Рабочая программа по элективному курсу "Психология и выбор профессии"
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабочая программа составлена для изучения элективного курса «Психология и выбор профессии» в 9 классе предпрофильной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roshchupkinaia_rp_ek_9klass.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 6» города Губкина Белгородской области
«Согласовано» Руководитель методического объединения учителей гуманитарных и общественных дисциплин МАОУ «Гимназия № 6» города Губкина _________/Гусарова С.Б. Протокол № ___ от «____»__________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора МАОУ «Гимназия №6» города Губкина __________/Бабина Е.И. «____»____________2015 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Гимназия № 6» города Губкина _________/_Вольваков С.П. Приказ № ___ от «___»____2015 г. |
Рабочая программа
Рощупкиной Ирины Александровны
первая квалификационная категория
по элективному курсу «Психология и выбор профессии»
9 А,Б классы
Предпрофильная подготовка
Губкин,
2015 -2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабочая программа составлена для изучения элективного курса «Психология и выбор профессии» в 9 классе предпрофильной подготовки.
Цели изучения элективного курса «Психология и выбор профессии» на предпрофильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
- овладение учащимися ситуацией выбора в отношении профилирующего направления учебной деятельности в старшей школе;
- развитие творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области наук и в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами психологии культуры личности: понимание значимости психологии и выбора профессии для общественного прогресса и самого себя.
Задачи:
- формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
- ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия «Психология и выбор профессии» (автор Г.В.Резапкина) и рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю), в том числе 1 час на защиту зачетных проектов.
В авторскую программу курса «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной внесены изменения: сокращено количество часов на изучение
1 раздел: Что я знаю о своих возможностях
Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента по программе 2ч., по плану 1ч.
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс.
по программе 2ч., по плану 1ч.
Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы
по программе 2ч., по плану 1ч.
2 раздел: Что я знаю о профессиях
Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии.
Профессия, специальность, должность по программе 2ч., по плану 1ч.
Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии
по программе 2ч., по плану 1ч.
Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье - по программе 2ч., по плану 1ч.
3 раздел: Способности и профессиональная пригодность
- Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
Способности к интеллектуальным видам деятельности по программе 2ч., по плану 1ч.
- Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности по программе 2ч., по плану 1ч.
- Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности по программе 2ч., по плану 1ч.
4 раздел: Планирование профессиональной карьеры
- Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии по программе 2ч., по плану 1ч.
- Современный рынок труда. Пути получения профессии по программе 2ч., по плану 1ч.
- Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии по программе 2ч., по плану 1ч.
Основной формой организации учебной деятельности является классно-урочная система.
В программе используются различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр.
Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу два модуля – одна четверть.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности каждого ребенка.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
- Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями.
- Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Учебно-тематический план
№ п.п. | Наименование раздела и тем | Количество часов по программе Г.В.Резапкиной | Количество часов по рабочей программе |
Что я знаю о своих возможностях | 8 | 4 | |
Что я знаю о профессиях | 8 | 4 | |
Способности и профессиональная пригодность | 8 | 4 | |
Планирование профессиональной карьеры | 9 | 5 | |
Итого: | 33 | 17 |
Содержание курса «Психология и выбор профессии»
Что я знаю о своих возможностях: Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. Определения типа мышления. Внимание и память.
Что я знаю о профессиях; Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности.
Уровни профессиональной пригодности
Планирование профессиональной карьеры: Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.
Формы и средства контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью вопросов на понимание темы урока (предлагается Г.В. Резапкиной в разработках уроков).
После изучения каждой темы проводятся обобщающие уроки, на которых учащиеся заполняют таблицы, используя полученные знания и результаты тестирования.
Промежуточный контроль осуществляется на обобщающих уроках после каждого модуля (пользуясь записями в тетрадях и результатами тестов - оформляются таблицы), решаются кроссворды.
Итоговый контрольосуществляется в форме защиты итоговых проектов по теме «Моя будущая профессия» и проводится в виде демонстрации творческих работ.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки для 9 класса: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов – 7-е издание, М.: Генезис, 2015 - 208с.,ил.
- Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. - 8-е издание. – М.: Генезис,2014.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Имеющееся оборудование |
Библиотечный фонд (_ %) | ||
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки для 9 класса: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов – 7-е издание, М.: Генезис, 2015 - 208с.,ил. | 1 | 1 |
Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. - 8-е издание. – М.: Генезис,2014. | 26 | 26 |
Печатные пособия (_%) | ||
Цифровые образовательные ресурсы (_%) | ||
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по элективному курсу | 1 | 1 |
Экранно-звуковые пособия (100%) | ||
Компьютер Мультимедиа проектор Интерактивная доска Акустическая система | 1 1 1 1 | |
Учебно-практическое оборудование (_%) | ||
Стол ученический | 14 | 14 |
Стулья ученические | 28 | 28 |
Календарно-тематическое планирование
9 «А» класс
№ п.п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Фактические сроки похождения | Примечание |
Что я знаю о своих возможностях | 4 | ||||
1 | Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 1 | сентябрь | ||
2 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. | 1 | сентябрь | ||
3 | Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы | 1 | сентябрь | ||
4 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» | 1 | сентябрь | ||
Что я знаю о профессиях | 4 | ||||
5 | Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. | 1 | сентябрь | ||
6 | Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | октябрь | ||
7 | Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье. | 1 | октябрь | ||
8 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». | 1 | октябрь | ||
Способности и профессиональная пригодность. | 4 | ||||
9 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 1 | ноябрь | ||
10 | Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. | 1 | ноябрь | ||
11 | Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности. | 1 | ноябрь | ||
12 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность» | 1 | декабрь | ||
Планирование профессиональной карьеры | 5 | ||||
13 | Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии | 1 | декабрь | ||
14 | Современный рынок труда. Пути получения профессии | 1 | декабрь | ||
15 | Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии | 1 | декабрь | ||
16 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» | 1 | январь | ||
17 | Защита проектов «Моя будущая профессия» | 1 | январь |
Календарно-тематическое планирование
9 «Б» класс
№ п.п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Фактические сроки похождения | Примечание |
Что я знаю о своих возможностях | 4 | ||||
1 | Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 1 | сентябрь | ||
2 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. | 1 | сентябрь | ||
3 | Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы | 1 | сентябрь | ||
4 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» | 1 | сентябрь | ||
Что я знаю о профессиях | 4 | ||||
5 | Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. | 1 | сентябрь | ||
6 | Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | октябрь | ||
7 | Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье. | 1 | октябрь | ||
8 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». | 1 | октябрь | ||
Способности и профессиональная пригодность. | 4 | ||||
9 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 1 | ноябрь | ||
10 | Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. | 1 | ноябрь | ||
11 | Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности. | 1 | ноябрь | ||
12 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность» | 1 | декабрь | ||
Планирование профессиональной карьеры | 5 | ||||
13 | Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии | 1 | декабрь | ||
14 | Современный рынок труда. Пути получения профессии | 1 | декабрь | ||
15 | Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии | 1 | декабрь | ||
16 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» | 1 | январь | ||
17 | Защита проектов «Моя будущая профессия» | 1 | январь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс
Данная программа, составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной, способствует активизации процесса самопознания, позволя...
рабочая программа по элективному курсу "Твой выбор"
Данная рабочая программа по элективному курсу «Твой Выбор» разработана в рамках плана работы педагога- психолога по направлению «Профориентация» МБОУ РСОШ№10 и составлена на основе програм...
Программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии"
Данная программа была составлена в соавторстве с педагогом-психологом гимназии г. Советский Подоксеновой И. В. на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии&r...
Элективный курс "Психология и выбор профессии".
Данная программа расчитана на 12 часов и является продолжением курса "Основы личностного самоопределения" в 9 классах....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология и выбор профессии"
Рабочая программа разработана на основании: программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г....
Рабочая программа по факультативному курсу «Психология и выбор профессии» для 10 класса
Программа «Психология и выбор профессии» разработана на основе учебно-методического пособия для психологов и педагогов «Психология и выбор профессии»/под ред. Резапкиной Г. В.,...
Курс «Психология и выбор профессии»
Курс «Психология и выбор профессии» Г.В. РезапкинаЦель: представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей; помощь подросткам в профессиональном самоопределении; откр...