рабочая программа по элективному курсу "Твой выбор"
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_rabochaya_programma_proforientatsiya.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Песчанокопский район, село Развильное
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Развиленская средняя общеобразовательная школа № 10
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ РСОШ №10
Приказ от 29.08.2014 № 254
Директор ________ О.И. Малахова
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Твой выбор» (профориентационной направление)
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) – основного и среднего общего образования
8-9класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов – 1 час в неделю
Учитель – Бондарева Анастасия Юрьевна
(ФИО)
Программа разработана на основе программы курса «Технология. Твоя
профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор
В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника
«Программы общеобразовательных учреждений.
Технология. Твоя профессиональная карьера 8 –
9 классы» составитель: С.Н. Чистякова –
М.:«Просвещение» 2009 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по элективному курсу «Твой Выбор» разработана в рамках плана работы педагога- психолога по направлению «Профориентация» МБОУ РСОШ№10 и составлена на основе программы курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин (из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.:«Просвещение» 2009 г.).
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО.
Концепция рабочей программы укладывается в рамки Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Медведева Д.А. и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (учреждена приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 г.). Концепция профильного обучения, предложенная правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. Возрастает роль профессиональной ориентации, предназначение которой заключается в следующем: - формировать у учащихся положительное отношение к труду; - научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности; - научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности; - обеспечить в школе широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; - выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. Всю работу рекомендуется вести в тесной связи с родителями, сообщая им обо всех достижениях и проблемах детей.
Программа адресована учащимся 8-9 классов МБОУ РСОШ №10.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Цели программы.
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
- Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
- Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе авторы видят формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.
Задачи программы.
- Образовательные задачи:
- Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
- Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
- Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
- Воспитательные задачи.
- Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
- Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
- Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития с. Равильное, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.
- Развивающие задачи.
- Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
- Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы. Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того, ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.
Количество часов: 34 чаcа (1 час в неделю).
Формы контроля.
- Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- фоторепортажи учащихся;
- деловые игры;
- анкетирование.
Методами выявления результатов стали:
- изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
- анкетирование по вопросам
- выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации,
- определения личностной самооценки школьников,
- чтению специальной литературы;
- результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках;
- написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия» и др.;
- контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Критерии и показатели усвоения материала. 1) Информационные ∙ сформированность представления о мире профессий; ∙ знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города; ∙ знание основных направлений производств города, особенностей технологий; ∙ знание о возможностях получения специального профессионального образования. 2) Исследовательские ∙ участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий; ∙ участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства ∙в городе; изучение путей овладения избранными профессиями 3) Практические ∙ сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии; ∙ готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей; ∙ определение профессиональных планов и намерений учащихся; ∙ развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов; ∙ участие в профпробах; ∙ знание функций и задач городского центра занятости.
Общая характеристика учебного курса
Изучение курса «Твой Выбор» призвано сформировать у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.
Цели курса:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему
специально организованных профессиональных проб.
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно –методического комплекта:
- Технология. Твоя профессиональная карьера 8(9) класс /учебник для общеобразовательных учреждений, ав. сост. С.Н. Чистякова, -М.: Просвешение, 2011г.
- Программа курса «Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» составитель: С.Н. Чистякова – М.: «Просвещение» 2009 г.
- Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/ авт. сост.: Л.Н. Бобравская, О.Ю.Просихина, Е.А. сопрыкина и др. – М.: Глобус, 2008 г.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, демонстрация, семинары, описание профессий, диспут, конкурс, составление и решение кроссвордов, встреча с представителями отдельных профессий.
Преобладающие формы текущего контроля: устный опрос, беседа, работа в паре,
работа в группах, практическая работа.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивание знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Место курса в учебном плане.
Курс «Твой Выбор» организуется в соответствии с требованиями Стандарта по социально-психологическому направлению развития личности в рамках общественно-научной образовательной области. Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.
Ценностная ориентация курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами освоения обучающимися кура являются: -проявление познавательных интересов и активности в данном курсе; -выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих желаний; -овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности; -самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации; -становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; -планирование образовательной и профессиональной карьеры.
