Программа элективного курса "Деловое общение. Речь и письмо"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Программа рассчитана на учащихся 11 класса в объеме 34 часов. Направлена на практическую подготовку учащихся в сфере делового общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа элективного курса "Деловое общение. Речь и письмо" | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
элективного курса
«Деловое общение. Речь и письмо»
(11 класс)
Составитель: Чернова Энзе Асгатовна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
с. Бурды
2019 г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Деловое общение. Речь и письмо» рассчитана на учащихся 11 класса в объеме 34 часа и направлена в основном на практическую подготовку учащихся в сфере делового и повседневного общения.
Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование конкурентоспособной и активной личности, которая способна жить и работать в соответствии с требованиями современного мира.
В условиях развития современного общества курс " Деловое общение. Речь и письмо " актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как ведется мало работы по развитию умелого делового общения. Также и на оформление деловых документов отводится не более 5 часов, и поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.
Данная программа не копирует содержание государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников для 11 класса, которые предусматривают знакомство с основными особенностями официально-делового стиля и его основными жанрами.
Содержание курса строится в соответствии с учётом индивидуальных запросов учащихся и родителей, так как владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения необходимы выпускнику, который вступает во взрослую жизнь. Курсом позволит выпускнику в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Программа предусматривает отбор методов и приемов, которые активизируют самостоятельную работу учащихся. Это и наблюдение за использованием языковых средств на различных ситуациях общения, анализ текстов, моделирование или создание текста, беседа, ролевые игры.
Формы контроля: презентация, деловые переговоры по указанной теме, составление деловых бумаг.
Цель курса:
углубление знаний учащихся о языковых нормах устного и письменного делового общения, развитие их коммуникативных навыков
Задачи курса:
- способствовать приобщению учащихся к речевой культуре;
- сформировать навыки делового общения;
- отрабатывать речевые умения и навыки: замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать ошибки и недочеты в устной и письменной речи, уметь исправлять их, редактировать текст;
- развивать коммуникативные навыки;
- совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами;
- показать способы разрешений конфликтных ситуаций.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее–ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умениеопределятьназначениеифункцииразличныхсоциальныхинститутов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами-умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты.
Изучение курса должно обеспечить:
-удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должны отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
2) владение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению иинтеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Содержание учебного курса
I. Деловое общение
Основа современного литературного языка (1 ч.) Понятие о современном русском литературном языке. Функции языка. Понятие о норме языка. Виды норм современного русского языка. Язык как средство общения.
Культура речи (4 ч.)
Характеристика понятия «культура речи». Дать определение слову «культура речи». Показать связь культуры речи с литературным языком. Основные аспекты культуры речи: коммуникативный и этический.
Основные аспекты культуры речи. Нормативный аспект культуры речи. Понятие о языковой норме. Виды норм. Характеристика основных норм литературного языка. Особенности русского ударения. Вариативность ударений.
Коммуникативные качества речи. Точность речи. Понятность речи. Способы объяснения слов. Чистота речи. Богатство речи.
Этические нормы речевой культуры. Дать понятие этических норм речи, речевого этикета ... Раскрыть принципы эстетических норм речи. Практическая работа: проблемные ситуации.
Речевое общение (5 ч.)
Основные единицы речевого общения. Речевое общение. Речевые ситуации. Каноническая и неканоническая ситуация. Речевое взаимодействие.
Организация вербального взаимодействия. Организационные принципы речевой коммуникации. Максимы принципа вежливости: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие, симпатия.
Эффективность речевой коммуникации. Эффективный обмен информацией. Условия контакта.
Доказательство и убедительность речи. Основные виды аргументов. Виды доказательств. Речевые ситуации. Практическая работа: решение проблемных задач
Невербальные средства общения. Определение особенностей невербального общения. Мимика. Жестикуляция и жесты. Типы жестов: механические, ритмические, изобразительные, интенсивности, разъединения и др.Функции невербального общения. Исследовательская работа о проксемических средствах.
Основы ораторского искусства (7 ч.)
Понятие об ораторском искусстве. Риторика. Красноречие. Виды красноречий. Знаменитые ораторы Древнего мира. Оратор и его аудитория. Практическая работа: подготовить выступление
Оратор и его аудитория. Просмотр роликов. Выбор аудитории. Подготовка аудитории.
Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Подготовка к выступлению. Формулировка проблем. Употребление общих названий. Цель речи. Убеждённость.
Основные приемы поиска материала. Отбор материала. Изучение отобранного материала. Чтение и осмысление материала.
Начало, завершение и развертывание речи. Составление письменного текста речи. Репетиция оратора.
Способы словесного оформления выступления. Анализ выступлений. Конспектирование: выделение основных способов. Практическая работа: оформление выступления
Интонационные закономерности речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности. Техника речи. Чтение текстов
Служебная этика. Деловое общение (5 ч.)
Служебная этика и служебный этикет. Определение понятий «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Ответы на вопросы, решение речевых ситуаций, дискуссия.
Функция этикета. Речевой этикет. Из истории этикета. Важность владения деловым этикетом. Практическая работа: решение задач.
Нормы служебного этикета. Особенности делового общения: партнерские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания.
Искусство вежливости. Приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение. Решение речевых ситуаций, ролевые игры.
Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения. Стадия конфликта. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения. Документальная основа разрешения конфликта
II. Деловые бумаги
Типы документов (2 ч.)
