Как подобрать задания для развития коммуникации у учащихся старших классов коррекционных школ
статья (9 класс) на тему

крайне важно для учащихся с ОВЗ при обучении коммуникации использовать задания, максимально приближенные к реальности. Кроме специфических заданий приведенных в примерах при подготовке тренингов. это обязательно, должны быть ситуации общения в общественном транспорте, на социальных объектах, вариантов общения с противоположным полом, в приемной комиссии, формулирование запроса на помощь и т.д.

задания на развитие коммуникации 8 вида VIII вида школьникам. психолог тренинги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_na_razvitie_kommunikatsii.odt26.73 КБ

Предварительный просмотр:

  • Крайне важно для учащихся с ОВЗ при обучении коммуникации использовать задания, максимально приближенные к реальности. Кроме специфических заданий приведенных в примерах при подготовке тренингов. это обязательно, должны быть ситуации общения в общественном транспорте, на социальных объектах, вариантов общения с противоположным полом, в приемной комиссии, формулирование запроса на помощь и т.д.

Целью и задачами таких заданий будут:

  • Развитие у участников умений аргументирования в ситуациях решения коммуникативных задач
  • Формирование навыков партнерского общения в игровых упражнениях
  • Осознание условий эффективности  аргументации и проблемно-конфликтных ситуаций
  • Осуществление рефлексивного подхода при обсуждении содержания занятий; тренировка вербализации при подаче и приеме обратной связи

Методы проведения занятий:

Психогимнастические упражнения на развитие навыков вербализации, ролевые игры, элементы аутотренинга

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ:

Упражнение «Три портрета». Ребята в микро-группах рисуют портреты уверенного человека/ неуверенного человека/ Самоуверенного человека. Портреты представляются к обсуждению. Рассматриваются типичные жесты-мимика, позы у людей, классические фразы.

Проводятся деловые игры, где игроку дано задание представлять себя с позиции уверенного в себе человека (самоуверенного/ неуверенного). Анализ игры, рефлексия.

УВЕРЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ:

  1. Перечень правил уверенного выступления.

Обсуждение признаков/ критериев уверенного выступления.

Составление текста выступления учащимися согласно критериям (содержательность, логичность, четкость изложения, интересная подача информации).

  1. Работа в группах.

Самоназвание и после этого шуточный экзамен: группа вытаскивает карточку (билет) с шуточным вопросом для презентации, договариваются, распределяют роли, составляют мини-сценарий, показ… Обсуждение. Рефлексия.

  1. Для классов, которым предстоит экзамен.

Следующие упражнения посвящены отработке выступления на настоящем экзамене со знакомыми им вопросами – ответами.

В ходе проигрывания ситуаций особое внимание уделяется манерам, форме одежды, проработке процедуры экзамена. А также включены упражнения на снятие излишней тревожности.

УМЕНИЕ СКАЗАТЬ «НЕТ»

Формирование культуры отказа и навыка противостоянию групповому давлению.

Предварительное обсуждение и проигрывание диалогов, постановок, где одному учащемуся дано задание – уговорить, а второму – дать отказ.

Ситуации: курение, прогул урока, склонение к близости, помощь в переносе тяжелых вещей  «не по пути», одалживание денег…..

Анализ результатов (получилось или нет, почему).

Многократное проигрывание вариаций с целью наработки речевых заготовок.

АЛГОРИТМ ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА.

  1. Вежливо выслушать просьбу или предложение
  2. Попросить разъяснение если что-то не ясно
  3. Остаться спокойным и сказать «нет»
  4. Объяснить по необходимости причину отказа
  5. Если собеседник настаивает – говорить «нет» без объяснений

ПРИМЕТЫ.

Ребятам предложено выступить знатоками примет. Например мы говорим, упали ложки – придут гости. Некоторые приметы мы придумаем самостоятельно. Кто-нибудь будет что-то ронять, а другой будет говорить, кто скоро придет. Я брошу Мяч в руки и скажу что уронили, например, варежку. Мне ответят, что это к скорому наступлению холодов, и тогда отвечавший говорит какой предмет уронили следующим, кидает мяч тому кто должен пояснить примету.

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СЛОВА.

Ведущий называет слово и бросает мяч участнику. Тот называет противоположное слово и возвращает мяч. Могут быть разные антонимы на слова: мычать, поломка, дно, дроби, работа, любовь, грубость, писать, черствый, серый….

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ РАССКАЗ

Кто-то начнет рассказ и произнесет первое предложение. Все по очереди подправляют детали, меняя их значения на противоположные.  Например, я скажу: «Ехала я летом в Москву», а другой поправит «Не ехала, а шла» Следующий: «Не в Москву а из Москвы», «Не ты , а я» и т.д.

ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО:

Ведущий читает сказку участникам, чтобы те вместе смогли составить похожую. Он сразу договаривается с участниками, что тем придется помочь его повествованию хоровым проговариванием двух реплик , которые произносятся поочередно « А, это хорошо», и «А, это плохо»

«Встретились два мужика на дороге. Поздоровались они. Один и говорит:

 - А я денежку один раз нашел. А другой ему отвечает:

 - А. это хорошо.

 - Хорошо то хорошо, да не очень: денежка то дырявая была.

 - А, это плохо.

 - Плохо-то плохо, я на нее мешок орехов купил.

 - А, это хорошо.

 - хорошо то хорошо, да не очень, орехи то оказались гнилые.

 - А, это плохо.

- Плохо-то плохо, да не очень, я их кабану скормил.

 - А, это хорошо.

 - Хорошо–то хорошо, а кабан издох.

 - А, это плохо.

 - Плохо–то плохо , да не очень: за его шкуру мне денежку дали.

 - А это хорошо.

 - Хорошо то хорошо, да не очень, денежка то дырявая была…..»

Ведущий предлагает каждому участнику начать новую сказку придумав первое предложение: а все поочередно говорят « А, это хорошо» или «А, это плохо», а затем по очереди добавляют пояснение, почему это хорошо или плохо, развивая сюжет сказки.

Также можно брать за основу не сказки, а реальные социальные истории.

ЛИШНЯЯ ФИГУРА.

Участникам предлагается посмотреть на рисунок с фигурами и выбрать какая, из фигур лишняя и почему.  На самом деле, каждая из фигур может быть лишней, при обсуждении появляется возможность поговорить о том, что бывают ситуации, когда все правы. Признавая истинной одну точку зрения, мы иногда теряем …

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД.

Участники формируют группы по три человека. Задается тема спора или конкуренции (борьба за дружбу с девочкой /юношей, конкурс мастер по профессии, право возглавить выход на внешкольное мероприятие).

Судья записывает краткое содержание аргумента в протокол и оценивает его по трех-бальной шкале:

3 б – очень весомый аргумент

2 б - весомый аргумент

1 б – не очень весомый аргумент

ЗА И ПРОТИВ.

Участники тренинга-игры в течение трех минут пишут аргументы к утверждению.

«Курить стоит, потому, что ….». Закончив предложения, подсчитывают количество приведенных аргументов и называют цифру. Начиная с тех, у кого меньшее количество, зачитывают доводы, а остальные отмечают в своих записях те, которые уже названы. Ведущий считает общее количество приведенных аргументов. После этого играющие три минуты пишут аргументы к противоположному утверждению: «Курить не стоит…»

По примеру данного задания может быть проведено много игр-упражнений разной тематики.

ПЕРВАЯ БУКВА ИМЕНИ.

«Назовите свое имя и прилагательное на первую букву имени, характеризующее вас, Например «Я Ирина – искренняя»….(интеллигентная, исполнительная, интересная). Другие участники продолжают список прилагательных, а сам герой выбирает одно из предложенных главным качеством.

ЭМПАТИЯ.

Работа с определением слова.

Основные моменты эмпатии.

Практическая работа в парах.

КОМПЛИМЕНТЫ.

Правила:

 - без гримасс (уверенно);

 - без смешков, ругани;

 - без скрытой цели;

 - поблагодарить за комплимент.

Практическая работа (2 группы).

ДОБРОЕ СЛОВО НЕПРИЯТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Учащимся предлагается выбрать из своего школьного окружения несколько человек. На тренинге отрабатывается способность достойно общаться социально-приемлемым способом.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ, КОТОРОЕ МЫ ПРОИЗВОДИМ.

Что такое первое впечатление о человеке?

Внешний вид.

Поведение.

Далее – черты характера.

Правила как произвести впечатление («Тропинка к своему я Хухлаева» стр.85)

СОЦИАЛЬНЫЕ  РОЛИ.
Например, приходит учитель. Чего вы от него ожидаете? Будет показывать фокусы? Чего не ожидаете?

 - приходит новенькая, аккуратно одетая, одежда закрытая, прическа строгая, кто она? (отличница)

 - впечатление обо мне…. (рефлексия)

О МАСКАХ, КОТОРЫЕ НОСЯТ ЛЮДИ… О ЛЮДЯХ КОТОРЫЕ НОСЯТ МАСКИ,,,

К/Ф «МАСКА» США  (В главной роли Джим Керри)

Просмотр 1 половины фильма

Многообразие ролей и масок в жизни человека, комическая и трагическая маски

 - От чего зависит выбор маски?

 - Для чего люди носят маски?

ВЕСЬ МИР - СЦЕНА

Участников просят изобразить сцену в которой они хотели-бы поучаствовать. Рисуют себя на сцене одетыми в любой костюм, который пожелают выбрать, зрительный зал, людей… Обсуждение.

РИСУЕМ МАСКИ:

Каждому учащемуся по 3 заготовки ( раскрасить либо коллажирование из журналов)

ГРУППОВАЯ СКУЛЬПТУРА:

Создание групповой скульптуры, которая отражает настроение группы в целом. Предлагается выбрать каждому наиболее комфортное место, так чтобы можно было почувствовать дух группы, комфорт от того времени, которое они провели вместе. Можно сделать фотографию.

МОЖНО ЛИ ВЛИЯТЬ НА ЧУЖОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Рисунок «Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направления дальнейшего движения. Обсуждение рисунка сводится к теме : «Кто влияет на Ваш выбор пути»

О МУЖЧИНАХ И ЖЕНЩИНАХ

К/Ф «Степфордские жены» США 2003

Все в природе делится на мужское и женское; различия между полами, сферы интересов мужчина и женщины.

Чей мир лучше? Мч или Ж

Коллаж (черты идеального Мч или идеальной Ж)

Функции в семье

ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖЧИНА, ИДЕАЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

Составление коллективного словесного портрета идеального партнера.

Соответвие своих качеств качествам идеального партнера.

АНАЛИЗ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКА ТРЕНИНГА (в том числе при самоанализе с использованием видеоматериала)

Качественная и количественная обработка информации позволяет получить достаточно достоверные сведения

Вербальные:

 - суждения и реплики

- звуковые характеристики речи – громкость, тон, тембр, покашливание, смех, молчание…

Невербальные:

 - Поза и выбор места в кругу

 - интенсивность и частота жестов (спонтанные движения)

 - выразительность мимических действий и их адекватность

 - Поведение в тактильных заданиях (дистанцирование)

 - Построение отношений в различных ролевых играх

 - Степень вовлеченности в работу

 - Коммуникация в группе (индивидуально либо основная роль в группе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по швейному делу для учащихся 9 классов коррекционной школы.

Данная презентация используется для итоговой проверки знаний учащихся 9 классов (зачет) по предмету швейное дело. Она состоит из пояснительной записки, инструкции по применению и тестов по разделам....

Тестовые задания по швейному делу для учащихся 9х классов коррекционной школы VIII вида

В последнее время для итоговой проверки усвоения учебного материала широко применяются тестовые задания, которые позволяют выявитьстепень подготовки учащихся  усвоения знаний, умений и навы...

« Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

«Развитие личности учащихся старших классов коррекционных школ через изучение психологии человека.»

Дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.Одной из форм работы с детьми в школе-инте...

Тестовые задания олимпиады по производственно-трудовому обучению (направление "Швейное дело") для учащихся 9 классов коррекционных школ.

Тестовые задания   по производственно-трудовому обучению, направление  "швейное  дело" для учеников 9 классов коррекционных школ.Информация представлена в 2-х вариантах, из которых 2 ва...

Интересные задания для обучения чтению учащихся старших классов школы

Интересные задания для обучения чтению учащихся старших классов школы...

К вопросу о формированиии готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов коррекционной школы 8 вида на уроках технологии

     Одна из главных задач коррекционной школы- подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном российском обществе. В школах 8 вида, где обучаются дети с интеллектуаль...