Программа элективного курса "Психология эффективного общения"
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Программа расчитана на учебный год, с учащимися старших классов (9, 11 класс). Программа представляет собой системный взгляд на проблему развития взаимодействия в группе, атмосферы доверия и взаимоуважения. Курс направлен на развитие у старшеклассников сознательности, повышения самооценки, развития навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, а также повышению самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologiya_effektivnogo_obshcheniya.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Психология эффективного общения»
Пояснительная записка
Введение программы элективного курса «Психология эффективного общения» в 9, 11 классах очевидна актуальна на современном этапе развития школы. Приоритетным направлением образования в условиях модернизации является развитие личности, готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а также готовой нести личную ответственность за принятое решение. Кроме того, стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. В целом, возрастает значимость сохранения здоровья учащихся, в том числе и психологического, как необходимого условия активной жизнедеятельности. Психологическое здоровье - является одной из актуальных общечеловеческих проблем, которую должны решать учителя различных дисциплин, в том числе и психологи.
Данная программа разработана с учетом решения актуальных проблем о снятии избыточного напряжения, об обучении его методам противодействия стрессу, в том числе и информационному, не говоря уже о выработке навыков активного слушания, самопрезентации и саморегуляции.
Старший школьный возраст – это тот уникальный сензитивный период, в который наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.
Программа представляет собой системный взгляд на проблему развития взаимодействия в группе, атмосферы доверия и взаимоуважения. Курс направлен на развитие у старшеклассников навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Таким образом, позволяет расширить практико-ориентированную деятельность учащихся.
Формы и методы работы:
- групповая работа;
- тренинговая форма работы;
- элементы индивидуальной работы;
- групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);
- психогимнастика;
- наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)
- ролевые игры;
- элементы индивидуальной и групповой релаксации;
- подвижные игры.
Данные формы и методы работы позволяют решать широкий круг вопросов в области общения, основная цель которых - развитие личностных ресурсов старших подростков в области коммуникативных умений и навыков. На занятиях учащиеся отрабатывают навыки инициативности в общении, умение "пристроиться" к партнеру. Подростки могут "примерить" на себя различные модели поведения в конфликтных ситуациях, выбранных из личного жизненного опыта. С помощью проигрывания ситуаций подростки учатся как медиации, налаживать контакт, как эффективнее строить и поддерживать беседу.
С помощью игр развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм.
Цель курса: обеспечить развитие социально-психологической компетентности и мастерства делового взаимодействия.
Задачи курса:
- получение, обобщение психологических знаний об особенностях процессов самопознания и самовоспитания, о себе целостно;
- формирование представлений об эмоциях и их саморегуляции как способа снятия стресса и напряжения;
- познакомиться с природой конфликта и научиться способам разрешения сложных ситуаций;
- выработка у школьников конструктивных способов взаимодействия в социуме;
- сформировать у учащихся навыки саморегуляции, мотивации на достижение успеха;
- Формировать навык ставить цели и способам достижения.
Категория учащихся: 9, 11 классы.
Количество детей, занимающихся в группе: 20 -25 человек.
Количество занятий по программе: 33 часов.
Продолжительность одного занятия: 40 минут. Тренинговое занятие 2 часа.
Занятия по курсу проводятся 1 раз в неделю в течение года.
Результатом эффективности можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:
- Формирование адекватной самооценки;
- Наличие навыков конструктивного общения и решения конфликтных ситуаций;
- Наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.
- Умение ставить цели и достигать их.
Содержание уроков
1. Вводный раздел. Основной задачей является введение в проблематику курса “Психология эффективного общения”, а также согласование личных интересов и ожиданий учащихся с действительными целями и задачами курса. Значение курса в формировании коммуникативных умений и навыков в оценке конкретной социальной действительности как предпосылки конструктивных действий по отношению к самим себе и к окружающим людям. Понятие "коммуникации". Содержание и методическое оснащение данной темы предполагает выравнивание индивидуальных интересов слушателей и создание мотивации к продолжению обучения и достижения заявленных целей курса. В ходе работы в рамках данной темы также осуществляется знакомство членов группы друг с другом и преподавателями, которое может осуществляться в игровой форме.
2. Раздел «Эмоции». Просвещает учащихся и дает детальное представление об эмоциях, различных формах проявления, вербальные и невербальные (мимика, пантомимика). Положительное и отрицательное влияние тех или иных эмоций. Функции эмоций, для чего они служат. От чего зависит эмоциональная реакция на одно событие у разных людей. Способы управления своими эмоциями, конструктивный выход из стрессового состояния. Наблюдение и самонаблюдение. Техники самореруляции. В результате изучения раздела учащиеся должны научиться осознавать свое эмоциональное состояние и уметь его регулировать.
3. Раздел «Конфликт и его природа». Формулировка понятия «конфликт». Природа конфликта. Внутриличностный и межличностный конфликт. Причины возникновения конфликта. Моделирование и анализ ролевой игры о ситуации развития конфликта. Возможные последствия конфликта. Составление таблицы «Последствия конфликта». Бесконфликтное общение с «трудными людьми». Итоговая дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать». В результате изучения темы учащиеся должны уметь выделять и объяснять существенные признаки конфликта. Знакомство с медиацией – как способ разрешения конфликтных ситуаций.
4. Раздел «Основы конструктивного общения». Знакомство с социальными ролями, их значение. Отработка навыков конструктивного взаимодействия, отстаивание своей точки зрения, аргументация, грамотное ведение дискуссии, компромисс, приемы манипуляций и способы их избегания, умения договариваться в группе. Изучение и практическое применение способов снятия напряжения, расслабление, борьбы со стрессом, конфликтоустойчивость. С помощью практических методик происходит попытка взглянуть на свою жизнь как на целостную, увидеть перспективу и осознать личностную ответственность за принятые решения. В результате изучения темы учащиеся должны знать особенности природы эффективного общения.
5. Раздел «НЛП – краткий обзор». Нейролингвистическое программирование – это искусство и наука совершенствование личности. Исторический экскурс. Негативные убеждения и установки – как они влияют. Как ставить цели и достигать их. Иерархия целей. Профайлинг и рефрейминг – как научиться читать лица людей. Меняем негативные установки на положительные. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с новыми понятиями. Учимся владеть техниками НЛП.
6. Раздел «Познавательные процессы: мышление». Как связаны речь и мышление. Что и как формирует мыслительные процессы. Учимся думать продуктивно. Развитие любознательности. Умение задавать вопросы – как важная мыслительная способность. Учимся правильно отвечать на «неудобные» вопросы. В ходе изучения курса учащиеся должны научиться выстраивать грамотные логические цепочки.
Описание условий для реализации программы.
Работа на занятиях организуется за партами в классе, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в кругу, сидя на стульях, учащиеся на каждом уроке ведут записи. Для видеоуроков используются компьютер, проектор. Дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений соответствующий структуре занятий: система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия.
Поурочно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма работы (Методики, упражнения, задания) |
Введение в курс | 1 | Тренинг на командообразование | |
1. | Вводный раздел «Какой я?» | 4 | |
1.1 | Каков я на самом деле? | 1 | Исследовательская деятельность |
1.2. | Я в своих глазах и в глазах других людей | 1 | Теоретическое занятие |
1.3. | Мои особенности | 1 | Исследовательская деятельность |
1.4. | Кто я и мои друзья | 1 | Социометрия |
2. | Эмоции | 6 | |
2.1. | Эмоции. Функции эмоций | 1 | Теоретическое занятие |
2.2. | Способы выражения эмоций | 1 | Практическое занятие |
2.3. | Как справиться с плохим настроением | 1 | Практическое занятие |
2.4. | Стресс, причины возникновения и способы преодоления | 2 | Тренинговое занятие |
3. | Конфликт и его природа | 7 | |
3.1. | Природа конфликта | 1 | Теоретическое занятие |
3.2. | Межличностные отношения: понимание другого человека | 1 | |
3.3. | Ложь в общении. Распознавание лжи | 1 | Теоретическое занятие |
3.4. | Конфликт внутриличностный Внутренний дискомфорт | 1 | Исследовательская деятельность |
3.5. | Конфликт межличностный | 1 | Практическое занятие |
3.6. | Медиация – как способ разрешения конфликтных ситуаций | 2 | Практическое занятие |
4. | Основы конструктивного общения | 4 | |
4.1 | Личностные качества в социальных ролях. | 1 | Теоретическое занятие |
4.2. | Отстаивание точки зрения и аргументация. Умение договариваться | 1 | Практическое занятие |
4.3. | Отработка навыков уверенного поведения. Умение психологически грамотно участвовать в дискуссии | 1 | Практическое занятие |
4.4. | Какое решение верно? Нахождение компромисса. Способы реагирования в сложных ситуациях, конфликтоустойчивость | 1 | Практическое занятие |
5. | НЛП – краткий обзор | 6 | |
5.1. | Что такое НЛП и для чего оно необходимо? | 1 | Теоретическое занятие |
5.2. | Техники НЛП для экзамена | 1 | Теоретическое занятие |
5.3. | Как достичь цели | 1 | Практическое занятие |
5.4. | Профалинг. Чтение лица по мимике и жестам | 1 | Теоретическое занятие |
5.5. | Рефреминг. Знакомство с термином | 1 | Теоретическое занятие |
5.6. | Я учусь планировать | 1 | Практическое занятие |
6. | Познавательные процессы: мышление | 3 | |
6.1. | Речь и мышление | 1 | Теоретическое занятие |
6.2. | Свойства мышления | 1 | Теоретическое занятие |
6.3. | Незавершенные предложения | 1 | Исследовательская деятельность |
7. | Тренинг делового преуспевания | 2 | Тренинговое занятие |
Литература
- Л.Ф.Анн «Психологический тренинг с подростками» - СПб.: Питер, 2007. - 271с.
- Г.Алдер «НЛП – техники эффективной работы. Используй свой мозг на 101%» - СПб.: Питер, 2011. – 192с.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995 г.
- Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"
Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...
Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...
Программа элективного курса "Деловое общение"
В настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отнош...
Элективный курс "Основы эффективного общения"
Элективный курс "Основы эффективного общения" в форме коммуникативного практикума...
Рабочая программа элективного курса " Невербальное общение".
Рабочая программа элективного курса....
Программа элективного курса "Деловое общение. Речь и письмо"
Программа рассчитана на учащихся 11 класса в объеме 34 часов. Направлена на практическую подготовку учащихся в сфере делового общения....