Метапредметными результатами освоения курса являются универсальные учебные действия (УУД): -планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; -определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; -проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач; -самостоятельная организация и выполнение различных работ; -приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -выявление потребностей профессии; -выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; -согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками; -оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм; -диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
Предметными результатами освоения курса являются: -рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии; -классификация видов профессий; -планирование деятельности по выбору профессии; -проведение различных исследований и социального опроса по потребностям в различных профессиях; -документирование результатов исследований и опросов; -оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Содержание тем учебного курса.
Элективный курс «Твой выбор» представлен 3 модулями:
Модуль I. Делаем правильный выбор. (9 часов)
Тема 1.1. Многообразие мира профессий ( 1час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.
Тема 1.2. Я и выбор профессии. ( 2часа)
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики: «Кто я?».
Тема1.3. Готовность к выбору профиля, профессии. (3часа)
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. Чего желают мама и папа? Подвохи престижа.
Практическая работа: определение способности учащихся к выбору профессии.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».
Тема 1.4. Делаем правильный выбор! (3часа)
Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии? Психологические характеристики профессий. Профессии с большой перспективой. Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного маршрута. Я учусь выбирать. Деловая игра «Мой выбор». Основной и запасной варианты выбора.
Модуль II. Профессия будущего: проблемы и перспективы. (13часов)
Тема 2.1. Социальные проблемы труда (3часа).
1.Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.
2. Профессии и специальности. Квалификация.
3. Классификации профессий.
4. Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
5. Здоровье и выбор профессии. Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в нашем городе?».
Диагностические методики: карта интересов, методика самооценки индивидуальных интересов.
Тема 2.2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу Анализ профессий. (3 часа).
Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Игра: «Угадай профессию».
Практическая работа: составление формул профессий.
Развивающие процедуры: прогнозирование изменений состояния рынка рабочей силы в г. Долгопрудном в ближайшие 5 лет..
Тема 2.3. Социально – экономические условия современной России. Основы экономических знаний. (5часов).
Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.
Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в экономике (интеграция с соответствующими темами информатики).
Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний», сочинение «Долгопрудный: 100 лет спустя» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».
Тема 2.4.. Рынок образовательных услуг. (2часа).
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг г. Долгопрудного и Московского региона в целом. Экскурсии в ПУ-21 и ПУ-94, выполнение фотоотчета, отчета - презентации (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий).
Модуль III. «Сотвори свое будущее сам!» (14часов)
Тема 3.1. Личный профессиональный план. (4часа)
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Практическая работа: составление индивидуального профессионального плана. Деловая игра «По ступеням карьерной лестницы».
Тема 3.2. Профессиональная перспектива. Составление резюме (4часа)
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).
Тема 3.3. Портфолио. Рекомендации к собеседованию при приеме на работу. (4часа)
Портфолио. Рекомендации к собеседованию при приеме на работу. Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Теория и практика составления. Деловая игра «Первый рабочий день»
Тема 3.4. Заключительное занятие «Сотвори свое будущее сам!» (1час)
Выбор профессии (рекомендации от психолога). Контрольное тестирование на предмет профессионального самоопределения.
Календарно-тематическое планирование курса «Твой Выбор» (34часа).
