Программа элективного курса "Деловое общение"
элективный курс по обществознанию (10, 11 класс) по теме

В настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отношений. Владение культурой общения – одно из важнейших профессиональных качеств, необходимых деловому человеку в современном обществе. В сфере производства, бизнеса немало профессий, характеризующихся «повышенной речевой ответственностью». Например, профессии менеджера, дилера и им подобные. С целью решения задач профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся и был разработан элективный курс «Деловое общение», который составлен на основе программы З.С.Смелковой «Деловой человек: культура речевого общения». Овладение речевыми формами делового общения, совершенствование культуры общения, знание стилистики деловой сферы общения, способов воздействия на адресата – это предмет и задача элективного курса «Деловое общение». Данный курс носит межпредметный характер, так как интегрирует различные дисциплины: русский язык, культуру речи, стилистику, риторику, этику, психологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.kurs_delovoe_obshchenie.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30

(ГБОУ СОШ № 30)

ПРОГРАММА

Деловое общение

(элективный курс для учащихся 10-х классов, 34 часа)

 

Сызрань, 2015

Пояснительная записка

       В  настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отношений.

       Владение культурой общения – одно из важнейших профессиональных качеств, необходимых деловому человеку в современном обществе. В сфере производства, бизнеса немало профессий, характеризующихся «повышенной речевой ответственностью». Например, профессии менеджера, дилера и им подобные. С целью решения задач профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся  и был разработан элективный курс «Деловое общение», который составлен на основе программы З.С.Смелковой «Деловой человек: культура речевого общения».  

      Овладение речевыми формами делового общения, совершенствование культуры общения, знание стилистики деловой сферы общения, способов воздействия на адресата – это предмет и задача элективного курса «Деловое общение».  

      Данный курс носит межпредметный характер, так как интегрирует различные дисциплины: русский язык, культуру речи, стилистику, риторику, этику, психологию.    

      Отличительной особенностью учебного материала элективного курса является его практическая направленность. Он предполагает работу не столько в форме усвоения теоретических знаний, сколько работу, которая строится на эмоциональной включенности в учебный материал, на получении опыта осмысления речевых ситуаций и связанной с ними собственной активности учащихся.

      Программа курса «Деловое общение» состоит из 7 разделов: раздел 1. Общение. Официально-деловой стиль речи, раздел 2. Особенности официально-делового стиля речи, раздел 3. Коммуникативные качества речи. Предупреждение речевых ошибок, раздел 4. Речевой этикет, раздел 5. Текст.  Создание текста в сфере делового общения, раздел 6. Деловая переписка, раздел 7. Деловые переговоры. После каждого раздела  предусмотрен промежуточный контроль. Итог курса – защита проектов, рефлексия.

      Курс адресован учащимся 10-х классов,  понимающим, что овладение речевой культурой общения – это одно из обязательных условий развития профессиональных качеств и роста конкурентоспособности специалиста. Какую бы профессию ни выбрали старшеклассники, им необходимо овладеть основами деловой речи, с которыми появляется возможность ознакомиться при освоении элективного курса «Деловое общение».

         

     Цель  курса –     содействовать  профессиональному развитию личности, ее социализации, самопознанию  и самореализации.

Задачи курса:

  1. познакомить учащихся с требованиями делового этикета;
  2. научить учащихся написанию деловых документов различных жанров;
  3. совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
  4. подготовить учащихся к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
  5. способствовать формированию гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, отношения к этическим нормам как к необходимому условию развития человеческого общества.

    Курс рассчитан на 34 часа, из них 12, 5 часов теории и 21, 5 - практикума.

Методы и формы обучения:

  1. тренинг
  2. метод проблемных ситуаций
  3. драматизация
  4. «мозговой штурм»
  5. работа в парах и группах
  6. деловая игра, ролевая

  1. проект
  2. эссе
  3. дискуссия
  4. самостоятельная работа

Ожидаемый результат:

В ходе изучения элективного  курса «Деловое общение»

 учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:

  • приобретение навыков культуры делового общения;
  • применение полученных знаний в повседневной жизни;
  • овладение всеми речевыми средствами официально-делового стиля;
  • формирование коммуникативной грамотности;
  • умение работать в команде, управлять собой в разных ситуациях;
  • умение вести дискуссию, диалог, участвовать в ролевой игре, проводить рефлексию;
  • практические навыки оформления официально-деловых документов.

Учебно-тематический план

№ занятия

Наименование раздела,  темы занятия

Кол-во часов

Методы и формы обучения

теория

практика

Раздел 1. Общение.

Особенности официально-делового стиля речи (4 часа)

Особенности официально-делового стиля.

0,5

0,5

Проблемная ситуация

Ситуация официально-делового стиля

0,5

0,5

Проблемная ситуация

Социальные роли и речевое поведение деловых партнеров

0,5

0,5

Ролевая  игра

Отношение к собеседнику, правила общения

0,5

0,5

Тренинг,

«мозговой штурм»

Раздел 2. Особенности

официально-делового стиля речи (3 часа)

Стилистическая обусловленность речевых произведений в сфере делового общения

1

Ролевая игра

Лингвистические особенности официально-делового стиля

1

Проблемная ситуация

Игра «Проверь себя»

1

Деловая игра

Раздел 3. Коммуникативные качества речи.

Предупреждение речевых ошибок (6 часов)

Правильность звучащей речи. Орфоэпические ошибки. Нормы ударения и произношения

0,5

0,5

Деловая игра

Морфологические нормы. Случаи их нарушения:

Существительное. Трудные случаи употребления

0,5

0,5

Проблемная ситуация

Числительное. Трудные случаи употребления в устной речи

0,5

0,5

Дискуссия

Глагол. Предупреждение случаев нарушения нормы

0,5

0,5

Мини-проект

Обобщение по теме «Коммуникативные качества речи»

1

 Психологический тренинг, эссе

Чистота и точность речи. Выбор слова

0,5

0,5

Игра

Раздел 4. Речевой этикет (5 часов)

Понятие о речевом этикете

1

Проблемная ситуация

Знакомство. Приветствие и прощание

0,5

0,5

Ролевая игра,

дискуссия

Поздравление, благодарность

0,5

0,5

Ролевая игра

Извинение. Просьба, совет

0,5

0,5

 Психологический тренинг, игра

Обобщение.

 Игра «Ежели мы вежливы…»

1

Драматизация, проект

 

 

Раздел 5. Текст. Создание текста

в сфере делового общения (2 часа)

Создание текста. Этапы речевого действия

0,5

0,5

Дискуссия, проблемная ситуация

Особенности устной речи и создание устного текста

1

Проект

Раздел 6. Деловая переписка (7 часов)

Общие правила деловой переписки

0,5

0,5

Проблемная ситуация

Деловое письмо

1

Работа в парах

Составление деловых документов различных жанров (договор, реклама)

1

 Мини-проект

Составление личных деловых бумаг (доверенность, расписка)

1

Мини-проект

 

 

Составление личных деловых бумаг (заявление)

1

Ролевая игра, работа в группах

Автобиография как деловой документ

1

Самостоятельная работа

Резюме

1

Ролевая игра, самостоятельная работа

Раздел 7. Деловые переговоры (5 часов)

Деловые межличностные переговоры. Диалог

0,5

0,5

Деловая игра

Групповые формы деловых переговоров. Деловое общение в коллективе сотрудников

1

Эссе, деловая игра

Методы коллективного принятия решения. Протокол как документ, фиксирующий принятое решение

0,5

0,5

«Мозговой штурм»

Двухсторонние деловые коллективные переговоры.

Подготовка и проведение переговоров. Речевое поведение участников

1

 Деловая игра

Проблемная ситуация, эссе

Как вести дискуссию

0,5

0,5

Дискуссия

33-34.

Итоговое занятие.

Защита творческих проектов

2

Проект «Культура речи в сфере делового общения»

Итого:

12,5

21,5

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Общение. Официально-деловой стиль речи (4 часа)

Примерное содержание: Ситуация официально-делового стиля. Основные компоненты ситуации общения: коммуниканты, партнеры – внешние обстоятельства – внутренние обстоятельства – коммуникативное намерение.

Социальные роли и речевое поведение деловых партнеров. Роли участников: симметричные и асимметричные: равные или неравные по социальному положению, по должностному статусу.

Отношение к собеседнику, правила общения.

Практика: «мозговой штурм», ролевая игра, тренинг «Насколько вы общительны»

Раздел 2. Особенности официально-делового стиля речи (3 часа)

Примерное содержание: Стилистическая обусловленность речевых произведений в сфере делового общения. Наличие соответствующей формы для документов различных жанров, благодаря которой облегчается деловая переписка.

Лингвистические особенности официально-делового стиля: официальность, подчеркнутая объективность, сдержанность, точность и компактность изложения информации, отсутствие эмоциональности, субъективности, стереотипность, использование стандартных речевых средств.

Практика: Игра «Проверь себя», дискуссия, решение проблемных ситуаций

Раздел 3. Коммуникативные качества речи. Предупреждение речевых ошибок (6 часов)

Примерное содержание: Правильность звучащей речи. Орфоэпические ошибки. Нормы ударения и произношения

Морфологические нормы. Случаи их нарушения:

Существительное. Трудные случаи употребления.

Числительное. Трудные случаи употребления в устной речи.

Глагол. Предупреждение случаев нарушения нормы.

Чистота и точность речи. Выбор слова. Канцеляризмы. Паронимы.

Практика: Составление орфоэпического словаря, редактирование текстов, мини-проект, эссе «Что засоряет нашу речь?», дискуссия,  решение проблемных ситуаций

Раздел 4. Речевой этикет (5 часов)

Примерное содержание: Понятие о речевом этикете.

Знакомство. Приветствие и прощание.

Поздравление, благодарность.

Извинение. Просьба, совет.

Практика:

Игра «Ежели мы вежливы…», драматизация, решение проблемных ситуаций, составление текста официальной просьбы, дискуссия «Что такое речевой этикет?»,  творческий коллективный проект

 Раздел 5.Текст.  Создание текста в сфере делового общения (2 часа)

Примерное содержание: Создание текста. Этапы речевого действия.

Особенности устной речи и создание устного текста.

Практика: решение проблемных ситуаций, составление устного текста, работа в группах.

Раздел 6. Деловая переписка (7 часов)

Примерное содержание:  Общие правила деловой переписки.

Деловое письмо. Структура текста. Использование клише.

Составление деловых документов различных жанров (договор, реклама)

Составление личных деловых бумаг (доверенность, расписка)

Составление личных деловых бумаг (заявление)

Автобиография как деловой документ.

Резюме.

Практика: решение проблемных ситуаций, эссе на тему «Что должно лежать в основе современных управленческих отношений?», работа в группах по оформлению деловых бумаг,  разыгрывание ситуаций общения в парах, мини-проект «Деловые бумаги»

Раздел 7. Деловые переговоры (5 часов)

Примерное содержание: Деловые межличностные переговоры. Диалог.

Групповые формы деловых переговоров. Деловое общение в коллективе сотрудников. Советы руководителю.

Методы коллективного принятия решения: метод выделения основных компонентов проблемы (причина-следствие, условия - следствие), метод «домино»,  эвристические методы, метод «мозговой атаки».  Протокол как документ, фиксирующий принятое решение.

Двухсторонние коллективные деловые переговоры.

Подготовка и проведение переговоров. 3 этапа переговоров: этап подготовки (анализ имеющейся информации, планирование и прогнозирование возможного хода переговоров), этап активного изложения и отстаивания своих позиций, этап принятия взаимоприемлемого решения.  Речевое поведение участников. Сигналы конфликтов.

Как вести дискуссию (вступление, тезис, аргументы, вывод). Советы участнику дискуссии.

Практика: деловая игра в парах, «мозговой штурм», составление протокола, ролевые игры, дискуссия на заданную тему, деловая игра «Конфликтная ситуация на совместном заседании представителей фирм-партнеров»

        

Итоговое занятие. Обобщение изученного по курсу «Деловое общение» (2 часа)

Практика: Защита творческих проектов, представление мультимедийных презентаций, работа в группах.

Литература для учителя:

  1. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. Л., 2000
  2. Веселов П.В. Современное деловое письмо в промышленности. М., 1990
  3. Власенков А.И. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М., 2005
  4. Вучков Ю. Искусство жить. М., 1989
  5. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М.,1997
  6. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. М.,1999
  7. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения / Пособие и словарь-справочник. М., 1997
  8. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: Пособие для учителей. М., 1980

Литература для учащихся:

  1. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М., 2001
  2. Власенков А.И. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М., 2005
  3. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М.,1997
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998
  5. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. М.,1995
  6. Трофименко А. Поговорим об этикете. М., 1991
  7. Чиненный А.И Этикет на все случаи жизни. М., 1996
  8. Энциклопедия хороших манер. СПб., 1996

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Программа элективного курса "Деловое письмо"

XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильн...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"

Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...

Программа метапредметного курса Деловое общение

Программа метапредметного курса «Деловое общение» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систе­му понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, речеведческие...

Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"

Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...

Программа элективного курса "Деловое общение. Речь и письмо"

Программа рассчитана на учащихся 11 класса в объеме 34 часов. Направлена на практическую подготовку учащихся в сфере делового общения....