Семинар-практикум "Сказко - и музыкотерапия как средство формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста".
методическая разработка по психологии по теме

Королева Наталья Александровна

Полная версия семинара. Представлены когнитивный и практический блоки. Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc242 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Сказко – и музыкотерапия как средство формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста»

Целевая группа: педагоги МБДОУ.

Задачи, решаемые в процессе проведения семинара-практикума:

- Обогатить и актуализировать знания о понятии «психологическое здоровье» и его нарушениях.

- Расширить представление о сказко – и музыкотерапии.

- Обучить педагогов в практической деятельности применению психокоррекционных сказок в соответствии с классификацией нарушений психологического здоровья детей.

Сценарий семинара-практикума:

Вступление.

Тема о психологическом здоровье появилась на «сцене жизни» достаточно давно, и с течением времени становится все более популярной, обоснованной, актуальной в силу своей «данности», т.к. психологическое нездоровье все чаще беспокоит людей в целом.

Мы с вами живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности?

Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого, как мы знаем, во многом зависит здоровье человека в целом. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу.

Так что же представляет собой психологическое здоровье? И как его можно формировать?

Когнитивный блок.

Понятие психологического здоровья.

Обратимся к содержанию понятия «психологическое здоровье».

Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом.

Составим «портрет» психологически здорового человека (что вы вкладываете в это понятие, какие характеристики свойственны психологически здоровой личности?).

Составление портрета психологически здорового человека.

Ключевым для описания психологического здоровья словом является  ГАРМОНИЯ. Это ни что иное, как баланс между различными частями «Я» человека, между эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным и физическим аспектами. Это гармония между человеком и окружающими людьми, между человеком и природой, гармония с самим собой.

Психологическое здоровье детей. Уровни психологического здоровья детей.

Что же является нормой психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работая с детьми? Следует исходить из следующего положения, определенного И.В.Дубровиной:

Норма психологического здоровья – это наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию.

Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

(Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды (в лице матери) к его потребностям, то чем старше становится ребёнок, тем более необходимым становится его собственное приспособление к условиям  среды.)

Рассматриваются конструктивный и деструктивный внутриличностные конфликты.

Для нормального психологического развития необходимо отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта. Разберемся в этом понятии…

Известно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации. Для разрешения конфликтов есть огромное количество разных способов. Выбор человеком того или иного способа зависит от его пола, возраста, личностных особенностей, уровня развития.

Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

 Конструктивный конфликт является необходимым, одним из механизмов становления личности ребёнка, приобретения им новых черт. Преодолевая конфликтную ситуацию, ребёнок получает возможность приобретения   новых   адаптивных   умений,    собственного развития и самореализации. Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолютного эмоционального комфорта для ребёнка полностью противоречат закономерностям его нормального развития.

Деструктивный конфликт усугубляет нарушение личности, перерастает в жизненные кризисы и ведёт к появлению невротических реакций; угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности.

Рассматриваются причины конфликтов.

Вернёмся к деструктивному внутриличностному конфликту и причинам его появления.

Психологами доказано, что внутренний конфликт вызван трудностями,  появляющимися  у  ребёнка  в  стадиях  созревания его «Я».

Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии.

Несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам»)  может явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих.

Отсутствие инициативности, берущее начало в дошкольном возрасте, может явиться причиной появления страха перед новыми ситуациями и самостоятельными действиями.

В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды. То есть содержание конфликта, вызываемого внешними факторами, совпадает с содержанием уже имеющегося конфликта. Тем самым внешние факторы усугубляют внутренние трудности ребёнка.

Какие же внешние факторы могут стать факторами риска для возникновения резонанса конфликтов?

Если внутренний конфликт имеет своим источником проблемы младенчества, то резонанс – усиление и закрепление внутреннего конфликта – будет вызываться высоким уровнем тревоги у самих родителей, что выражается в повышенной беспокойстве по поводу развития ребёнка (здоровья, учёбы и т.п.)  или же в тревоге в связи со своей профессиональной деятельностью, взаимоотношениями друг с другом, ситуацией в стране.  Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищённости: они испытывают ощущение небезопасности окружающего мира.

Если внутренний конфликт сформировался в раннем возрасте, то есть у ребёнка не появилась автономная позиция, то к резонансу приведёт гиперопека родителей.

(Под автономной позицией ребёнка понимается формирование у него потребности и умений самостоятельно действовать, думать и чувствовать. Ребёнок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чувства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и в то же время, будучи зависимым от окружения, избегать самостоятельных действий).

Для старших дошкольников (и младших школьников) определяющими являются факторы семейной ситуации.

К примеру, даже абсолютно неуспешный ребёнок при поддержке семьи и при создании ею ситуаций успеха в других областях может не иметь внутреннего конфликта, связанного с учебной неуспешностью.

Все семейные факторы риска можно условно разделить на три группы:

        - нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь наличие у них повышенной тревожности;

        - неадекватный стиль воспитания ребёнка, и в первую очередь гиперопека;

        - нарушение механизмов функционирования семьи, и в первую очередь наличие конфликтов между родителями или отсутствие одного из родителей.

        Однако, следует сделать важное замечание. Неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребёнка оказывает не сама актуальная или прошлая семейная ситуация, а восприятие её ребёнком. Неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребёнка только в том случае, если она субъективно воспринимается им как неблагоприятная, если она является для него источником страдания, чувства ревности или зависти к окружающим.

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований представлений старших дошкольников об идеальной семье, которую им предлагалось изобразить в виде животных. Оказалось, что идеальный отец изображается в образах доброго льва, медведя, то есть животных, олицетворяющих силу, а идеальная мать – в образе кошки: животного, приносящего тепло и ласку.

        В случае развода родителей или конфликтов между ними возникает конфликт лояльности. Он заключается в том, что ребёнок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной. Следствием конфликта лояльности может явиться развитие у ребёнка тех или иных невротических симптомов: страхов или фобий, излишней покорности и т.п. При этом ребёнок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностей ребёнка.

        Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагоприятные последствия. Они возникают только тогда, когда родители бессознательно или осознанно привлекают детей в качестве союзников в борьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приводит рождение в семье второго ребёнка, в особенности ели до этого старший являлся кумиром семьи. В этой ситуации преобладающим у ребёнка является чувство одиночества.

Приложение: шкала стресса у детей (показывает степень влияния различных событий на уровень стресса детей).

Шкала стресса у детей

Различные события оказывают разное влияние на уровень стресса детей (чем выше показатели, тем больше стресс).     

События

Дошкольники

Средняя школа

Старшая школа

Поступление в 1 класс или старшую школу

42

46

45

Перевод в другую школу (дет.сад)

33

46

52

Рождение брата или сестры

50

50

50

Уход из дома брата/сестры

39

36

33

Госпитализация брата/сестры

37

41

44

Смерть брата/сестры

59

68

71

Отъезд отца из-за смены работы

36

45

42

Потеря работы родителями

23

38

48

Разлука родителей

74

78

77

Развод родителей

78

84

84

Госпитализация одного из родителей (серьезная болезнь)

51

55

54

Смерть одного из родителей

89

91

94

Смерть бабушки/дедушки

30

38

35

Появление отчима или мачехи

62

65

63

Тюремное заключение одного из родителей (30 дней или меньше)

34

44

50

Тюремное заключение одного из родителей (1 год и больше)

67

67

76

Появление третьего взрослого (дедушка/бабушка)

39

41

34

Изменение финансового положения родителей

21

29

40

Мать начинает работать

47

44

36

Уменьшение ссор между родителями

21

25

29

Увеличение ссор между родителями

44

51

48

Увеличение ссор с родителями

39

47

46

Известие о том, что ты – приемный ребенок

33

52

70

Приобретение какого-либо уродства

52

69

83

Врожденное уродство

39

60

70

Госпитализация ребенка

59

62

59

Изменение отношения ровесников

38

51

68

Выдающиеся личные успехи

23

39

45

Смерть близкого друга (друга детства)

38

53

65

Провал на экзаменах в школе

-

57

62

Исключение из школы

-

46

54

Беременность незамужней сестры-подростка

-

36

60

Употребление наркотиков или алкоголя

-

61

70

Активное посещение церкви /синагоги

-

25

28

Неучастие в том, в чем хочется участвовать (спортивная команда, ансамбль и т.п.)

-

-

49

Разрыв с другом/подругой

-

-

47

Начало свиданий

-

-

55

Отцовство

-

-

76

Беременность

-

-

95

                                                                   

Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка – они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми.

1. Креативный уровень (творческий, созидательный).

Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка, достаточно редкий в реальной жизни, выражает совершенную степень психологического здоровья, его высший уровень.

2. Адаптивный уровень

Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья. Это – группа относительного риска и представляет средний уровень психологического здоровья.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень

Это низкий уровень психологического здоровья. (Налицо непосредственно нарушения психологического здоровья).

Рассматривается классификация нарушений психологического здоровья.

        Внутриличностные конфликты по-разному проявляются внешне в зависимости от стиля поведения ребёнка в конфликте. Выделяют два основных деструктивных стиля поведения в конфликте: ассимилятивный и аккомодативный.

        При аккомодативном стиле поведения ребёнок стремится приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, пытается полностью соответствовать желаниям окружающих.

        При ассимилятивном поведении ребёнок, наоборот, активно использует наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям.  

        От чего зависит выбор ребёнка? Пара «активность – пассивность» появляется на сцене уже в первый период жизни, то есть уже младенцы проявляют либо активное, либо пассивное поведение.

Можно предположить, что склонность ребёнка к активным или пассивным способам поведения во многом определяется особенностями его темперамента, закрепляемыми условиями развития. Конечно, ребёнок может в разных ситуациях использовать и тот, и другой стиль. Поэтому можно говорить лишь о преобладающем стиле поведения для конкретного ребёнка. Но условное отнесение поведения в конфликте к ассимилятивному или аккомодативному удобно, поскольку даёт возможность выйти на поведенческие проявления внутреннего конфликта.

Кроме того, беря за основу стиль поведения в конфликте, можно составить классификацию нарушений психологического здоровья старших дошкольников.

Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья подробнее.

Классификация нарушений психологического здоровья детей

Преобладание ассимилятивного поведения

(активные формы реагирования на окружающую действительность)

Преобладание аккомодативного поведения

(пассивные формы реагирования на окружающую действительность)

Ч У В С Т В О     Н Е З А Щ И Щ Е Н Н О С Т И

Резонанс будет вызываться высоким уровнем тревоги у самих родителей.

Защитная агрессивность

Основная причина: нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира.

Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству.

Страхи

Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни.

Ч У В С Т В О     Н Е С В О Б О Д Ы,  З А В И С И М О С Т И

Резонанс будет вызываться гиперопекой родителей.

Деструктивная агрессивность

Основная причина: отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций.

Поведенческие проявления: стремятся заявить о своей силе, индивидуальности,  существовании, склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка, ябедничество); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся); в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Социальные страхи

Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют развитое чувство долга, ответственности; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Ч У В С Т В О     О Д И Н О Ч Е С Т В А,  П О К И Н У Т О С Т И

Резонанс будет вызываться неблагоприятными факторами семейной ситуации

Демонстративная агрессивность

Основная причина: депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду.

Замкнутость, уход в себя

Поведенческие проявления: отказываются говорить о своих проблемах, на занятиях мечтают о чем – либо, не слышат вопросов взрослых; снижено внимание;

в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; могут возникать невротические или психосоматические проявления.

Каковы же основные факторы риска нарушения психологического здоровья на разных возрастных этапах развития?

Младенчество

Начнем с младенчества (от рождения до года). Главное для младенца – общение с матерью. Дефицит этого общения становится фактором риска, последствия которого могут проявиться много позднее. Однако психологическому здоровью младенца вредит и избыточное общение с матерью, приводящее к сверхстимуляции ребенка. Оно встречается во многих современных семьях, и требует особого внимания, поскольку редко расценивается как фактор риска не только обыденным сознанием, но и некоторыми специалистами-психологами. Избыток материнских ласк и заботы традиционно воспринимается как благоприятное явление. Люди недальновидно полагают, что если мать постоянно находится рядом с ребенком, не оставляет его ни на минуту, то это хорошая мать. Но такая мать нередко впадает в эмоциональную зависимость от ребенка, без него чувствует пустоту и одиночество, и следствием чрезмерной привязанности становится не только хроническая тревожность матери, проявляющаяся, прежде всего в отношениях с ребенком, но и отстранение отца и других близких от необходимого общения с младенцем.

Некоторые матери стремятся так старательно выполнять свои родительские обязанности, что их тревожность передается ребенку. Обычно такие мамы хорошо знакомы со всеми нормами физического развития ребенка, и любое отклонение от стандартных показателей приводит их в панику. Часто их тревожность направлена избирательно на одну из сфер жизнедеятельности ребенка: например, на все, что связано с питанием и пищеварением. Их чрезмерно беспокоит процесс принятия пищи, и он подвергается жесткой регламентации вопреки естественным потребностям и индивидуальным особенностям ребенка. Такие мамы закармливают детей либо, наоборот, недокармливают, во что бы то ни стало, выдерживая положенные интервалы.

Другой вид патологических взаимоотношений – чередование тревожности и повышенного внимания с пустотой, с провалами в общении, когда жизнь ребенка становится структурно неорганизованной, неупорядоченной, аритмичной. Этот вид отношений характерен для матерей-студенток, которые не имеют возможности постоянно ухаживать за ребенком, а чувство вины заглаживают чрезмерными ласками. Среди младших школьников доводится наблюдать детей-астматиков, которые в младенчестве находились в подобной ситуации.

И еще один вид патологических взаимоотношений матери и младенца – это формальное общение, лишенное тепла, необходимого для нормального развития ребенка. Есть матери, которые организуют уход за ребенком и общение с ним всецело по книгам, по советам врача, исключая проявления живой привязанности и собственную интуицию. Другие же неспособны к эмоциональному контакту с ребенком вследствие неких личных переживаний, не связанных с ним (например, конфликт с мужем, утрата любимой работы и т.д.). Примечательно, что наиболее часто эмоционально холодные матери встречаются в состоятельных семьях.

Нарушения взаимодействия младенца с матерью могут привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность его к матери и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняясь до младшего школьного возраста и далее, приобретая в процессе взросления ребенка различные формы, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Дети с тревожной привязанностью к матери, и поступив в школу, сильнее других зависят от оценок взрослых, делают уроки только с мамой, все проблемы школьной жизни выносят на мамин суд.

Дети с недоверием к миру часто проявляют деструктивную агрессию, переживают немотивированные страхи, демонстрируют повышенную тревожность.

      Нарушения младенческого периода оказываются основой для возникновения психосоматических отклонений. Психосоматика – основной язык младенца: нарушения сна, желудочные колики – это способы, которыми младенец сообщает миру и своей маме, что ее функция выполняется неудовлетворительно. Психика ребенка довольно пластична, и впоследствии он может освободиться от психосоматических нарушений, но нередко они сохраняются до зрелого возраста. Психосоматический язык реагирования на неблагоприятные факторы среды, сохраняясь до школьного возраста, оборачивается головными болями, немотивированной рвотой, заиканием у школьника.

Ранний возраст

В раннем детском возрасте  (от года до трех лет) взаимоотношения с матерью сохраняют свою значимость, однако в этом возрасте начинает формироваться «Я» ребенка. Он постепенно осознает себя как отдельную личность, внутренне отделяясь от матери. Итогом развития в раннем детстве должно стать формирование автономности, относительной самостоятельности ребенка, а для этого матери необходимо «отпустить» его на такое расстояние, на которое он сам захочет и сможет отойти. Определить, на какое расстояние, нужно «отпустить» ребенка и в каком темпе это следует делать, бывает довольно трудно. Продолжение навязчивой опеки со стороны тревожной матери становится в раннем детстве одним из факторов психологического риска, ведущим к столь же неблагоприятным последствиям, как и слишком быстрое и резкое отделение ребенка от матери вследствие выхода женщины на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т.п.

В раннем возрасте одной из форм детской активности является агрессия. Практически каждый ребенок в норме проходит эту стадию становления собственной активности, самостоятельности. Но не всегда родители способны правильно относиться к этим проявлениям. Их стремление полностью вытеснить проявления агрессии ребенка с помощью безусловного запрета на любую агрессивность также может оказаться фактором риска. Всегда добрый и покладистый ребенок, который никогда не капризничает, гордость мамы и всеобщий любимец, часто платит за всеобщую любовь ценой нарушения своего психологического здоровья.

Еще один камень преткновения семейной педагогики – воспитание опрятности, аккуратности. То, как оно осуществляется родителями, также сказывается на состоянии психологического здоровья малыша. Любовь матери к порядку, ее уверенность в необходимости воспитания хороших привычек часто становится ареной борьбы ребенка за самоопределение: мама настаивает на соблюдении правил, а ребенок отстаивает свое право делать то, что он хочет. Излишне строгое и скорое приучение к опрятности также может оказаться фактором психологического риска. Некоторые мамы слишком рано начинают прививать малышу отвращение к грязным пеленкам и штанишкам, строго наказывают его, не понимая, что со временем ребенок естественным образом и сам начнет испытывать дискомфорт в такой ситуации. Т.Бауэр описывает эксперимент с двумя близнецами, которых приучали к пользованию горшком: одного – начиная с первого месяца жизни, второго – к исходу второго года. В результате малыши научились этому практически одновременно, причем  второму потребовалось всего две недели, в то время как первому – все это время, то есть около двух лет. Этот пример показывает, насколько более эффективными могут быть усилия, приложенные вовремя, а для этого необходима элементарная осведомленность родителей о закономерностях возрастного развития детей.

Любопытно, что исследователи детского фольклора связывают борьбу взрослых за опрятность с появлением некоторых детских страхов: неотвратимость наказания порождает, в частности, столь популярные в детской среде дошкольного и младшего школьного возраста сюжеты «страшилок» о «темном пятне», «черной руке» и пр. И с этим можно согласиться, поскольку рука матери, через которую ребенок в младенчестве получал любовь и чувство безопасности, превращается в источник агрессии. Именно те младшие школьники, чьи родители придавали чрезмерное значение воспитанию аккуратности, чаще проявляют особый интерес к «страшилкам» о «черной руке» и «темном пятне». Через обсуждение этих сюжетов такие дети часто переходят к разговору о «запрещенных» чувствах: обиде и гневе в отношении родителей. Видимо, запрет на неопрятность и запрет на «неправильные» чувства также психологически взаимосвязаны, опосредованы детскими страхами.

В раннем детстве для становления самостоятельности ребенка очень важно общение с отцом. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку, во-первых, является наглядным примером отношений с матерью как отношений автономных субъектов, во-вторых, выступает прообразом внешнего мира, когда некоторое удаление от матери оказывается не уходом в никуда, а уходом к кому-то, и в-третьих, отец является по своей природе менее тревожным, более психологически устойчивым, нежели мать, и может оказаться источником психологической защиты ребенка, его душевного равновесия. Если отец редко бывает рядом с ребенком, это негативно сказывается на формировании столь важных психологических свойств этого возраста, как самостоятельность и автономность. Недоразвитие этих качеств оборачивается впоследствии трудностями школьной адаптации. Здесь – источник неуверенности ребенка в себе в новой среде и проблемы выражения негативных чувств. Педагоги и родители нередко ошибочно полагают, что ребенок с проблемой выражения гнева – это агрессивный ребенок, который дерется, плюется, сквернословит. Однако эта проблема может проявляться по-разному. Запрет на проявления гнева, его напряженное сдерживание и абсолютное вытеснение могут обернуться у одного ребенка страхом взросления и депрессивными проявлениями, у другого – чрезмерной тучностью, у третьего – резкими необоснованными вспышками агрессии при общем, явно выраженном стремлении быть хорошим, приличным мальчиком. Так, неуверенная в себе девочка после нескольких месяцев индивидуальных занятий однажды позволила себе поколотить большую игрушечную собаку, выразить свой гнев. С этого момента она перестала предварять все свои действия на уроках тревожными вопросами: «А можно так?», «А как нужно?», стала увереннее в себе, непосредственнее, что сказалось и на ее самочувствии, и на общении с окружающими.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) столь многогранен и значим для формирования психологического здоровья ребенка, что описать все возможные ситуации, способные стать факторами риска со стороны семейной системы в целом, включающей взаимодействие ребенка со всеми близкими в доме.

Для многих современных семей характерна ситуация «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи или даже идет им в ущерб. Следствием семейного взаимодействия такого типа может стать нарушение эмоциональной децентрации – одного из важнейших новообразований дошкольного возраста. Ребенок, неспособный к эмоциональной децентрации, не может воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, он воспринимает мир только с позиции собственных желаний и интересов, не умеет общаться со сверстниками, не понимает требований взрослых. Такой «пуп земли» может быть незаурядным интеллектуалом, но с трудом адаптируется к школе именно вследствие своих психологических проблем.

Другой фактор риска со стороны семейной системы – это неполная семья или конфликтные отношения между членами семьи. Влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, а вот роль конфликтных взаимоотношений как фактор риска часто недооценивается. А ведь именно они вызывают глубокий внутренний разлад ребенка, приводят к развитию неврозов: энуреза, истерии, навязчивых страхов.
            У некоторых детей вследствие семейных конфликтов проявляются характерные изменения в поведении: общая настороженность, сильно выраженная готовность к реагированию, боязливость, покорность, склонность к депрессивным настроениям, эмоциональная скованность, недостаточная способность к аффектации и фантазированию. Но все эти изменения, как правило, отмечаются взрослым лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности…

Еще одно явление, значимое для формирования психологического здоровья дошкольников в условиях семьи и представляющее собой серьезный фактор риска, - родительское программирование. Оно может воздействовать на ребенка неоднозначно. С одной стороны, родительское программирование обеспечивает усвоение ребенком нравственной культуры семьи, семейных традиций и ценностей, создает предпосылки индивидуальной духовности. А с другой стороны, вследствие чрезмерной потребности и явно выражаемой родительской любви, ребенок приучается постоянно адаптировать свое поведение к ожиданиям взрослых, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Формируется, по выражению Эрика Берна, «приспособившийся ребенок», функционирующий за счет снижения своей способности чувствовать, проявлять любознательность и активность, а в худшем случае – за счет проживания «не своей жизни». Формирование «приспособившегося ребенка» можно связать с воспитанием по типу «доминирующей гиперпроекции», описанному Э.Г.Эйдемиллером, когда семья уделяет ребенку много внимания, но лишает его самостоятельности. Именно у «приспособившегося ребенка», столь удобного для родителей и других взрослых, отсутствует важное новообразование дошкольного возраста – инициативность, что и в младшей школе редко попадает в поле внимания родителей и школьных педагогов. «Приспособившийся ребенок» в начальной школе может не проявлять внешних признаков дезадаптации, серьезных нарушений в учебе и поведении. Но при более внимательном рассмотрении выявляются повышенная тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

Итак, мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы, которые в онтогенетическом развитии могут определить нарушения психологического здоровья ребенка, переступающего порог школы.

 Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями. Коснемся факторов риска, обусловленных детским садом.

Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым – воспитателем – во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми. С появлением воспитателя ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Как показали исследования, средний воспитатель обычно не способен воспринять и отреагировать на 50% обращений детей. Эффект этого явления может быть двояким: это стимулирует самостоятельность ребенка, снижает его эгоцентризм, но может стать и причиной фрустрации потребности в безопасности, способствовать развитию тревожности, психосоматизации ребенка.

В детском саду у ребенка может возникнуть серьезный внутренний конфликт в случае раздоров  со сверстниками. Он возникает вследствие противоречия между требованиями других людей и возможностями ребенка, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности. Итак, условия детского сада часто оказываются для ребенка стрессогенным фактором, приводят к депривации основных потребностей.

Однако так ли необходимо во всех случаях избегать стрессогенных факторов?

«В последнее время принято рассматривать психическое здоровье как продукт специальной «диеты», включающей соответствующие порции любви и безопасности, конструктивных игрушек, здоровых сверстников, прекрасного полового воспитания, контроля и выхода эмоций; все это вместе образует сбалансированное и здоровое меню. Напоминает вареные овощи, которые хоть и питательны, но не вызывают аппетита. Продукт такой «диеты» станет хорошо отлаженным скучным человеком».

Для полноценного развития ребенку необходима фрустрация. Например, М.Кляйн при описании развития младенца говорит о необходимости баланса между фрустрацией и комфортом. Определенная доля беспокойства, за которой следует удовлетворение потребности, дает младенцу ощущение, что он может справиться с тревогой. А полное отсутствие конфликтов мешает возможности обогащения его личности, тормозит процесс наращивания запаса жизненной прочности. Положительная роль препятствий в развитии отмечается и И.В.Дубровиной. Препятствия, по ее мнению, вызывают активность субъекта, порождают потребность искать и находить способы их преодоления, вырабатывать стратегии борьбы с ними.

П.Ниемеля рассматривает роль препятствий в развитии ребенка через призму развития человека в течение всей его жизни. Он утверждает, что кризисные периоды необходимы для развития взрослого человека. В эти периоды человек совершает важную духовную работу: выясняет противоречия между своими притязаниями и реальными условиями, между желаниями и возможностями и т.п. И после этого строит «новую жизнь» на реалистических основаниях. Большинство людей не видят конструктивной роли кризисов, считают их остановками в развитии. Отмирание привычных установок всегда болезненно, но для многих людей это путь к обновлению личности и качества жизни. Приложение подобных взглядов к проблемам детского развития должно привлечь внимание взрослых именно к трудным периодам ребенка, но не для полного избавления его от трудностей, а с целью их конструктивного преодоления, поиска их смысла и обучающего воздействия.

Итак, трудные ситуации позволяют ребенку накопить опыт борьбы, стимулируют его активность, способствуют его личностному развитию, а в некоторых случаях позволяют добиться сверхкомпенсации. Однако это происходит только тогда, когда степень трудности посильна для ребенка, соответствует его возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья. Почему некоторые дети в неблагоприятных условиях не «ломаются», а наоборот, добиваются успехов? Ведь часто дети, выросшие во вполне комфортной среде, нуждаются в психологической помощи. Кроме того, не всегда есть возможность менять среду, делать ее более комфортной. Возможно, более продуктивным, нежели определение внешних факторов риска, окажется поиск внутренних причин жизнестойкости, анализ индивидуально-личностных факторов риска нарушения психологического здоровья. 

Психологи К.Флэйк-Хобсон и Г.Крайг изучили и описали явление «неуязвимости», или жизнестойкости детей. Жизнестойкие дети – это дети, которые росли в неблагоприятной внешней среде (в бедности, при пьющих или больных родителях), но сумели не только противостоять ей, но и вырасти уверенными в себе, эмоционально устойчивыми, достигнуть жизненного успеха. Э Вернер изучала группу жизнестойких детей в течение тридцати лет и установила, что эти дети обладали, прежде всего «легким» темпераментом, а также умением устанавливать прочные привязанности.

Остановимся на обусловленных темпераментом предпосылках стрессоустойчивости, а также на факторах риска, связанных с темпераментом. А Томас выделил следующие признаки «трудного» темперамента: аритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к регрессии, преобладание плохого настроения, боязнь новизны и незнакомых ситуаций, чрезмерное упрямство, рассеянное внимание, повышенная или пониженная активность. Такой темперамент может привести к расстройствам поведения. Однако эти расстройства вызываются не столько личностными свойствами ребенка, сколько характером его взаимодействия со средой. Проблема заключается в том, что окружающие взрослые не  способны взаимодействовать с такими детьми, не умеют применять воспитательные методы, адекватные свойствам темперамента ребенка.

Индивидуальные свойства темперамента, которые можно рассматривать как фактор риска в становлении психологического здоровья, описал Я.Стреляу. Он полагал, что темперамент – это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. Поскольку темперамент модифицирует воспитательные воздействия среды, исследовалась связь свойств темперамента с некоторыми качествами личности. Оказалось, что эта связь проявляется особенно в отношении одной из характеристик энергетического уровня поведения – реактивности. Под реактивностью понимается соотношение силы реагирования и силы вызвавшего реакцию стимула.

Высокореактивные дети – те, кто сильно реагирует даже на слабые стимулы, низкореактивные – со слабой интенсивностью реакций. Их можно различать, в частности, по реакциям на замечания. Слабореактивных замечания взрослых заставляют вести себя лучше, делать все старательнее, т.е. улучшают их деятельность. У высокореактивных детей, напротив, в такой ситуации деятельность ухудшается. Им достаточно строгого взгляда, чтобы они почувствовали недовольство педагога.

Высокореактивным детям  обычно присуща повышенная тревожность, у них снижен порог страха. Их работоспособность низка, поскольку они недостаточно настойчивы, с трудом соразмеряют свои действия с реальным положением вещей. Для них характерен пассивный уровень саморегуляции, их притязания неадекватны – чрезмерно занижены либо завышены. Трудные свойства темперамента не обязательно становятся прямым источником нарушения психологического здоровья. Но как существенный фактор риска их необходимо учитывать.

Итак, психологическое здоровье ребенка формируется при сложном взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются во внутренние, но и внутренняя сила личности способна модифицировать внешние воздействия. Для развития психологически здоровой личности, безусловно, необходим опыт борьбы, приводящей к успеху.

          Мы достаточно полно представили теоретический  анализ психологического здоровья детей. Перейдем теперь непосредственно к вопросу его формирования.

Рассмотрим арт-терапию как одну из самых эффективных форм работы с дошкольниками по формированию их психологического здоровья.

Остановимся подробнее на музыкотерапии и сказкотерапии.

В настоящее время широко используется музыкальная терапия, так как музыка оказывает на человека колоссальный терапевтический эффект и способствует реализации здоровьесберегающих технологий.

В России музыкальную терапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Выдающийся психоневролог В.М.Бехтерев утверждал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, придает физическую бодрость. Учеными доказано, что при использовании релаксационной музыки снижается частота пульса, успокаивается дыхание, потребление кислорода уменьшается на 16%; электроэнцефалограмма фиксирует успокоение; релаксация делает людей более спокойными и уравновешенными, снижается тревожность, уходят отрицательные эмоции; одновременно улучшается способность к концентрации, обостряется восприятие, укрепляется иммунитет, улучшается прохождение биохимических процессов. Позитивное воздействие оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, шума дождя. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом. Музыкальная терапия является эффективным методом лечения детских неврозов.

В работе по формированию психологического здоровья детей эффективно использовать сказки. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией понимают способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому можно назвать сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он – верблюд, потом – лев, а затем уже – ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы у верблюда иссякают, человек превращается в льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от истины, погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития – ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется познать смысл того, что ранее казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь, однако, нет у него усталости и пессимизма. Есть желание открывать новое, постигая истину…

Если помнить об этой притче, то сказкотерапию, действительно, можно смело назвать «детским» методом. Тем более, что ребенок – «самый главный человек на земле». Именно к такому выводу еще в XVI веке пришел великий индийский падишах Акбар.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека.

Можно часто услышать вопрос о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, агрессивностью, энурезом, тиками и так далее. Можно ответить старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Так в чем же причина? В деструктивном раннем опыте ребенка? В комплексе неполноценности? В несформированности моделей эффективного поведения?

Представители различных психологических школ пытаются искать причину неблагополучного развития ребенка, исходя из той концепции, которой они доверяют. Сегодня многие первопричины человеческих проблем уже сформулированы. И многое можно объяснить внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель. Шкала «разрушитель-созидатель» становится основной внутренней диагностической шкалой. Как ведет себя человек, что он чувствует, как он мыслит, - все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение – созидание». Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. В случае с разрушителем следует работать с общим недоразвитием личности, проявляющимся в дисгармонии. Основной принцип работы – вырастить внутреннего созидателя, который сумеет взять под контроль внутреннего разрушителя. И в этом поможет сказка…

       Основным средством воздействия в сказкотерапии является метафора.

     Метафора - это вид символического языка, который используется в целях обучения и передачи информации, чтобы выразить определенную мысль в непрямой, но наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуем мы все, взрослые. Увидев погрустневшее личико ребенка, мы спешим утешить его, рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести и себя.

Чем точнее метафора подобрана к ситуации, тем эффективнее проходит работа с детьми.

Безболезненно абстракцией и метафорой сказочная история позволяет заглянуть в человеческую душу, понять суть проблемы и обстоятельства происходящего.

Психологи, педагоги, врачи находят в ней именно тот ресурс, который позволяет достичь поставленных задач с клиентом.

     Сказкотерапия из метода превратилась в целое направление в практической психологии уже со своими методами и приёмами:

  • работа с уже написанными сказками;
  • написание своей истории;
  • инсценирование сказки известной или написанной клиентом;
  • переписывание окончания сказочной истории;
  • арт-терапевтическая работа над сказкой.

Необходимо учитывать правила работы со сказкой:

  1. Учет возраста.
  2. Дозирование информации.
  3. Использование терапевтической направленности.
  4. Отсутствие нравоучений и оценок.
  5. Саморефлексия по итогу обязательна.

От года до четырёх лет используют сказки с животными. От пяти до шести-семи лет усваиваются сказки и с несуществующими персонажами: феи, гномы, эльфы и другие.

Формы и техники сказкотерапии:

  • Рассказывание или сочинение сказки;
  • Рисование сказки;
  • Изготовление кукол;
  • Постановка сюжета сказки;
  • Музыкальное «озвучивание» сказки.

Типология терапевтических сказок:

▪ Дидактическая сказка

Это самая простая и ненавязчивая сказка.

Цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить дома. Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это может быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,

- как и зачем нужно внимательно переходить дорогу,

- как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,

- как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,

- как и зачем нужно убирать на место игрушки,

- как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми...

Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет которых - прост и оттренировывает один навык.

▪ Психологическая сказка

Это любая авторская история, содержащая вымысел. Она имеет своей целью повлиять на личностное развитие ребенка путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде.  Чем отличается дидактическая сказка от психологической? Тем, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни. А сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач. Она сосредотачивается на психологической стороне действий, на личностном развитии слушающего. Например, она не будет учить, как заварить свежий чай к маминому приходу, а объяснит, почему нужно любить маму, даст возможность самому придумать дела, которые докажут эту любовь.

▪ Психотерапевтическая сказка

Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям.

Цель психотерапевтической сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Часто для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч. Можно обратиться к сказкам Г.Х.Андерсена.

▪ Медитативная сказка

Это самая сложная сказка. Что от нее требуется:

- Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей.

- Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.

- Разговор с бессознательным.

- Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.

Чего НЕ требуется от медитативной сказки:

- Иметь чёткий и ясный сюжет.

- Строгое начало и понятный конец.

Медитативные сказки лучше всего работают тогда, когда их слушают в специально созданных условиях, способствующих: а) релаксации; б) нагнетанию определённых психоэмоциональных состояний.

Для чего рассказывают медитативные сказки?

Медитативная сказка обычно служит прологом, настроем к психотерапевтическому сеансу.

Однако она может выполнять и самостоятельную функцию - поднимать «наверх» материал Бессознательного, который нужно отрабатывать, пробуждать личностный потенциал человека, служить подсказкой к принятию самостоятельного решения.

▪ Психокоррекционная сказка. Остановимся на ней подробнее.

Психокоррекция – целенаправленное изменение восприятия жизни или поведения клиента, который нуждается в психологической помощи. В данном случае инструментом воздействия на психику будет являться сказка.

Психокоррекционная сказка – это сказочная история, которая позволяет посмотреть на свою проблему с другой точки зрения, увидеть пути решения. Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

     Сказки для коррекционной деятельности подходят самые разные, соответствующие возрасту и цели: русские народные, притчи, басни, сказки народов мира, авторские.

     Для создания психокоррекционной сказки используется алгоритм:

  1. Жили-были… В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру; героем может стать любимый персонаж или игрушка.
  2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

      3.   И вдруг однажды… Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на             реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

      4.  Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем             усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает             героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же             положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру             психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и             т.д. Наша задача – через сказочные события показать герою ситуацию с разных             сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти             позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является             благом» - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

      5.  Развязка. Позитивный итог истории. Герой понимает свою неправоту, признает            ошибки, становится на путь изменений, получает вознаграждение.

     Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно это следующие причины:

  1. Ребенок желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
  2. Ребенок желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.
  3. Ребенок желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
  4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
  5. У ребенка не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Какие проблемы поддаются коррекции сказкой:

  • страхи темноты, врачей, собак и другие;
  • оптимизация социальных навыков, опыта взаимодействия;
  • гиперактивность;
  • речевые нарушения;
  • эмоциональная неустойчивость, саморегуляция;
  • агрессивность;
  • психосоциальная половая идентичность;
  • психосоматические проявления: энурез, проблемы с пищеварением;
  • трудности во взаимоотношениях в семье;
  • переживание развода, потери близких или любимых животных;
  • посттравматические проявления
  • внутренние конфликты и другие.

     Психокоррекционную сказку можно обсудить с ребенком, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы, миниатюрных фигурок, «озвучить» с помощью музыкальных инструментов. А можно просто прочитать, не обсуждая. Простое рассказывание сказки ребенку без дальнейшего анализа и объяснений уже будет иметь огромное значение: мягко на подсознательном уровне идёт грандиозная работа, происходит изменение внутреннего плана действий; происходит «замещение» стиля, который стал неэффективен, на новый продуктивный. Метафорой ребёнку объясняются происходящие события. Таким образом, мы даем ребенку возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Сказка подействует на его поведение и уровень осознания. Ребенок примерит на себя новую роль и будет пробовать подражать герою.

Практический блок.

Практическая работа проводится в формате углубленной работы со сказками: «Малыш-Облачко» и «Цветочная сказка» (аудитория делится на две рабочие группы).

Сказки представлены в формате презентации. Тексты сказок уже готовые, по тексту проставлены номера соответствующих слайдов. Роли выделены определенным цветом.

Задание: Каждой группе даются следующие задания:

- Познакомиться с текстом сказки;

- Определить:

     - направленность сказки (какому нарушению психологического здоровья она соответствует по «Классификации…»);

  • какие коррекционные задачи будут решаться посредством этой сказки;
  • продумать вопросы, которые можно использовать для обсуждения с детьми этой сказки.

- Нужно будет вжиться в сказочные роли, представить себе своего героя, какие черты характера, эмоциональные проявления ему соответствуют, и озвучить роли в соответствии с особенностями образов.

- Показать сказку, «озвучив» ее: озвучиваются соответствующие роли и подбирается музыкальное сопровождение к определенным слайдам (муз.инструменты представлены перед аудиторией).

Тексты сказок.

                         Сказка «Малыш – Облачко, или

                     Как справляться с «Немогучками»

                                (автор – К.Суворов)

       Однажды на свет появилось маленькое облачко. Назвали его Малыш – Облачко. Малыш рос, окруженный любовью и заботой, радовался Жаркому Солнцу, Веселому Ветерку, Смеющемуся  Ручейку, Говорливому Лесу. Но взрослые считали его очень маленьким, старались ограждать от всяческих трудностей, и Малыш – Облачко рос боязливым и нерешительным.

       Он часто гулял по небу и мечтал о том, что будет большим и самостоятельным.

       Однажды Малыш – Облачко, как обычно, гулял по Синему Небу. Мимо весело пробегали другие облака и, весело смеясь, мчались дальше, к темнеющему вдали Говорливому Лесу.

       Вдруг послышалось совсем рядом: «Эй, Малыш! Полетели с нами! Сегодня все птицы справляют новоселье в Говорливом Лесу. Вот повеселимся! Не отставай!»

       Малыш – Облачко так растерялся, что не мог вымолвить ни слова и застыл на месте. Когда он очнулся, пролетевших облаков уже и след простыл. Понурив голову, Малыш поплелся домой: «Опять я пропустил самое интересное! До чего же я нерешительный! Так я никогда не повзрослею!»

       Но вдруг он заметил, что вокруг стоит какая-то странная тишина. Малыш огляделся и увидел, что с севера ползет какая-то тьма. С ней приближался странный гул. Малыш замер.

       Тьма приближалась, а за ней несся Страшный Смерч. Они двигались прямо к Говорливому Лесу! Малыш вспомнил, что там сейчас идет праздник. Значит, многим грозила беда!

       Малышу – Облачку стало страшно, и тут же он услышал внутри себя Голос: «Неужели ты и вправду маленькое облачко, которое всего боится? Ты же так хотел повзрослеть! У тебя доброе сердце, ты любишь помогать всем. Ты можешь помочь и сейчас! ТЫ  МОЖЕШЬ  ПОМОЧЬ!»

       И Малыш подхватил: «Да, они нуждаются в моей помощи! И Я ИМ ПОМОГУ!»

       Он помчался в сторону Говорливого Леса, чтобы предупредить всех его обитателей о надвигающейся беде и помочь им спастись.

…Тем временем в Говорливом Лесу поднялась суматоха. Никто не знал, что делать, в какую сторону бежать. Увидев на небе Малыша – Облачко, все закричали:

«Малыш! Беги домой, а то погибнешь!»

       Малыш ответил: «Нет, я вижу, откуда движется Смерч, и знаю, где есть безопасное место. Там все могут спрятаться!»

«Тогда веди нас туда!» - прокричало Самое Мудрое Облако. И все полетели за Малышом к Высокой Скале. В ее просторной теплой пещере укрылись все облака и птицы. Смерч пролетел мимо, не принеся никому вреда.

       Все вернулись в Говорливый Лес, и праздник продолжался. И теперь героем праздника был Малыш-Облачко, которого с этой поры стали звать Бесстрашным Облаком. У него появилось множество друзей, и никто уже не считал его маленьким и трусливым.

РОЛИ: Автор, Малыш-Облачко, Голос Малыша, Другие облака.

Направленность сказки:

«Социальные страхи» (пассивная форма реагирования на окружающую действительность; аккомодативный стиль поведения).

Причина: отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям.

Коррекционные задачи:

  • Коррекция тревожности (социальной).
  • Повышение уверенности в себе.
  • Повышение самооценки. Формирование адекватного уровня притязаний.
  • Формирование позитивного самоотношения.

Вопросы для обсуждения:

- Почему взрослые облака перестали называть облачко Малышом?

- Как вы думаете, что за Голос сказал Облачку «ты можешь помочь»?

- Были ли у вас ситуации, когда вы сами себе говорили «я могу»?

- Как вам удавалось доказать самому себе, что вы действительно можете?

             «Цветочная сказка»

            (автор – Е.Вишнева)

      Я расскажу удивительную историю про цветы. Они живут на красивой Цветочной поляне на опушке леса. Зовут их Ромашками и Васильками. В солнечные дни вся поляна благоухала, по воздуху разносилась ароматная цветочная пыльца.

       Но Васильки были очень задиристыми, им хотелось, чтобы на них постоянно обращали внимание. Они считали себя очень красивыми… Часто они высмеивали и обижали рядом растущих Ромашек, обидно подшучивали над ними, дергали за лепестки.

       И вот однажды Ромашки очень сильно обиделись на Васильков. К вечеру все совсем рассорились и разошлись по разные стороны Цветочной поляны.

     «Как хорошо! Наконец-то никто не обижает и не толкается!» - успокоились Ромашки.

     «Как хорошо без этих Ромашек» - умилялись Васильки.

     «Вот теперь начнется спокойная жизнь!» - подумали все вместе.

  И вот наступило первое утро новой жизни. Ромашки поиграли друг с другом, но им так не хватало Васильков, и Ромашки заскучали.

    Васильки тоже заскучали, им было неинтересно играть друг с другом. Как же им не хватало Ромашек, которые так смешно жмурились на солнышке!

    А когда наступила ночь, стало темно, где-то близко заухала сова. Все Ромашки на поляне испугались.  

«Где же сильные и храбрые Васильки? Мы боимся!» - дрожали они.

    А Васильки ушли жить к своим дальним родственникам – Колоскам, на пшеничное поле. Но Колоски их встретили холодно. Они сказали Василькам, что скоро придет Человек и выгонит их с поля, потому что они - сорняки. Василькам стало страшно и обидно. Ромашки, с которыми они жили на Цветочной поляне, никогда не называли их сорняками!

    А в это время на поляне началось самое страшное. На Ромашек надвигались полчища мышей. Они, клацая зубами, хотели подгрызть их корешки. Ромашки закричали изо всех сил. И Васильки услышали их! Они бросились на спасение Ромашек. Мыши не ожидали такого отпора и разбежались в разные стороны.

«Как хорошо, что вы вернулись!» - воскликнули Ромашки.  

«Простите нас!» - хором крикнули Васильки.

«Нам так весело вместе!» - сказали все хором.  

«Вы такие милые!»  

«А вы такие сильные и храбрые!» - слышалось со всех сторон.

Ромашки помирились с Васильками, все цветы рассмеялись, и пушистая ароматная пыльца облаком поднялась над поляной. С тех пор они всегда дружат.

     Вот такая Сказочная поляна есть на свете. Вы всегда можете ее найти по звонкому смеху, по душистому облаку, плывущему над поляной.

РОЛИ: Автор, Ромашки, Васильки.

Направленность сказки:

«Демонстративная агрессивность» (активная форма реагирования на окружающую действительность; ассимилятивный стиль поведения).

Причина: депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Коррекционные задачи:

  • Коррекция агрессии.
  • Обучение заявлению о себе в социально приемлемых формах, в позитивном ключе.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование позитивного отношения к окружающим.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему Ромашки обиделись на Васильков?
  • Как жилось Ромашкам без Васильков? (Василькам без Ромашек?)
  • Как помирились Ромашки и Васильки?

Обобщение:

Работая со сказками, дети проходят через тренаж узнавания, проживания эмоций, усваивают различные «имена» чувств и эмоциональных состояний, происходит расширение опыта восприятия и анализа чувств, а также получают установку на саморазвитие. Решаются психокоррекционные задачи, озвученные вами.

Сказки способствует также сплочению детского коллектива.

Заключение. Уважаемые коллеги!

На нашем семинаре-практикуме мы «погрузились» в проблему психологического здоровья детей, теоретически проанализировали ее, познакомились с основными компонентами психологического здоровья детей, причинами его нарушения, расширили представления об эффективных средствах арт-терапии, работающих в рамках развития и коррекции эмоционально-личностной сферы детей и формирования их психологического здоровья (сказко – и музыкотерапии), и проработали этот материал на практике, создав психокоррекционные музыкальные сказки и проведя анализ этой практической работы.

Вернемся к задачам нашего семинара, которые помогут нам сформулировать основные методические рекомендации в рамках работы над проблемой формирования психологического здоровья детей.

Методические рекомендации:

▪   Выстраивать работу по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы детей и формированию их психологического здоровья в соответствии с классификацией нарушений психологического здоровья.

▪    В практической деятельности использовать средства арт-терапии.

Литература

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002г.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: Генезис, 2001г.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2005г.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по формированию здоровья детей дошкольного возраста "Здравствуй"

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто....

Танцевальная терапия как средство коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Данный материал рассматривает проблему тревожности детей дошкольного возраста, а также выделяет танцевальную терапию как эффективный способ коррекции....

Здоровьесберегающие методики,как одно из средств формирования активного словаря детей дошкольного возраста.

В статье говориться о том, что логопедия - важное звено ком­плекса здоровьесберегающих тех­нологий. Все систематически про­водимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью...

Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...

Понятие и основные составляющие здорового образа жизни. Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста в ДОУ

В презентации раскрыты понятия:- что такое здоровье по определению ВОЗ- типы здоровья- что такое ЗОЖ- основные принципы ЗОЖ- основные направления работы ДОУ по формированию ЗОЖ у дошкольников...