Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Цели программы:
1. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
2. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
3. Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma_psihologiya_5-9-klassy1.doc | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к программе по психологии для 5-9 классов
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Цели программы:
- Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
- Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
- Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
- Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
- Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
- Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
- Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
- Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
- Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
- Формировать навыки саморегуляции.
- Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
- Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.
В соответствии с планом внеурочной деятельности (социальное направление) программа рассчитана на 34 часа в 5 классе, 35 часов в 6-7 классах, 36 часов в 8 классе и 34 часа в 9 класса (по 1 часу в неделю).
Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.
Личностные компетенции: умение адекватно вести себя в различных ситуациях; умение различать и описывать свои эмоциональные состояния; способность контролировать эмоции, управлять ими; умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам; стремление к изучению своих возможностей и способностей; успешная адаптация в социуме.
Метапредметные компетенции: умение анализировать; умение работать с текстом; развитие воображения; развитие внимания и памяти.
Разработчик программы Заложнова Т.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по психологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011).
- Устав НОУ Школы «Экология и Диалектика»
- Типовое положение об ОУ.
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находится большинство современных российских подростков. Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или какими-то иными способами.
Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Групповые психологические занятия необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля.
Основной задачей данного цикла занятий по психологии является формирование навыков саморегуляции. Опыт, который дети приобретут в результате данного курса занятий, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Программа выстроена, основываясь не только на возрастных особенностях подростков, но и на особенностях, а также интересах, присущих учащимся разного возраста.
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Для подростков 12 лет важными являются динамические изменения статусов в группе сверстников; возникновение тенденции к экстремальному поведению, вызванному попыткой определить границы своего Я, как физического, так и психического.
Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.
Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.
В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Данная программа позволяет учащимся на уроке познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах. Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь по сути лишь алгоритмом, который каждый ученик наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяет открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Цели программы:
- Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
- Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
- Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
- Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
- Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
- Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
- Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
- Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
- Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
- Формировать навыки саморегуляции.
- Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
- Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.
Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.
Личностные компетенции:
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
- способность контролировать эмоции, управлять ими;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Метапредметные компетенции:
- умение анализировать;
- умение работать с текстом;
- развитие воображения;
- развитие внимания и памяти.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год для реализации программы курса выделено 34 часа в 5 классе, 35 часов в 6-7 классах, 36 часов в 8 классе и 34 часа в 9 класса (по 1 часу в неделю) в соответствии с учебным планом.
На занятиях используются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- игра;
- беседа.
Учебно-методический комплект:
- Микляева А.В. «Я – подросток». СПб.: Питер, 2011.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у средних школьников. – Москва, «Генезис», 2011.
Календарно-тематическое планирование программы по психологии
для 5 класса, 35 часов
№ | Дата | Содержание программы | Количество часов |
1. Я - пятиклассник | 10 | ||
1.1 | Давайте познакомимся | 1 | |
1.2 | Что такое 5 класс? | 1 | |
1.3 | Мы и наши близкие | 1 | |
1.4 | Мы и наше настроение – от кого и от чего оно зависит | 1 | |
1.5 | Мы и наши привычки (режим дня) | 1 | |
1.6 | Мы и наши привычки (правила личной гигиены) | 1 | |
1.7 | Мы и наши привычки (правила рационального питания) | 1 | |
1.8 | Мы, наши недостатки и достоинства | 1 | |
1.9 | Мы, наши права и обязанности | 1 | |
1.10 | Мы и наш класс | 1 | |
2. Введение в мир психологии | 9 | ||
2.1 | Зачем человеку нужны занятия психологией? | 1 | |
2.2 | Кто я, какой я? | 2 | |
2.3 | Я могу | 1 | |
2.4 | Я нужен! | 1 | |
2.5 | Я мечтаю | 1 | |
2.6 | Я – это мои цели | 1 | |
2.7 | Я – это мое детство | 1 | |
2.8 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее | 1 | |
3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. | 3 | ||
3.1 | Чувства бывают разные | 1 | |
3.2 | Стыдно ли бояться | 1 | |
3.3 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 | |
4. Я и мой внутренний мир | 2 | ||
4.1 | Каждый видит мир и чувствует по-своему | 1 | |
4.2 | Любой внутренний мир ценен и уникален | 1 | |
5. Кто в ответе за мой внутренний мир? | 2 | ||
5.1 | Трудные ситуации могут научить меня | 1 | |
5.2 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя | 1 | |
6. Я и ты | 5 | ||
6.1 | Я и мои друзья | 1 | |
6.2 | У меня есть друг | 1 | |
6.3 | Я и мои «колючки» | 1 | |
6.4 | Что такое одиночество? | 1 | |
6.5 | Я не одинок в этом мире | 1 | |
7. Мы начинаем меняться | 2 | ||
7.1 | Нужно ли человеку меняться? | 1 | |
7.2 | Самое важное – захотеть меняться | 1 | |
8. Итоговое занятие | 1 | ||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование программы по психологии
для 6 класса, 35 часов
№ | Дата | Содержание программы | Количество часов |
1. Агрессия и ее роль в развитии человека | 8 | ||
1.1 | Я повзрослел | 1 | |
1.2 | У меня появилась агрессия | 1 | |
1.3 | Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? | 1 | |
1.4 | Конструктивное реагирование на агрессию | 2 | |
1.5 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми | 1 | |
1.6 | Учимся договариваться | 2 | |
2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека | 12 | ||
2.1 | Зачем человеку нужна уверенность в себе | 1 | |
2.2 | Источники уверенности в себе | 2 | |
2.3 | Мои способности | 1 | |
2.4 | Я, мои успехи и неудачи | 1 | |
2.5 | Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 2 | |
2.6 | Я становлюсь увереннее | 1 | |
2.7 | Уверенность и самоуважение | 1 | |
2.8 | Уверенность и уважение к другим | 1 | |
2.9 | Уверенность в себе и милосердие | 1 | |
2.10 | Уверенность в себе и непокорность | 1 | |
3. Конфликты и их роль в развитии Я | 6 | ||
3.1 | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице | 2 | |
3.2 | Способы поведения в конфликте | 1 | |
3.3 | Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | |
3.4 | Конфликт как возможность развития | 1 | |
3.5 | Готовность к разрешению конфликта | 1 | |
4. Ценности и их роль в жизни человека | 3 | ||
4.1 | Что такое ценности? | 1 | |
4.2 | Ценности и жизненный путь | 1 | |
4.3 | Мои ценности | 1 | |
5. Мой внутренний мир | 5 | ||
5.1 | Мир эмоций. Настроение | 2 | |
5.2 | Наш темперамент | 1 | |
5.3 | Мой характер | 2 | |
6. Итоговое занятие | 1 | ||
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование программы по психологии
для 7 класса, 35 часов
№ | Дата | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Я – подросток. Что это значит? | 1 | |
2 | Характер и эмоции. Как узнать эмоции. Мои эмоции. | 3 | |
3 | Страна чувств. Чувства «полезные» и «вредные» | 2 | |
4 | «Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем? | 2 | |
5 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 1 | |
6 | Бумажное зеркало (диагностика). | 2 | |
7 | Что такое страх? Страхи и страшилки. Страшная-страшная сказка. | 2 | |
8 | Страх оценки. Побеждаем все тревоги. | 2 | |
9 | Мой гнев, злость и агрессия. Как справиться? | 2 | |
10 | Обида. Как простить обиду? | 2 | |
11 | Я виноват? | 1 | |
12 | Что такое «стресс». | 2 | |
15 | Я умею бороться со стрессом. | 1 | |
16 | Умение принимать решение. | 2 | |
17 | Эмпатия. | 1 | |
18 | Зачем нужна эмпатия? | 1 | |
19 | Развиваем эмпатию. | 2 | |
20 | Тренировка «Я-высказываний». | 2 | |
21 | Комплименты. | 2 | |
22 | Какой я на самом деле? | 1 | |
23 | Итоговое занятие. Моя линия жизни. | 1 | |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование программы по психологии для 8 класса, 36 часов
№ п/п | Дата | Содержание занятия | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Наедине с собой? | 1 | |
3. | Что я знаю о себе. | 1 | |
4. | Мое имя. | 1 | |
5. | Мои имена. | 1 | |
6. | Мое уникальное «Я». | 1 | |
7. | Я глазами других. | 1 | |
8. | Как меня видят другие? | 1 | |
9. | Мои достоинства и недостатки. | 1 | |
10. | Мои «плюсы» и «минусы» со стороны. | 1 | |
11. | Если бы мои другом был… я. | 1 | |
12. | Мои недостатки. | 1 | |
13. | Как превратить недостатки в достоинства? | 1 | |
14. | Мои ценности. | 1 | |
15. | Наши ценности. | 1 | |
16. | Я в «бумажном зеркале». | 1 | |
17. | «Отражение». | 1 | |
18. | Планирование времени. | 1 | |
19. | Время взрослеть. | 1 | |
20. | Моя будущая профессия. | 1 | |
21. | Как я выгляжу? | 1 | |
22. | Как я выгляжу? | 1 | |
23. | Моя семья. | 1 | |
24. | «Трудные дети» и «трудные родители». | 1 | |
25. | Мои права в семье. | 1 | |
26. | Что такое дружба. | 1 | |
27. | Мужчины и женщины. | 1 | |
28. | Я – … (мужчина, женщина). | 1 | |
29. | Что такое любовь? | 1 | |
30. | Рисковать или не рисковать? | 1 | |
31. | Что такое уверенность в себе. | 1 | |
32. | Тренируем уверенность в себе. | 1 | |
33. | Уверенное выступление. | 1 | |
34. | Умение сказать «нет». | 1 | |
35. | Чем уверенность отличается от самоуверенности. | 1 | |
36. | Подведение итогов. | 1 | |
Итого: | 36 |
Календарно-тематическое планирование программы по психологии
для 9 класса, 34 часа
№ | Дата | Содержание занятия | Количество часов |
Общение, общительность, трудности в общении | 1 | ||
Какая бывает информация | 1 | ||
Невербальная информация. | 1 | ||
О чем говорит наша мимика? | 1 | ||
О чем говорят наши жесты? | 1 | ||
Как лучше подать информацию? | 1 | ||
Как лучше понять информацию? | 1 | ||
Барьер на пути информации. Виды барьеров. | 1 | ||
Барьеры, которые создаю я сам. | 1 | ||
Каналы обработки информации: зрительные, слуховые, чувственные. Восприятие и обработка. | 1 | ||
Практическое занятие: «Визуал, аудиал, кинестетик». | 1 | ||
Стереотипы в общении. | 1 | ||
Позиции в общении. | 1 | ||
Доминантная и недоминантная позиция в общении, общение «на равных». Психологическое содержание. | 1 | ||
Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог). | 2 | ||
Практическое занятие «Стили общения». | 1 | ||
Конфликт. Причины, виды. | 1 | ||
Человек в конфликте. Эмоции. | 1 | ||
Стили поведения в конфликте. | 1 | ||
Практическое занятие: «Мои стили поведения в конфликте». | 1 | ||
Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфликте. | 1 | ||
Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Все дело в шляпе! | 1 | ||
А зачем мне это? | 1 | ||
Ролевая игра «разреши конфликт». | 1 | ||
Доверие, недоверие. | 1 | ||
Умею ли я доверять? Экспресс-диагностика уровня доверия другим людям. | 1 | ||
Умение слушать. | 1 | ||
Практическое занятие: «Умею ли я слушать?». | 1 | ||
«Трудные» люди (эгоцентрик, зануда, агрессор). Правила общения с «трудными людьми». | 3 | ||
Оценка владения навыками общения на модели игровой ситуации «Потерпевшие кораблекрушение». | 1 | ||
Итоговое занятие. | 1 | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Примерная рабочая программа по химии, 8 класс, разработана на основе требований ФГОС основного общего образования.
Рабочая программа по химии построена на основе концентрического подхода. В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики 6-9 классов, где дается знакомство с химиче...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...