Формирование психологического здоровья детей с использованием арт-терапии
консультация по психологии на тему

Королева Наталья Александровна

В статье представлена обобщенная модель формирования психологического здоровья детей, каждый компонент которой прорабатывается и реализуется посредством различных методов и приемов арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование психологического здоровья детей

с использованием арт-терапии

                         

Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Ключевым для него понятием является «гармония» –  сбалансированность рефлексивных, эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных, поведенческих аспектов процесса жизни человека. Одной из главных составляющих психологического здоровья является способность человека к принятию себя и окружающего мира. Не менее важным фактором является наличие у человека высокой адаптивности и гибкости, умение извлекать полезный опыт из неблагоприятных ситуаций и собственных ошибок, обладание ролевым развитием, которое интенсивно осуществляется в детском возрасте. Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу.

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, следует исходить из следующего положения, определенного И.В.Дубровиной: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

Для организации практической работы с детьми следует дифференцировать уровни психологического здоровья:

1. Креативный уровень. Это дети, которые устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций, активным творческим отношением к действительности.

2. Адаптивный уровень. Это дети, которые в целом адаптированы к социуму, но не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды.

Обобщенная модель формирования психологического здоровья детей включает три основных компонента: аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Необходимо «вооружить ребенка, в соответствии с его возрастом, средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира» (И.В.Дубровина»).

Одним из эффективных форм работы с младшими школьниками (и старшими дошкольниками) по формированию психологического здоровья является использование психологом арт-терапии (рисуночные техники, музыкотерапия и сказкотерапия).

В качестве средств, направленных на решение задач в рамках каждого компонента модели, эффективны упражнения с использованием музыки, так как она оказывает на человека колоссальный терапевтический эффект и способствует реализации здоровьесберегающих технологий. В России музыкальную терапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Позитивное воздействие оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, шума дождя. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом. Музыкальная терапия является эффективным методом лечения детских неврозов наряжу с методами изотерапии и сказкотерапии.

Аксиологический компонент модели содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Ему соответствует как достаточно полное знание и принятие самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей, а также позитивное, творческое отношение к окружающему миру, активный эмоциональный контакт с ним.

Упражнение «Человек и его мир» работает в рамках аксиологического направления. Это проективное рисование. На первом этапе упражнения ребенку предлагается нарисовать себя, используя фигурку-шаблон человека, раскрасить ее. Затем ребенка просят вообразить, какой мир его окружает, и нарисовать этот мир. После выполнения рисунка ребенок находит свое место в этом мире. На втором этапе упражнения ребенок, используя вторую фигурку-шаблон, рисует человека из своего окружения, которого он выбирает сам (можно попросить ребенка рассказать об этом человеке). Затем рисует картину мира для этого человека и помещает его в нарисованном для него мире. Далее ребенок сравнивает два рисунка, анализирует, одинаковые ли они, почему? Приходит к выводу, что каждый человек воспринимает свой мир по-своему.        

Модификация данного упражнения: работа выполняется в виде мозаики, лист ватмана заранее разрезается на фрагменты. После того, как будут нарисованы рисунки, детей просят сложить мозаику и посмотреть, какая картина получится, если объединить разные представления об окружающем мире. Далее используется визуализация. С ребенком обговариваются следующие моменты: Какой фрагмент тебе нравится больше всего? Где бы ты хотел поселиться? Где и кого бы ты хотел поселить в этом мире? Если тебе стало страшно, куда бы ты пошел? Выбери то место в мозаике, где тебе будет спокойно и комфортно.

В рамках упражнения ведется поиск внутренних ресурсов для гармонизации эмоционального состояния ребенка, а также работа над развитием толерантности. Музыка используется как терапевтическое средство. Когда ребенок находит себе то место, где ему хорошо и комфортно, можно закрепить это позитивное состояние прослушиванием соответствующей музыки. Следует использовать музыку, которая отвечает эмоциональному состоянию ребенка, не противоречит его настроению.

Эффективный прием, работающий на гармонизацию эмоционального состояния, – просмотр видеосюжетов окружающего мира в музыкальном сопровождении классических произведений. Рекомендуется использовать произведения А.Л.Вивальди, П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Инструментальный компонент модели предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует овладение «эмоциональной грамотностью», умение понимать и описывать собственные эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободно и открыто проявлять чувства, не причиняя вреда другим, осознавать причины и последствия своего поведения и поведения окружающих.

В рамках инструментального направления работает упражнение «Создание «Я-образа». Ребенку предлагается придумать различные частички своего «Я», подобрать им имена, показать мимикой, какое у них выражение лица, подумать, какие слова они обычно говорят, и, наконец, нарисовать их. Следует располагать части своего «Я» по близости-отдаленности к собственной персоне, варьировать их размеры в зависимости от значимости и степени проявления. Можно изобразить части «Я» по-разному: нарисовать в виде настоящих человечков, нарисовать только их лица, в виде геометрических фигур, а можно ограничиться лишь именами. Упражнение выполняется под звукоряд. При его выполнении можно использовать музыку следующим образом: дети озвучивают каждую «Я-частичку», подбирая ей наиболее подходящее звучание музыкального инструмента. В данном случае речь идет о восприятии и классификации ребенком эмоций по ряду акустических признаков, о способности идентифицировать эмоциональные состояния по издаваемым звукам: радость, гнев, страх, безразличие и так далее.

Потребностно-мотивационный компонент модели обеспечивает появление у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает его к последующей самореализации.

Представляю авторскую «Сказку о музыкальных инструментах, или Что такое гармония…», которую можно использовать в рамках потребностно-мотивационного и развивающего направления работы. Главные герои сказки – музыкальные инструменты. В качестве музыкальных средств используются классические произведения П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, звучание отдельных инструментов. Сначала дети знакомятся с этими  музыкальными инструментами,  с их внешним видом, происхождением, звучанием, анализируют, какие черты характера, эмоциональные проявления могут соответствовать каждому из них. Важно продумать распределение ролей в зависимости от личностных особенностей каждого ребенка и тех коррекционных и развивающих задач, которые будут решаться посредством сказки.

Сказка о музыкальных инструментах, или Что такое гармония.

                                                 Дети должны жить в мире красоты,

                                                 игры, сказки, музыки, …творчества.

                                                                             В.А.Сухомлинский

Жили-были в волшебном царстве фей и муз музыкальные инструменты. И жили-то они как-то не «душа в душу», а сами по себе, и часто между ними возникал спор, кто же все-таки из них самый лучший, самый нужный?! Впрочем, они вам сами представятся…                                    

                                                                                         (Звук Арфы)

– Ваше имя, уважаемый инструмент?

– Меня зовут Арфа.

– Ваш возраст?

– Лет, пожалуй, тысяч пять, десять, а, может, и того больше. Кто его знает?

– Прекрасно выглядит Арфа  для своего почтенного возраста. Изящная, как крыло гигантской бабочки. И смотрится по-королевски! Ею можно только восхищаться! Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый, таинственный. То он журчит, как лесной ручеек, убаюкивает, утешает. То он сверкает, переливается, как струйка фонтана. И все вы, конечно, поняли, что главная черта Арфы – скромность.

                                                                                         (Звук Рояля)

А это всем известный Рояль.

– Мой стиль – деловитость и элегантность.

И в голосе Рояля можно услышать уважение к самому себе, сдержанность.                            

А это еще что за шум? Это ведут спор три умудренных опытом музыкальных инструмента: Валторна, Виолончель и Вибрафон.                                      

                                                                                  (Звук Валторны)

– Не буду скрывать своего животного происхождения, – заявила Валторна. – В далеком прошлом я была обыкновенным рогом (может, буйвола, а, может, барана). Не повезло мне от рождения – телосложение хрупкое. Но недаром рогатые славятся своим упрямством! Нужно совершенствоваться! Пойду-ка я служить в армию! И вот я на военной службе. Возмужал необыкновенно!

… Пришли времена рыцарей. Вместе с ними я участвовал в сражениях, турнирах, псовых охотах, созывал на пир гостей.

… Еще несколько веков минуло. Исчезли рыцари. А я остался. Вы ведь не забыли, что я очень упрямый?! Вид, правда, у меня изменился. А голос стал ясным, чистым, звонким. Охотники были довольны мною, и почтальоны тоже (я ведь и на почте служил). А мне петь хотелось! И я добился своего! Наконец-то я узнал себе настоящую цену! Композиторы стали дарить мне самые красивые мелодии. Голос мой звучит гордо! Я горжусь своей тысячелетней жизнью!

«В чем секрет неувядающей молодости?» – спрашивают у нас, долгожителей.

«Совершенствуйтесь! – отвечаю я. – Меняйте себя! Что ты на это скажешь, Виолончель?»                                      

                                                                                         (Звук Виолончели)

– Я не согласна с тобой, Валторна! – с обидой возразила Виолончель.

– О, друзья, не надо комплиментов! Кто я? Струны и смычок – вот что отличает мой род. Мои дорогие родители, инструменты под названием Виолы, давно отдыхают в музеях. У итальянцев Виола – это фиалка, анютины глазки. Мне нравится, что имя мое напоминает о красивых цветах. Знаете сестричку мою, Скрипку? Обожает быть в центре внимания. А я ведь ни в чем ей не уступаю! Могу соревноваться в дуэте с многозвучным Роялем. А то и со всеми инструментами сразу. Какое счастье, друзья мои, когда вокруг о тебе говорят: «Ах, как она умеет переживать! Какая артистическая натура!» Но не думайте, что я всегда хочу быть непременно впереди других. Самая большая радость – участвовать в общем музыкальном деле! И вот что я вам скажу, друзья мои: меняться не собираюсь категорически! Полтысячи лет живу на свете. За это время все вокруг другим стало. А я такая же, какой появилась на свет. Поверьте: тот правильно живет, кто умеет беречь свой природный талант!

Тут раздался дрожащий голос. Недаром имя этого музыкального инструмента – Вибрафон, то есть «дрожащий звук». Наверное, он волнуется…

                                                                               (Звук Вибрафона)

Голос Вибрафона – певучий, ленивый, в голосе его слышится что-то таинственное, завораживающее.

–Я современный музыкальный инструмент. Работаю от электричества. И считаю, что главное в жизни – идти в ногу со временем!

Вот такой серьезный разговор вышел между Валторной, Виолончелью и Вибрафоном. С одной стороны, каждый из них прав по-своему. А с другой стороны, особенно интересно быть вместе как раз тем, кто не похож друг на друга.

А это что за инструмент огромного роста?

–Я Контрабас, брат Виолончели, – прорычал инструмент глубочайшим басом.

И стал рассказывать, какой он заботливый брат. И голос этого гиганта зазвучал трогательно.                                                                                                  

                                                                                (Звук Контрабаса)

– А мы инструменты народные! И очень нужные!                        

                                                                  (Звучит народная музыка)

– Да! Без нас народ никак не обходится! – раздался сочный, густой бас.

– Я Баян. Вышел из многочисленной семьи Гармошек.

Инструмент растрогался, басами всхлипнул.

– Меня многие уважают, и я перед вами душу раскрою. Я могу произносить басом что-то мрачное, а могу залиться нежной соловьиной трелью. Могу веселиться, а могу грустить. Силу в себе чувствую богатырскую!

                                                                                                    (Звук Баяна)                                                                                  

Вдруг, откуда ни возьмись, голос бойкий, веселый, задиристый.

–  Ваше имя, уважаемая?

– Загадку отгадаете – имя узнаете:

В лесу выросла,                На руках плачет,

Из лесу вынесена,             На полу скачет!

– Балаболка ты, соседка, – проворчал басами Баян. – Все бы тебе балагурить. Недаром тебя зовут Балалайка!

– Зато людям от меня радость, потеха да веселье в хороводах, на гуляньях. Вот так-то, друг Баян.

И ударила по своим струнам лихо, с приплясом!

                                                                                  (Звук Балалайки)

– Правда, соперница у меня появилась счастливая, заморская Гитара семиструнная. И людям по душе она приходится – нежная, задумчивая Гитара. Да вот и она! Да еще не одна, а две гитары…                                                          

                                                                                       (Звук Гитары)

На стене висит Гитара…Ухоженная такая, с аккуратно натянутыми струнами. Кто-то провел рукой по струнам. В воздухе повисла гирлянда звуков. Красиво! Ласковая, согревающая душу мелодия. Радостно гитаре, счастлива она и улыбается от удовольствия.

На стене висит Гитара…Забытая, заброшенная. Струны болтаются, как веревки. Кто-то провел по ним рукой. В воздухе расползлось какое-то грязноватое пятно звуков. Резкая, колючая мелодия! Устала Гитара. Обидно и грустно ей. Овладело ею уныние. Кто же поможет ей? Кто же поддержит в трудную минуту? Как же удивлена была Гитара, когда все инструменты протянули ей руку помощи, успокоили ее, никто не остался равнодушным. А потом пришел человек, снял Гитару со стены, отремонтировал ее, натянул новые струны, и стала наша Гитара как две капли воды похожа на свою соседку.

– Вот это счастье! – воскликнула Гитара.

И не осталось ни капли усталости, обиды и грусти.

Но тем временем спор между музыкальными инструментами не прекращался…

Так дальше продолжаться не может! Инструменты спорят, соперничают. Да найдется ли, наконец, кто-то, кто принесет в музыкальные дела полное согласие?

Ею оказалась фея Гармония. Гармония - это союз, единство.  

                      (Звучит мелодия П.И.Чайковского «Сладкая греза»)

– А вы создайте оркестр! – посоветовала фея. – Ведь каждый инструмент хорош по-своему, каждый необходим!

Задумались инструменты и прекратили спор.

Кто же победил в этом споре? Нет, не сильнейший! Победила Гармония – согласие между громкими и тихими звучностями, между грустными и радостными нотками. Ведь лучше всего жить по закону согласия и сотрудничества. А посоревноваться между собой тоже можно!

– Надо устроить концерт! – снова дала мудрый совет фея Гармония. – Ведь концерт – это, с одной стороны, согласие, а с другой стороны – соревнование!

А мудрость-то вся оказалась в том, что слушать надо и тех, и других, что соревнование вовсе не помеха согласию. Отдельные инструменты соперничают друг с другом, а все вместе соединяются в общий музыкальный праздник – концерт.

Соревнуясь, каждый проявил себя в полном блеске и в согласии с другими инструментами об общем благе позаботился. Каждый инструмент свой характер показать не стеснялся и чувствовал себя очень нужным!

                              (Звучит «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта)

В процессе работы со сказкой дети проходят через тренаж  узнавания, проживания эмоций, происходит расширение опыта восприятия и анализа чувств, осознание своего места в социуме, получают установку на саморазвитие. Сказка способствует сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных качеств, учит детей поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций. Используется принцип образно-игрового погружения в музыку, который позволяет ребенку проявить свою индивидуальность.

Литература

  1. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 176 с.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Формирование психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии"

Представленная разработка семинара-практикума содержит полную информацию о проблеме психологического здоровья детей, представленную в когнитивном блоке, а также обобщенную модель его формирования чере...

Семинар-практикум "Сказко - и музыкотерапия как средство формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста".

Полная версия семинара. Представлены когнитивный и практический блоки. Целевая аудитория: педагоги ДОУ....

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

Семинар-практикум "Использование психокоррекционных сказок в работе по формированию психологического здоровья старших дошкольников"

Полная версия семинара-практикума включает: когнитивный блок с полным анализом понятия "психологическое здоровье дошкольников"; практический блок, содержащий информацию по обучению педагогов...

Психологическое просвещение " Сохранение психологического здоровья детей"

Выступление на педагогическом совете по теме " Сохранение психологического здоровья детей"...