень полюбился музыкальный материал Железновой. На занятиях мной используется  игровой массаж,  танцы,  музыкальные игры, движения с предметами, передающие характер музыки (шарфики, платочки, листочки, бубны, колокольчики), сюжетно-ролевые игры.

  Выполняя самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.

 Полюбившийся детям музыкальный материал воспитатели используют на зарядках, физкультминутках, в досугах.

  На музыкальных занятиях актуально, возможно и необходимо использовать все разнообразие методов и приемов, варьировать и импровизировать, творить с радостью и удовольствием. Использование мной любимых  игрушек в качестве куклотерапии на тематических занятиях, при ознакомлении с новым материалом вызывает у детей особый интерес. День Рожденья Зайца, Музыкальная азбука медвежонка, Музыкальные уроки от Совуньи...

   Музыкальный материал подобранный мной для работы отличается  простотой и выразительностью, доступностью восприятия и исполнения, занятие  проходит в игровой форме.  Очень важна эмоциональность взрослых, которые участвуют в музыкальных играх. Необходимо прежде всего заинтересовать малышей, заразить их своим радостным настроением и побудить к целенаправленным действиям. Частая смена видов деятельности вызывает у детей дополнительный интерес, концентрирует внимание, увеличивает период активности. Такие занятия увлекательны, необходимы и для  детей  с задержкой психоречевого развития .

   Занятия провожу как  совместные так и отдельные  для каждой из групп. Построение занятий, тематику и используемый музыкальный материал подбираю соответственно возрасту и интересам детей, стараюсь постоянно разнообразить.

   В своей работе с детьми, я не ставлю себе целью развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками пения и игры на музыкальных инструментах. Главное – это увлечь ребенка, создать радостный эмоциональный фон.

   Содержание занятий строится таким образом, что бы  обеспечивалось постепенное развитие каждого ребенка. Новый материал вводится в занятия корректно и по понемногу, повторяясь до тех пор, пока дети не усвоят его в полном объеме. Мои главные задачи, как музыкального руководителя, увлекать, удивлять и радовать детей музыкой. Это помогает установить контакт с детьми, делает содержательным общение с ними. Музыкотерапия, а именно такое содержание музыкальных занятий, направленных на реабилитацию детей в нашем центре, активно используется мной в коррекции отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

      И еще одна из возможности обогатить  МУЗЫКОТЕРАПИЮ, создать все условия для эффективности методы — это проведение интегрированных занятий совместно с логопедом и психологом. Содержание такой деятельности мы представили Вам в своем сценарии интегрированного занятия « Путешествие в осенний лес».

  Каждая деятельность педагога, а все таки мы педагоги,  и процесс пребывания детей у нас , будь то реабилитация, коррекция или компенсация — все это — методы воспитания и развития, должна быть нацелена на результат.

А что мы хотим видеть в качестве результата от воспитания музыкой? Чтобы дети правильно интонировали звуки? Но ведь не у каждого есть вокальные способности. Что бы ребенок рассуждал правильно и красиво прослушав музыкальное произведение? Но ведь содержание музыкального произведения не передать на словах.

Я считаю результатом то, что дети с удовольствием посещают музыкальные занятия, открывают новое и прекрасное, становятся более раскрепощенными. Познают свои возможности средствами музыкальных игр. Применяют полученный опыт в досугах и развлечениях. Творят и играют на музыкальных занятиях с удовольствием.

ЗАЧЕМ НУЖНА ЧЕЛОВЕКУ МУЗЫКА?

   Разве музыка нужна человеку, что бы ее знать как науку и уметь о ней говорить? В жизни чаще бывает наоборот: человек спрашивает, кто написал то произведение, которое ему так понравилось. Может быть, все-таки музыка нужна нам для удовольствия?

    Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как РАДОСТЬ.

    Применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика негативных эмоциональных состояний обучающихся методом sandplay.

В статье приводятся критерии оценки эмоциональных состояний школьников методом песочной терапии....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. «Сестринский уход в терапии

Традиционно сложилось, что медицинская сестра первой начинает контактировать с пациентом, получает дополнительную медицинскую информацию и провидит доврачебные  экстренные медицинские манипуляции...

План мероприятий с воспитанниками ОГКУСО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» по профилактике негативных явлений на 2015 год

План мероприятий  с воспитанниками ОГКУСО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»  по профилактике негативных явлений на 2015 год...

ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Статья для музыкальных руководителей и психологов. Связь эмоционального состояния ребенка с музыкой....

Применение игротерапии с использованием пальчиковых кукол при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.

Данная статья адресована учителям начальных классов, педагогам-психологам, преподавателям дополнительного образования. Одним из направлений  работы по сопровождению ребят в адаптационный пер...

Статья на тему: "Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка"

Музыка оказывает большое влияние на психо-эмоциональное состояние подростка....

"Жизненные навыки" Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоциональн...