Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.
статья по психологии по теме

Кузина Ольга Юрьевна

Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.

        Всем известно, что для первоклассников период адаптации к школе является крайне сложным. У каждого ребёнка он протекает по-своему. В этот период у детей могут возникнуть изменения в поведении и эмоциональном фоне, что может проявляться в виде плаксивости, чрезмерном возбуждении, повышенной тревожности, расторможенности, агрессивности или же наоборот заторможенности, астеничности, депрессивности. Первоклассник может начать увлекаться играми, характерными для более раннего возраста, подражать в поведении младшим детям. В данный период могут возникнуть чувства страха, неприспособленности, одиночества. Так же может проснуться желание стать маленьким и появиться «фобии школы», которые сопровождаются отказом посещать образовательное учреждение. Все данные симптомы свидетельствуют о затруднении процесса адаптации.

        Чтобы преодолеть трудный период, первоклассникам нужна психологическая помощь специалистов. В нашем учебном заведении работает психологическая служба.  Одна из главных задач моей работы –  помощь ученикам благополучно адаптироваться к новым условиям.  Одним из направлений  работы по сопровождению ребят в адаптационный период является применение занятий по ритмопластике. Мой опыт показывает, что ритмопластика доступна всем детям без исключения, так как в основе данных занятий лежат простые и исключительно разнообразные движения.  На занятиях ритмопластикой тренируются все психические процессы:  восприятие, внимание, память, эмоции, чувства, мышление, речь, творческие способности и воображение. Так же на занятиях развиваются крупная и мелкая моторики, координация движений, способность к саморегуляции, ориентация в пространстве.

        Танцевально-ритмические движения это самый простой, естественный и доступный способ самовыражения ребёнка, когда ему трудно самому понять, сформулировать и сказать, что с ним происходит и  что он чувствует. Большое значение имеет для ребёнка и возможность  снять психоэмоциональное напряжение  простым доступным и безопасным для окружающих способом. Умение прислушиваться к себе и к своим чувствам способствует снятию тревожности. Занимаясь в группе, ребенок учится общаться с другими детьми, что формирует навык общения, развивает умение сотрудничать и работать в группе. Также ритмопластические занятия развивают необходимые для учебы качества: дисциплину, самоорганизованность, волю, целеустремленность, ответственность. По мнению Н.Г. Александрович, А.В. Запорожца, Г.В. Пахомова ритмические и пластические упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, повышению интеллектуальной активности.

        Таким образом, ритмопластика в моей работе выступает как своеобразный музыкально-ритмический психотренинг, на котором происходит раскрытие внутреннего мира ребёнка через эмоции воплощённые в движения.

        Ритмопластические упражнения могут выполняться как на месте, так и с перемещением, как без снарядов, так и со снарядами и предметами (гимнастическая палка, обручи, шарфы, флажки и др. Каждое занятие имеет чёткую структуру.

        Основные части занятия: 1. Приветствие. 2. Разминка. 3 Основная часть. 4. Игровая часть. 5. Упражнения на ковриках. 6. Релаксационная часть.        

Содержание занятий:                        

  1. Приветствие.

Материалы: Детские стульчики, музыкальное сопровождение.

Содержание: Дети сидят на стульчиках в ряд. Руководитель (психолог, учитель) подходит к детям и по очереди берёт руку каждого ребёнка и поглаживает её со словами приветствия. Далее также по очереди дети ответно поглаживаю руку руководителя с приветственными словами.

  1. Разминка.

Материалы: Демонстрационная картинка с изображением марширующих солдат, бегущих лошадей и др. Музыкальное сопровождение: марши, динамические пьесы .

Содержание: Марш по кругу, марш с разворотом на 180 градусов, марш с передвижением в центр круга и  возвращением в исходную позицию спиной. Бег, прямой галоп, боковой галоп, поскоки, прыжки.  А так же сочетание  ходьбы и бега, ходьбы и прыжков, поскоков и прыжков под двухчастное музыкальное сопровождение.

  1. Основная часть.

Материалы: Флажки, ленты, султанчики, обручи, платочки, шары, гимнастические палки, мячи и др..Демонстрационные картинки. Музыкальное сопровождение.

Содержание:

  • Музыкальные упражнения: «Повторяй за мной», «Боксёры»(поочерёдный инергичный выброс рук сжатых в кулак) ,  «Балерины», «Кот Васька», «Солнышко», «Хвастовство», «Большой-маленький», «Мячики», «Самолёт», и др.
  • Музыкальные упражнения с предметами: «Лошадка», «Цветочки», «Автомобиль»,  « Волшебная палочка», «Салют», «Парад», «Санки», «Ветерок», «Гномики», «Олимпийский танец» и др.
  • Коммуникативные упражнения: «Хоровод», «Ссора-мир», «Танец в кругу», «Парные пляски», «Парные танцы с предметами» др.
  1. Игровая часть.

Материалы: Изображение персонажей игры, маски, шапочки-игрушки. Музыкальное сопровождение.

Содержание: Подвижные музыкальные игры «Мишка и дети», «Пингвины», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Лиса и зайцы» и др.

  1. Упражнения на ковриках.

Материалы: Индивидуальные коврики, демонстрационные картинки соответствующие содержанию упражнений, музыкальное сопровождение.

Содержание:

  • Упражнения: «Жуки», «Велосипед», «Ножницы», «Рыбки», «Барабан», «Лодочка», «Гуси» и др.
  • Парные упражнения: «Ладушки с дружком», «Лодочка» и др.
  • Пальчиковая гимнастика: «Замок», «Пальчики шагают», «Птички» и др.
  1. Релаксационная часть.

Материалы: Индивидуальные коврики, релаксационное музыкальное сопровождение.

Содержание: 

  • Психомышечная тренировка:  «Сон на берегу моря», «Солнышко и тучка», «Лицо загорает» и др.
  • Дыхательные упражнения.

        Практический опыт и данные научных исследований свидетельствуют, что занятия ритмопластикой дают наибольший оздоровительно-развивающий эффект при применении их в младшем школьном возрасте. Обязательным условием проведения данных занятий является музыкальное сопровождение, которое оказывает положительное влияние на нервно-психическую сферу занимающихся, а также демонстрационный материал, наглядность и снаряды, которые являются стимулом к упражнениям. В этом случае каждый ребёнок может окунуться в стенах школы в атмосферу принятия и успеха, может почувствовать собственную ценность и значимость. Таким образом, данные занятия помогают первоклассникам, прежде всего,  в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. А также помогают в поиске своих ресурсов, утверждении веры в свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников

В материале представлена программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. Материал может быть использован в работе психолога, социального педагога , воспитателя....

Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)

В данном материале Вы сможете познакомиться с понятием адаптация и ее компонетами....

Применение игротерапии с использованием пальчиковых кукол при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.

Данная статья адресована учителям начальных классов, педагогам-психологам, преподавателям дополнительного образования. Одним из направлений  работы по сопровождению ребят в адаптационный пер...

Психологический минимум для родителей первоклассников. «Особенности адаптационного периода»: родительское собрание – тренинг

ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассников, с особенностями протекания адаптационного периода, разобрать ситуации наиболее часто встречающиеся в жизни первоклассника.Оборудование...

Методы коррекции школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью

Школьная дезадаптация, и умственная отсталость являются широко распространенными, угрожающими для общества явлениями, так как служат источником серьезных проблем, к основным из которых следует отнести...