Курс «Психология и выбор профессии»
рабочая программа по психологии (9 класс)
Курс «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкина
Цель: представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей; помощь подросткам в профессиональном самоопределении; открытие перед старшеклассниками перспектив дальнейшего личностного роста ; осознание необходимых личностных качеств для выбора той или иной профессии; активизация знаний о профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ppp_9_kl_2021-22.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.
Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы
_______________
СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова
Зам. директора по УР «___» _____ 20 __ г.
__________________
Г.А. Козловская
«___» _____ 20 ___ г.
Рабочая программа
«Психология и выбор профессии»
9 класс
на 2021-2022учебный год
Составитель: Иванова Н.Д.,
педагог-психолог,
высшая кв. категория
Перенка
2021
Рабочая программа учебного курса «Психология и выбор профессии» составлено на основе:
1)Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями
2) «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (утверждена приказом МО РФ от 18.07.2002 № 2783), в соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования» (утверждена приказом МО РФ от11.02.2002 N393). Кроме того, использованы рекомендации МО РФ по введению предпрофильной подготовки обучающихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения обучающихся в ОУ (письмо МО РФ от 20.08.2003 №03-51-157)
3) Учебного плана МБОУ «Перенская средняя школа» на 2021-2022 учебный год;
4) Календарного учебного графика МБОУ «Перенская средняя школа» на 2021-2022 учебный год;
5) Положения о рабочей программе по предметам (курсам) в соответствии с ФГОС;
6) Программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы» / под ред. С.Н. Чистяковой – М.: Просвещение, 2010
7) Авторской программы «Психология и выбор профессии» Резапкиной Г.В.
По данной прогамме на изучение курса «Психология и выбор проыкссии» отводится 33 учебных часа (1 час в неделю).
В соответствии с учебным планом МБОУ «Перенская средняя школа» на изучение учебного курса «Психология и выбор профессии» отводится по 0,5 часа в неделю, всего 17 часов.
В программу внесены изменения: сокращено время на изучение разделов «Что я знаю о своих возможностях» с 8 до 3 учебных часов, «Что я знаю о профессиях» - с 8 до 2 учебных часов, «Способности и профессиональная пригодность» - с 8 до 5 учебных часов, «Планирование профессиональной карьеры» с 9 до 7 учебных часов, при этом содержание программы не изменяется и учебный материал дается в полном объеме.
Промежуточная аттестация за курс 9 класса проходит в форме итогового проекта.
Разделы | Количество часов | |
по программе | с внесенными изменениями | |
1. Что я знаю о своих возможностях | 8 | 3 |
2. Что я знаю о профессиях | 8 | 2 |
3. Способности и профессиональная пригодность | 8 | 5 |
4. Планирование профессиональной карьеры | 9 | 7 |
Итого | 33 | 17 |
Учебно-методическое обеспечение
- Технология. Твоя профессиональная карьера.8(9) класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- под ред. Чистяковой С.Н. - М., Просвещение, 2010.
- «Психология и выбор профессии» Резапкиной Г.В., изд. «Генезис», Москва, 2017 .
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
Личностные результаты:
Выпускник научится:
- обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации;
- реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Выпускник получит возможность научиться:
- умению делать выбор профиля образования из числа доступных для него альтернатив, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям и потребностям;
- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на достижение цели;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах профессиональной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять уровень собственной общительности с помощью специальных методик;
- использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях.
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- определять этапы профессионального самоопределения;
- различать определения понятий: профессия, специальность, специализация, квалификация;
- различать понятия: характеристика труда, характер труда, процесс труда, условия труда;
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные проблемы и ошибки , возникающие при выборе профессии;
- составлять личный профессиональный план.
- объяснять преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
- указывать отличительные особенности различительных типов образовательных учреждений, обосновывать выбор;
- обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять свои мотивы в получении будущей профессии,
- определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений
- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда;
- построить индивидуальную образовательную траекторию с учетом нескольких вариантов получения одной и
- той же профессии;
- осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных наук: анкетирование, тестирование и т.д.;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Разделы | Количество часов |
1. Что я знаю о своих возможностях | 3 |
2. Что я знаю о профессиях | 2 |
3. Способности и профессиональная пригодность | 5 |
4. Планирование профессиональной карьеры | 7 |
Итого | 17 |
Что я знаю о своих возможностях - 3 ч.
Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний.