№ | Тема занятия | Тип занятий | Элементы содержания | Вид и форма контроля | УУД | Дата |
Модуль I. Делаем правильный выбор. (9часов) | ||||||
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||
1.1. | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | Комбинированное, с элементами тренинга. | Знакомство с целями и задачами курса. Обсуждение содержания занятий. Беседа о труде в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. | Стартовый (предварительный) контроль. Первичная экспресс диагностика. Проверочная работа. Беседа, работа в паре, работа в группах. | Личностные УУД : 1. самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2. смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной и будущей профессиональной деятельности и их мотивами; 3. нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания требований предъявляемых к профессиям или профилю обучения. Регулятивные УУД : 1. целеполагание – рациональное соотношение знаний о себе и предметных областях с различными профессиональными деятельностями; 2. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата по модели школа-колледж/вуз-работа; составление плана и последовательности действий; 3. прогнозирование – высраивание предполагаемого личного профессионального плана. 4. контроль в форме диагностических процедур на предмет знания профессий и особенностей своей личности; 5. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в учебно-профессиональный план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; 6. оценка – Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности; 7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные УУД: обработка, систематизация, использование информации. Коммуникативные УУД: 1. планирование сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| 3.09 |
1.2. | Я и выбор профессии. | Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики. | Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Мотивы выбора профессии. | Текущий контроль. Самоанализ и самооценка. Проверочная работа. Устный опрос, беседа, работа в паре, работа в группах. | 10.09 17.09 24.09 | |
1.3. | Готовность к выбору профиля, профессии. | Комбинированное, с элементами тренинга. | Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. Чего желают мама и папа? Подвохи престижа. | 1.10 8.10 | ||
1.4. | Делаем правильный выбор! | Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики. | Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии? Психологические характеристики профессий. Профессии с большой перспективой. Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного маршрута. Я учусь выбирать. Основной и запасной варианты выбора. | Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений. Проверочная работа. Устный опрос, беседа, работа в паре, работа в группах. | 15.10 22.10 29.10 | |
Модуль II. Профессия будущего: проблемы и перспективы. (13часов) | ||||||
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||
2.1. | Социальные проблемы труда: | Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики. | Разделение труда. Профессии и специальности. Классификации профессий. Здоровье и выбор профессии | Текущий контроль. Проверочная работа. Устный опрос, беседа, работа в паре, работа в группах. | 12.11 19.11 | |
2.2. | Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Анализ профессий. | Комбинированное, с элементами тренинга. | Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица. | 26.11 3.12 10.12 | ||
2.3. | Социально – экономические условия современной России. Основы экономических знаний. | Комбинированное, с элементами тренинга. | Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи. Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции. Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии в экономике (интеграция с соответствующими темами информатики). | 17.12 24.12 14.01 21.01 28.01 | ||
2.4. | Рынок образовательных услуг. | Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики. | Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность. | 4.02 11.02 18.02 | ||
Модуль III. «Сотвори свое будущее сам!» (14часов) | ||||||
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||
3.1. | Личный профессиональный план. | Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики. | Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. | Текущий контроль. Самоанализ и самооценка. Проверочная работа. Устный опрос, беседа, работа в паре, работа в группах. | Личностные УУД:-самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации; -становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; -планирование образовательной и профессиональной карьеры. Познавательные УУД: обработка, систематизация, использование информации. Коммуникативные УУД: 1. планирование сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 25.02 4.03 11.03 18.03 |
3.2. | Профессиональная перспектива. Составление резюме. | Комбинированное, с элементами тренинга. | Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме. | 1.04 8.04 15.04 22.04 | ||
3.3. | Портфолио. Рекомендации к собеседованию при приеме на работу. | Комбинированное, с элементами тренинга. | Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Теория и практика составления портолио. | 29.04 6.05 13.05 20.05 | ||
3.4. | Заключительное занятие «Сотвори свое будущее сам!» | Комбинированное, с элементами тренинга и диагностики. | Выбор профессии (рекомендации от психолога). Контрольное тестирование на предмет профессионального самоопределения. | Комплексныйдиагностический контроль. | 27.05 |
Материально-техническое обеспечение.
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
- Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
- «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
- «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
- «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41.
Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html
- Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
- Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.
- Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, 2006.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.
- Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
- Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
- Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.
- Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Зам. директора по УР
методического совета
МБОУ РСОШ №10 ________Ганагина Н.В.
______ Ганагина Н.В. 29.08.2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Математика (курс по выбору). "Вокруг квадратного трехчлена" 9 класс.
из опыта работы при подготовке к ГИА...
Рабочая программа по СВПО "Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования" (элективный ориетационный курс)
Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории...
Рабочая программа к курсу по выбору "Я - Гражданин России"-7 класс
Рабочая программа к курсу по выбору для 7 класса расчитана на 10 часов и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание , календарно-тематическое планирование.Список испо...
Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса
Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ В 9 КЛАССАХ «МОЙ ВЫБОР»
Данная программа может быть использована в качестве элективного курса в рамках предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 34 у...
Рабочая программа по элективному курсу "Психология и выбор профессии"
Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабоча...