«Роль уроков русского языка и чтения в старших классах коррекционной школы в духовно-нравственном развитии».
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ г. Пушкино «Школа-интернат».
Доклад на методическом объединении
«Роль уроков русского языка и чтения в старших классах коррекционной школы в духовно-нравственном развитии».
Учитель: Лобозева Н.А.
2023-20234уч.г.
«Роль уроков русского языка и чтения в старших классах коррекционной школы в духовно-нравственном развитии»
Из всех наук, которые должен знать человек , главнейшая есть наука о том, как жить , делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Работая над методической темой «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и чтения», в основу которой лежит гуманно-личностная технология, отличающаяся прежде всего своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности и помощь обучающимся с недостатками в развитии. Данная тема представляется мне наиболее актуальной сегодня, т.к. «нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку» - так писал известный языковед Федор Иванович Буслаев. Невозможно учить родному языку и не думать о духовно-нравственном воспитании.
В процессе своей профессиональной деятельности мне приходится решать следующие педагогические задачи:
- внедрение и апробация инновационных образовательных средств, способствующих формированию духовно-нравственных способностей обучающихся;
- обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности через создание благоприятных педагогических условий для её творческой, личностно-ориентированной самореализации;
- социализации личности, обучение самоопределению в окружающем мире, через отбор оптимальных средств организации учебной и внеклассной работы с обучающимися;
- создание оптимальных условий для здоровьесбережения детей.
На уроках русского языка главным для меня является повышение грамотности учащихся. Моя задача заключается в подборе обучающего дидактического материала, работе со связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Обучающий дидактический материал соответствует возрастным и индивидуальным особенностям, интересам обучающихся тех классов, в которых работаю.
Урок – это пространство воспитания благодарного отношения к родному языку. «Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели через колыбельные, потешки, загадки.
До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. На уроках русского языка и чтения привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы».
Также на уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на нравоучительную сторону того или иного текста. При подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.
Дидактический материал по русскому языку при изучении позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувства милосердия, совести, воли и т.д.
Для использования на моих уроках в 5 – 9 классах обучающихся с ОВЗ я отобрала игры по темам из разделов «Фонетика» и «Морфология»: «Алфавит», «Двойные согласные», «Безударные гласные», «Состав слова» и «Части речи».
Приведу несколько фрагментов уроков письма и развития речи с использованием игровых ситуаций при изучении грамматического материала.
При повторении темы «Двойные согласные» я использовала на уроке игру «Пропущенные буквы». На доске вывешиваю таблицу со словами, в которых пропущены двойные согласные. Детям предстояло их вставить. Для более сильных учеников задания несколько усложняю: даю слова, в которых двойные согласные занимали не совсем привычное место в словах.
Кроме описанных выше игр я вводила в уроки языка и шарады. Эти сложные игровые упражнения развивают внимание, память.
Также применяю технологию проблемного обучения, учу ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
На каждом уроке привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.
И любая тема по чтению может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.
Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.
Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.
И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» в 8 классе главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью
Чтение– это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций и моя роль как учителя заключается в том, что направить их мысли в нужное русло.
Особенно эффективны такие уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни
«Поэзия - это витамины души, особенно растущей. В молодости чего-то не додали, какого-нибудь витамина D, и ущербная совесть всю жизнь ходит на гнутых ножках», — так очень метко определил значение поэзии для нравственного здоровья писатель Леонид Жуховицкий.
Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.
На уроках чтения каждое художественное произведение содержит множество нравственных проблем. Поэтому я стараюсь строить уроки по законам искусства (художественный анализ произведения) закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем
Использую на уроках информационные технологии и возможности интернет-ресурсов.На уроках русского языка и чтения любой вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время.
Главным содержанием своей педагогической деятельности считаю личностно-ориентированное развивающее обучение. Для развития потенциала коммуникативных навыков обучающихся 5-9 классов использую интерактивные формы обучения: групповую работу, урок-дискуссию, работу в парах. Наряду с применением новых методик и технологий обучения обучающихся русскому языку и чтению: технология критического развития через чтение и письмо; педагогическая мастерская, как средство раскрытия творческого потенциала (мастерская ценностных ориентаций), использую на уроках целостный комплексный дидактический материал по нравственной тематике, созданный за период работы, содержащий проблемы, которые являются злободневными, личностно-значимыми
В 2023-2024 учебном году в 5, 6 классе мы начали работать по новым учебникам по чтению Св. Юрьевны Ильиной и Татьяны Михайловны Головкиной. В данных учебниках представлены 13 разделов, посвященных в частности:сезонным изменениям в природе ( Круглый год. Осень. Зима. Весна. Лето.); великим историческим событиям ( «Никто не забыт, ничто не забыто»); отношению людей к животным («Люби все живое»):школе, школьникам и отношению к учении. («Школьная страна») и др.Характеризуя в целом литературные произведения, которые мы изучаем, отмечаю их ценность в духовно-нравственном развитии детей. Особое значение данных произведений заключается в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся, в частности, в формировании гражданской идентичности и осознании себя гражданином России. Например, во вступительных статьях к разделам « Круглы год. Осень. Зим. Весна. Лето», нашли свое отражение в обрядовых песнях, сопровождающих трудовые будни и праздники. Мы узнаем об особенностях быта и труда, которые навсегда исчезли из нашей жизни, сохраняем память о них. Расширяем предсталения обучающихся о ранее им известных и неизвестных традиционных праздниках , приуроченных к определенному времени года (Рождество, Крещение. Масленица). На формирование патриотических чувств направлено чтение и разбор произведений, включенных в разделы «Защитники Отечества»,
« Никто не забыт, ничто не забыто». Содержание этих произведений позволит нам сформировать у учащихся собирательный образ героя , защитника своей страны от древних времен ( былинный богатырь) до современных событий. Воспитанию у учащихся гуманного отношения к окружающему миру, сопереживанияи сострадания, несомненно, способствуют произведения, помещенные в разделе «Люби все живое».Стараюсь, чтобы учащиеся осознали главное:человек – это не царь природы, а лишь еемалая часть, и каждый из нас должен жить, не причиняя вреда тому, кто находится рядом с нами.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, мужество, сострадание, взаимопомощь, выручка, толерантность и т.д. Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках чтения и развития речи в школе-интернате для детей с отклонениями в развитии является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения с элементами анализа художественных произведений.
Читая и анализируя предложенный специально разработанной для этих учащихся программой тексты, учащийся должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, о добре и зле, возможностях человека и его месте в окружающем его мире.
Основой формирования нравственных позиций является оценка. Оценивая поступки главных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами - сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
- Умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
- Сопереживать героям и автору, понять главную мысль произведения, его идею;
- Осознать свою позицию и передать ее в форме устной речи.
С целью формирования и развития у учащихся нравственных позиций на уроках чтения ставлю перед собой ряд задач:
- формирование коммуникативной компетенции через раскрытие субъективного опыта учащихся с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
- активизация эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.
1. На кого вы хотите быть похожими и почему?
2. В каких произведениях говорится о добре, добром отношении к окружающим?
3. Почему нужно уважать старших?
4.Назовите пословицы, подходящие по смыслу к пройденным рассказам.
5. Продолжи пословицу.
Формирую нравственные ценности у детей путем их ознакомления с жизнью и подвигами героев земли Русской, которые являются высоким нравственным примером для учащихся. Так, на уроке чтения по теме «Рассказы о русском подвиге») на этапе проверки уровня знаний использую задания в виде тестов, в которых нужно выбрать нужный ответ и объяснить высказывание.
«Героями не рождаются, героями становятся. Тебе заслужить медаль, тебе и носить». Чьи это слова?
- Кутузов.
- Наполеон.
- Суворов.
- Раевский.
Объясните данное высказывание.
На этапе обобщения провожу обобщающую беседу:
- Как вы думаете, почему люди хранят память о русских воинах, о тех событиях?
- Почему, имея численное превосходство, Наполеон проиграл войну?
- Чему учили своих солдат наши прославленные полководцы?
- Служат ли примером для нас подвиги русских воинов и генералов? Почему?
- Какие войска есть в наше время? Что они делают?
- Какими качествами должен обладать современный военнослужащий?
Формируя образ «героя», «победителя», уточняем такие понятия, как «заслуженная награда», «медаль», «образ жизни» и «пример для подражания».
Из-за слабо усваиваемых сведений, затруднения применения их на практике, неполноценности чувственного опыта, бедности словаря, примитивности высказываний, ограниченного представления о предметах и явлениях окружающего мира у умственно отсталых детей на уроках применяем такие средства как мимика, жест, драматизация, выразительное чтение, чтение по ролям, прослушивание текста в записи.
Например, при изучении стихотворения С.Михалкова «Будь человеком» (5 класс) на этапе осмысления учебного материала даю задание оценить поступок человека, разорившего муравейник, что позволяет закрепить в сознании детей такие понятия, как «миролюбивый», «эгоист», «Человек», активизирую эмоционально-волевую сферу учащихся с помощью вариативного чтения:
- Прочитай отрывок строго, грустно, весело, с возмущением.
К большинству читаемых рассказов, стихотворений учащиеся готовят рисунки, при этом делают это с большим желанием и удовольствием.