Типы документов. Знакомство с типами документов, особенностью их оформления. Законодательные, дипломатические документы, административно-канцелярские бумаги. Работа с интернет-ресурсом working-papers.ru. Сопоставление текстов.
Официально-деловая письменная речь (10 ч.)
Из истории русского делового письма. Приказное делопроизводство – основа русского делового письма. Стандарты служебных писем 1926 г. ЕГСД.
Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Общие требования к письменной речи. Общие функции документа. Шаблонные и стандартные языковые обороты. Требования к оформлению реквизитов документов.
Новые тенденции в практике русского делового письма. Новый этап в развитии России. Реклама в деловой речи. Речевая тактика рекламного делового письма. Практическая работа: реклама молочных продуктов
Особенности русской и зарубежной школ делового письма. Связь с зарубежными партнёрами. Специфика письменного делового диалога. Словесные штампы. Просмотр роликов
Информационно-справочные материал и их документирование. Информационно-справочные материалы. Работа с приложениями 1,8,9 по учебнику
Виды писем. Письмо- подтверждение. Сопроводительное письмо. Письмо-напоминание, гарантийное письмо. Работа с текстами-образцами, составление документов
Справки, доклады, объяснительные записки. Работа с текстами-образцами, составление документов
Акты и оформление актов. Работа с текстами-образцами, составление документов
Частные бумаги. Требования к оформлению частных деловых бумаг. Сопоставление текстов, составление документов, их анализ. Приложение 5,7. Работа с текстами-образцами, составление документов.
Редактирование служебных документов. Обобщение. Использование корректирующих знаков при редактировании. Корректурные знаки. Работа на компьютере по редактированию бумаг.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Деловое общение – 24 часа | |||
1 | Введение | Основа современного литературного языка | 1 |
2 | Культура речи (4 ч.) | Характеристика понятия «культура речи» | 1 |
3 | Основные аспекты культуры речи. Нормативный аспект культуры речи | 1 | |
4 | Коммуникативные качества речи | 1 | |
5 | Этические нормы речевой культуры | 1 | |
6 | Речевое общение (5 ч.) | Основные единицы речевого общения | 1 |
7 | Организация вербального взаимодействия | 1 | |
8 | Эффективность речевой коммуникации | 1 | |
9 | Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов | 1 | |
10 | Невербальные средства общения | 1 | |
11 | Основы ораторского искусства (7 ч.) | Понятие об ораторском искусстве | 1 |
12 | Оратор и его аудитория | 1 | |
13 | Подготовка речи: выбор темы, цель речи | 1 | |
14 | Основные приемы поиска материала | 1 | |
15 | Начало, завершение и развертывание речи | 1 | |
16 | Способы словесного оформления выступления | 1 | |
17 | Интонационные закономерности речи | 1 | |
18 | Служебная этика. Деловое общение (5 ч.) | Служебная этика и служебный этикет | 1 |
19 | Функция этикета | 1 | |
20 | Нормы служебного этикета | 1 | |
21 | Искусство вежливости | 1 | |
22 | Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения | 1 | |
Деловые бумаги – 12 часов | |||
23 | Типы документов (2 ч.) | Типы документов | 2 |
24 | |||
25 | Официально-деловая письменная речь (10 ч.) | Из истории русского делового письма. | 1 |
26 | Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи | 1 | |
27 | Новые тенденции в практике русского делового письма | 1 | |
28 | Особенности русской и зарубежной школ делового письма | 1 | |
29 | Информационно-справочные материал и их документирование | 1 | |
30 | Виды писем | 1 | |
31 | Справки, доклады, объяснительные записки | 1 | |
32 | Акты и оформление актов | 1 | |
33 | Частные бумаги. Требования к оформлению частных деловых бумаг | 1 | |
34 | Редактирование служебных документов. Обобщение | 1 | |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
Книги для учителя:
- В.В.Травин, М.И.Магура, М.Б.Курбатова, «Деловое общение», М.: Дело, 2014 г.
- Г.В.Бороздина, Н.А.Кормнова , «Психология делового общения», М.: ИНФРА-М, 2013 г.
- Л. А.Введенская, Л. Г. Павлова, Е.Ю.Кашаева, «Русский язык и культура речи»
Москва, «КноРус», 2016 г.
- А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, «Русский язык. Грамматика. Текст. Стиль»
Москва, «Просвещение», 2011 г.
М.В. Кирсанова, Н.Н.Анодина, Ю.М.Аксенова «Деловая переписка: учебно-практическое пособие», М.: ИНФРА-М, 2012 г.
- З.В. Валиев, «Образцы деловых бумаг», Казань, Татарское книжное издательство
Книга для учащихся:
- Д.А. Шевчук, «Деловое общение», М.: ЛитРес, 2011 г.
Интернет -ресурсы - http://world7.ru
- ru.wikipedia.org
- delo.by
- working-papers.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ. Письмо"
По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента (т.е. совершенствование умений в письменных видах речевой д...
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»
Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....
Элективный курс "Деловая речь. Деловое письмо" 10 класс
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо» рассчитан на 35 ч и предназначен для учащихся 10-ых классов. Данная программа составлена на основе авторской программы И.Н.К...
Рабочая программа элективного курса "Общение становится профессией"
Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, ...
Программа по предмету "Развитие речи и письмо", 5 класс
Рабочая программа "Развитие речи и письмо", 5 класс...
Программа по предмету "Развитие речи и письмо", 6 класс
Рабочая программа по развитию речи и письму, 6 класс...
Программа по предмету "Развитие речи и письмо", 7 класс
Рабочая программа по развитию речи и письму, 7 класс...