Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Стрельба Елена Борисовна

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).

Цели программы:

1.              Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир

2.              Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.

3.              Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.

4.              Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).

5.              Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.

6.              Развитие навыков прогнозирования своего поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya-programma_psihologiya_5-9-klassy1.doc327 КБ

Предварительный просмотр:


Аннотация к программе по психологии для 5-9 классов

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).

Цели программы:

  1. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
  2. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
  3. Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
  4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
  5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
  6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.

Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

  1. Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
  2. Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
  4. Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
  5. Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
  6. Формировать навыки саморегуляции.
  7. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
  8. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.

В соответствии с планом внеурочной деятельности (социальное направление) программа рассчитана на 34 часа в 5 классе, 35 часов в 6-7 классах, 36 часов в 8 классе и 34 часа в 9 класса (по 1 часу в неделю).

Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.

Личностные компетенции: умение адекватно вести себя в различных ситуациях; умение различать и описывать свои эмоциональные состояния; способность контролировать эмоции, управлять ими; умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам; стремление к изучению своих возможностей и способностей; успешная адаптация в социуме.

Метапредметные компетенции: умение анализировать; умение работать с текстом; развитие воображения; развитие внимания и памяти.

Разработчик программы Заложнова Т.А.

 Пояснительная записка

Рабочая программа по психологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  3. программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011).
  4. Устав НОУ Школы «Экология и Диалектика»
  5. Типовое положение об ОУ.

Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находится большинство современных российских подростков. Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или какими-то иными способами.

Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания  о  себе.   Групповые  психологические занятия необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля.

Основной  задачей  данного цикла  занятий  по психологии является  формирование  навыков  саморегуляции. Опыт, который  дети  приобретут в результате данного курса занятий, поможет  им  научиться  справляться  со  стрессом, прогнозировать  результаты  своего  поведения, конструктивно  взаимодействовать  с  окружающими.

Программа  выстроена, основываясь  не  только  на  возрастных  особенностях  подростков, но  и  на  особенностях, а  также  интересах, присущих  учащимся разного возраста.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).

Для подростков 12 лет важными являются динамические  изменения  статусов  в  группе  сверстников; возникновение  тенденции  к  экстремальному  поведению, вызванному  попыткой  определить  границы  своего Я, как  физического, так  и  психического.

Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.

Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.

В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

Данная программа позволяет учащимся на уроке познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах. Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь по сути лишь алгоритмом, который каждый ученик наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяет открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Цели программы:

  1. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
  2. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
  3. Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
  4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
  5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
  6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.

Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

  1. Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
  2. Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
  4. Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
  5. Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
  6. Формировать навыки саморегуляции.
  7. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
  8. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.

Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.

Личностные компетенции:

  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
  • умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
  • способность контролировать эмоции, управлять ими;
  • умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
  • стремление к изучению своих возможностей и способностей;
  • успешная адаптация в социуме.

Метапредметные компетенции:

  • умение анализировать;
  • умение работать с текстом;
  • развитие воображения;
  • развитие внимания и памяти.

В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год для реализации программы курса выделено 34 часа в 5 классе, 35 часов в 6-7 классах, 36 часов в 8 классе и 34 часа в 9 класса (по 1 часу в неделю) в соответствии с учебным планом.

На занятиях используются следующие формы организации деятельности:

  1. индивидуальная;
  2. групповая;
  3. игра;
  4. беседа.

Учебно-методический комплект:

  1. Микляева А.В. «Я – подросток». СПб.: Питер, 2011.
  2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у средних школьников. – Москва, «Генезис», 2011.

Календарно-тематическое планирование программы по психологии

для 5 класса, 35 часов

Дата

Содержание программы

Количество часов

1. Я - пятиклассник

10

1.1

Давайте познакомимся

1

1.2

Что такое 5 класс?

1

1.3

Мы и наши близкие

1

1.4

Мы и наше настроение – от кого и от чего оно зависит

1

1.5

Мы и наши привычки (режим дня)

1

1.6

Мы и наши привычки (правила личной гигиены)

1

1.7

Мы и наши привычки (правила рационального питания)

1

1.8

Мы, наши недостатки и достоинства

1

1.9

Мы, наши права и обязанности

1

1.10

Мы и наш класс

1

2. Введение в мир психологии

9

2.1

Зачем человеку нужны занятия психологией?

1

2.2

Кто я, какой я?

2

2.3

Я могу

1

2.4

Я нужен!

1

2.5

Я мечтаю

1

2.6

Я – это мои цели

1

2.7

Я – это мое детство

1

2.8

Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее

1

3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

3

3.1

Чувства бывают разные

1

3.2

Стыдно ли бояться

1

3.3

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

4. Я и мой внутренний мир

2

4.1

Каждый видит мир и чувствует по-своему

1

4.2

Любой внутренний мир ценен и уникален

1

5. Кто в ответе за мой внутренний мир?

2

5.1

Трудные ситуации могут научить меня

1

5.2

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя

1

6. Я и ты

5

6.1

Я и мои друзья

1

6.2

У меня есть друг

1

6.3

Я и мои «колючки»

1

6.4

Что такое одиночество?

1

6.5

Я не одинок в этом мире

1

7. Мы начинаем меняться

2

7.1

Нужно ли человеку меняться?

1

7.2

Самое важное – захотеть меняться

1

8. Итоговое занятие

1

Итого:

34


 Календарно-тематическое планирование программы по психологии

для 6 класса, 35 часов

Дата

Содержание программы

Количество часов

1. Агрессия и ее роль в развитии человека

8

1.1

Я повзрослел

1

1.2

У меня появилась агрессия

1

1.3

Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?

1

1.4

Конструктивное реагирование на агрессию

2

1.5

Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми

1

1.6

Учимся договариваться

2

2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

12

2.1

Зачем человеку нужна уверенность в себе

1

2.2

Источники уверенности в себе

2

2.3

Мои способности

1

2.4

Я, мои успехи и неудачи

1

2.5

Какого человека мы называем неуверенным в себе?

2

2.6

Я становлюсь увереннее

1

2.7

Уверенность и самоуважение

1

2.8

Уверенность и уважение к другим

1

2.9

Уверенность в себе и милосердие

1

2.10

Уверенность в себе и непокорность

1

3. Конфликты и их роль в развитии Я

6

3.1

Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице

2

3.2

Способы поведения в конфликте

1

3.3

Конструктивное разрешение конфликтов

1

3.4

Конфликт как возможность развития

1

3.5

Готовность к разрешению конфликта

1

4. Ценности и их роль в жизни человека

3

4.1

Что такое ценности?

1

4.2

Ценности и жизненный путь

1

4.3

Мои ценности

1

5. Мой внутренний мир

5

5.1

Мир эмоций. Настроение

2

5.2

Наш темперамент

1

5.3

Мой характер

2

6. Итоговое занятие

1

Итого:

35


Календарно-тематическое планирование программы по психологии

для 7 класса, 35 часов

Дата

Содержание занятия

Количество часов

1

Я – подросток. Что это значит?

1

2

Характер и эмоции. Как узнать эмоции. Мои эмоции.

3

3

Страна чувств. Чувства «полезные» и «вредные» 

2

4

«Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем?

2

5

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

6

Бумажное зеркало (диагностика).

2

7

Что такое страх? Страхи и страшилки. Страшная-страшная сказка.

2

8

Страх оценки. Побеждаем все тревоги.

2

9

Мой гнев, злость и агрессия. Как справиться?

2

10

Обида. Как простить обиду?

2

11

Я виноват?

1

12

Что такое «стресс».

2

15

Я умею бороться со стрессом.

1

16

Умение принимать решение.

2

17

Эмпатия.

1

18

Зачем нужна эмпатия?

1

19

Развиваем эмпатию.

2

20

Тренировка «Я-высказываний».

2

21

Комплименты.

2

22

Какой я на самом деле?

1

23

Итоговое занятие. Моя линия жизни.

1

Итого:

35


Календарно-тематическое планирование программы по психологии для 8 класса, 36 часов

п/п

Дата

Содержание занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Наедине с собой?

1

3.

Что я знаю о себе.

1

4.

Мое имя.

1

5.

Мои имена.

1

6.

Мое уникальное «Я».

1

7.

Я глазами других.

1

8.

Как меня видят другие?

1

9.

Мои достоинства и недостатки.

1

10.

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.

1

11.

Если бы мои другом был… я.

1

12.

Мои недостатки.

1

13.

Как превратить недостатки в достоинства?

1

14.

Мои ценности.

1

15.

Наши ценности.

1

16.

Я в «бумажном зеркале».

1

17.

«Отражение».

1

18.

Планирование времени.

1

19.

Время взрослеть.

1

20.

Моя будущая профессия.

1

21.

Как я выгляжу?

1

22.

Как я выгляжу?

1

23.

Моя семья.

1

24.

«Трудные дети» и «трудные родители».

1

25.

Мои права в семье.

1

26.

Что такое дружба.

1

27.

Мужчины и женщины.

1

28.

Я – … (мужчина, женщина).

1

29.

Что такое любовь?

1

30.

Рисковать или не рисковать?

1

31.

Что такое уверенность в себе.

1

32.

Тренируем уверенность в себе.

1

33.

Уверенное выступление.

1

34.

Умение сказать «нет».

1

35.

Чем уверенность отличается от самоуверенности.

1

36.

Подведение итогов.

1

Итого:

36


Календарно-тематическое планирование программы по психологии
для 9 класса, 34 часа

Дата

Содержание занятия

Количество часов

Общение, общительность, трудности в общении

1

Какая бывает информация

1

Невербальная информация.

1

О чем говорит наша мимика?

1

О чем говорят наши жесты?

1

Как лучше подать информацию?

1

Как лучше понять информацию?

1

Барьер на пути информации. Виды барьеров.

1

Барьеры, которые создаю я сам.

1

Каналы обработки информации: зрительные, слуховые, чувственные. Восприятие и обработка.

1

Практическое занятие: «Визуал, аудиал, кинестетик».

1

Стереотипы в общении.

1

Позиции в общении.

1

Доминантная и недоминантная позиция в общении, общение «на равных». Психологическое содержание.

1

Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог).

2

Практическое занятие «Стили общения».

1

Конфликт. Причины, виды.

1

Человек в конфликте. Эмоции.

1

Стили поведения в конфликте.

1

Практическое занятие: «Мои стили поведения в конфликте».

1

Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфликте.

1

Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Все дело в шляпе!

1

А зачем мне это?

1

Ролевая игра «разреши конфликт».

1

Доверие, недоверие.

1

Умею ли я доверять? Экспресс-диагностика уровня доверия другим людям.

1

Умение слушать.

1

Практическое занятие: «Умею ли я слушать?».

1

«Трудные» люди (эгоцентрик, зануда, агрессор). Правила общения с «трудными людьми».

3

Оценка владения навыками общения на модели игровой ситуации «Потерпевшие кораблекрушение».

1

Итоговое занятие.

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Примерная рабочая программа по химии, 8 класс, разработана на основе требований ФГОС основного общего образования.

Рабочая программа по химии построена на основе концентрического подхода.  В программе  учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики 6-9 классов, где дается знакомство с химиче...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...