рабочая программа по элективному курсу "Твой выбор"
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему

Бондарева Анастасия Юрьевна
Данная рабочая программа по элективному курсу «Твой Выбор» разработана в рамках плана работы педагога- психолога по направлению  «Профориентация» МБОУ РСОШ№10 и  составлена на основе программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2009 г.). 
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_rabochaya_programma_proforientatsiya.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Песчанокопский район, село Развильное

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    Развиленская средняя общеобразовательная школа № 10

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»

                                                                                            Директор МБОУ РСОШ №10

                                                                                           Приказ от 29.08.2014 № 254

Директор ________ О.И. Малахова

                                                  МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Твой выбор» (профориентационной направление)

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) – основного и среднего общего образования

                                                                   8-9класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов – 1 час в неделю

Учитель – Бондарева Анастасия Юрьевна

(ФИО)

Программа разработана на основе программы курса «Технология. Твоя

                                                           профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор

                                                           В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника

                                                           «Программы общеобразовательных учреждений.

                                                           Технология. Твоя профессиональная карьера 8 –

                                                           9 классы» составитель: С.Н. Чистякова –

                                                           М.:«Просвещение» 2009 г.

 (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по элективному курсу «Твой Выбор» разработана в рамках плана работы педагога- психолога по направлению  «Профориентация» МБОУ РСОШ№10 и  составлена на основе программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2009 г.).

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Концепция рабочей программы укладывается в рамки Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  Медведева Д.А. и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (учреждена приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 г.). Концепция профильного обучения, предложенная правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. Возрастает роль профессиональной ориентации, предназначение которой заключается в следующем: - формировать у учащихся положительное отношение к труду; - научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности; - научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности; - обеспечить в школе широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; - выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. Всю работу рекомендуется вести в тесной связи с родителями, сообщая им обо всех достижениях и проблемах детей.

Программа адресована учащимся 8-9 классов МБОУ РСОШ №10.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Цели программы.

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
  2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
  3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе авторы видят формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.

Задачи программы.

  • Образовательные  задачи:
  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
  • Воспитательные задачи.
  1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
  4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития с. Равильное, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие,  желание учащихся жить и работать на благо своего города.
  • Развивающие задачи.
  1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
  3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
  4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы. Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того, ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

Количество часов: 34 чаcа (1 час в неделю).

Формы контроля.

  1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
  2. презентации проектов учащихся;
  3. фоторепортажи учащихся;
  4. деловые игры;
  5. анкетирование.

Методами выявления результатов стали:

  • изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
  • анкетирование по вопросам
  • выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации,
  • определения личностной самооценки школьников,
  • чтению специальной литературы;
  • результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках;
  • написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия» и др.;
  • контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • определение профессии и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
  • возможности получения образования по избранному профилю;
  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Критерии и показатели усвоения материала. 1) Информационные  сформированность представления о мире профессий;  знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;  знание основных направлений производств города, особенностей технологий;  знание о возможностях получения специального профессионального образования. 2) Исследовательские  участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;  участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в городе; изучение путей овладения избранными профессиями 3) Практические  сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;  готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;  определение профессиональных планов и намерений учащихся;  развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;  участие в профпробах;  знание функций и задач городского центра занятости.

Общая характеристика учебного курса

Изучение курса «Твой Выбор» призвано сформировать у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.

Цели курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании

- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему

специально организованных профессиональных проб.

Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно –методического комплекта:

- Технология. Твоя профессиональная карьера 8(9) класс /учебник для общеобразовательных учреждений, ав. сост. С.Н. Чистякова, -М.: Просвешение, 2011г.

- Программа курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.: «Просвещение» 2009 г.

- Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/ авт. сост.: Л.Н. Бобравская, О.Ю.Просихина, Е.А. сопрыкина и др. – М.: Глобус, 2008 г.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, демонстрация, семинары, описание профессий, диспут, конкурс, составление и решение кроссвордов, встреча с представителями отдельных профессий.

Преобладающие формы текущего контроля: устный опрос, беседа, работа в паре,

работа в группах, практическая работа.

Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивание знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.

Место курса в учебном плане.

Курс «Твой Выбор» организуется в соответствии с требованиями Стандарта по социально-психологическому направлению развития личности в рамках общественно-научной образовательной области. Программа рассчитана на 34 часа  по 1 часу в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

Ценностная ориентация курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна  система школьной профориентации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

 Личностными результатами освоения обучающимися кура являются: -проявление познавательных интересов и активности в данном курсе; -выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих желаний; -овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности; -самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации; -становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; -планирование образовательной и профессиональной карьеры.