Принимая во внимание нарушение у умственно отсталых учащихся связей между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (7 класс) использую такие приёмы работы, которые повышают воспитательное воздействие художественных произведений: выразительное чтение, сравнение поступков персонажей с их собственным поведением. Эти приёмы позволяют закрепить понятия «взаимовыручка», «поддержка», «смелость», «самообладание», «решительность», «мужество», «трусость». Например: Чему нас учат взаимоотношения двух персонажей: Жилина и Костылина?
Осуществляя межпредметную связь, при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (7 класс) формирую представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и литературе. Понятия «мужество», «героизм», «любовь и преданность Родине» закрепляю, проводя параллель между понятиями «богатырь» и «защитник». На этапе применения знаний и умений оптимизирую процесс понимания, запоминания и усвоения учебного материала, использую специальные коррекционные упражнения. Закрепляем понятия «достоинство», «готовность пожертвовать жизнью за Отчизну», «патриот», «решительность», «мужество», «гордость за своих товарищей». Работа над уточнением образа героя способствует самостоятельному выбору детей из предложенных качеств наиболее приемлемых и характеризующих русского солдата.
Формируя умения умственно отсталых детей думать над прочитанным, сопереживать героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить их жизнь со своей, стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами использую метод беседы. Считаю его оптимальным при изучении произведений, заставляющих задуматься над каким-либо вопросом: например, в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» (9 класс):
- Справедливо ли будет наказан Денис Григорьев?
-Как вы относитесь к злоумышленникам нашего времени - похитителям цветного металла?
На этапе систематизации знаний ученики высказывают своё отношение к персонажу, и, связав материал с современными реалиями, определяют, каковы могут быть последствия беспечности, к чему она приводит и какую ответственность понесёт человек за содеянное. Работа над определениями позволяет разобраться в человеческих качествах, таких как «безответственность», «воровство», «необразованность». С помощью приёма соотнесения ученики выбирают из предложенных черт характера наиболее свойственные и нужные человеку и закрепляют их:
Зависть простой деловой
жадность справедливый хитрый
скупость добрый хозяйственный
лживость смелый находчивый
лень трудолюбивый пассивный
ум мстительный скромный
ответственность заботливый вежливый
На каждом уроке чтения стараюсь проводить разнообразную работу с пословицами и поговорками. Постепенно анализ пословиц усложняю, включая в него сравнение, сопоставление мыслей о трудолюбии, дружбе, о любви к Родине смелости и трусости, правде и лжи.
На этапе систематизации и обобщения предлагаю выбрать из предложенных пословиц, наиболее точно подтверждающие смысл произведения. На этапе актуализации темы урока даю задание: «Пословицы «рассыпались», соберите их; на этапе организации класса - задание: восстановите пословицу по этим словам.
Таким образом, для воспитания нравственных ценностей на уроках чтения и развития речи добиваюсь того, чтобы дети на уроке:
- думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с нравственными нормами.
Работа с текстами духовно-нравственного содержания предполагает не только формальное изучение грамматики – на таких уроках происходит развитие речевых, нравственных, интеллектуальных сторон личности ученика, что обеспечивается активным участием и работой всего класса. Школьники разного возраста учатся лучше понимать друг друга в процессе обмена информацией, добывать и анализировать материал, проявляют интерес к самостоятельному получению различных знаний, это также способствует формированию у учащихся основ духовно-нравственного воспитания.
Поэтому преподаванию письма, чтения и развития речи принадлежит исключительно важное место в общей системе учебно - воспитательной работы в школе.
Пожелания:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание.
3. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
4. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
5. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
6. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
7. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
8. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
Одним из средств нравственного воспитания является собственный пример. Дети с недостатками в развитии хорошо подражают взрослым в манере поведения, копируя их мимику и жесты. На конкретных делах детям нужно показывать примеры взаимной выручки, дружбы, проявления заботы. Показательной и убедительной формой нравственного воспитания является также проведение праздников, подготовка к ним, проявление заботы и внимания к близким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.
В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....
Конкурс эрудитов по русскому языку и чтению для 2 класса коррекционной школы 8 вида
Представлен занимательный материал по русскому языку и чтению...
Презентация для интерактивной доски StarBoard к уроку русского языка "Лексические группы глаголов" 9 класс коррекционная школа 8 вид
Презентация "Лексические группы глаголов" для интерактивной доски StarBoard...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.
Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....
Работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы
На семинаре МО представлен доклад, в котором показана работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы...
«Коррекционная работа, направленная на профилактику процессов письма и чтения у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка и чтения в старших классах».
Доклад на муниципальном теоретическом семинаре в рамках Центра методического сопровождения учителей-логопедов общеобразовательных организаций «Коррекционная работа, направленная на профилактику про...