Темперамент и свойства нервной системы. Экстраверсия, стабильность. Типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Темперамент и выбор профессии.
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
Определение типа мышления. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей: продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Типы мышления: предметно-действенное мышление, абстрактно-символическое мышление, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, креативность. Как развивать мышление.
Внимание. Свойства внимания: устойчивость, переключаемость, распределение, концентрация. Память: слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, логическая. Как тренировать память.
Уровень внутренней свободы. Психологические особенности людей.
Что я знаю о профессиях - 2 ч.
Классификация профессий. Признаки профессии. Четырѐхуровневая классификация профессий Е. А. Климова. Пирамида Климова.
Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда.
Интересы и склонности в выборе профессии. Интересы по содержанию (литература, музыка, техника, животные, цветы, компьютеры, спорт и так далее), по глубине, по длительности. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока). Типы профессий по Дж. Холланду: Р – реалистический тип, И – интеллектуальный тип, С – социальный тип, О – офисный тип, П – предпринимательский тип, А – артистический тип.
Профессионально важные качества.
Профессия и здоровье. Требования профессий к здоровью человека.
Способности и профессиональная пригодность - 5 ч.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. «Тест умственного развития» (школьный тест умственного развития в модификации Г. Резапкиной).
Способности к профессиям социального типа. Определение предрасположенности к конфликтному поведению. Тест «Интеллектуальная лабильность» (в модификации Г. Резапкиной).
Способность к предпринимательской деятельности: интеллект , общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость. Уровни профессиональной пригодности. Соответствие конкретной профессиональной деятельности. Призвание – высший уровень профессиональной пригодности. Типы людей по Э. Фромму.
Планирование профессиональной карьеры - 7ч.
Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Физиологические потребности, потребность в защищѐнности, социальные потребности, потребности в уважении и самоуважении, потребность в самореализации. Пирамида Маслоу.
Ошибки в выборе профессии: выбор из соображений «престижа», выбор за «компанию», отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, уступка давлению влиятельных людей.
Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата. Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора». Среднее специальное образование. Высшее образование.
Навыки самопрезентации. Резюме, его основные компоненты.
Стратегия выбора профессии. «Хочу», «могу», «надо». Цели при планировании профессиональной карьеры. Защита проекта «Моя будущая профессия».
IV. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
Список дополнительной литературы
- Технология профессионального успеха: учебник для 10 – 11 кл./ под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2006 г.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / под
ред. Л.М. Митиной – М.: Московский психолого-социальный институт,
Флинта, 1998 г.
- Н.С. Пряжников. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 кл.).- М.: Вако, 2005 г.
- М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 кл.).- М.: Вако, 2005 г.
- Технология. Профориентация: тесты./ авт.-сост. И.П. Арефьев.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005 г.
- Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.-сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Глобус, 2007 г.
- Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А. Аркадьев.- Минск: Современная школа, 2008 г.
- Прекрасное далёко: кем быть? / авт.-сост. А.Р.Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико- Принт, 2010 г.
- Выбор профессии: оценка готовности школьника: 9-11 кл./ под ред. С.Н. Чистяковой.- М.:ВАКО, 2009 г.
- Т.В. Черникова. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие.- М.:Глобус, 2006 г.
- Е.В.Меттус, О.С. Турта, А.В. Литвина. Учимся выбирать профиль обучения/ для учащихся 7-11 кл/- СПб.:КАРО, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы психолога при выборе профессии.
Выбор профессии хотябы раз в жизни встает перед каждым. В старших классах школы,мы задумываемся об этом важном вопросе. Зачастую бывает так, что идешь учиться, получать профессию за компан...
"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся
Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определ...
Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс
Данная программа, составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной, способствует активизации процесса самопознания, позволя...
Программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии"
Данная программа была составлена в соавторстве с педагогом-психологом гимназии г. Советский Подоксеновой И. В. на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии&r...
Рабочая программа по элективному курсу "Психология и выбор профессии"
Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабоча...
Элективный курс "Психология и выбор профессии".
Данная программа расчитана на 12 часов и является продолжением курса "Основы личностного самоопределения" в 9 классах....
Рабочая программа по факультативному курсу «Психология и выбор профессии» для 10 класса
Программа «Психология и выбор профессии» разработана на основе учебно-методического пособия для психологов и педагогов «Психология и выбор профессии»/под ред. Резапкиной Г. В.,...