Метапредметными результатами освоения курса являются универсальные учебные действия (УУД): -планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; -определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; -проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач; -самостоятельная организация и выполнение различных работ; -приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -выявление потребностей профессии; -выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; -согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками; -оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм; -диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;

Предметными результатами освоения курса являются: -рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии; -классификация видов профессий; -планирование деятельности по выбору профессии; -проведение различных исследований и социального опроса по потребностям в различных профессиях; -документирование результатов исследований и опросов; -оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Содержание тем учебного курса.

Элективный курс «Твой выбор» представлен 3 модулями:

Модуль I. Делаем правильный выбор. (9 часов)

Тема 1.1. Многообразие мира профессий ( 1час).

Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.

Тема 1.2. Я и выбор профессии. ( 2часа)

Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.

Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».

Диагностические методики: «Кто я?».

Тема1.3. Готовность к выбору профиля, профессии. (3часа) 

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. Чего желают мама и папа? Подвохи престижа.

Практическая работа: определение способности учащихся к выбору профессии.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия  «Риски предстоящего выбора».

Тема 1.4.  Делаем правильный выбор! (3часа)

Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии? Психологические характеристики профессий. Профессии с большой перспективой. Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного маршрута. Я учусь выбирать. Деловая игра «Мой выбор». Основной и запасной варианты выбора.

Модуль II. Профессия будущего: проблемы и перспективы. (13часов)

Тема 2.1. Социальные проблемы труда (3часа).

1.Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.

2. Профессии и специальности. Квалификация.

3. Классификации профессий.

4. Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

5. Здоровье и выбор профессии. Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в  нашем городе?».

Диагностические методики: карта интересов, методика самооценки индивидуальных интересов.

Тема 2.2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу Анализ профессий. (3 часа).

Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.

Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.

Игра: «Угадай профессию».

Практическая работа: составление формул профессий.

Развивающие процедуры: прогнозирование изменений состояния рынка рабочей силы в г. Долгопрудном в ближайшие 5 лет..

Тема 2.3. Социально – экономические условия современной России. Основы экономических знаний. (5часов).

Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).

Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.

 Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.

Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.

Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в экономике (интеграция с соответствующими темами информатики).

Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний», сочинение «Долгопрудный: 100 лет спустя» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).

Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».

Тема 2.4.. Рынок образовательных услуг. (2часа).

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.

Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).

Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг г. Долгопрудного и Московского региона в целом. Экскурсии в ПУ-21 и ПУ-94, выполнение фотоотчета, отчета - презентации (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий).

Модуль III.  «Сотвори свое будущее сам!» (14часов)

Тема 3.1. Личный профессиональный план. (4часа)

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Практическая работа: составление индивидуального профессионального плана. Деловая игра «По ступеням карьерной лестницы».

 Тема 3.2. Профессиональная перспектива. Составление резюме (4часа)

Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).

Тема 3.3. Портфолио. Рекомендации к собеседованию при приеме на работу. (4часа)

Портфолио. Рекомендации к собеседованию при приеме на работу. Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Теория и практика составления.  Деловая игра «Первый рабочий день» 

Тема 3.4. Заключительное занятие «Сотвори свое будущее сам!» (1час)

Выбор профессии (рекомендации от психолога). Контрольное тестирование на предмет профессионального самоопределения.


Календарно-тематическое планирование курса «Твой Выбор»  (34часа).

Тема занятия

Тип занятий

Элементы содержания

Вид и форма контроля

УУД

Дата

Модуль I. Делаем правильный выбор. (9часов)

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • определение профессии и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • возможности получения образования по избранному профилю;
  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

1.1.

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

Комбинированное, с элементами тренинга.

Знакомство с целями и задачами курса. Обсуждение содержания занятий. Беседа о труде в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.

Стартовый (предварительный) контроль. Первичная экспресс диагностика. Проверочная работа. Беседа, работа в паре,

работа в группах.

Личностные УУД : 1. самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2. смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной  и будущей профессиональной деятельности и их мотивами; 3. нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания требований предъявляемых к профессиям или профилю обучения.

Регулятивные УУД : 1. целеполагание – рациональное соотношение знаний о себе и предметных областях с различными профессиональными деятельностями; 2. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата по модели школа-колледж/вуз-работа; составление плана и последовательности действий; 3. прогнозирование – высраивание предполагаемого личного профессионального плана. 4. контроль в форме диагностических процедур на предмет знания профессий и особенностей своей личности; 5. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в учебно-профессиональный план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; 6. оценка – Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности; 7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД: обработка, систематизация, использование информации.

Коммуникативные УУД: 1. планирование сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

3.09

1.2.

Я и выбор профессии.

Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики.

Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Мотивы выбора профессии.

Текущий контроль.

Самоанализ и самооценка. Проверочная работа. Устный опрос, беседа, работа в паре,

работа в группах.

10.09

17.09

24.09

1.3.

Готовность к выбору профиля, профессии.

Комбинированное, с элементами тренинга.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. Чего желают мама и папа? Подвохи престижа.

1.10

8.10

1.4.

Делаем правильный выбор!

Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики.

Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии? Психологические характеристики профессий. Профессии с большой перспективой. Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного маршрута. Я учусь выбирать. Основной и запасной варианты выбора.

Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений. Проверочная работа. Устный опрос, беседа, работа в паре,

работа в группах.

15.10

22.10

29.10

Модуль II. Профессия будущего: проблемы и перспективы. (13часов)

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Роль и значение  социальных проблем труда и современный рынок труда с его требованиями к профессионалу;
  • Основы экономических знаний. Социально – экономические условия современной России.
  • Об особенностях организации и функционирования рынка образовательных услуг.

Учащиеся должны уметь:

  • Классифицировать профессии;
  • Разбираться в структуре экономических отношений в различных профессиональных областях;
  • Разбираться в системе профессионального обучения.анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

2.1.

Социальные проблемы труда:

Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики.

Разделение труда. Профессии и специальности. Классификации профессий. Здоровье и выбор профессии

Текущий контроль. Проверочная работа. Устный опрос, беседа, работа в паре,

работа в группах.

12.11

19.11

2.2.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Анализ профессий.

Комбинированное, с элементами тренинга.

Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.

Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.

26.11

3.12

10.12

2.3.

Социально – экономические условия современной России. Основы экономических знаний.

Комбинированное, с элементами тренинга.

Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.

 Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.

Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.

Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в экономике (интеграция с соответствующими темами информатики).

17.12

24.12

14.01

21.01

28.01

2.4.

Рынок образовательных услуг.

Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики.

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.

4.02

11.02

18.02

Модуль III.  «Сотвори свое будущее сам!» (14часов)

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Роль и значение  формирования личного профессионального плана;
  • Варианты профессиональной перспективы с учетом правильно оформленного резюме;
  • Специфику составления и работы с портфолио.

Учащиеся должны уметь:

  • Прогнозировать свое профессиональное будущее;
  • Составлять и пользоваться резюме и портфолио;
  • Правильно позиционировать себя на первичном собеседовании при приеме на работу.

3.1.

Личный профессиональный план.

Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики.

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

Текущий контроль.

Самоанализ и самооценка. Проверочная работа. Устный опрос, беседа, работа в паре,

работа в группах.

Личностные УУД:-самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации; -становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; -планирование образовательной и профессиональной карьеры.

Познавательные УУД: обработка, систематизация, использование информации.

Коммуникативные УУД: 1. планирование сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

25.02

4.03

11.03

18.03

3.2.

Профессиональная перспектива. Составление резюме.

Комбинированное, с элементами тренинга.

Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

1.04

8.04

15.04

22.04

3.3.

Портфолио. Рекомендации к собеседованию при приеме на работу.

Комбинированное, с элементами тренинга.

Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Теория и практика составления портолио.

29.04

6.05

13.05

20.05

3.4.

Заключительное занятие «Сотвори свое будущее сам!»

Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики.

Выбор профессии (рекомендации от психолога). Контрольное тестирование на предмет профессионального самоопределения.

Комплексныйдиагностический контроль.

27.05


Материально-техническое обеспечение.

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  2.  Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
  3. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
  4. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
  8. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный.   Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
  9. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41.

Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html

  1. Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
  3. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.
  4. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, 2006.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
  6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.
  7. Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
  8. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
  9. Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.
  10. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.

СОГЛАСОВАНО                                                                                     СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                Зам. директора по УР

методического совета

МБОУ РСОШ №10                                                                                  ________Ганагина Н.В.

от 28.08.2014г. № 1                                                                                   подпись

______ Ганагина Н.В.                                                                               29.08.2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по СВПО "Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования" (элективный ориетационный курс)

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории...

Рабочая программа к курсу по выбору "Я - Гражданин России"-7 класс

Рабочая программа к курсу по выбору для 7 класса расчитана на 10 часов и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание , календарно-тематическое планирование.Список испо...

Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса

Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ В 9 КЛАССАХ «МОЙ ВЫБОР»

Данная программа может быть использована в качестве элективного курса в рамках предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 34 у...

Рабочая программа по элективному курсу "Психология и выбор профессии"

Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабоча...